Совершенствование государственного управления здравоохранением на основе внедрения системы непрерывного образования медицинского персонала
|
Введение 3
1 Теоретические и нормативно -правовые аспекты управления системой
здравоохранения 6
1.1 Механизмы и структура управления системой здравоохранения в
Российской Федерации 6
1.2 Нормативно-правовой аспект управления здравоохранением 13
1.3 Исследование отечественных и зарубежных практик управления отраслью 16
2 Современное состояние и актуальные проблемы системы здравоохранения в
Российской Федерации 21
2.1 Анализ тенденций и проблем управления здравоохранением в Российской
Федерации 21
2.2 Оценка состояния здравоохранения в Красноярском крае 27
2.3 Исследование проблем управления здравоохранением на примере
Красноярского краевого онкологического диспансера» 49
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления медицинским
персоналом системы здравоохранения 63
3.1 Направления совершенствования управления медицинским персоналом на
основании системы непрерывного медицинского образования 63
3.2 Разработка предложений по организации системы непрерывного
медицинского образования 73
3.3 Оценка отдаленных эффектов от внедрения мероприятий по организации
системы непрерывного медицинского образования 82
Заключение 88
Список использованных сокращений 91
Список использованных источников 92
1 Теоретические и нормативно -правовые аспекты управления системой
здравоохранения 6
1.1 Механизмы и структура управления системой здравоохранения в
Российской Федерации 6
1.2 Нормативно-правовой аспект управления здравоохранением 13
1.3 Исследование отечественных и зарубежных практик управления отраслью 16
2 Современное состояние и актуальные проблемы системы здравоохранения в
Российской Федерации 21
2.1 Анализ тенденций и проблем управления здравоохранением в Российской
Федерации 21
2.2 Оценка состояния здравоохранения в Красноярском крае 27
2.3 Исследование проблем управления здравоохранением на примере
Красноярского краевого онкологического диспансера» 49
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления медицинским
персоналом системы здравоохранения 63
3.1 Направления совершенствования управления медицинским персоналом на
основании системы непрерывного медицинского образования 63
3.2 Разработка предложений по организации системы непрерывного
медицинского образования 73
3.3 Оценка отдаленных эффектов от внедрения мероприятий по организации
системы непрерывного медицинского образования 82
Заключение 88
Список использованных сокращений 91
Список использованных источников 92
Современное состояние российской системы здравоохранения на сегодняшний день характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций.
С одной стороны, государственные целевые программы развития здравоохранения в стране и в каждом отдельно взятом регионе направлены на оказание материальной поддержки медицинским учреждениям всех типов в целях обеспечения их современным оборудованием и новейшими технологиями, которые призваны повысить качество медицинских услуг, своевременно диагностировать тяжёлые заболевания, понизить смертность населения, сократить сроки лечения и т.д.
С другой стороны, повсеместно наблюдается дефицит финансовых средств и недовольство населения медицинской помощью.
Очевидно, что такое противоречие является результатом недостаточно продуманного подхода к управлению здравоохранением и медицинскими учреждениями на местах.
Каждое медицинское учреждение представляет собой систему локального масштаба, в которой происходят те же процессы, что и в системе здравоохранения в целом. Соответственно, принятие управленческих решений должно основываться на анализе актуального состояния всех структурных компонентов этой системы, выявлении проблемных аспектов и принятии мер по их корректировке. Речь в данном случае идёт, в первую очередь, об управлении человеческими ресурсами - медицинским персоналом, ведь обеспечение новейшим оборудованием и технологиями не принесёт ожидаемого результата, если персонал не будет готов к их применению в профессиональной деятельности, если медицинские работники не будут должным образом мотивированы на своё профессиональное самосовершенствование и саморазвитие.
Одним из последних нововведений в управлении системой здравоохранения в нашей стране стало внедрение системы непрерывного медицинского образования (НМО), призванной обеспечить рост профессионализма медицинского персонала и повышение качества медицинской помощи населению.
В этой связи целью настоящего исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления медицинским персоналом на основании системы непрерывного медицинского образования на примере краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер» (КГБУЗ КККОД).
В качестве объекта исследования выступает процесс управления медицинским персоналом КГБУЗ КККОД.
Предметом исследования являются мероприятия по внедрению системы НМО в КГБУЗ КККОД.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть механизмы и современные проблемы управления системой здравоохранения в Российской Федерации;
2) Охарактеризовать нормативно-правовой аспект управления здравоохранением;
3) Ознакомиться с практиками управления отраслью;
4) Проанализировать тенденции и проблемы управления здравоохранением в Российской Федерации;
5) Оценить состояние здравоохранения в Красноярском крае;
6) Изучить проблемы управления здравоохранением на примере КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер»;
7) Определить направления совершенствования управления медицинским персоналом на основании системы непрерывного медицинского образования;
8) Разработать предложения по организации системы непрерывного медицинского образования;
9) Осуществить прогнозную оценку эффектов от внедрения разработанных предложений.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников.
С одной стороны, государственные целевые программы развития здравоохранения в стране и в каждом отдельно взятом регионе направлены на оказание материальной поддержки медицинским учреждениям всех типов в целях обеспечения их современным оборудованием и новейшими технологиями, которые призваны повысить качество медицинских услуг, своевременно диагностировать тяжёлые заболевания, понизить смертность населения, сократить сроки лечения и т.д.
С другой стороны, повсеместно наблюдается дефицит финансовых средств и недовольство населения медицинской помощью.
Очевидно, что такое противоречие является результатом недостаточно продуманного подхода к управлению здравоохранением и медицинскими учреждениями на местах.
Каждое медицинское учреждение представляет собой систему локального масштаба, в которой происходят те же процессы, что и в системе здравоохранения в целом. Соответственно, принятие управленческих решений должно основываться на анализе актуального состояния всех структурных компонентов этой системы, выявлении проблемных аспектов и принятии мер по их корректировке. Речь в данном случае идёт, в первую очередь, об управлении человеческими ресурсами - медицинским персоналом, ведь обеспечение новейшим оборудованием и технологиями не принесёт ожидаемого результата, если персонал не будет готов к их применению в профессиональной деятельности, если медицинские работники не будут должным образом мотивированы на своё профессиональное самосовершенствование и саморазвитие.
Одним из последних нововведений в управлении системой здравоохранения в нашей стране стало внедрение системы непрерывного медицинского образования (НМО), призванной обеспечить рост профессионализма медицинского персонала и повышение качества медицинской помощи населению.
В этой связи целью настоящего исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления медицинским персоналом на основании системы непрерывного медицинского образования на примере краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер» (КГБУЗ КККОД).
В качестве объекта исследования выступает процесс управления медицинским персоналом КГБУЗ КККОД.
Предметом исследования являются мероприятия по внедрению системы НМО в КГБУЗ КККОД.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть механизмы и современные проблемы управления системой здравоохранения в Российской Федерации;
2) Охарактеризовать нормативно-правовой аспект управления здравоохранением;
3) Ознакомиться с практиками управления отраслью;
4) Проанализировать тенденции и проблемы управления здравоохранением в Российской Федерации;
5) Оценить состояние здравоохранения в Красноярском крае;
6) Изучить проблемы управления здравоохранением на примере КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер»;
7) Определить направления совершенствования управления медицинским персоналом на основании системы непрерывного медицинского образования;
8) Разработать предложения по организации системы непрерывного медицинского образования;
9) Осуществить прогнозную оценку эффектов от внедрения разработанных предложений.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлась разработка мероприятий по совершенствованию управления медицинским персоналом на основании системы непрерывного медицинского образования на примере КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер».
КГБУЗ КККОД является одним из крупнейших медицинских учреждений Красноярского края, выполняющим весьма сложную миссию по лечению онкологических заболеваний и предотвращению их распространения.
В процессе исследования актуальных проблем управления КККОД мы выяснили, что на сегодняшний день в учреждении отсутствует оптимальная модель организации непрерывного профессионального образования кадров.
Строго говоря, речь идёт об отсутствии какой бы то ни было модели постдипломного образования и повышения квалификации, в то время как вопросы совершенствования своего образовательного уровня очень актуальны для сотрудников, вызывают у них беспокойство и желание конструктивных перемен.
Значительный интерес представляет тот факт, что для сотрудников КГБУЗ КККОД мотивация материальными стимулами, в том числе повышением заработной платы, стоит отнюдь не на первом месте. Оценивая качество управления учреждением, в котором они работают, большинство медицинских работников онкологического диспансера указало на необходимость создания условий для профессионального самосовершенствования посредством интенсификации образовательных процессов. Речь в данном случае шла не столько о курсах повышения квалификации, качество которых многих не устраивает, сколько о возможности выбора по -настоящему актуальных для самих работников основных и дополнительных образовательных программ, о содействии участию в научно -практических конференциях и т.д.
В этой связи разработку рекомендаций по совершенствованию управления КККОД следовало осуществлять в направлении разработки алгоритма внедрения системы непрерывного медицинского образования специалистов данного конкретного учреждения здравоохранения.
Предложенный нами алгоритм состоит из пяти этапов.
На первом этапе предлагается провести семинары со всеми категориями медицинского персонала, чтобы ознакомить сотрудников в основными понятиями системы НМО, разъяснить смысл, предназначение и особенности начисления им оценочных единиц - баллов и кредитов.
Семинары целесообразно выстраивать таким образом, чтобы в процессе их проведения была возможность собрать информацию об актуальных субъективных запросах персонала на тематические образовательные циклы.
На втором этапе осуществляется сбор и анализ информации о профессиональной подготовке персонала учреждения в целях выявления объективного спроса на образовательные услуги. В данном случае имеется в виду информация о тех нововведениях, которые появились в работе всех категорий персонала за последние годы, и состоянии обученности сотрудников по новым направлениям, технологиям, ресурсам.
По завершении мониторинговых мероприятий составляется сводная таблица спроса на образовательные услуги в рамках НМО, которая служит ориентиром для реализации третьего этапа - этапа отбора тех предложений на рынке образовательных услуг, которые отвечают запросам персонала КККОД.
Информация о предложениях профильных образовательных организаций оформляется в виде тематических планов -графиков, которые специалистам удобно использовать для составления индивидуального плана с учётом временных и содержательных факторов.
Составление предварительного индивидуального плана составляет содержание четвёртого этапа внедрения системы НМО.
Завершающий этап - составление сводного плана-графика реализации НМО на год, который можно в оперативном порядке корректировать и который предоставляет возможность отслеживать результативность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников онкологического диспансера.
Оценку эффектов от реализации предлагаемых мероприятий целесообразно осуществлять в контексте стратегической цели внедрения НМО в систему российского здравоохранения. Такой целью является повышение качества медицинского обслуживания населения.
В практике деятельности КГБУЗ КККОД уже имеются подтверждения тому, что обучение персонала по программам, которые разрабатываются государственными образовательными учреждениями медицинского профиля в рамках системы НМО, даёт очевидные положительные результаты. Так, например, в 2017 году в качестве эксперимента 20 медицинских сестёр КККОД были направлены на курсы повышения квалификации в КрасГМУ не по стандартной программе, а по новой, усовершенствованной, предназначенной для реализации в рамках внедрения НМО. Отличие этой программы от всех предшествующих состояло в том, что в образовательном процессе был усилен коммуникативно-компетентностный аспект профессиональной деятельности медицинской сестры, практикум по медицинским манипуляциям был выстроен таким образом, чтобы обучающиеся периодически попадали в нестандартные ситуации и приходили к пониманию того, что даже при наличии большого опыта, одних только технических навыков недостаточно.
Результативность такого обучения оказалась очень высокой, оно способствовало повышению качества обслуживания медицинскими сёстрами пациентов.
В качестве ориентиров для оценки эффектов от реализации предлагаемого алгоритма внедрения НМО будут выступать те показатели качества медицинского обслуживания, которые указаны в стратегии развития российского здравоохранения на долгосрочную перспективу. Чем ближе будут реальные показатели качества к тем ориентирам, которые предлагаются в стратегии, тем выше будет эффективность управленческих решений по внедрению НМО.
КГБУЗ КККОД является одним из крупнейших медицинских учреждений Красноярского края, выполняющим весьма сложную миссию по лечению онкологических заболеваний и предотвращению их распространения.
В процессе исследования актуальных проблем управления КККОД мы выяснили, что на сегодняшний день в учреждении отсутствует оптимальная модель организации непрерывного профессионального образования кадров.
Строго говоря, речь идёт об отсутствии какой бы то ни было модели постдипломного образования и повышения квалификации, в то время как вопросы совершенствования своего образовательного уровня очень актуальны для сотрудников, вызывают у них беспокойство и желание конструктивных перемен.
Значительный интерес представляет тот факт, что для сотрудников КГБУЗ КККОД мотивация материальными стимулами, в том числе повышением заработной платы, стоит отнюдь не на первом месте. Оценивая качество управления учреждением, в котором они работают, большинство медицинских работников онкологического диспансера указало на необходимость создания условий для профессионального самосовершенствования посредством интенсификации образовательных процессов. Речь в данном случае шла не столько о курсах повышения квалификации, качество которых многих не устраивает, сколько о возможности выбора по -настоящему актуальных для самих работников основных и дополнительных образовательных программ, о содействии участию в научно -практических конференциях и т.д.
В этой связи разработку рекомендаций по совершенствованию управления КККОД следовало осуществлять в направлении разработки алгоритма внедрения системы непрерывного медицинского образования специалистов данного конкретного учреждения здравоохранения.
Предложенный нами алгоритм состоит из пяти этапов.
На первом этапе предлагается провести семинары со всеми категориями медицинского персонала, чтобы ознакомить сотрудников в основными понятиями системы НМО, разъяснить смысл, предназначение и особенности начисления им оценочных единиц - баллов и кредитов.
Семинары целесообразно выстраивать таким образом, чтобы в процессе их проведения была возможность собрать информацию об актуальных субъективных запросах персонала на тематические образовательные циклы.
На втором этапе осуществляется сбор и анализ информации о профессиональной подготовке персонала учреждения в целях выявления объективного спроса на образовательные услуги. В данном случае имеется в виду информация о тех нововведениях, которые появились в работе всех категорий персонала за последние годы, и состоянии обученности сотрудников по новым направлениям, технологиям, ресурсам.
По завершении мониторинговых мероприятий составляется сводная таблица спроса на образовательные услуги в рамках НМО, которая служит ориентиром для реализации третьего этапа - этапа отбора тех предложений на рынке образовательных услуг, которые отвечают запросам персонала КККОД.
Информация о предложениях профильных образовательных организаций оформляется в виде тематических планов -графиков, которые специалистам удобно использовать для составления индивидуального плана с учётом временных и содержательных факторов.
Составление предварительного индивидуального плана составляет содержание четвёртого этапа внедрения системы НМО.
Завершающий этап - составление сводного плана-графика реализации НМО на год, который можно в оперативном порядке корректировать и который предоставляет возможность отслеживать результативность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников онкологического диспансера.
Оценку эффектов от реализации предлагаемых мероприятий целесообразно осуществлять в контексте стратегической цели внедрения НМО в систему российского здравоохранения. Такой целью является повышение качества медицинского обслуживания населения.
В практике деятельности КГБУЗ КККОД уже имеются подтверждения тому, что обучение персонала по программам, которые разрабатываются государственными образовательными учреждениями медицинского профиля в рамках системы НМО, даёт очевидные положительные результаты. Так, например, в 2017 году в качестве эксперимента 20 медицинских сестёр КККОД были направлены на курсы повышения квалификации в КрасГМУ не по стандартной программе, а по новой, усовершенствованной, предназначенной для реализации в рамках внедрения НМО. Отличие этой программы от всех предшествующих состояло в том, что в образовательном процессе был усилен коммуникативно-компетентностный аспект профессиональной деятельности медицинской сестры, практикум по медицинским манипуляциям был выстроен таким образом, чтобы обучающиеся периодически попадали в нестандартные ситуации и приходили к пониманию того, что даже при наличии большого опыта, одних только технических навыков недостаточно.
Результативность такого обучения оказалась очень высокой, оно способствовало повышению качества обслуживания медицинскими сёстрами пациентов.
В качестве ориентиров для оценки эффектов от реализации предлагаемого алгоритма внедрения НМО будут выступать те показатели качества медицинского обслуживания, которые указаны в стратегии развития российского здравоохранения на долгосрочную перспективу. Чем ближе будут реальные показатели качества к тем ориентирам, которые предлагаются в стратегии, тем выше будет эффективность управленческих решений по внедрению НМО.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Анализ управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование деятельности органов государственной власти в сфере развития здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2022 - Состояние и пути оптимизации кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Пензенской области
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Перспективы развития системы переподготовки и повышения
квалификации кадров (на примере КГБУЗ «Алтайский краевой клинический
перинатальный центр»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - Механизм совершенствования бизнес-процессов организации (на примере Консультативного и лечебно-диагностического центра СибГМУ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация бизнес-процессов на основе бережливого производства в Консультативном и лечебно-диагностическом центре клиник СибГМУ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Система делопроизводства в системе управления учреждением: значение, организация, пути совершенствования (Основы делопроизводства, РАНХ и ГС)
Курсовые работы, делопроизводство. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019



