Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки визуальной айдентики и рекламного продукта 8
1.1. Айдентика как часть брендинга и реклама в сфере магазинов сантехники 8
1.2. Айдентика сантехнического магазина и дизайн тренды в розничной торговле 11
1.3. Анализ аналогов магазинов сантехники в России 14
1.4. Анализ аналогов магазинов сантехники в Кемеровской области 17
1.5. Выявление целевой аудитории сантехнического магазина 20
Глава 2. Разработка айдентики и рекламного продукта для сантехнического магазина 23
2.1. Цели и задачи разработки айдентики для сантехнического магазина 23
2.2. Поиск и выбор названия 25
2.3. Разработка эскизов: выбор концепции 28
2.4. Логотип 32
2.5. Подбор цветовых и шрифтовых констант 35
2.6. Разработка фирменной графики и паттерна 38
2.7. Разработка сувенирной продукции 40
2.8. Дизайн деловой документации 42
2.9. Дизайн печатной продукции 45
2.10. Дизайн вебносителей 48
2.11. Наружное оформление магазина 50
Глава 3. Подготовка графики к реализации 52
3.1. Допечатная подготовка деловой документации 52
3.2. Допечатная подготовка печатной продукции 53
3.3. Допечатная подготовка сувенирной продукции 54
3.4. Подготовка графики для web публикаций 55
3.5. Подготовка к внешнему оформлению магазина 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение А. Анализ аналогов в России и Кемеровской области 67
Приложение Б. Разработка айдентики 79
Приложение В. Примеры носителей на мокапах 105
Актуальность работы обусловлена тем, что конкуренция в сфере торговли увеличивается с каждым годом. Магазины ищут новые способы, чтобы заинтересовать своего покупателя и заполучить его доверие. Люди всё больше и больше привыкают к удобному дизайну, качественным продуктам, хорошей цене и честности продавца.
Большую роль, конечно же, играет визуальная составляющая торговых точек.
Чтобы привлечь покупателей, важно понимать, что магазин должен обладать особенностью и выделяться на фоне своих конкурентов. Айдентика, как часть брендинга, является достаточно важной частью маркетингового хода, которая поможет решить по ставленные организацией задачи и избавить от сопутствующих проблем.
Понятие "бренд розничного магазина" — это, в первую очередь, бренд услуг, которые предоставляет магазин покупателю. Главные составляющие — это качественное обслуживание, коммуникации и огромный ассортимент. Именно создание айдентики на основе этих составляющих поможет обратить внимание большого количества покупателей, и создаст яркую рекламу, что выделит среди других.
Чтобы разработать индивидуальную айдентику, необходимо определить, чем отличается конкретный розничный магазин от остальных, что выделяет его, делает особенным, и использовать это в качестве основы для дальнейшей разработки визуального образа.
Если у розничных магазинов отсутствует визуальный образ, то это влечет за собой ряд проблем, которые в дальнейшем усложняют работу магазина. Практика показывает, что торговые точки без индивидуальной айдентики не вызывают доверие и интерес покупателя, это значит, что существование магазина на рынке существенно сокращается.
Проблема исследования. Несмотря на то, что мелких специализированных розничных магазинов сантехники достаточно много в небольших го-родах, вопрос их визуальной составляющей остаётся неразработанным. Это очень важно, потому что таким магазинам приходится конкурировать с большими строй-маркетами.
Отсутствие визуального образа розничного магазина сантехники в городе Прокопьевске, усложняет решение таких задач, как: привлечение покупателей и их лояльность, коммуникация с аудиторией и инвесторами, запоминаемость магазина, и уверенность на рынке. Поэтому существует необходимость в создании привлекательного стиля, узнаваемой и простой знаковой системы, которые будут ассоциироваться с магазином, что поможет решить данную проблему.
Степень разработанность проблемы. Это исследование опирается на научные труды авторов зарубежной литературы и российских авторов. Перечень полной литературы дан в списке библиографии.
Самыми актуальными для данной работы являются такие вопросы как :
- брендинг и ребрендинг в сфере розничной торговли: Кулич М., Годин А., Тамберг В. и Бадьин А.;
- анализ логотипов, символики и практика их создания: Вами Э., Эйри Д., Макельский С.;
- разработка фирменного стиля, также, как общаться с заказчиком, как составить бриф и методы поиска идей: Кумова М., Лебедев А., Эйри Д.;
- подбор цветов, как их правильно использовать, описание их символики, как цвет воздействует на человека и какие эмоции способен вызвать: Фрейзер Т., Иттен И., Гилл М.
Объектом исследования является айдентика для рынка розничной торговли в контексте маркетинга и рекламы в данной отрасли.
Предметом исследования является разработка айдентики для сантехнического магазина «Мт. Сантехник».
Целью является создание современной айдентики для магазина сантехники, как единого стиля и цельной узнаваемой системы графических образов, которая сможет привлечь новую аудиторию, выделит среди конкурентов в го-роде и сделает магазин запоминающимся.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить современные тренды айдентики в сфере розничной торговли.
2. Проанализировать примеры фирменного стиля в изучаемой сфере.
3. Составить бриф чтобы выявить потребности клиента, что поможет при разработке айдентики.
5. Выявить актуальные цветовые решения для данной сферы, акцентируя внимание на современных тенденциях в области дизайна.
6. Разработать айдентику для сантехнического магазина (знак/ логотип, фирменная символика, шрифты, фирменная графика).
7. Создать все необходимые носители фирменного стиля, включая электронные носители .
Методы исследования :
1. Брифинг: для определения предпочтений заказчика, определение цели айдентики, определение целевой аудитории.
2. Изучение литературы и её анализ.
3. Аналогия и сравнительный анализ айдентики в сфере торговли.
4. Знаковое моделирование и эскизное проектирование при разработке айдентики сантехнического магазина.
Научная новизна заключается в том, что проведены исследования в области айдентики для розничных магазинов сантехники, в результате которых пополнена и закреплена база знаний в этой отрасли.
Практическая значимость заключается в том, что создана индивидуальная айдентика для розничного магазина сантехники, на основе плоскостного и динамического дизайна, который дал больше возможностей для размещения всей символики на любых типах ресурсов.
Разработан простой, запоминающийся и функциональный стиль, который в дальнейшем привлечёт новых покупателей, повысит их лояльность, наладит коммуникации с аудиторией и инвесторами, сделает магазин ярким и запоминающимся, и придаст ему уверенность на рынке.
Объем и структура исследования. Бакалаврская работа состоит из трёх частей: введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Первая глава посвящена теоретическим основам разработки визуальной айдентики и рекламного продукта.
Вторая глава включает в себя разработку айдентики и рекламного продукта для сантехнического магазина.
В третьей главе представлен практический этап работы: выбор материала для рекламной продукции, требования для электронной и внешней рекламы. Допечатная подготовка и способы печатной продукции.
Общий объём работы состоит из 106 стр. Из них 66 стр. машинописного текста. Объём приложений включает в себя 40 стр. с 99 иллюстрациями.
Во время работы над дипломным проектом была проделана работа как теоретического, так и практического характера. Изучены различные источники информации, множество книг, диссертаций, учебных практических мате-риалов, научных статей и электронных ресурсов.
Выполнены все поставленные задачи:
-проведены исследования в области дизайна розничных сантехнических магазинов, изучены тренды в данной сфере
-проведен анализ аналогов Российских магазинов сантехники, а также анализ айдентики конкурентов в Кемеровской области. Анализ подтвердил важность создания качественного, проработанного и продуманного образа для магазина сантехники
-благодаря исследованию и анализу определены актуальные композиционные, шрифтовые и цветовые решения
-разработана айдентика как цельный визуальный образ
-разработаны дизайн-макеты всех необходимых носителей.
Дипломная работа проходила в несколько этапов. Первоначальным этапом разработки являлось создание брифа, где заданы ключевые вопросы заказчику. С помощью брифа определена основная цель айдентики, уникальные качества магазина, положительные и отрицательные качества, бюджет магазина, цветовые предпочтения заказчика, пожелания в дизайне и разработке логотипа. Также определена сувенирная продукция, деловая документация и печатная продукция, а также вебносители графики. Благодаря брифингу вы-явлена целевая аудитория магазина сантехники, составлен портрет потребителя, что отобразилось на разработке визуального образа магазина.
После того, как изучен бриф, проведены исследования, был намечен основной объём работ, и выявлен путь проектирования айдентики. Разработано название магазина, которое наилучшим образом подходило его деятельности, и положительно воспринималось аудиторией.
Благодаря эскизному проектированию, в процессе которого применены теоретические и практические знания, разработаны несколько вариантов логотипов с последующей разработкой разных концепций.
Опираясь на знания, приобретенные из исследований, результаты опроса аудитории и общение с клиентом, выбран и доработан наиболее подходящий вариант логотипа. Подобраны шрифтовые и цветовые константы, разработаны иллюстрации, иконки и фирменный паттерн, а также гиф-анимации для магазина, разработаны дизайн макеты всех носителей айдентики. В результате всех проведенных работ был разработан цельный визуальный образ магазина сантехники.
Данное исследование может быть использовано в брендинге аналогичных магазинов сантехники. Методы исследований, которые используются в данной работе, помогут другим магазинам в разработке их уникальной индивидуальной айдентики. А также проект может успешно использоваться в брендинге магазина сантехники в городе Прокопьевске.
В процессе написания дипломной работы достигнута цель поставленного исследования — создание современной айдентики для сантехнического магазина, как единого стиля и цельной узнаваемой системы графических образов, которая привлечет новую аудиторию и сделает магазин запоминающимся.
1. Акулич М. Брендинг и имидж в розничной торговле [Текст] / М. Акулич .
— М.: Изд-во ЛитагентРидеро, 2019. — 134 с.: ил.
2. Вильямс Р Дизайн для НЕдизайнеров [Текст] / Р Вильямс. — СПб.: Изд-во Символ-Плюс, 2008. — 192 с.: ил.
3. Геращенко Л. Психология рекламы: учеб. пособие [Текст] / Л. Геращенко.
— М.: АСТ, Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.-298, [4], [48] с.: ил.
4. Гилл М. Гармония цвета. Естественные цвета. Руководство для создания наилучший цветовых сочетаний [Текст] / М. Гилл. — М.: АСТ; Астрель, 2006. — 106 с.: ил.
5. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. [Текст] / Ю. Гордон — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2006. — 384 с.
6. Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа [Текст] / Г. Цапф. — М.: Изд- во Студии Артемия Лебедева, 2014. — 260 с.
7. Годин А.М. Брендинг. Учебное пособие [Текст] / А.М. Годин— М.: Дашков и К, 2013. — 183 с.
8. Дрю Д., Мейер С. Управление цветом: Руководство для графических дизайнеров [Текст] / Д. Дрю, С. Мейер. — М.:АСТ, Астрель, 2008. —224 с.
9. Иттен И. Искусство цвета [Текст] / И. Иттен. — М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2016. — 96 с.
10. Крейг Д. и Скала И. Шрифт и дизайн. Современная типографика [Текст]/ Д. Крейг, И. Скала. Пер. с англ. А. Литвинова, Л. Родионовой. - СПб.: Пи-тер, 2016. - 176 с.: ил.
11. Круг С. Веб-дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!» [Текст] / С. Круг.— СПб.: Изд-во Символ-Плюс, 2005. — 200 с.: цв. ил.
12. Кумова. М. Айдентика [Альбом] / М. Кумова. — М.: КАК проект, Grey Matter, 2014. — 512 с.: ил.
13. Кумова. М. Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках, упаковке, навигации и вебе [Текст] / М. Кумова. — М.: КАК проект, 2013. — 396 c.: ил. Лебедев А. Ководство [Текст] / А.Лебедев. — М.: Изд-во Студии Арте-мия Лебедева, 2013. — 251 с.
14. Лесняк В.Г Дизайн [Текст]/ В.Г. Лесняк М.: Индекс Маркет, 2011. — 416 с.: ил.
15. Луптон Э. Графический дизайн. Базовые концепции [Текст]/ Э. Луптон. Пер. Н. Римицан. - СПб.: Питер, 2017. - 256 с.: ил.
16. Луптон Э. Графический дизайн от идеи до воплощения [Текст] / Э. Луп-тон. — СПб.: Питер, 2013. — 184 с.
17. Макельский С. Как создать и продать логотип [Текст] / С. Макельский. — М.: Формат, 2008. — 33 с.
18. Матюшин М.В. Справочник по цвету. Закономерности цветовых сочетаний. [Текст]/ М.В. Матюши -М.: Издатель Д. Аронов, 2007. - 72 с.
19. Мартин Б. Универсальные методы дизайна [Текст] / Б. Мартин, Б. Ханингтон. - СПб.: Питер, 2014. — 208 с.
20. Маэда Дж. Законы простоты: Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь [Текст]/ Дж. Маэда; Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 119 с.
Никулина. И.А. Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе: учебник [Текст]/ И.А. Никулина. Краснодар: 2010. — 236 с.: ил.
21. Победин В. А. Знаки в графическом дизайне [Текст]/ В. А. Победин. — Харьков: Ранок Веста, 2001 — 94 с.
22. Пронин С. Г. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе [Текст]/ С. Г Пронин. — М.: Бератор Пресс, 2004. — 165 с.
23. Пурас И. Современные тренды в графическом дизайне [Текст]// Бизнес и дизайн ревю. 2016. -8 с.
24. Робертс Л. Сетки креативные решения для графических дизайнеров [Текст] / Л. Робертс. — М.: РИП-холдинг, 2009. — 224 с.
25. Романов А.А. Учебное пособие по дисциплине «Реклама. Интернет реклама» [Текст] / А.А. Романов. — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2013. - 168 с.
26. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению [Текст] / Э. Рудер. — М.: Книга, 1982 — 286 с.
27. Самара Т Структура дизайна. Стильное руководство [Текст] / Т Самара. — М.: РИП-Холдинг, 2008. — 272 с.: ил.
28. Сысоева С., Крок Г. Большая книга директора магазина 2.0 Новые техно-логии [Текст] / С. Сысоева, Г. Крок. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.
29. Тамберг В., Бадьин А. Брендинг в розничной торговле. Алгоритм построения с «нуля» [Текст] / В. Тамберг, А. Бадьин. — М.: Эксмо, 2008. — 300 с.
30. Тоотс В. Современный шрифт [Текст]/ В. Тоотс. -М.: Издательство «Книга»1966. - 270 с.
31. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль [Текст]/ Э. Туэмлоу. -М.: Астрель,2014. - 256 с.
32. Фрейзер Т. Цвет в дизайне. Мастер класс [Текст] / Т Фрейзер, А. Бэнкс. — М.: Рип Холдинг, 2012. — 258 с.: ил.
33. Шпикерман Э. О шрифте [Текст] / Э. Шпикерман. - М.: ПараТайп, 2005. - 192 с.
34. Уэйншенк С. 100 новых главных принципов дизайна [Текст] / С. Уэйншенк ; пер. с англ. — СПб.: Питер, 2016. — 288 с.: ил.
35. Эвами М. Logo. Создание логотипов. Самые современные разработки [Текст] / М. Эвами. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
36. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера [Текст] / Д. Эйри. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
Электронные ресурсы
37. Психология восприятия шрифтов или как управлять настроением потребителей [Электрон, ресурс]. — URL: https://koloro.ua/blog/dizain/psihologia-vosprivativa-shriftov-ili-kak-upravlvat-nastroeniem-potrebitelev.html(дата об-ращения 05.05.2020).
38. Как подготовить визитку к печати: десять важных критериев и три совета [Электрон, ресурс]. — URL: https://www.logaster.ru/blog/how-to-print-business-card/(дата обращения 05.05.2020).
39. Справка - Google Менеджер рекламы [Электрон, ресурс]. — URL: https://support.google.com/admanager/answer/ 1100453?hl=ru(дата обращения 06.05.2020).
40. Стандартные размеры баннеров для рекламы [Электрон, ресурс]. — URL: https://klondike-studio.ru/standards/banners/(дата обращения 06.05.2020).
41. Индустрия рекламы [Электрон, ресурс]. — URL:http://adindustry.ru/internet-advertising(дата обращения 05.05.2020).
42. Деловая документация в фирменном стиле [Электрон, ресурс]. — URL : https://spravochnick.ru/reklama i pr/firmennyy stil/
delovaya dokumentaciya v firmennom stile/(дата обращения 06.05.2020).
43. Нейминг в системе образования и продвижения бренда [Электрон, ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyming-v-sisteme-formirovaniya-i-prodvizheniya-brenda(дата обращения 04.05.2020)
44. Стили логотипов [Электрон, ресурс]. — URL:https://logotip.online/blog/stili-logotipov/(дата обращения 02.05 2020)
45. Ритейл-тренды: как будут выглядеть магазины в скором будущем [Электрон, ресурс]. — URL: https://www.sostav.ru/publication/ritejl-trendy-kak-budut-vyglyadet-magaziny-v-skorom-budushchem-37801.html(дата обращения 28.04.2020)
46. Цвет настроения: красный. Красные логотипы где, когда и зачем? [Электрон, ресурс]. — URL: https://vk.com/@prosmotr-cvet-nastroeniya-krasnyi-krasnye-logotipy-gde-kogda-i-zachem(дата обращения 23.04.2020)
47. Все о типографике: откуда берутся шрифты и как их используют бренды [Электрон, ресурс]. — URL: https://vk.com/@prosmotr-vse-o-tipografike-otkuda-berutsya-shrifty-i-kak-ih-ispolzuut(дата обращения 23.04.2020)
48. Фирменный стиль магазина: разработка и рекомендации [Электрон, ресурс]. — URL: https://koloro.ru/blog/brending-i-marketing/
firmenniy stil magazina:razrabotka i rekomendacii.html( 21.04.2020)
49. Теория цвета для дизайнеров, часть 1: Значение цвета [Электрон, ресурс].
— URL: ййрз://шейшш.сош/цвет/теория-цвета-для-дизайнеров-часть-1-значение-цвета-75831397922(дата обращения 21.04.2020)
50. Тренды в графическом дизайне 2020 [Электрон, ресурс]. — URL:https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2019/12/10/277694.phtml(дата обращения 20.04.2020)
51. Динамическая айдентика [Электрон, ресурс]. — URL:https://st-martin.ru/raznoe/dinamicheskaya-aj dentika-dinamicheskaya-aj dentika-v-izhevske-o-dizajne-reklame-puteshestviyax-gorodskoj-srede-marketinge-i-obo-vsem-chto-nam-interesno.html(дата обращения 20.04.2020)
52. Динамическая айдентика дизайн-агенства Lava [Электрон, ресурс]. — URL: http://www.advi.ru/magazin/2011-03/22-33 Lava.pdf(дата обращения 20.04.2020)
53. Фирменный стиль: функции, задачи, элементы, носители [Электрон, ресурс]. — URL: https://works.doklad.ru/view/hQv7rs0P 58.html(дата обращения 20.04.2020)
54. Возникновение фирменного стиля [Электрон, ресурс]. — URL:https://www.castcom.ru/publications/style/vozniknovenie-firmennogo-stilya.html(дата обращения 20.04.2020)
55. Что такое целевая аудитория и как правильно её определить [Электрон, ресурс]. — URL: https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-tselevaya-auditoriya-i-kak-pravilno-ee-opredelit/(дата обращения 19.04.2020)
56. Психология рекламы — влияние рекламы на человека [Электрон, ресурс].
— URL: https://sunmag.me/sovety/17-03-2014-psikhologiya-reklamy-priemy-vozdejstviya-reklamy-na-cheloveka.html(дата обращения 19.04.2020)
57. Психология рекламы [Электрон, ресурс]. — URL:https://psyfactor.org/lib/psyrecl.htm(дата обращения 19.04.2020)
58. Зачем компании нужен брендинг и как создать успешный бренд [Электрон, ресурс]. — URL: https://blog.calltouch.ru/zachem-kompanii-nuzhen-brending-i-kak-sozdat-uspeshnyj-brend/(дата обращения 19.04.2020)
59. Какая бывает айдентика и что это такое [Электрон, ресурс]. — URL: https://feelfactory.pro/blog/id(дата обращения 18.04.2020)
60. Какая бывает айдентика [Электрон, ресурс]. — URL:https://vc.ru/design/50312-kakaya-byvaet-aydentika(дата обращения 18.04.2020)
61. Утки в тренде: фирменный стиль для магазинов сантехники Эелюкс [Электрон, ресурс]. — URL: http://www.advertology.ru/article123374.htm(дата обращения 18.04.2020)
62. Логотип и фирменный стиль «Santehnika Like» [Электрон, ресурс]. — URL: https://www.behance.net/gallery/53043679/logotip-i-firmennyj-stil-Santehnika-Like(дата обращения 18.04.2020)
63. Фирменный стиль и рекламная кампания для гипермаркета сантехники [Электрон, ресурс]. — URL: https://good.kz/portfolio/hapsstyle/(дата обращения 18.04.2020)
64. Разработка фирменного стиля. РТГ [Электрон, ресурс]. — URL:https://andva.ru/cases/rtg-firmennyj-stil(дата обращения 18.04.2020)
65. Новый «Магазин для сантехника» [Электрон, ресурс]. — URL:https://blog.muhinadesign.ru/design-muhinadesign-novyj-magazin-dlya-santexnika/(дата обращения 18.04.2020)
66. СанТехРесурс [Электрон, ресурс]. — URL:http://стр42.рф/index.php?route=home(дата обращения 18.04.2020)
67. Кронос-Групп [Электрон, ресурс]. — URL:https://kronos-group.blizko.ru(дата обращения 18.04.2020)
68. Сантех-Сити [Электрон, ресурс]. — URL:https://santeh-city42.ru(дата обращения 18.04.2020)
69. Авангард [Электрон, ресурс]. — URL:https://авангард42.рф(дата обращения 18.04.2020)