Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ МИФА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №183255

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1: МИФ И НЕ-МИФ: К ВОПРОСУ О ПЛАВАЮЩЕЙ ДИСТИНКЦИИ 6
ГЛАВА 2: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ МИФА 15
2.1. «От мифа к логосу»: представления и понимание мифов в Античности 15
2.2. «Падение» и «возрождение» мифа. Просвещение и Романтизм 20
2.3. «От логоса к мифу»: миф и ХХ век 25
ГЛАВА 3: МИФ СЕГОДНЯ 35
3.1. Миф в эпоху постмодерна 35
3.2. Миф и мифологизм: Вторичный Мир, миф как основа виртуальных вселенных 40
3.3. Миф и мифотворец: есть ли у мифа автор? 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Возрождение интереса к мифу (прежде всего философского) продиктовано многими обстоятельствами, начиная с «лингвистического поворота», возвращающего философскую мысль в лоно словесного творения мира, описание его через языковые практики, заканчивая утверждением мифа в качестве закономерного ответа на вызовы хаотической действительности, в которой обречён жить человек современности.
Стоит признать, что проблеме исследования мифического посвящено значительное количество работ в различных сферах гуманитарного знания, однако динамика его трансформации порождает всё новые вопросы для осмысления. Один из этих вопросов - объяснение природы двойственности мифа, представленная в исследовании двух исторически сложившихся традиций: демифологизации и ремифологизации.
Главный вопрос исследования: статус мифа, его амбивалентная сущность, рассмотренная (а может быть заложенная?) двумя традициями его исследования. Первая - тенденция демифологизации (позиционирование мифа как фикции, выдумки, ложного знания), вторая же - тенденция ремифологизации («возрождение» мифа в разных культурных явлениях и формах, как необходимой основы бытования культуры и человека).
В условиях современности мы наблюдаем оживлённую полемику между представителями обеих традиций. Одни говорят, что миф существует как ответ на вызовы непостоянства, информационного хаоса и утраты фундаментальных смыслов, другие - что миф присутствует как некая иллюзия, комплекс нерефлексируемых практик и нарративов, которые должны быть подвергнуты развенчиванию, «защищаясь» тем самым от слепого очарования мифа.
Проблемные вопросы, направляющие исследование, обозначим следующим образом: Возможно ли разрешить проблему этой двойственности? Или такая
онтологическая амбивалентность и есть сущность мифа? Можно ли выдвинуть гипотезу, что данный дуализм есть результат исследовательских традиций, потерявший актуальность сегодня? Другими словами: подходим ли мы к мифу онтологически и рассматриваем амбивалентность как его сущность, или же это эпистемологическая двойственность, принятая нами как удобная конструкция для понимания мифа?
Можно выдвинуть гипотезу, что именно этот дуализм является причиной его вездесущности и поразительной живучести. Тогда мы снова возвращаемся к вопросам, можно ли отделить миф от не-мифа, или мы являемся свидетелями очередного возвращения к мифу, неотделимого от «подлинной реальности»? Возможно ли от него избавиться, или, как метафорично обозначил А.М. Пятигорский, возможно лишь «пробить крышку одного мифа, чтобы оказаться в подвале другого» ?
Объект: феномен мифического
Предмет: амбивалентная природа мифа
Цель: Разрешить проблему двойственной природу мифа, рассматриваемой в традициях де- и ре-мифологизации.
Задачи:
1) Проанализировать концепции понимания мифа и задать теоретическую рамку понятия «миф» и сопутствующих ему понятий: мифология, мифологема, мифема, мифомышление, мифосознание, мифогенез;
2) прояснить стратегии де- и ремифологизации в историко-философской традиции;
3) проанализировать наиболее яркие проявления мифа в современном социокультурном контексте и подходы к их рассмотрению, с целью выявления его неизбежной двойственности.
Методологической опорой данного исследования являются феноменолого-герменевтический анализ (Ю.С. Осаченко , М. Элиаде ), семиотический анализ (Р. Барт ), нарративный анализ (В.Н. Сыров , М. Штейнман ).
Степень разработанности проблемы: Феномен мифа - объект многочисленных исследовательских подходов и дисциплин. Ниже будут представлены лишь некоторые их них, важные для данного исследования, подходы, однако в ходе исследования, особенно в историко-философской его части, рассматриваются и иные, важные для понимания, но не столь часто фигурируемые в исследовании.
Представители феноменолого-герменевтического подхода к анализу мифа и мифологического сознания, представленные в данном исследовании именами А.Ф. Лосева, Г.-Г. Гадамера, Ю.С. Осаченко, А.М. Пятигорского, К. Хюбнера, развивающие идеи Э.
Гуссерля, рассматривают миф как опыта сознания, со -участия и со-переживания (Ю.С. Осаченко), выражающегося в культурных универсалиях, присущих любой эпохе. Миф онтологичен в своей сущности и не может характеризоваться в терминах стадиальности - он носит универсальный характер. «Миф - единство смысла, образа и переживания, в котором последнее играет ключевую роль, т.е. синтез мыслимой идеи, эстетического созерцания и экзистенциально-практического самоосуществления»1. Важным в контексте данного рассмотрения является и понятие жизненного мира (Гуссерль), который является пространством неотрефлексированных и непосредственно данных самоочевидностей.
Семиотическая школа, представленная работами Р. Барта, Ю.М. Лотмана, подходят к рассмотрению мифа как символа, подвергая анализу коды, символы, метафоры, в которых миф выражает свой смысл, своё послание, нуждающееся в дешифровке. Семиотический подход оказывается перспективным благодаря своей методологии, раскрывающей миф в его историко-культурной динамике и противоречии, исходя при этом из анализа его самого, не включая в поле своего рассмотрения мифологический субъект.
Для психоаналитической школы, представленной исследованиями К. Юнга, М.-Л. фон Франц, миф предстаёт как выраженные в образах структуры бессознательного - архетипы, обладающие универсальной природой и присутствующие в психической жизни каждого человека.
Символическое направление, представленное именами К. Хюбнера, М. Элиаде, Я. Голосовкера, представляет миф как некую проекцию высшего мира в образах. Миф не сводим к выдумке, иллюзии, результату творчества, он представляет некую высшую истину, которая передаётся через человека в виде мифа. Миф формирует живую мифологическую реальность, которая обладает высшей значимостью.
Как очень точно замечает по этому поводу В.М. Найдыш, на данный момент существует большое количество концепций и теорий, сформулированных в XIX-XX вв., но все они представляют собой «во многом мозаичный или даже хаотический конгломерат знаний»», логические связи между которыми «либо неопределенны, либо не просматриваются вовсе»» . Попытки исправить такое положение дел предпринимаются, но выглядят скорее как историко-философская систематизация, нежели содержательный анализ и синтез различных теорий мифа. Труд (или труды) такого характера - не только в плане методологического, но и междисциплинарного характера - помогли бы существенно продвинуться в рассмотрении бесконечно изменчивой природы мифа.
Структура работы соответствует поставленным задачам; представленная работа состоит из введения, заключения и трёх глав:
В первой главе предпринята попытка определения того, что есть миф, исходя из анализа актуальных дискуссий о его дистинкции и уже имеющихся теорий. Также даны определения понятий, входящих в поле философского дискурса о мифе, важные для понимания его сущности и определения.
Во второй главе приведены основные вехи философского осмысления мифа. На её материале будут показаны две ключевые традиции исследования мифа - демифологизация и ремифологизация, - а также обуславливающие их факторы.
В третьей главе рассмотрено современное положение мифа в культуре. Рассмотрены гипотезы и теории, почему современную эпоху исследователи мифа характеризуют как всплеск одновременно де- и ремифологизации. Уделено внимание феномену мифа как конституирующему инструменту в контексте информационного хаоса и потери смыслов, а также проанализирован феномен «Вторичного мира» (Дж. Р. Толкин) как один из ярких примеров бытования «живого» мифа. Проанализирована фигура мифотворца, его возможность или невозможность в контексте говорения о мифе.
Помимо этого, работа включает в себя научно-справочный аппарат (постраничные сноски и концевой список литературы).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня убеждение в том, что миф не имеет никакого отношения к современности, давно преодолена. Дихотомия между отвлечённо-иллюзорным «мифосом» и строго-понятийным «логосом» снимается, а точнее оформляется как самостоятельная значимая проблематика, правда в совершенно ином, нежели ранее, ключе. Обозначается область вопросов, проблематизирующая не противопоставление одного с другим, а пересечение и сосуществование. Например, Г.-Г. Гадамер пишет о столкновении «мифа» и «разума» как о мнимом конфликте, отмечая эпизодичность просвещенческих интенций (времена особого гонения на миф как атавизм рационального мышления) вопреки убеждениям историцизма, предполагающим постепенное развитие истории от мифа к логосу - к рациональной картине мира .
Как было отмечено ранее, миф невозможно рассматривать в какой-то единичной модальности. Учитывая многовековую историю его бытования и осмысления, демонстрирующую миф с полярных позиций, мы приходим к той точке, когда миф немыслим в категориях однозначных бинарностей. Миф не может мыслиться ИЛИ только выдумкой, ИЛИ только реальностью, сакральной историей, лично переживаемой. Он представляет собой целостность предложенных явлений, зависящих от включённого или не включённого в контекст мифологического субъекта. Однако, кртитчески важным в этом вопросе остаётся не сводить сущность мифа к другим понятиям (манипуляции, идеологии, сказке и т.д.), а признавать автономный статус рассматриваемых явлений, учитывая их дистинкционные различия, даже если они кроются в глубине рассматриваемых явлений.
Сущностный историко-философский вопрос о «возрождении мифа» кроет в себе также гносеологический элемент. Анализ историко-философского материала даёт основание утверждать, что дискуссии о «возрождении» и «угасании» мифа также касаются не столько самой сущности мифа, сколько его признания или отвержения в рамках исследовательского дискурса. Однако «возрождение» мифа не представляется ни его апологетикой, ни романтизацией - оно свидетельствует лишь о признании мифа вечным, неиссякаемым началом культуры и неотъемлемой формой сознания. К такому выводу мы пришли из анализа, проведённого во второй главе, посвященной историко-философскому осмыслению мифа.
Говоря о присутствии мифического в современности, В. М. Найдыш отмечает, что «Мифотворческая активность сознания не исчезает с разложением первобытного общества, а транслируется от исторически более ранних к более поздним и более продвинутым, более сложно организованным культурно-историческим типам духовности, качественно модифицируясь, но не исчезая вполне ни в одном из них. »
Как явствует из цитаты, миф имеет свойство «растворяться» в других формах духовной активности, и это также важное свойство, имеющее место в осмыслении феномена мифического. Это свидетельствует о постоянной активности мифологического сознания, так или иначе формирующего некий миф из разнородных, а порой даже и разрозненных элементов.
Анализ понятия «миф», проведённый в первой главе настоящего исследования, показал, что значительно сказывается и трудность самого объекта исследования. Как уже неоднократно говорилось, сам по себе миф - явление динамичное и сверх адаптивное. Сведение его к единому понятию небезосновательно осложнено тем, что теряется (или ограничивается) его уникальная специфика. Выведение наиболее общего определения или же описание его в терминах, далёких от строгих философских дефиниций (такие как «тайна», «чудо» и т.д.), хоть и размывают его границы, но дают важный простор для субъективного мифологического опыта (который также не фиксируется в строгом определении).
Говоря о субъекте и субъективном опыте, стоит подчеркнуть, что мифолог, особенно философ, также подвержен субъективному отношению к мифу. Эта важная методологическая установка прослеживается во всех трудах, касающихся философии мифа. Анализ этого вопроса также проводился в первой главе настоящей работы. На это обращают внимание А.Ф. Лосев, Ю.С. Осаченко, а В.К. Афанасьева так обозначает эту если не трудность, так особенность:
«С какими бы научными концепциями к мифу ни обращались, позицию исследователя всегда определяло личностное отношение к мифу как к чему-то очень важному для него, для его собственного миропонимания и мировидения, причём, это часто оставалось незамеченным им самим» .
Для философа мифа в первую очередь важно удерживать две позиции: включённого субъекта и отрешённого исследователя, но, как бы то ни было, такая исследовательская установка позволяет дать лишь вариацию мифа, согласующуюся с субъективным опытом переживания. Важно, что этот субъективный опыт переживания является неотъемлемым основанием, позволяющем судить о мифе, выявлять его формы и значимые смыслы.
Суммируя сказанное, можно сделать следующий вывод: амбивалентность мифа вовсе не проблема и не повод усомниться в статусе его существования, а неотъемлемое его свойство. Отождествление мифа с реальностью имеет смысл на том основании, если полагать миф некоторым горизонтом личностно осмысленного и освоенного бытия. Так как реальность «сама-по-себе» не может быть дана человеку ни в каком опыте (независимо от познавательных способностей), а кроме того человек не может существовать в мире беспристрастных фактов, и информационного хаоса, миф действительно представляется как целостная данность, проживаемая, наделяемая смыслом, не подвергаемая сомнению и воспринимаемая в формулировках естественного бытия. Признание же мифа «выдумкой» не умаляет его онтологической значимости, а скорее свидетельствует о суждении о нём стороннего субъекта, включённого в иное мифологическое пространство. К такому заключению мы пришли, исходя из современного анализа мифа в третьей главе.
Современный миф не может мыслиться как всеобъемлющая субстанция, он индивидуален, то есть локализуется и воспроизводится благодаря мифологическому сознанию, присущему человеку, и дивидуален, то есть разделяем некоторой социальной группой как совокупность убеждений, смыслов, ценностей, практик и взглядов, принимаемых на веру и формирующий целостный, непротиворечивый смысловой горизонт. Тем объясняется его дискретность, появление в различных дискурсах в своих многочисленных вариациях.
Многообразие мифов, их столкновение друг с другом, замена одного другим также присуща самой природе мифа. Прав был Пятигорский, заявляя, что «пробивая крышку одного мифа мы оказываемся в подвале другого» . Именно этим и объясняется живучесть мифа. Его одновременным «околдовыванием» и «расколдовыванием», неизбежным кругом вечного возвращения в различных сферах и формах.



1. Shteynman M. Political myth and political glory: shaping media reality // Социологическое обозрение. 2016. №4. 96-113 с.
2. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум? : Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. С. 30-57
3. Баркова А.Л. Введение в мифологию. М.: Рипол-классик, 2018. — 393 с.
4. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2019. — 351 с.
5. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
6. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. — 224 с.
7. Вольский А. Л. Poeta vates vs. poeta doctus: Платон и Аристотель // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2017. №183. 35-47 с.
8. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев: REFL-book, ИСА, 1994. — 656 с.
9. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
10. Галанина Е.В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. [электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:https://monographies.ru/en/book/view?id=173
11. Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. — 496 с.
12. Жуков В.Н. К.Г. ЮНГ: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, АРХЕТИПЫ, КУЛЬТУРА // Образование и право. 2022. №3. 311-325 С.
13. Карпицкий Н. Н. А. Ф. Лосев: феноменология мифологического сознания // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. №6. 1-11 с.
14. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. — 280 с.
15. Кессиди Ф. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб.: Алетейя, 2003. 360 с.
16. Козолупенко Д. П. Анализ мифопоэтического мировосприятия: автореф. дисс. ... докт. филос. наук. M., 2009. — 416 с.
17. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с.
18. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 198. — 536 с.
19. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Восточная литература РАН, 2001. — 142 с.
20. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: сборник трудов / пер. с нем. и предисловие А. И. Фета; ред. А. В. Гладкого; примеч. А. И. Фета и А. В. Гладкого. — Nykoping (Sweden): Philosophical arkiv, 2016. — 633 с.
21. Лосев А.Ф. Античная мифология. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1957 г. — 620 с.
22. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. — 558 с.
23. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. - 919 с.
24. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1974. Т.3. — 600 с.
25. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с.
26. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Академический проект, 2015. — 298 с.
27. Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания / отв. ред. Е. С. Новик; РГГУ, Ин-т высш. гуманитар. исслед. М.: РГГУ, 1998. — 575 с.
28. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. — 407 с.
29. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. - 343 с.
30. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. — 168 с.
31. Мирча Э. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. — 312 с.
32. Найдыш В.М. Мифология учебное пособие — М. КНОРУС, 2010. — 432 с.
33. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М.: Гардарики, 2002. — 554 с.
34. Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX - начало XXI в. - М.: Альфа-М, 2004. - 544 с.
35. Осаченко Ю.С. Онтология мифа: различие тождества. Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. — 248 с.
36. Осаченко Ю. С. Методологические априори теоретической мифологии: между Сциллой демифологизма и Харибдой ремифологизма // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №342. 62-67 с.
37. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа: Учеб. пособие для вузов. М.: Интерпракс, 1994. — 173 с.
38. Осаченко Ю. С., Юрьев Р. А. Идеологическое и мифологическое измерения онтологии // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №297. 76-83 с.
39. Осаченко Ю. С. Сущность мифа как философская проблема. 1. Феномен мифического: плюрализм интерпретаций // Известия ТПУ. 2005. №3. 182-186 с.
40. Осаченко Ю.С. «Мифологическое восприятие» vs «критическое мышление»: противодействие или дополнительность? Постановка проблемы // Мифологос. Серия «Философия мифа: онтология, аксиология, методология». №1. 2022. 101-113 с.
41. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. — 111 с.
42. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. т. 4. 830 с.
43. Пропп В.Я. Морфология сказки. Спб.: ACADEMIA, 1928. — 151 с.
44. Пятигорский А.М. Непрекращаемый разговор. СПб.: Азбука-классика, 2004. 432 с.
45. Робертс Б. Конструирование индивидуальных мифов // INTER. 2004. №2-3. 7-15 с.
46. Родина М. В. К вопросу осущности мифа и подходах к его интерпретации // Уникальные исследования XXI века. 2015. №3 (3). С. 26-40.
47. Смазнова О.Ф. Время и этос мифа. Диалектика мифотворчества в русской культуре XIX-XX веков. - Великий Новгород: б. и., 2007. - 324 с.
48. Соловьева Н.В. Бинарные оппозиции как основополагающие элементы мифологической и фольклорной картины мира / Н.В. Соловьева // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «Лингвистика». 2014. № 4. С. 63-69.
49. Сыров В.Н. Массовая культура: мифы и реальность. М.: Водолей, 2010. — 328 с.
50. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: «Политиздат». 1989. — 576 c.
51. Тахо-Годи А.А. Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979. — 318 с.
52. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. СПб., 1913. 465 с.
53. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1. 576 с.
54. Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. М.: Мысль, 1979. — 300 с.
55. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. М.: Мерани, 1991. Кн. 1. 397 с.
56. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. — 416 с.
57. Хазов В. К. Мифологемы российской культуры постсоветского периода (1990-е годы): философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Астрахань, 2009. — 181 с.
58. Харари Ю. 21 урок для XXI века. Москва: Синдбад, 2018. — 416 с.
59. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. - М.; СПб.: Медиум; Ювента, 1997. - 312 с.
60. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
61. Штейнман М. А. ИГРА С МИФОМ В ТРИЛОГИИ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИНА "ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ" // Русский филологический портал [электронный ресурс] http://www.philology.ru/literature3/shteynman-06.htm(дата обр. 02.06.23)
62. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2010. — 251 с.
63. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. К.: Ваклер, 1996. - 288 с.
64. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: Издательство АСТ, 2019. — 496 с.
65. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.
66. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М.: Издательство АСТ, 2022. — 352 с.
67. Cassirer E. The Myth of the State. Middletown: Book Crafters, 2014. 303 p.
68. Flood C. G. Political Myth: A Theoretical Introduction. London: Routledge, 2013. 336 р.
69. McAdams, D. P. The Stories We Live By: Personal Myths and the Making of the Self. London: Guilford Press. 1993. 336 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ