Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Работа №183387

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретико-методологические основания изучения жизненных ценностей
студенческой молодёжи 8
1.1 Понятие, сущность и значение системы ценностей 8
1.2 Особенности формирования ценностей студенческой молодёжи 18
2. Состояние и специфика жизненных ценностей студенческой молодёжи
России(на примере НИ ТГУ) 32
2.1 Методика и методы исследования 32
2.2 Особенности жизненных ценностей студенчества 38
Заключение 54
Список использованной литературы и источников: 56
Приложение А - Программа исследования 61
Приложение Б - Анкета 62
Приложение В - Китай 77
Приложение Г - Таблица обработки 80

Основную роль в интеграции общества играют ценности. А молодежь - это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. Молодёжь для общества и государства является важной социальной группой. На сегодняшний день молодёжь - широкая социально-демографическая группа, которая составляет основу будущего. На 2019 год по статистике РОСТАТА1 насчитано 4,4 миллиона молодёжи от 18 -25 лет.
Важность исследования ценностей современной студенческой молодёжи подтверждается многими факторами:
Во-первых, в любые исторические периоды молодежь выступает в качестве движущей силы развития общества, то же самое мы можем сказать и о современной молодежи.
Во-вторых, в российском обществе происходит процесс поляризации среди молодежи, что требует более глубокого изучения позиции молодых людей, в частности, изучения ценностей молодежи, мотивов, которые лежат в основе их поведенческой активности.
В-третьих, молодежи присуща динамичность с точки зрения подверженности влиянию политических и экономических факторов. Молодые люди быстрее адаптируются к новым реалям жизни.
От предпочтений нынешней молодёжи полностью зависит развитие общества, его созревание в культурном и материальном плане. Поэтому вопрос о ценностях современной молодёжи приобретает всё большее значение.
В широком смысле ценности - это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия с социумом, культурой общества, социальной группой.
В более узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культуры. Общественная и личная жизнь требуют определенных стандартов, которые доминируют в обществе.
Изученность темы исследования. Первые философские представления о ценности сложились в эпоху Античности, само понятие было введено в философию во второй половине 19 века. Раскрытие проблемы опирается на теоретико-методологические принципы, заложенные в работах, в которых дается философское определение специфики ценностей: Платона , Аристотеля, Ф. Брентано, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Р. Декарта, И. Канта , Г. Лотце, К. И. Льюиса, Ф. Ницше.
Вторую группу работ составляют классические социологические теории, в рамках которых рассматриваются проблемы ценностей. Это работы М. Вебера4, У. Томаса и Ф. Знанецкого , а также ещё социологические теории Т. Парсонса и Н. Смелзера, П. А. Сорокина, Р. Инглехарта.
Третью группу составляют работы зарубежных авторов, посвященные исследованию молодежи, в том числе студенческой: Ш. Аллен, Д. Аусубеля, В. Бенгстона, К. Мангейма, Т. Парсонса , Н. Райдера, Дж. Старра, К. Уильямса, С.Фриса, С. Хола,
Среди российских специалистов в области социологии молодежи можно выделить работы социологов студенческой молодежи. Это работы И. С. Кона , И. Андреевой, Ю.Р. Вишневского , Н. Голубковой, Л.Н. Когана, А.А. Козлова, Омельченко, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.К. Порфирьева.
Понятие ценности и ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований российских ученых, таких как А.С. Богомолов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов , А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова
Шестую группу работ, самую малочисленную, представляют современные исследования жизненных ценностей. Среди них работы С. Бурилкиной, А.П. Вардомацкого, Л.Е. Душацкого, К. Муздыбаева, Т.Е. Резник и Ю.М.Резника , Н.Н. Мачуровой, В. Магуна и М. Руднева, О. Шубиной, А.Черкасова . Признавая значение вышеназванных работ, автор считает, что исследование жизненных ценностей студенческой молодежи должно быть продолжено и конкретизировано.
Теоретически и эмпирически проблема жизненных ценностей студенческой молодежи является не разработанной. Также, редко проводятся социологические сравнительные исследования. Анализ состояния жизненных ценностей, выявление факторов и противоречий, влияющих на их формирование, необходимы для выработки молодежной политики в отношении российских студентов и выходцев из других государств.
Таким образом, теоретическая не разработанность проблемы и ее практическая значимость свидетельствуют об актуальности и новизне темы исследования.
Проблема: Существует ли универсальная система ценностей современной студенческой молодёжи?
Цель работы : исследовать особенности ценностных установок студенческой молодежи в России в современных условиях.
Объект: система ценностей студенческой молодежи России;
Предмет: отношение студенческой молодежи России к жизненным ценностям
Задачи:
1. Определить понятие и сущность системы ценностей студенческой молодёжи;
2. Проанализировать факторы, обуславливающие формирование системы ценностей студенческой молодёжи;
3. Выявить общее и особенное в системе ценностей студентов выходцев из России и других государств;
4. Раскрыть особенности жизненных ориентиров студенческой молодёжи;
5. Разработать авторскую типологию студентов в зависимости от особенностей системы ценностей.
Гипотезы:
1. У студенческой молодёжи не сформирована универсальная система ценностей;
2. Современная система ценностей студенческой молодёжи является гибкой и подвержена влиянию внешних факторов;
3. Система жизненных ценностей студенчества зависят от культуры страны и её политического строя.
Методы исследования:
1. Анализ литературы;
2. Разбор вторичных данных;
3. Пилотажное исследование студентов из Китая;
4. Опрос по методике Шварца.
Основным методом сбора эмпирических данных является анкетирование
студентов Томского Государственного университета.
Практическая значимость состоит в том, что изучение представлений о жизненных ценностях молодежи позволит проводить эффективную политику, нацеленную на создание условий их реализации.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило автору достичь поставленную перед началом работы цель - исследовать особенности ценностных установок студенческой молодежи в России в современных условиях, а также выполнить все задачи:
1.Определены понятие и сущность системы ценностей студенческой молодёжи. «Жизненные ценности» определение Ф Знанецского: «ценности —это компонент социальной системы, который регулирует поведение человека в обществе, является значимым для человека и удовлетворяет его потребности и интересы.
2. Проанализированы факторы, обуславливающие формирование системы ценностей студенческой молодёжи. Результаты исследования показали, что на систему ценностей студентов влияют много внешних факторов, такие как учебная среда, ближнее окружение, интересы и социальная группа, которое оказывает существенное влияние.
3. Выявлено общее и особенное в системе ценностей студентов выходцев из России и других государств. Автором было взято вторичные данные для стран США и Казахстана, а также проведено пилотажное исследование студентов из Китая. Общими ценностями для иностранных студентов и русских стало: семья, любовь, карьера, друзья. Для студентов из Америки характерно самостоятельность, самореализация, спорт и открытые сексуальные отношения. Студентам из Казахстана присуще лидирующую позицию отдавать мужчинам, женщинам важнее внутренняя гармония и счастливая семейная жизнь. Установка на условную многодетность. Для студентов Китая свойственно ответственность, знание, честность, свобода.
4. Раскрыты особенности жизненных ориентиров студенческой молодёжи. На сегодняшний день приоритетными ценностями являются: уважение родителей и старших, креативность, выбор собственных целей, самодисциплина, вежливость, богатство, чувство принадлежности, самоуважение, верность и безопасность семьи. Интересным фактом, что ценности стали носит индивидуальный характер, нежели общественный. Традиционные ценности уходят на второй план.
5. Разработана авторскую типология студентов в зависимости от особенностей системы ценностей. Можно выделить: «студента-эгоцентриста», «студента-прагматика» и «студента-альтруиста».
Эмпирическая часть исследования опровергла выдвинутую перед началом работы гипотезу. Так как у современной студенческой молодёжи имеется чётко поставленные ценности в жизни. В настоящее время нет универсальной системы ценностей у студенческой молодёжи, так как у каждого государства, своя специфика, которая отражается на студенчестве, на её ценностях, приоритетах, взглядов в жизни.
Кроме того, работа привела автора к ряду важнейших выводов.
Во-первых, в зависимости от пола студентов, они проецируют свои ценности через гендерные стереотипы. Девушкам присуще сохранение семейного очага, а парням роль «добытчика». Жизненные ценности мужчин и женщин во многом очень близки.
Во-вторых, направление обучения в университете, а именно гуманитарное и техническое различает студентов по своим ценностным установкам.
Выводы по исследованию:
1. Значимые ценности для студенческой молодёжи являются выбирающий собственные цели, уважающий родителей и старших, чувство принадлежности, богатство, вежливость, социальный порядок, самодисциплина, креативность, безопасность семьи, самоуважение, быть верным.
2. К маловажным ценностям относится - принимающий жизнь, благочестивый, защищающий окружающую среду, открытый к чужим мнениям, единство с природой, изменчивая жизнь, социальная сила, мир красоты, духовная жизнь. Автор акцентирует внимание на то, что ценностей с низким рангом мало.
3. Ценностные ориентации группы и ценности отдельного человека различны. Но это выраженно не так чётко, так как именно группа даёт установку, на развитие индивидуальных ориентиров в жизни.



1. Демография [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики//Электронные данные. - URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1140095700094(дата обращения: 08.05.2019).
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г.Алексеев. - М.: Изд-во, 2011. - 283 с.
3. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975-1983. Т. 4. С. 286, 300.
4. Баева Л.В. Ценности молодежи "эпохи перемен": взгляд из России // Socioloskaluca, 2007. - № 1/2. - С.74-81.
5. Баразгова Е.С., Е.Н. Бондаренко. «Жизненные цели российских и американских студентов в глобальной перспективе: результаты социологического мониторинга». Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 33-37.
6. Бурилкина, С.А. Профессионально важные ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе / С.А. Бурилкина, А.С. Каминский // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014 г. В 7 частях. Часть VII. М.: «АР-Консалт». 2014 г. С. 63-66.
7. Вебер М. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 627 с.
8. Вишневский, Ю. Р. Студент 90 -х социокультурная динамика/ Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. -№12.
9. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. — 2017. — № 6. — С.65.
10. Гришина Н.В. Ценностные ориентации студентов // Развитие индивидуальности и формирование активных жизненных стратегий молодежи. СПб., 2007. С.71-81.
11. Даниленко О.И., Сюй И. Ценности китайских студентов: значимость
и доступность [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8.Вып. 1. С. 34-46. Электронные данные. - URL:https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.103(дата обращения:
21.11.2018).
12. Донских, О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2014. - № 2 (13). - С.121-127.
13. Елисеева И.И, Г.В. Еремичева. Социально-структурные факторы консолидации российского общества: монография / отв. ред.. — СПб. : Нестор- История, 2012. — 204 с.
14. Загирняк М.Ю. Понятие ценности у Г. Риккерта и его интерпретация
в философии С. И. Гессена. [Электронный ресурс] //Кантовсикй сборник 2012 - №39. С -40-44. Электронные данные. — URL
https://elibrary.ru/item.asp7idM7649553(дата обращения: 18.02.2019).
15. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. - 223 с.
16. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. [Электронный
ресурс]. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с. Электронные данные.— URL http://yanko.lib.ru/books/cultur/ikonnikova-
ist kult teoriy-a.htm(дата обращения: 03.02.2018).
17. Иконникова, С.Н. Молодежь о себе, своих сверстниках Текст. / С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский // Социологическое исследование. Л.: Лениздат, 1969. - С. 30-33.
18. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. — С. 14, 77, 83, 84, 96, 179.
19. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. -СПб.: Речь, 2004-70 с.
20. Кирьякова A.B. Теория ориентации в мире ценностей. Оренбург, 1996. - 188 с.
21. Ковзиридзе М. А. Формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи (социально-технологический аспект): автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2011.- 164 с.
22. Кокин А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально - психологические представления о студенчестве // Электрон.данные URL:http://humanpsy.ru/articles/conf-2012/2012-21 Kokin.pdf(дата обращения 20.02.2019).
23. Кон И. С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. М. 1990. 478 с.
24. Королева Ю.Г. Семья в системе ценностных ориентаций студентов / Ю.Г. Королева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. №45. С. 46 -49.
25. Кох И. А. Алексеева Л. А. Терминальные и инструментальные
ценности в структуре профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи. [Электронный ресурс] Вопросы управления—2018. - №4 - Электронные данные.— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terminalnye-i-instrumentalnye-
tsennosti-v-strukture-professionalno-tsennostnyh-orientatsiy-studencheskoy-molodezhi(дата обращения: 21.12.2018)
26. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции // Согомонов А.Ю., Леонтьев Д.А. Современный социо-анализ. [Электронный ресурс] М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1996, серия "Новая перспектива". С. 5-19. Электронные данные.—URL:
http://ecsocman.hse.ru/db/msg/279160/6 vypusk 1.pdf.html (дата обращения: 21.03.2019).
27. Лясникова, Ю. Жизненные ценности и социально трудовые ожидания студенческой молодежи / Ю. Лясникова // Человек и труд. - 2003. -№4.
28. Магун В. С. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. Вып. 1 / Под ред. Т. И. Заславской и Л. А. Арутюнян. М., 1994.
29. Магун В., Руднев М. Жизненные ценности населения: сравнение Украины с другими европейскими странами // Украинское общество в европейском пространстве / Под ред. Е.И.Головаха, С.А.Макеев. Киев, 2007. С. 226 -273.
30. Мартьянов Е. Ю. Категория ценности в философии О. Г. Дробницкого [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 629-631. Электронные данные.— URL:https://moluch.ru/archive/76/12962/(дата обращения: 25.03.2019).
31. Маслоу А. Х. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007.
32. Омельченко, Е. Л. Молодежный вопрос в пространстве современности / Е. Л. Омельченко // Журнал исследований социальной политики. 2006. - № 2.
33. Павлова В.Е.Шевалдина Е.И Студенчество как социальная группа и социально-ценностные ориентации. [Электронный ресурс] Международный научный журнал «Инновационная наука» №04-2/2017.Электронные данные.— URL:https://cyberleninka.ru/article/n7studenchestvo-kak-sotsialnaya-gruppa-i-sotsialno-tsennostnye-orientatsii(дата обращения: 01.04.2019).
34. Парсонс Т. Общий обзор// Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.
35. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А. В. Петров // Социол. исслед. — 2013. — №2. — С. 83-90.
36. Плаксина И.В. «Ценностные ориентации студенческой молодежи,
обучающейся в вузах с разными воспитательными традициями». [Электронный ресурс] Психологические науки - 2012. Электронные данные.— URL: https://research-journal.org/psycology/cennostnye-orientacii-studencheskoj (дата обращения: 21.04.2019).
37. Платон. Сочинения. Т. 1. М., 1968. — С. 284-285.
38. Резник, Т. Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив/ Т. Е. Резник, Ю. М. Резник. М.: Деловое содействие, 1995.
39. Ромашова Л.О. Ценностные ориентации современной молодежи.
Электронные данные - URL:http://www.kapitalrus.ru/articles/article/1014 (дата
обращения 12.11.2018).
40. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976, Самарчян А.А. Некоторые социально-психологические аспекты деятельности личности //Образ жизни и ценностные ориентации личности / Отв. ред. Л.А.Арутюнян. Ереван, 1979.
41. Саинова А.Г.Снопок Е.В. Жизненные ценности молодежи
Электронные данные.— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-
tsennosti-molodezhi(дата обращения: 21.03.2019).
42. Саликжанов Р.С. Система ценностей современной казахстанской молодежи. [Электронный ресурс] Вестник РУДН, серия Социология, 2014, № 2. Электронные данные.— URL:https://cyberleninka.ru/arti cle/v/sistema-tsennostey-sovremennoy-kazahstanskoy-molodezhi(дата обращения: 21.03.2019).
43. Сизых, Р.Л. Ценностные ориентации молодежи. Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Р.Л. Сизых // Материалы международной научно-практической конференции 26-28 сентября. - СПб. - 1995. - Вып.2. - С.138-139.
44. Солодова Т.В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи / / Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 60. С. 468-473.
45. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / под ред. Р.В. Ленькова. М.: Юрайт, 2016.
46. Столович Н. И. Кант и проблема ценности. [Электронный ресурс]
Кантовский сборник. 2009 (2) с.20-31.Электронныеданные.-иИК:
https://elibrary.ru/item.asp?id=12965830&(дата обращения: 22.01.2019).
47. Томас, У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий //Америк. соц. мысль / под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994. - С. 335-337.
48. Тромпенаарс Ф и Ч.Хампден-Тернер. Национально-культурные
различия в контексте глобального бизнеса. Минск. 2004.
49. Устав ВЛКСМ СССР(1976 г.) Электронные данные. URL
:http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5810.htm(дата обращения: 21.12.2018).
50. Хамчук О.В. Восприятие студентами имиджа высшего учебного заведения // Социологические чтения. 2009. Гродно: ГрГУ, 2009. С. 8-11.
51. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования [Текст] : монография / Государственный университет управления ; [под общ. ред. С.В. Чуева]. -М. : Издательский дом ГУУ, 2017. - 131 с.
52. Черкасова А. А. «Жизненные ценности студентов в России и США». [Электронный ресурс]. Журнал «Дискуссия» № 10(18) с 149-151. Электронные данные. — URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-tsennosti-studentov-v-rossii-i-ssha(дата обращения: 21.12.2018).
53. Чуева С.В. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления. -М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 131с.
54. Schwartz S.H., Sagiv L. (Eds.). Identifying culture specifics in the content and structure of values // Journal of Cross-Cultural.Psychology. 1995. 26. 92-116.
55. Schwartz S.H., Melech G., Lehmann A.,Burgess S., Harris M., Owens V. Extending (Eds.). The cross cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement// Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. 32. 519¬542.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ