ВВЕДЕНИЕ 2
1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ШОУ-РУМА «ZERKALO» 7
1.1. Шоу-румы как новая концепция магазинов женской одежды и способы их
продвижения 7
1.2 Краудсорсинг как технология продвижения бизнеса 16
1.3. Шоу-рум «ZERKALO»: характеристика и проблемы продвижения 23
1.4. Анализ конкурентов шоу-рума «ZERKALO» в г. Томске 32
1.5. Концепция программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» с использованием
технологии краудсорсинга 40
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
ПРОДВИЖЕНИЯ ШОУ-РУМА «ZERKALO» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
КРАУДСОРСИНГА 45
2.1. Стратегия и планирование программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» с
использованием краудсорсинг-технологии 45
2.2. Мероприятия по реализации программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» 50
3. ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 58
3.1. Планирование оценки эффективности программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение 1 69
Приложение 2 69
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
В настоящее время на фоне продолжающихся глобальных изменений в сфере информационных технологий стремительно развиваются информационно
коммуникационные каналы взаимодействия между коммерческими организациями и людьми. Среди наметившихся трендов в бизнесе, на сегодняшний день, центр деятельности компании переместился с технологий на самого потребителя. Потребитель постепенно переходит из экономического источника в информационно-избирательного, следовательно, раньше потребителя рассматривали исключительно в качестве финансового источника, человека которому нужно продать товар, в настоящее время потребитель рассматривается в качестве источника информации: теперь потребитель сам выбирает, что ему необходимо, и в зависимости какие у него будут потребности, компания уже сама подстраивается под него.
Новые маркетинговые подходы требуют поиска новых нестандартных решений, которые способны привлечь и удержать потребителя, поскольку рынок остается полем конкурентной борьбы компаний за внимание и лояльность покупателей. Изменилось мышление покупателя, он ожидает индивидуального подхода к себе, требует хорошего обслуживания и придерживается главного правила - удобство во всем. Индивидуальный подход и удобство во всем - это прежде всего не только хорошее обслуживание, удобство покупки в месте продажи, но и удобство прибрести или выбрать покупку в Интернет. Поэтому крайне важно синхронизировать маркетинговую коммуникацию онлайн и оффлайн, с учетом новых потребностей и ожиданий потребителя. За последние годы Интернет - технологии постепенно стали внедряться в деловую и частную жизнь людей, о чем свидетельствует увеличение числа пользователей интернета: если в начале 21 века их число насчитывало несколько десятков тысяч, то по данным, изложенным в докладе ООН Global Broadband Progress от 18.09.17, количество пользователей интернета в мире составляет 3,58 миллиарда человек (общее население планеты 7,6 млрд.). Рост количества пользователей интернета связано с развитием электронной коммерции. Интернет создает громадные возможности для создания осведомленности о торговой марке, привлечения новых клиентов, выхода на новые рынки, увеличения объемов продаж, создания и поддержания лояльности клиентов.
Как реализация тренда «индивидуального подхода» на российском fashion-рынке появляются магазины модной одежды - шоу-румы. Шоу-рум - это небольшое помещение с демонстрационно-ассортиментным залом, где осуществляются заказы и покупки. Главное отличие от простого розничного магазина одежды - это внутренняя атмосфера, домашняя, камерная обстановка. Именно в шоу-руме главная задача продавца проявить индивидуальный подход к покупателю, где специально для клиента составляют целые образы, подбирают одежду именно для него. Купить можно не только одну вещь, но и полноценный образ. У каждого шоу-рума свой подход и своя специфика, но в основе лежат вышеперечисленные базовые отличия от розничного магазина.
Открытие шоу-румов в городах России явление не новое, все чаще индивидуальные предприниматели открывают небольшие «домашние» помещения для продажи женской или мужской одежды, вследствие чего происходит большой рост конкурентов. Для того чтобы выжить в конкурентной борьбе в бизнесе, необходимо искать все новые и новые подходы к продвижению.
В последнее время в бизнесе активно используются технологии вовлечения потребителей в маркетинговые процессы кампаний, как показывает практика, успешными остаются компании, способные не только удовлетворить своих покупателей потребительскими свойствами товаров, но и вовлечь их в увлекательный мир бренда, вести за собой благодаря непрерывному on-line взаимодействию и коммуникациям, все глубже включать потребителя в управляемый фирмой сценарий развития бренда, создавая новые и новые впечатления с помощью маркетинга вовлечения покупателей.
Таким образом, современные покупатели все меньше ценят покупаемые товары и услуги, и все больше платят за впечатления, которые с ними связаны. Это обусловливает эволюцию потребительской ценности: от сырья - к товарам - услугам - и к впечатлениям в условиях становления экономики впечатлений. Среди таких технологий - краудсорсинг. Многие зарубежные организации используют данную технологию при решении различных задач, однако немногие российские компании смогли применить данную технологию.
Краудсорсинг - это привлечение к решению тех или иных проблем широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах или за умеренную плату с применением инфокоммуникационных технологий.
Попытка обосновать эффективность технологии краудсорсинга в продвижении субъектов малого бизнеса (на примере шоу-рума «ZERKALO») определяет актуальность данной работы.
Несмотря на кажущуюся насыщенность рынка вещей в городе Томске, предлагаемый ассортимент в розничных магазинах похож или вовсе один и тот же. Владельцам или сотрудникам магазинов очень сложно определить тенденции и желания потребителя при формировании ассортимента. Как правило, они ориентируются на официальные, общепринятые тенденции моды и принимают решения исходя из этих данных. Это ведет к повторяемости товара конкурирующих магазинов, или даже полное его совпадение. Потребитель стремится приобрести уникальную, оригинальную в своем роде вещь, желая выделяться и выглядеть неординарно. Учитывая тенденции моды, потребитель больше ориентирован на свой индивидуальный вкус и стиль.
С 10 июня 2017 года в городе Томске был открыт шоу-рум «ZERKALO», шоу-рум имеет свою целевую аудиторию из людей, которые хотят приобрести что-то особенное, не похожее на то, что предлагают в большинстве магазинов и торговых центрах. Магазин использует современные методы продвижения (SMM), но это не выделяет его из числа конкурентов и не позволяет осуществить индивидуальный подход к покупателям в полной мере. В данной проектной работе представлена попытка предложить использование краудсорсинговой технологии в продвижении шоу-рума «ZERKALO» как вариант, позволяющий вовлечь покупателя в выбор одежды для своего будущего образа на этапе закупки товара для магазина.
Проблема, решаемая в проектной работе - не изучены возможности технологии краудсорсинга в продвижении шоу-румов женской одежды.
Объектом проектной работы - возможности и механизм использования технологии краудсорсинга в продвижении бизнеса шоу-румов женской одежды.
Предмет проектной работы - возможности и механизм использования технологии краудсорсинга в продвижении шоу-румов женской одежды (на примере программы продвижения шоу-рума «ZERKALO»).
Цель выпускной квалификационной работы является разработка программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» с применением технологии краудсорсинг.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специфику шоу-румов как новую концепцию магазинов женской одежды и способы их продвижения;
2. Изучить технологию краудсорсинг как способ продвижения бизнеса;
3. Рассмотреть характеристику и проблемы продвижения шоу-рума «ZERKALO;
4. Провести конкурентный анализ шоу-рума «ZERKALO» в г. Томске;
5. Разработать концепцию программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» с использованием технологии краудсорсинга;
Разработать стратегию программы продвижения шоу-рума «ZERKALO»
с использованием краудсорсинг-технологии;
7. Разработать этапы и мероприятия по реализации программы;
8. Провести оценку эффективности программы продвижения шоу-рума «ZERKALO».
Гипотеза бакалаврской работы: апробация технологии краудсорсинга в продвижении шоу-рума «ZERKALO» позволит выявить механизм и возможности этой технологии в продвижении субъектов такого рода, а также позволит шоу-руму приобрести новое конкурентное преимущество для развития бизнеса.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: SWOT-анализ, анализ интернет-источников и специально-научной литературы.
Теоретической базой для написания выпускной квалификационной работы послужили следующие работы: «Галактика Интернет» М. Кастельса, где он вводит понятие «сетевого общества», а также утверждает, что с развитием сети будут видоизменяться и другие сферы общества, в том числе экономика и бизнес. Важным для проектной работы оказалось понятие «просьюмеризм» Э. Тоффлера. В своей научной работе «Третья волна», автор предсказывал то, что в постиндустриальном обществе «просьюмерами» будут те люди, которые принимают активное участие в процессе производства товара и услуг, потребляемых им самим, что, в частности, можно отнести к понятию краудсорсинга, ведь краудсорсинг - это вовлечение людей в процесс производства товара/услуги.
Раскрыть суть и возможности технологии краудсорсинг в бизнесе позволили работы Д.Хауи и М.Робинсон («Коллективный разум как инструмент развития бизнеса»), М.В. Акулич («Инвестиционный маркетинг. Лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг, краудфандинг»), Е.В.Голубев («Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления»), Э.Сигель («Просчитать будущее: Кто кликнет, купит, соврёт или умрёт»).
Для понимания основ продвижения были использованы труды таких авторов как Ф.Котлер и Ж.Ж.Ламбен («Основы маркетинга», «Маркетинг 3.0», «Стратегический маркетинг»). Для грамотного использования в программе продвижения инструментов SMM были изучены работы В. Гришина («Эффективный маркетинг в Интернет»), Д.Халилова («Маркетинг в социальных сетях»), Л. Вебера («Эффективный маркетинг в Интернет»).
Для раскрытия специфики продвижения шоу-румов оказались полезными работы Е.Н. Рудской («Шоу-румы как инструмент интеграции онлайн- и офлайн торговли: универсализация каналов продвижения и продаж») и О. Смирновой («Основное в технологии продвижения fashion-бренда в Интернет»),
Теоретическая значимость проектной работы заключается в попытке описать механизм и возможности использования технологии краудсорсинга в продвижении шоурумов женской одежды.
Практическая значимость проектной работы заключается апробации технологии краудсорсинга в продвижении шоу-рума «ZERKALO». Практическая значимость и актуальность выпускной квалификационной работы подтверждена директором шоу-рума «ZERKALO» Колесниковой Юлией Алексеевной (отзыв прилагается к ВКР),
Этапы реализации проекта:
1) Концепция проекта. Для разработки концепции проекта были изучены теоретические основы краудсорсинга и продвижения товара. Была изучена специфика продвижения шоу-румов женской одежды. Были выявлены особенностей базисного субъекта шоу-рума «ZERKALO». Был проведен конкурентный анализ рынка шоу-румов женской одежды в г.Томске. Согласно концепции проекта были разработаны рекомендации для продвижения и удержания покупателей с учетом особенностей целевой аудитории.
2) Механизм реализации проекта. Была разработана стратегия для программы продвижения шоу-рума «ZERKALO». Был создан план по планированию программы продвижения шоу-рума «ZERKALO». Были разработаны этапы и мероприятия для реализации программы продвижения шоу-рума «ZERKALO».
3) Отчет о реализации проекта. Включает в себя описание полученных результатов проекта, оценка эффективности и экспертное мнение директора шоу-рума женской одежды «ZERKALO».
Продукт проекта: программа продвижения шоу-рума женской одежды «ZERKALO» с использованием технологии краудсорсинг.
Данная выпуская квалификационная работа посвящена разработке программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» с использованием технологии краудсорсинг.
В условиях современного общества, высокие технологии - это неотъемлемая часть жизни людей. Интернет захватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, в связи с этим мировой рынок соответственно перестраивается под современное общество. Изменения привели бизнес к коренной ломке ранее традиционных понятий: основная деятельность компании переместилась с технологий на потребителя. Современный покупатель находится в режиме онлайн круглосуточно, его уже не удивишь традиционной рекламой, интернет - магазины и электронные каталоги дают совершать покупки, не выходя из дома, но несмотря на все вышеперечисленные факторы, покупателю важно: миссия компании, цель, хорошее достойное обслуживание, удобное месторасположение магазина, возможность делать покупки онлайн. Вместе с этим, предложение товаров и услуг, сформированное новой потребительской ценностью, нуждается в новых или усовершенствованных способов продвижения.
Таким образом, в связи с формированием тренда личностного подхода, на российском fashion-рынке появляются магазины модной одежды - шоу-румы. Шоу-рум - это небольшое помещение с демонстрационно-ассортиментным залом, где осуществляются заказы и покупки. Главное отличие от простого розничного магазина одежды - это внутренняя атмосфера, домашняя, камерная обстановка. Именно в шоу-руме главная задача продавца проявить личностный подход к покупателю, где специально для клиента составляют целые образы, подбирают одежду именно для него. У каждого шоу-рума свой подход и своя специфика, но в основе лежат вышеперечисленные базовые отличия от розничного магазина.
В настоящее время Интернет дает неограниченные возможности для продвижения ШОУ-РУМОВ женской одежды. В данной проектной работе в качестве инструмента продвижения была задействована такая технология как - краудсорсинг. Краудсорсинг — принцип сбора ресурсов и создания интеллектуальных продуктов, услуг, контента путем взаимодействия (онлайн) сообщества, а не с помощью специально нанятых работников. Технология вовлечения покупателей в работу компаний - это основной принцип работы краудсорсинга. Как показывает практика, успешными остаются те компании, которые способны не только удовлетворять своих потенциальных покупателей, но и вовлекать их в мир работы самого магазина, спрашивать у них, что они именно хотят видеть в шоу-руме.
Благодаря данной технологии, компания освобождается от многих задач, сохраняются денежные ресурсы и открывается много возможностей для улучшения качества работы компании, ведь кто если не покупатель со стороны может оценить работу организации. Насыщенность рынка вещей в городе Томска и рост конкуренции, заставляет привергнуть к новым решениям продвижения шоу-рума «ZERKALO». Чтобы отстоять борьбу в конкурентной среде и выявить точную потребность своих покупателей от первоисточника, технология краудсорсинга - это то, что необходимо для компании.
Сеть шоу-румов «ZERKALO» находится на рынке около трех лет. Магазин, который был взят за основу данной работы находится в городе Томске. Он был открыт в июне 2017 года. Основной акцент шоу-рума направлен на продажу базовых, повседневных вещей из Китая. В отличие от других шоу-румов, магазин ведет такую политику, что любая молодая девушка может себе позволить купить модную вещь на каждый сезон, низкие цены и стильная одежда - это главный девиз шоу-рума «ZERKALO».
В работе была поставлена цель - разработать программу продвижения шоу-рума «ZERKALO» с использованием технологии краудсорсинга. В ходе написания проекта были изучены особенности продвижения шоу-румов как магазинов женской одежды, выявлены основные актуальные методы продвижения на данный момент. Был проанализирован базисный субъект, выявлены его особенности (главные преимущества). Был прописан подробный план реализации проекта и описан конечный результат - программа продвижения шоу-рума «ZERKALO» с использованием технологии краудсорсинг. Исходя из анализа преимуществ данного магазина, были выявлены основные каналы для применения технологии краудсорсинга: создание своего собственного веб-сайта и социальная сеть «Вконтакте». Была определена стратегия продвижения: обозначена тактика общения с потенциальными клиентами, с учетом характеристики целевой аудитории, выбраны каналы коммуникации, через которых с помощью коллективного разума покупателей появилась возможность узнавать от первоисточника о том, что хотят видеть на полках шоу-рума, как улучшь магазин, на что нужно обратить внимание. С помощью голосование или опроса, есть возможность выбрать победителя (участника) за лучшую идею, которая поможет выполнить определенные задачи шоу-рума или проблемы, тем самым проявить помощь и участие в работе магазина. Затем, победителя ждет материальное или не материальное вознаграждение за работу и участие, тем самым это мотивирует других покупателей включаться в работу магазина и вступать в обсуждении в темах сообщества в «Вконтакте» или специальной созданном чате/теме/обсуждения на веб-сайте шоу-рума «ZERKALO». Также, участники - вовлеченные покупатели в работу магазина, могут отправлять фотографии/видео того, чего желают они видеть в магазине, тем самым шоу-рум открывает для себя огромную базу идей и источников для дальнейшей прибыльной работы магазина без финансовой растраты денежных ресурсов.
Срок апробации данного проекта был перенесен на сентябрь 2018 года, что обусловлено такой характеристикой как сезонность и нехватка времени на создание собственного сайта.
Таким образом, цель данного проекта - разработка программы продвижения шоу-рума «ZERKALO» с применением технологии краудсорсинг, достигнута частично. На основе возможных показателей и увлечение прибыли шоу-рума «ZERKALO» директор сети шоурумов женской одежды «ZERKALO» Колесникова Юлия Алексеевна подтвердила практическую значимость возможно реализуемой программы продвижения и заявила о её возможной эффективности в дальнейшей работе магазина
1. Аакер Д.А. Как обойти конкурентов: создаем сильный бренд / Дэвид А, Аакер; [пер. с англ. В.Кузин]. - Санкт Петербург [и др.]: Питер, 2012 - 350с.
2. Акулич М. Инвестиционный маркетинг. Лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг, краудфандинг / Издательские решения, 2017.-74.
3. Байков В. Интернет. Поиск информации и продвижении сайтов / В.Байков, - М.: БХВ- Петербург, 2010 - 288с.
4. Бельский А. Краудсорсинг-технологии в онлайне: полевые исследования и социальный мониторинг, 2013 [Электронный ресурс] // Slideshare.net. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/Crowdsourcing_ru/million-agents?
ref=http://crowdsourcing.ru/video/kraudsorsingtexnologii_v_offlajne_polevye_issledova niya_i_socialnyj_monitoring (Дата обращения: 09.05.18)
5. Бикбатырова В.В. «Развитие электронного бизнеса в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: электрон дан - URL.: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_35/BikbatyrovaZAMENA.pdf (Дата обращения: 09.05.18)
6. Блэккуэл Д. Поведение потребителей / Д.Блэккуэл, П.Миниард, Дж.Энджел. - Спб.: Питер - 2012. - 768с.
7. Борисова С.И. Практическая польза краудсорсинга/ Борисова С .И.// Интернет- маркетинг. - 2013. - Т. 3. - №75. - С. 184-192.
8. Булавкина Л.В. Краудсорсинг на службе маркетинга/ Булавкина Л.В.// Маркетинговые Коммуникации. - 2012. - Т. 4. - №70. - С. 201-203.
9. Вебер, Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети / Ларри Вебер; пер. с англ. Елены Лалаян. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 311 с.
10. Выгонский С.И. Обратная сторона интернета. Психология работы с компьютером и сетью. М.: Изд-во Феникс, 2010.
11. Гаффорова Е.Б., Меркушова Н.И. Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях // Экономический анализ: теория и практика. - 2013.
- No 40. 7
12. Герасюкова М. Половина планеты осталась без интернета:// Ta3eTa.ru. [Электронный ресурс], 2017 :
URL:https://www.gazeta.ru/tech/2017/09/18/10894430/half earth no net.shtml (Дата обращения: 01.05.18)
13. Гусев В.С. Аналитика веб-сайтов. Использование аналитических инструментов для продвижения в Интернет. М.: Диалектика; Вильямс, 2008.
14. Джоунс Д.Ф. Роль рекламы в создании сильных брендов / Д.Ф. Джоунс - М.: Вильямс
- 2012. - 496с.
15. Диссертация Колобова И.И. Особенности комплекса продвижения розничного торгового предприятия, 2006...53