АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Теоретические основы управления мотивацией персонала 6
1.1 Содержание понятия мотивации 6
1.2 Основные теории мотивации персонала 10
1.3 Методы мотивации персонала 15
1.4 Роль мотивации в повышении производительности организации 20
2 Успешный опыт мотивации персонала на примере российских и зарубежных
организаций 25
2.1 Мотивационные решения в российских компаниях 25
2.2 Мотивационные решения на примере зарубежных компаний 33
2.3 Сравнительный анализ мотивационных систем 40
3 Мотивация персонала в АО «Международный аэропорт Сочи» 48
3.1 Общая характеристика компании 48
3.2 Анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала в
компании 50
3.3 Рекомендации по актуализации системы мотивации персонала в компании 55
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61
Приложение А Результаты опроса сотрудников предприятия ABC г. Рязани 66
В наше время мотивация сотрудников является неотъемлемой частью рабочего процесса. Побуждая персонал к выполнению поставленных организацией задач, можно добиться развития и плодотворной деятельности любой компании. В зависимости от того, насколько мотивированы сотрудники компании, может увеличиваться производительность, и, следовательно, прибыль организации. Мотивированный персонал является залогом успешной работы и высокой продуктивности, которая может послужить реализации стратегии компании и достижению её целей, а также упрочения положения этой организации на рынке.
Система мотивации имеет основу, общие составляющие и свою историю, которую можно проследить в теориях мотивации и стимулирования людей. На протяжении многих лет специалисты искали способы мотивирования сотрудников в организациях и пытались их совершенствовать. Необходимость в актуализации системы мотивации обоснована улучшением качества жизни людей и внедрением в рабочий процесс новых технологий.
Если говорить о начальных способах мотивирования персонала, то в них прослеживается удовлетворение только базовых потребностей, которые, несомненно, важны, но играют уже не самую важную роль в современном мире. С повышением уровня жизни людей возросла необходимость в принципиально новых стимулах, котор ые покрывали бы больше потребностей, помимо первичных, и могли лучше вовлекать персонал в рабочий процесс.
В современном мире можно наблюдать, что система мотивации уже претерпела большие изменения, при этом она всё ещё продолжает развиваться. Изучение психологии человека, других наук, которые занимаются исследованиями в области экономики и поведения людей в различных экономических ситуациях, дали толчок для развития системы мотивации в организации. Так, например, с течением времени, стало известно, что денежный способ стимулирования может не ограничиваться заработной платой. Позднее выяснилось, что деньги также не являются самым эффективным способом мотивирования сотрудников.
От того, насколько много внимания уделяет компания мотивированию сотрудников в организации, напрямую зависит производительность и будущая выручка компании.
Важно подчеркнуть, что система мотивации должна оставаться актуальной и такой же эффективной вне зависимости от факторов внутренней и внешней среды.
Целью данной работы является актуализация системы мотивации персонала в аэропорту Сочи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд соответствующих задач:
1. Изучить основные теории мотивации и актуальные инструменты мотивации сотрудников, применяемые на практике.
2. Провести бенчмаркинг российских и зарубежных корпоративных систем мотивации.
3. Проанализировать систему мотивации сотрудников, сложившуюся в аэропорту Сочи.
4. Сформулировать рекомендации по ее актуализации и обосновать их потенциальную эффективность.
Объектом исследования в работе является корпоративная система мотивации аэропорта Сочи. Предметом исследования - формы и методы управления системой мотивации в аэропорте Сочи.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как наблюдение, индукция, дедукция, анализ, синтез, системный подход, статистический и аналитический методы, а также функциональный и общий бенчмаркинг.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации будут способствовать эффективному мотивированию персонала, улучшению качества труда компании, её результативности и прибыли.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и литературы.
Исследование показало, что мотивация является актуальной и важной темой для любой современной организации. Руководству в компании необходимо уделять много внимания системе мотивирования, выделять на её создание и поддержание средства, обновлять с течением времени, поскольку система мотивации имеет свойство зависеть от условий жизни человека. Так, чем выше уровень жизни, тем лучше должна быть проработана система мотивации в организации, и тем больше потребностей она должна закрывать.
Изучение основных теорий мотивации является основой понимания термина «мотивация», которая способствует развитию системы мотивации персонала в организации, так как данные концепции довольно четко показывают определённое видение мотивации, как процесса, помимо прочего, они подкреплены различными исследованиями и уже долгое время находят своё применение в практике управления. Основные теории мотивирования можно представить в виде двух групп: теории содержания мотивации и процессуальные теории мотивации. В ходе исследования выяснилось, что содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей, в то время как процессуальные теории концентрируются на причинах, по которым люди выбирают определенное поведение, а также почему они реагируют на организационные события так, как они реагируют.
Среди наиболее актуальных инструментов мотивирования сотрудников можно выделить инструменты материальной мотивации, такие как денежные выплаты, а также инструменты, которые используют индивидуальный подход к сотруднику, и обеспечивает его социальную безопасность.
Стоит отметить, что сотрудники организации в равной степени зависят от денежных и неденежных видов стимулирования, а также нематериальной мотивации, которая может включать в себя похвалу начальства, поддержание инициативы и активности, выражение общественного признания, в отдельных случаях предоставление права участвовать в принятии решений компании.
Проведение функционального и общего бенчмаркинга позволило сделать вывод о том, на какие сферы мотивирования стоит обратить внимание и улучшить . Организации, которые рассматривали в исследовании, доказали, насколько денежное стимулирование необходимо для сбалансированной системы мотивации в компании. Также они позволили
выделить эффективные инструменты нематериального стимулирования, такие как индивидуальные награды и коллективная ответственность.
Также была проанализирована система мотивации в аэропорту Сочи. Анализ системы показал, что она не сбалансирована с точки зрения материальной и нематериальной составляющих. Материальная мотивация не эффективна на данный период времени, с учетом внешних и внутренних факторов, в то время как нематериальная мотивация не востребована среди сотрудников организации. Стоит отметить, что в случае, когда материальная мотивация не эффективна, то нематериальная теряет свое влияние на сотрудников. Это причина, по которой важно соблюдать баланс и отдельно актуализировать разные составляющие мотивации.
Подводя итоги, можно сказать, что развитие системы мотивации в организации происходит регулярно, что обусловлено постоянным улучшением условий жизни людей. Для современного сотрудника важно не только удовлетворение базовых потребностей, но и признание коллектива, осознание своего места в компании, а также разного рода неденежные стимулы. Однако стоит отметить важность того, насколько эффективно денежное стимулирование влияет на мотивацию сотрудников, поэтому данную составляющую следует актуализировать с течением времени. Причиной актуализации может быть рост цен, а также потребностей самого работника. Примеры российских и зарубежных систем стимулирования при внедрении изменений могут иметь положительный эффект на результативность системы мотивации, но только при адаптации инструментов мотивирования к местным традициям и менталитету, причем не только страны, но и компании, в которой происходят изменения.
Для успешного функционирования организации руководству необходимо актуализировать систему мотивирования и поддерживать её постоянную действенность при помощи изучения современных методов стимулирования и анализа потребностей сотрудников.
1. Аэропорт Сочи [Электронный ресурс] Buduvsochi // URL: https://buduvsochi.ru/info/aeroport-sochi.html (дата обращения: 22.04.2023)
2. Бенчмаркинг: основные понятия и процесс реализации [Электронный ресурс] CFIN // URL: https://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking_meths.shtml (дата обращения: 24.04.2023)
3. Д. А. Леонтьев, Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 285
4. Зарубежный опыт мотивации персонала [Электронный ресурс] Searchinform
// URL: searchinform.ru/kontrol-sotrudnikov/motivatsiya-personala/zarubezhnyj -opyt-
motivatsii-personala/ (дата обращения: 22.04.2023)
5. Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014 [Электронный ресурс] Официальный сайт // URL: https://olympics.com/ru/olympic-games/sochi-2014 (дата обращения: 23.04.2023)
6. Калинин Д.Д., Нарожняя К.Г., Терещенко Ю.С. Система мотивации и стимулирования трудовой активности персонала в условиях реструктуризации предприятий нефтегазовых отраслей // ФОн-наука. 2015. № 1 (40). 17-18 c.
7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебное пособие. Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2006. 229 с.
8. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник// А. Я. Кибанов. Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2003. 638 с.
9. Кодекс Корпоративной этики Сбербанка. 34 c. URL:
https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sberbank_code_of_ corporate_ethics.pdf (дата обращения: 20.04.2022)
10. Колесников И.В., Валиуллина Д.А., Ищенко К.А Повышение мотивации и стимулирования персонала и эффективности работы на российских предприятиях // Вестник магистратуры. 2015. № 1-1 (40). 154- 156 c.
11. Корзенко Н.И., Тимакова Т.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356). 124-126 c.
12. Коробко В.И. Теория управления. Москва: Изд-во ЮНИТИ, 2009. 80-89 с.
13. Куприянов С.В. Менеджмент: учебное пособие // Куприянов С.В., Шаповалов А. А., Божков Ю.Н. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 447 с.
14. Лозовая И.В. Эффективные методы мотивации персонала // Территория науки. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-motivatsii-personala (дата обращения: 23.04.2023)
15. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента. Москва: Изд-во Вильямс, 2011. 338-339 с.
..59