Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ)

Работа №183332

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Часть 1. Особенности редактирования практических пособий для детей дошкольного возраста (на примере изданий для детей 5-7 лет) 5
Аннотация 6
Введение 7
Глава 1. Психовозрастные особенности старших дошкольников 14
1.1. Общая характеристика предметной деятельности и восприятия дошкольников ...14
1.2. Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников 18
Глава 2. Особенности практических пособий для старших дошкольников 29
2.1. Типологические характеристики практических пособий для старших
дошкольников 29
2.2. Практические пособия на современном книжном рынке 41
2.3. Восприятие практических пособий детьми (результаты социологического
опроса) 50
2.4. Критерии редакторского анализа практических пособий для старшего
дошкольного возраста 56
Глава 3. Редакторский анализ практических пособий для детей старшего дошкольного возраста 61
3.1. Анализ тетради для тренировки руки «Домики» (издания, ориентированного на
посредственную практику) 61
3.2. Анализ пособия «Аппликации из чего угодно: от веточки доя скрепочки»
(издания, направленного на отвлеченную орудийную практику) 68
3.3. Анализ пособия «Маленький садовник» (издания, направленного на отвлеченную орудийную практику) 75
3.4. Рекомендации по работе редактора над практическими пособиями для старших дошкольников 80
Заключение 83
Список использованной литературы 85
Приложение 90
Часть 2. Рецензия на рукопись «Конструирование цифровых устройств на базе микрокомпьютера Raspberry Pi» 109
Часть 3. Расчет себестоимости издания «Конструирование цифровых устройств на базе микрокомпьютера Raspberry Pi» 112


Современный отечественный книжный рынок достаточно широк и по количеству наименований, и по тиражам. Одним из его устойчивых сегментов является детская литература: на нее приходится 11,6% от общего выпуска книжной продукции за 2017 год по числу названий и 21,8% по совокупному тиражу . Несмотря на такой охват, детские издания не имеют четкой классификации. Из-за мобильности рынка и интересов потребителей издатели все чаще экспериментируют в плане жанра, вида, формы издания, что часто приводит к типологической неопределенности и видовой путанице в определении издания. Необходимость уточнения и систематизации сведений о видах детских изданий, востребованных и популярных на современном рынке, в частности о пособиях, направленных на развитие всесторонних практических навыков ребенка, обусловила актуальность проводимого исследования.
Сегодня большую роль играет идея обучения в течение всей жизни для всестороннего развития навыков — lifelong learning — которая подразумевает постоянный поиск информации, мотивацию, индивидуальный план развития. Понимание этого толкает родителей на более детальный подбор книг и игр, направляющих самостоятельную или совместную с взрослыми деятельность детей. Если говорить о литературе для дошкольников, особое значение для развития навыков в самостоятельной практической деятельности имеет старший дошкольный возраст (5-7 лет), который является предкризисным периодом, завершающимся переходом из одной среды в другую. Познание мира в этом возрасте через практическую деятельность осуществляется за счет усиления осязательного контакта с различными материалами, в том числе и с книгой, которая способна организовывать деятельность ребенка по освоению окружающей среды. По словам Пономаренко Е. Н. и Васильевой В. С., «благодаря собственным движениям ребенок познает окружающий мир, учится постепенно проявлять свое отношение к нему, овладевает различными действиями... Одним из основных условий физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее развитие его активных движений» . Исходя из этого, авторы указывают на то, что и родителям, и воспитателям, и даже издателям и методистам издательств стоит отдельное внимание уделять активизации мелкой моторики именно дошкольников, так как «чем полноценнее и раньше происходит развитие движений, тем активнее, опираясь на работу „низших центров”, начинается формирование систем высших психологических функций» .
Практические пособия с опорой на развитие мелкой моторики и сенсорики являются основополагающими при подготовке к школе. Но их положение в классификации детской литературы для дошкольников нечетко, поскольку мало издательств определяют их как вид. Стопки раскрасок большого формата или прописей объемом в 16 страниц можно встретить не только в книжных магазинах, но и в канцелярских отделах, журнальных киосках, кассах магазинов детских игрушек. В силу своей легкости и доступности по цене вид имеет множество форм реализации, которые не сведены в единую классификацию. Психовозрастные особенности юных читателей учитываются в малой степени, порой на основе только жизненного опыта самих составителей.
Карайченцева С. А. в своем учебнике по книговедению отмечает, что практическая литература для детей возникла в России в конце XVIII — начале XIX вв., и использовалась, в первую очередь, для развлечения читателей, обучения их навыкам, приобщения к науке. Постепенно границы функциональности расширялись, и подобные произведения все больше были направлены на организацию свободного времени благодаря занятиям, состав и цель которых определялись исторической эпохой: как успехами в развитии производства, так и социальным статусом разных слоев, модой. Немало психологов и педагогов (Гриценко З. А., Тонкова Г. А.) указывают на важность трудового и художественно-эстетического воспитания дошкольников, а книга и творческая занятость в данном случае является средствами на пути к достижению воспитательной цели.
Многие универсальные или специализирующиеся на детской литературе издательства выпускает практические пособия для старших дошкольников, но в то же время нет единого понимания специфики и места таких пособий на рынке. Одни в своих каталогах помещают обзоры в разделе «Учебные издания», другие — в «Досуговой литературе», третьи — в раздел «Для творчества». Среди таких издательств «Манн, Иванов и Фербер», «Питер», «Росмэн», «Речь» и другие. В теории редактирования нет конкретных рекомендаций по редакторской подготовке практических пособий для детей. Отсутствие книговедческой модели и классификации такого вида изданий усложняет их библиографическое закрепление и выбор книг данной направленности читателями. Такой разрыв теории с книгоиздательской практикой порождает проблемную ситуацию, требующую поиска эффективных путей решения указанной проблемы.
Базу исследования составили нормативно-правовые документы, работы по книговедению и основам редактирования, возрастной психологии и педагогике.
Среди нормативно-правовых актов России, определяющих статистические данные, общепринятую терминологию и частично критерии редакторского анализа изданий, выделены ГОСТ 7.60-2009 «Издания. Основные виды. Термины и определения» , отраслевые доклады 2012-2017 гг. «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития» , технический регламент Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» , Федеральный закон РФ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» , Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .
Типология детских изданий рассмотрена в учебниках «Редакторская подготовка изданий» Антоновой С. Г., где исследователь определяет классификацию детской книги по целевому назначению и дает общую характеристику практических пособий для детей, и «Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» Карайченцевой С. А., в котором автор описывает историю «деловой» (практической) литературы для детей, виды и влияние ее на маленьких читателей. В работе Мжельской Е. Л. «Современное книгоиздание для детей» отмечается состояние детской литературы на 2011 г. и определяются основные тенденции ее развития. Труды профессора Гриценко З. А. «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению» , «Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению» , «Литературное образование дошкольников» позволяют сформировать психологический портрет читателя-дошкольника и понять специфику читательского адреса выбранного вида изданий. Статья современной исследовательницы Толкки Н. А. «Развивающие издания в практике Ярославского издательства „Академия развития—» помогает выделить практическое пособие как подвид развивающего издания.
Особое значение для определения психовозрастной специфики читательского адреса практических пособий имеют общенаучные и специальные работы по педагогике и психологии. К общенаучным трудам относятся учебники Гониной О. О. «Возрастная психология. Феноменология развития» и Карелиной И. О. «Общие основы педагогики» , где определяются возрастные ограничения и ведущая деятельность старших дошкольников. Работа Эльконина Д. Б. «Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет» дает понимание особенностей кризиса семи лет и специфику работы со старшими дошкольниками. В монографии «Восприятие и обучение (дошкольный возраст)» Венгера Л. А. представлена классификация видов предметной деятельности ребенка, взятая за основу в исследовании при определении типологии практических пособий. Особенности восприятия и чтения детей выбранной возрастной категории рассмотрены в специальных статьях Белозерцевой О. Н. «Модель формирования активного читателя в дошкольном возрасте» , выделяющей особенности чтения дошкольников, и Томиловой С. Д. «Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя» .
При изучении творческой, предметной деятельности старших дошкольников были изучены работы Варкки Н. «Ребенок в мире творчества: творческое и эстетическое воспитание дошкольников» , Погодиной С. В. «Теория и методика развития детского
изобразительного творчества» , Волынкиной В. И. «Художественно-эстетическое
воспитание и развитие дошкольников» .
Важными источниками на пути формирования критериев редакторской оценки и анализа практических пособий стали труды Былинского К. И., Розенталя Д. Э. , Накоряковой К. М. , учебное пособие Лобина А. М. и Мироновой М. В. «Проектирование и анализ концепции книжного издания». При обращении к истории становления видо-типологических характеристик выбранных изданий базовыми стали работы Колесовой Л. Н. «Детские журналы России (1785-1917)» и «Детские журналы России (1917-2000)» , а при изучении современных тенденций книгоиздания — Щербининой Ю. В. «Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры» .
Суммируя результаты изучения литературы по заявленной проблеме, можно отметить, что некоторые аспекты практических пособий, такие как психология старших дошкольников, основные виды их предметной деятельности, проработаны достаточно основательно, однако типология практических изданий как отдельного подвида развивающих изданий для детей практически не рассматривалась учеными и требует системного, целостного изучения.
В связи с этим объектом данного исследования являются практические пособия для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), а предметом — особенности работы редактора с указанными изданиями.
Цель работы — выявить специфику редакторской подготовки практических пособий для детей старшего дошкольного возраста с учетом типологических характеристик данного вида изданий.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач.
1. Охарактеризовать психовозрастные особенности старших дошкольников,
специфику их восприятия и предметной деятельности.
2. Выделить типологические характеристики практических пособий для детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести социологическое исследование среди родителей старших дошкольников с целью определения читательских интересов и особенностей взаимодействия детей с практическими пособиями.
4. Охарактеризовать современное состояние сегмента книжного рынка детской литературы, связанного с изданиями развивающего обучения, в состав которых входят практические пособия для старших дошкольников.
5. Определить критерии редакторского анализа практических пособий с учетом специфики читательского адреса и видо-типологических характеристик данных изданий.
6. Провести сравнительный анализ современных практических пособий в аспекте их соответствия выделенным критериям.
7. Разработать практические рекомендации по редакторской подготовке данного вида издания для старших дошкольников.
В качестве материала исследования выбраны практические пособия, выпущенные в период 2007-2017 годов, что обусловлено разнообразием новых форм изданий и ростом количества их наименований.
Научная новизна работы состоит в разработке классификации практических пособий для старших дошкольников, описании их типологических свойств как самостоятельного подвида развивающих книг для детей данной возрастной категории.
Практическая значимость исследования определяется выделением критериев редакторского анализа и оценивания практических изданий, выработкой конкретных рекомендаций по усовершенствованию их редакторской подготовки.
В работе использованы следующие книговедческие термины:
• вид изданий — группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков ;
• читательский адрес — набор характеристик как содержания, так и формы, позволяющих причислить издание к определенной группе читателей;
• функциональное назначение — характеристика издания с точки зрения выполняемых им функций;
• материальная конструкция — исторические сложившаяся форма издания как
предмета, которая характеризуется суммой издательских и полиграфических признаков, не зависящих от содержания издания33.
Методология исследования определяется применением общенаучных методов: анализа, описания, обобщения и сравнения; книговедческих: структурно-типологического, функционального, аналитико-тематического, а также социологического опроса и анализа сегмента современного книжного рынка. В сравнительном рассмотрении изданий был использован редакторский анализ.
Структура работы обусловлена логикой решения поставленной цели и задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении определяется цель, задачи, объект и предмет, актуальность и методология исследования.
В первой главе «Психовозрастные особенности старших дошкольников» анализируется возрастная психология старших дошкольников, специфика их игровой, творческой деятельности и чтения. Представлены особенности художественно-эстетического воспитания, виды предметно-практической занятости и характеристики восприятия информации детьми.
Вторая глава «Типологические характеристики практических пособий для старших дошкольников» описывает типологические особенности данного вида изданий и их классификационную систему на основе изучения читательского адреса и функционального назначения. В отдельных разделах главы представлены результаты социологического исследования среди родителей детей 5-7 лет и анализа сегмента практических пособий на отечественном книжном рынке. На базе изученного материала вырабатываются критерии редакторского анализа и оценивания выбранных изданий.
В третьей главе «Редакторский анализ практических пособий для детей старшего дошкольного возраста» представлен сравнительный анализ современных практических пособий для детей 5-7 лет. На основе проведенного исследования выработаны рекомендации по редакторской подготовке практических пособий для читателей указанной возрастной категории.
В заключении обобщаются итоги работы и излагаются перспективы дальнейшего изучения темы. Список использованной литературы включает 53 источника. В приложении представлен аналитический и иллюстративный материал исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детскую литературу, безусловно, можно назвать полноценным участником воспитательного процесса дошкольников. Значит, она должна проходить тщательную подготовку к выходу в свет: четкое определение читательского адреса и функционального назначения, проработка концепции материальной конструкции, изучение характера информации с опорой на упомянутые признаки. Но не каждый издатель следует правилам подготовки, что рассмотрено на примере конкретных изданий, ни одно из которых нельзя назвать идеальным, так как они характеризуются разного рода неточностями, легкостью или сложностью заданий, отсутствием системности и концептуального подхода в размещении упражнений.
Причиной обилия нестыковок и различного понимания значимости выбранного вида изданий для детей является отсутствие единого определения и устоявшейся практики издания. В первую очередь издателям и родителям важно понимать, что практическое пособие для старших дошкольников — это издание, предназначенное для овладения определенными навыками и получения результата творческой или трудовой деятельности ребенка в доступной для него форме с воспитательной целью, способствующее снижению рисков перехода в школу. Такое определение не только помогает издателям четко определить, как и для кого готовить издание, но и подчеркивает значимость трудового и художественно-эстетического воспитания сегодня — в мире цифровых технологий, где ребенок может рисовать с помощью электронного планшета, а учиться шить под руководством видеоуроков. Немаловажно сказать, что электронный аналог практического пособия для старших дошкольников возможен, но не имеет будущего, так как не выполняет своих задач и малоинтересен современным родителям и детям.
Важно отметить, что практические пособия — это одни из первых книг, которые ребенок самостоятельно может взять в руки и решать задачи. Необходимо именно в дошкольном возрасте прививать ребенку любовь к чтению, мотивировать и направлять его интересы в области книжной культуры. Значимость подобных изданий определяется функциями, которые они выполняют: развитие мелкой моторики детей, трудовое и художественно-эстетическое воспитание, формирование средств для самостоятельной работы с книгой, инструментами и материалами, становление логического и образного мышления, социализация ребенка и формирование основ деловой коммуникации ребенка со взрослым и со своими сверстниками. Для детей также важен развлекательный аспект практических пособий — это один из главных мотивов обращения дошкольников к таким изданиям. Выполнение этих задач невозможно без создания комплекса издательской продукции, опирающейся на воспитательные методики и принципы подготовки старших дошкольников к систематизированному обучению.
Сегодня запрос родителей и детей, подтверждаемый проведенным социологического исследования, очень высок, что должно побуждать издателей усиливать позиции в формировании нужного контента. Книжный рынок изменяется за счет реакции издателей на изменение читательских предпочтений. В соответствии с этим меняет свою структуру типология изданий, определяющая работу современных издательских организаций. Большая миссия ложится на их плечи — проводить мониторинг активно растущего сегмента детской литературы и использовать его тенденции в подходе к формированию продукции для детей. Вместе с этим должно повышаться и качество продукции на выходе, чего ждет современный российский читатель.
Применение рекомендаций по подготовке практических пособий для детей старшего дошкольного возраста может способствовать совершенствованию книгоиздательской практики и повышению качества издаваемой продукции. Как критерии редакторского анализа, так и выработанные рекомендации имеют объективный характер и могут быть полезными родителям, педагогам при выборе пособия и организации эффективного взаимодействия детей с данными изданиями.
Исследовательская работа нуждается в продолжении поиска ответа на вопрос «Каким должно быть практическое пособие для старших дошкольников?». Перспективами данного исследования могут стать следующие направления работы: проведение эксперимента с детьми 5-7 лет с целью составления стратегии использования практических пособий, изучение характера подготовки практических пособий для другой возрастной группы, а также анализ зарубежной практики подготовки практических пособий, построенных на основе авторских методик, и выведение соответствующих рекомендаций для российских издателей.



1. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий [Текст] : учеб. / под ред. С. Г. Антоновой. — М. : Логос, 2004. — 496 с.
2. Былинский К. И. Литературное редактирование [Текст] : учеб. пособие / К. И. Былинский, Д. Э. Розенталь. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ФЛИНТА, 2011. — 400 с. — (Стилистическое наследие).
3. Карайченцева С. А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству [Электронный ресурс] : учеб. для вузов / С. А. Карайченцева. — Электрон. дан. — М. : Центр дистанцион. образования МГУП, 2010. — URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook738/01/about.htm (дата обращения: 15.05.2018).
4. Лобин А. М. Миронова М. В. Проектирование и анализ концепции книжного издания [Текст] : учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело и редактирование» / А. М. Лобин, М. В. Миронова. — Ульяновск : УлГТУ, 2009. — 110 с.
5. Накорякова К. М. Литературное редактирование [Текст] / К. М. Накорякова. — М. : ИКАР, 2006. — 432 с.
6. Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса [Текст] : учеб. пособие / Н. З. Рябинина. — М. : Логос, 2008. — 256 с. — (Новая университетская библиотека).
Нормативные акты
7. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст]. — Введ. 2004-07-01. — Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. — 41 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
8. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст] : отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2012. — 102 с.
9. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст] : отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. — 97 с.
10. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст] : отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. — 92 с.
11. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст] : отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. — 112 с.
12. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст] : отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. — 107 с.
13. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст] : отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. — 98 с.
14. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации. — Введ. 2010-12-24 № 436- ФЗ. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 108808 (дата обращения: 20.05.2018).
15. Технический регламент Таможенного союза 007/2011. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Введ. 2001-09-23. М. : Комиссии Таможенного союза. 60 с.
Научная и учебная литература
..53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ