Развитие адаптивности организационных структур стратегического управления предприятий сферы услуг
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ 7
1.1. Теоретический контекст содержания категории «адаптация предприятий» 7
1.2. Тенденции и характеристики бизнес-среды современного предприятия сферы услуг 21
1.3. Содержание системы адаптационного менеджмента предприятий сферы услуг 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
1. РОЛЬ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ 7
1.1. Теоретический контекст содержания категории «адаптация предприятий» 7
1.2. Тенденции и характеристики бизнес-среды современного предприятия сферы услуг 21
1.3. Содержание системы адаптационного менеджмента предприятий сферы услуг 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Актуальность темы исследования.
Современные рыночные условия делают все более очевидным тот факт, что эффективность стратегического управления находится в прямой зависимости от внутреннего потенциала предприятий, на которых зачастую используются старые методы управления, сдерживающие их адаптацию к рыночным условиям.
Переход на рельсы рыночной экономики значительно повлиял на содержание деятельности управленческого аппарата и серьезно трансформировал организационные структуры предприятий, особенно в сфере услуг. Реализация стратегий, адекватных кризисным экономическим условиям предполагает использование различных организационных форм, а,следовательно - и различных структур управления. При этом вопросы выбора эффективных организационных структур, внутрифирменных отношений становятся ключевыми, определяющими основные тенденции организационных изменений и развития предприятия.
В сложившейся ситуации сами предприятия должны брать на себя ответственность за свою конкурентоспособность и рыночную позицию, используя для этого все варианты организационных изменений, не нарушая, а, напротив, стимулируя развитие рыночных отношений в сфере услуг. От предприятий требуется поиск новых, в ряде случаев нестандартных решений и подходов.
В этом случае организационную структуру следует рассматривать через призму постоянного поиска новых адаптивных форм, обладающих целенаправленностью, гибкостью и разнообразием. Формирование адаптивных организационных структур управления становится актуальным и востребованным как теоретическом, так и в практическом плане.
Степень разработанности темы исследования.
При определении общетеоретического содержания понятия организационных структур управления значительную роль сыграли работы таких исследователей теории организации как Р. Акофф, И. Ансофф, А.А. Богданов, М. Вебер, Дж. Вудворт, П. Друкер, Б. Мильнер, А. Чандлер и другие, в которых рассматриваются преимущественно принципы формирования организационных структур и их классификация.
Для обоснования необходимости формирования адаптивных организационных структур управления, определения их степени соответствия рыночным условиям автором были использованы некоторые положения научных разработок и методических подходов В.В. Дорофеевой, А.А. Каппеса, В.А. Козловского, В. Драго, Р. Майлза и К. Сноу.
Проблемам реформирования организационных структур управления посвящены научные труды Л. Гетельмана, Л. Евенко, А. Евсеевой, Г. Клейнера, Л.Н. Казновской.
Вместе с тем, при достаточно широком аспекте исследований, изучение формирования и развития адаптивных организационных структур управления в рыночных условиях нуждается в дополнительных разработках, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является научное обоснование необходимости формирования адаптивных организационных структур и разработка практических рекомендаций для предприятий сферы услуг, имеющих потенциал адаптации к изменяющимся условиям функционирования.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить роль адаптации в системе стратегического управления предприятием;
• рассмотреть содержание системы адаптационного менеджмента предприятий сферы услуг;
• оценить влияние организационных изменений на необходимость адаптации организационной структуры предприятий сферы услуг;
• разработать модели адаптации организационной структуры предприятия сферы услуг к факторам внешней среды, стадии жизненного цикла и типу рыночного поведения;
• предложить практические рекомендации для предприятия сферы услуг по адаптации его организационной структуры.
Объектом исследования является организационная структура управления предприятия сферы услуг.
Предметом исследования выступает система организационно¬экономические отношения и взаимосвязей, складывающихся по поводу адаптации организационной структуры управления к изменяющимся условиям.
Теоретической и методической основой диссертационного исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования и развития организационных структур управления, материалы научно-практических конференций и периодической печати. В процессе исследования были использованы методы системно-целевого, ситуационного, структурного анализа, а также метод экспертных оценок.
Основные положения диссертации, составляющие её научную новизну.
1. Разработана обобщенная модель воздействия внешней среды на выбор эффективной организационной структуры управления, в основе которой степень определенности внешней среды и уровень потребности предприятия в оперативной информации.
2. Предложена модель эволюции организационной структуры управления в соответствии со стадиями жизненного цикла.
3. Определены требования к организационной структуре и показатели её эффективности в зависимости от типа рыночного поведения предприятия сферы услуг (стратегии).
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций по проведению мер адаптации организационных структур к изменяющимся условиям и могут применяться в качестве методического обоснования при выборе наиболее эффективных форм ведения бизнеса. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем углубленном исследовании проблемы и служить основой формирования механизмов структурных преобразований в системах управления предприятиями сферы услуг в рамках их развития и адаптации.
Объем и структура диссертации обусловлены целью и задачами, а также теоретической и практической значимостью работы.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 95 наименований. В работе содержится 15 рисунков, 16 таблиц. Общий объем работы 95 страниц.
Современные рыночные условия делают все более очевидным тот факт, что эффективность стратегического управления находится в прямой зависимости от внутреннего потенциала предприятий, на которых зачастую используются старые методы управления, сдерживающие их адаптацию к рыночным условиям.
Переход на рельсы рыночной экономики значительно повлиял на содержание деятельности управленческого аппарата и серьезно трансформировал организационные структуры предприятий, особенно в сфере услуг. Реализация стратегий, адекватных кризисным экономическим условиям предполагает использование различных организационных форм, а,следовательно - и различных структур управления. При этом вопросы выбора эффективных организационных структур, внутрифирменных отношений становятся ключевыми, определяющими основные тенденции организационных изменений и развития предприятия.
В сложившейся ситуации сами предприятия должны брать на себя ответственность за свою конкурентоспособность и рыночную позицию, используя для этого все варианты организационных изменений, не нарушая, а, напротив, стимулируя развитие рыночных отношений в сфере услуг. От предприятий требуется поиск новых, в ряде случаев нестандартных решений и подходов.
В этом случае организационную структуру следует рассматривать через призму постоянного поиска новых адаптивных форм, обладающих целенаправленностью, гибкостью и разнообразием. Формирование адаптивных организационных структур управления становится актуальным и востребованным как теоретическом, так и в практическом плане.
Степень разработанности темы исследования.
При определении общетеоретического содержания понятия организационных структур управления значительную роль сыграли работы таких исследователей теории организации как Р. Акофф, И. Ансофф, А.А. Богданов, М. Вебер, Дж. Вудворт, П. Друкер, Б. Мильнер, А. Чандлер и другие, в которых рассматриваются преимущественно принципы формирования организационных структур и их классификация.
Для обоснования необходимости формирования адаптивных организационных структур управления, определения их степени соответствия рыночным условиям автором были использованы некоторые положения научных разработок и методических подходов В.В. Дорофеевой, А.А. Каппеса, В.А. Козловского, В. Драго, Р. Майлза и К. Сноу.
Проблемам реформирования организационных структур управления посвящены научные труды Л. Гетельмана, Л. Евенко, А. Евсеевой, Г. Клейнера, Л.Н. Казновской.
Вместе с тем, при достаточно широком аспекте исследований, изучение формирования и развития адаптивных организационных структур управления в рыночных условиях нуждается в дополнительных разработках, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является научное обоснование необходимости формирования адаптивных организационных структур и разработка практических рекомендаций для предприятий сферы услуг, имеющих потенциал адаптации к изменяющимся условиям функционирования.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить роль адаптации в системе стратегического управления предприятием;
• рассмотреть содержание системы адаптационного менеджмента предприятий сферы услуг;
• оценить влияние организационных изменений на необходимость адаптации организационной структуры предприятий сферы услуг;
• разработать модели адаптации организационной структуры предприятия сферы услуг к факторам внешней среды, стадии жизненного цикла и типу рыночного поведения;
• предложить практические рекомендации для предприятия сферы услуг по адаптации его организационной структуры.
Объектом исследования является организационная структура управления предприятия сферы услуг.
Предметом исследования выступает система организационно¬экономические отношения и взаимосвязей, складывающихся по поводу адаптации организационной структуры управления к изменяющимся условиям.
Теоретической и методической основой диссертационного исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования и развития организационных структур управления, материалы научно-практических конференций и периодической печати. В процессе исследования были использованы методы системно-целевого, ситуационного, структурного анализа, а также метод экспертных оценок.
Основные положения диссертации, составляющие её научную новизну.
1. Разработана обобщенная модель воздействия внешней среды на выбор эффективной организационной структуры управления, в основе которой степень определенности внешней среды и уровень потребности предприятия в оперативной информации.
2. Предложена модель эволюции организационной структуры управления в соответствии со стадиями жизненного цикла.
3. Определены требования к организационной структуре и показатели её эффективности в зависимости от типа рыночного поведения предприятия сферы услуг (стратегии).
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций по проведению мер адаптации организационных структур к изменяющимся условиям и могут применяться в качестве методического обоснования при выборе наиболее эффективных форм ведения бизнеса. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем углубленном исследовании проблемы и служить основой формирования механизмов структурных преобразований в системах управления предприятиями сферы услуг в рамках их развития и адаптации.
Объем и структура диссертации обусловлены целью и задачами, а также теоретической и практической значимостью работы.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 95 наименований. В работе содержится 15 рисунков, 16 таблиц. Общий объем работы 95 страниц.
Успешность функционирования любого бизнеса определяется эффективностью построения организационной структуры, четкостью формулирования должностных обязанностей, регламентацией правил взаимодействия между хозяйственными подразделениями. Неточности в процессе проектирования организационной структуры чреваты следующими последствиями:
- отсутствием понимания сотрудниками зон собственной ответственности;
- разбалансировкой взаимосвязей между подразделениями,возникновением зон «безответственности» или дублирования;
- не возможностью предвидеть негативное влияние факторов внешней среды, что влечет за собой снижение эффективности функциональных бизнес-процессов;
- дисбаланс в административном и функциональном подчинении приведет к конфликтам, так как структура не отражает реальных процессов функционирования предприятия.
Как следствие, предприятие не может оптимально адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, что приводит к отсутствию прогресса в развитии, а зачастую и к потере значительной доли рынка. В число отраслей, для которых особенно актуальна проблема выживания в условиях нарастающей конкуренции, попала и сфера услуг. В связи с этим, для предприятий сферы услуг особенно значимой видится задача адаптации своей организационной структуры на перманентной основе. Запускать механизм адаптации организационной структуры целесообразно в следующих случаях:
- образования нового предприятия невозможно без инструментов проектирования и построения организационной структуры, так как в этом случае еще возможно сформировать формальные рычаги управления, и создать четкую систему распределения задач, полномочий и ответственности во всей иерархии управления;
- освоение новых стратегических направлений, ведущее к расширению масштабов деятельности: здесь крайне необходима адекватная трансформация всей системы управления, и в первую очередь, адаптация структуры предприятия и основных бизнес-процессов к новым задачам;
- слияние, поглощение, разделение, создание группы компаний.
Эффективная адаптация организационной структуры позволяет обеспечить:
- адекватное соответствие организационной структуры и стратегии развития предприятия;
- оптимальность в распределении функций и полномочий, которое позволит менеджменту фокусироваться на проблемах развития, а не на текущих, оперативных вопросах;
- устранение дублирования функций;
- эффективную взаимосвязь между хозяйственными подразделениями предприятия.
Процесс адаптации организационной структуры может быть представлен как последовательность выполнения определенных работ:
- формализация управленческих процессов (формирование регламентных документов, определение набора адаптивных компетенций и должностного состава аппарата управления);
- проектирование организационной структуры (анализ, разработка организационно-функциональной структуры на основе целевых показателей и структуры бизнес- процессов, обеспечение баланса функций и стоимости их реализации).
В результате выполнения этих работ обеспечивается реформа оперативного управления и адаптация организационной структуры. При этом достигаются следующие результаты:
- перенаправление вектора работы всего предприятия на ключевые стратегические цели;
- повышение маневренности - в процессе управления устраняются отклонения и противоречия, что приводит к согласованности элементов структуры управления при любых изменениях условий хозяйствования;
- позитивные сдвиги в таких ключевых показателях деятельности как скорость, экономичность и качество отдельных работ (например, обслуживание клиентов, подготовка ответов на запросы, проведение финансового анализа и др.).
В качестве основных признаков, характеризующих адаптивные организационные структуры, как правило, выделяют следующие:
- способность относительно быстро менять свою форму, реагируя на изменения в окружающей среде;
- ориентация на реализацию сложных организационных проектов, комплексных программ развития;
- ограниченный период существования, т.е. формирование структуры на временной основе для решения проблемы, реализации проекта, выполнения программы;
- созданием временных органов управления.
Исследование, адаптация и внедрение механизмов и инструментов современного оргпроектирования с учетом специфических условий функционирования предприятий - перспективное направление экономической науки. Хорошо спроектированные системы управления организациями позволят обеспечить своевременное и комплексное принятие конкретных управленческих решений, повысить эффективность управления информационными ресурсами и ответственность подразделений и каждого работника за достижение конечного результата.
- отсутствием понимания сотрудниками зон собственной ответственности;
- разбалансировкой взаимосвязей между подразделениями,возникновением зон «безответственности» или дублирования;
- не возможностью предвидеть негативное влияние факторов внешней среды, что влечет за собой снижение эффективности функциональных бизнес-процессов;
- дисбаланс в административном и функциональном подчинении приведет к конфликтам, так как структура не отражает реальных процессов функционирования предприятия.
Как следствие, предприятие не может оптимально адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, что приводит к отсутствию прогресса в развитии, а зачастую и к потере значительной доли рынка. В число отраслей, для которых особенно актуальна проблема выживания в условиях нарастающей конкуренции, попала и сфера услуг. В связи с этим, для предприятий сферы услуг особенно значимой видится задача адаптации своей организационной структуры на перманентной основе. Запускать механизм адаптации организационной структуры целесообразно в следующих случаях:
- образования нового предприятия невозможно без инструментов проектирования и построения организационной структуры, так как в этом случае еще возможно сформировать формальные рычаги управления, и создать четкую систему распределения задач, полномочий и ответственности во всей иерархии управления;
- освоение новых стратегических направлений, ведущее к расширению масштабов деятельности: здесь крайне необходима адекватная трансформация всей системы управления, и в первую очередь, адаптация структуры предприятия и основных бизнес-процессов к новым задачам;
- слияние, поглощение, разделение, создание группы компаний.
Эффективная адаптация организационной структуры позволяет обеспечить:
- адекватное соответствие организационной структуры и стратегии развития предприятия;
- оптимальность в распределении функций и полномочий, которое позволит менеджменту фокусироваться на проблемах развития, а не на текущих, оперативных вопросах;
- устранение дублирования функций;
- эффективную взаимосвязь между хозяйственными подразделениями предприятия.
Процесс адаптации организационной структуры может быть представлен как последовательность выполнения определенных работ:
- формализация управленческих процессов (формирование регламентных документов, определение набора адаптивных компетенций и должностного состава аппарата управления);
- проектирование организационной структуры (анализ, разработка организационно-функциональной структуры на основе целевых показателей и структуры бизнес- процессов, обеспечение баланса функций и стоимости их реализации).
В результате выполнения этих работ обеспечивается реформа оперативного управления и адаптация организационной структуры. При этом достигаются следующие результаты:
- перенаправление вектора работы всего предприятия на ключевые стратегические цели;
- повышение маневренности - в процессе управления устраняются отклонения и противоречия, что приводит к согласованности элементов структуры управления при любых изменениях условий хозяйствования;
- позитивные сдвиги в таких ключевых показателях деятельности как скорость, экономичность и качество отдельных работ (например, обслуживание клиентов, подготовка ответов на запросы, проведение финансового анализа и др.).
В качестве основных признаков, характеризующих адаптивные организационные структуры, как правило, выделяют следующие:
- способность относительно быстро менять свою форму, реагируя на изменения в окружающей среде;
- ориентация на реализацию сложных организационных проектов, комплексных программ развития;
- ограниченный период существования, т.е. формирование структуры на временной основе для решения проблемы, реализации проекта, выполнения программы;
- созданием временных органов управления.
Исследование, адаптация и внедрение механизмов и инструментов современного оргпроектирования с учетом специфических условий функционирования предприятий - перспективное направление экономической науки. Хорошо спроектированные системы управления организациями позволят обеспечить своевременное и комплексное принятие конкретных управленческих решений, повысить эффективность управления информационными ресурсами и ответственность подразделений и каждого работника за достижение конечного результата.
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА ОСНОВЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование механизма управления персоналом предприятия сферы услуг
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности системы управления предприятием сферы услуг
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование системы эффективного управления предприятием сферы услуг
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Программно-проектный механизм целевого управления развитием предприятий сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ И ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЗНАКАЕВСКИЙ ЗАВОД НЕФТЕМАШ»)
Бакалаврская работа, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



