Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ПАРОДИЙНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРИЧИНЫ

Работа №37083

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
490
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Проблема определения места пародийной религиозности в системе религиоведческого знания 10
Раздел 2. Пародийные религии: история возникновения и развития 25
Раздел 3. Феномен пародийной религиозности: предпосылки возникновения и механизмы функционирования 39
Заключение 52
Список литературы 55



Актуальность темы исследования. XX век бесспорно является уникальным в истории человечества: небывалый научный и технический прогресс, череда страшнейших войн, кризисы и смена парадигм - все это вкупе с упадком влияния традиционных религий (вследствие продолжающегося процесса секуляризации) привело общество к вероятно неосознанному поиску новых форм духовности. Это время мы можем назвать расцветом нетрадиционной религиозности, ознаменованным появлением всяческих новых религиозных движений и квазирелигий. Само собой, подобные изменения в обществе не могли не отразиться на науке о религии, породив споры в научном сообществе о том, что такое религия, в чем ее сущность и каковы границы между сакральным и профанным, религиозным и нерелигиозным. Одним из спорных для науки плодов процесса секуляризации является появление пародийных религий, внимание на которые общество и ученые обратили лишь недавно.
Сообщества зачастую образованных людей по всему миру утверждают о том, что верят в Летающего Макаронного Монстра , немалый процент населения Великобритании из года в год при переписи населения указывает «джедаизм» в графе, посвященной религии , а почти полмиллиона интернет пользователей заявляют о своем статусе священников религии, посвященной главному герою фильма «Большой Лебовски» - это отнюдь не сюжет научно-фантастического романа в духе «Колыбели для кошки» Курта Воннегута, а часть окружающей нас социальной действительности.
Проблема заключается в том, что термин существует и активно используется, при этом само его содержание как таковое не представлено. Причина этого может крыться как в молодости этого явления, так и в том, что вследствие несерьезного характера содержания учений пародийных религий, сами они так же могут восприниматься как несерьезное явление.
Словосочетание пародийные религии или пародийная религиозность в отечественной среде довольно часто встречается в СМИ123 и крайне редко в научных статьях4567, при этом достаточно сложно проследить, когда и где впервые оно было употреблено. Вероятнее всего, термин пришел к нам с Запада, где исследуемое нами явление имеет наибольшее распространение. Единообразие течений, по отношению к которым этот термин употребляется (в основном: пастафарианство, джедаизм, невидимый розовый единорог и пр.), указывает на то, что сам он имеет более-менее единое содержание и подразумевает одно и то же явление во всех случаях.
Из доступной нам информации можно определить, что пародийная религия - это сложное социальное явление, в основе которого лежит группа идей, концепций и учений объединенных по признаку наличия элемента пародии8, иронии или сатиры над традиционной религией и религиозностью, пролегающего в основании их создания. Иными словами, пародийные религии называются таковыми потому, что первичный импульс их возникновения заключался в пародии/сатире/иронии над религией. Пародийная составляющая при этом может быть заложена самими создателями, о чем они сами могут заявлять (например, в случае пастафарианства), либо же считана сторонними наблюдателями (в случае джедаизма). Некоторые из пародийных религий являются реакциями на происходящие в обществе (как правило, в сфере государственно-церковных отношений) изменения, однако эта черта не является обязательной. Некоторые из них находятся на границе между позиционированием себя религией и действительным соответствием ей. Существуют такие пародийные религии, которые проводят параллели с уже существующими религиями, выстраивая собственное учение по их форме. Однако единственный общий для всех них признак - это наличие той самой пародийности .
В нашем исследовании мы используем термин пародийная религиозность в значении вовлеченности в пародийную религию. Таким образом, смысл избранной темы можно расшифровать как исследование феномена вовлеченности людей в пародийные религии.
Особый интерес эта тема представляет для нас в том числе и потому, что сами пародийные религии появились относительно недавно и с течением времени им удается обретать все большую известность и добиваться значительной вовлеченности в собственную деятельность. Причины этого мы и попытаемся разобрать.
Степень научной разработанности темы исследования. Работ, посвященных непосредственному исследованию феномена пародийной религиозности как таковых не встречается, однако сами пародийные религии все же рассматриваются исследователями в качестве иллюстрации различных теорий касательно тенденций в сфере религиозного. Так, О.К. Михельсон выделяет пародийные религии как часть религиоподобных явлений (religion-like phenomena), характеризующихся феноменом сакрализации популярного, который ознаменовывает смену вектора развития религиозности, начавшуюся со второй половины XX в. Е.О. Гаврилов затрагивает вопрос пародийных религий в своем исследовании феномена игровой религиозности, где он соотносит игровую религиозность с религиозной игрой, и приходит к мнению, что игровая религиозность и религиозность как таковая находятся в отношении часть-целое, а не истинное-ложное. Несмотря на то, что эти работы не посвящены непосредственно пародийной религиозности, на наш взгляд они затрагивают важные вопросы, связанные с этим феноменом, которые позже найдут свое отражение в задачах данной работы.
Вопрос о квазирелигиях, являющийся отправным в нашем исследовании, мы рассмотрели посредством работ К. А. Колкуновой123, А.П. Забияко4 и И.Л. Козловой5. Из области зарубежного религиоведения мы использовали работы М. Дэвидсона67, А. Поссамея8 и К. Кьюсак9, посвященные нетрадиционным формам религиозности, в которых так или иначе затрагивается вопрос пародийных религий.
Объектом исследования является пародийная религиозность.
Предмет исследования - механизмы конструирования пародийной религиозности, а также непосредственно связанные с ними способы вовлеченности людей в пародийные религии.
Цель исследования - выявить причины и особенности возникновения пародийной религиозности и связанные с ней способы вовлеченности людей в пародийные религии.
Основные задачи исследования состоят в том, чтобы:
1. Определить место пародийной религиозности в системе религиоведческого знания.
2. Изучить и описать историю пародийных религий на Западе и в России.
3. Выявить социальные, культурные и философские предпосылки возникновения пародийной религиозности, описать механизмы ее функционирования.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве общей методологической базы использовались труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблему определения религии и религиоподобных явлений с применением социально-философских, культурологических и религиоведческих методов. В качестве ведущего метода, исходя из поставленной цели и задач исследования, был избран социальный конструкционизм, разработанный социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом, целью которого является выявление механизмов конструирования индивидами и группами людей социальной реальности. Суть данного подхода была совместно изложена учеными в 1966 г. в работе «Социальное конструирование реальности» . В ней исследователи исходят из диалектичности взаимоотношения социальной реальности и индивида: несмотря на то, что индивид вынужден считаться с установленным порядком социальной реальности, находясь как бы в подчиненном по отношению к ней положении, он вместе с тем участвует и в ее возделывании, посредством чего происходит объективация его субъективного знания. Задаваясь вопросом о том, как происходит сам процесс объективации, ученые пришли к выявлению таких ее этапов, как хабитулизация (опривычивание), институционализация и легитимация субъективного знания в процессе социального взаимодействия. Соответственно, в данной работе мы будем использовать этот подход при изучении механизмов конструирования пародийной религиозности посредством анализа истории пародийных религий и их места в структуре социума.
Вспомогательными методами, использованными при анализе как самого явления пародийной религиозности, так и социокультурного контекста данного феномена в современном обществе стали общенаучные принципы единства исторического и логического в анализе развития данного феномена, систематизации разнородных факторов, обусловивших как появление, так и степень вовлеченности людей в сферу пародийных религий, каузальный метод религиоведения, ставший способом объяснения различных пародийных форм религиозности из действительных отношений в жизнедеятельности людей.
Источниковую базу исследования составляют материалы общин пародийных религий, выставленные на их сайтах в сети Интернет, а также журналистские статьи, посвященные исследованию деятельности последователей пародийных религий.
Научная новизна исследования.
1. Установлено, что работа впервые в отечественном религиоведении посвящена изучению непосредственно феномена пародийной религиозности как самостоятельного явления.
2. В процессе многоаспектного анализа пародийной религиозности проведена ретроспектива религиоведческих взглядов на явление нетрадиционной религиозности и обоснована нужда в обстоятельном его изучении.
3. Изучена история пародийных религий и выявлены предпосылки их возникновения.
4. Данное исследование входит в число первых работ подобной тематики, в которых описываются механизмы конструирования пародийной религиозности.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Пародийные религии являются частью социальной реальности, а сама пародийная религиозность представляет собой отдельное явление со своими специфическими особенностями.
2. Вовлеченность людей в пародийные религии является результатом рефлексии человека эпохи постмодерна на окружающую его действительность и носит многоаспектный характер.
3. Пародийные религии, будучи частью такого нового явления в сфере религиозного, как религиоподобные явления, являются наглядным примером установления в обществе нового подхода к духовности.
4. Феномен пародийной религиозности не может стать массовым явлением, однако он оказывает положительное влияние на общество посредством выполнения функций религии.
Теоретическая и практическая значимость работы складывается из актуальности проблематики - а именно: конкретных религиоведческих
исследований, дающих представление о феномене пародийной религиозности крайне мало, и потому наша работа может стать своеобразным толчком к обстоятельному анализу как пародийных религий в целом, так и их существования в российском обществе. Практическая значимость заключается в возможности изучения разделов данной работы в рамках курсов философии религии, социологии религии и религиоведения.
Апробация диссертационной работы. Положения работы прошли апробацию на различных международных научных конференциях: доклад по теме «Пародийные религии как объект религиоведческого исследования» был защищен на конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия: общественные науки» (23 мая 2019 г., г. Новосибирск); доклад «Религиозная политика государства как основная причина роста популярности пародийных религий (на примере пастафарианства)» - на конференции «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования» (3 июня 2019 г., г. Новосибирск).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пародийные религии появились относительно недавно, породив массу споров о том, чем же они являются на самом деле, каковы действительные проблемы законодательства в отношении религии, и что же вообще по сути представляет из себя содержание основного понятия науки религиоведения. На основании проведенного нами исследования можно сказать, что пародийные религии и вовлеченность в них представляют собой реакцию на религию как таковую и ее отражение в обществе. Уникальным является тот факт, что в качестве борьбы с религией ее участники выбрали форму оппонента - форму религии. И в процессе ведения этой борьбы они сами начали постепенно внутренне обретать сущностную форму религии, превращаясь из долгоиграющей акции социокультурного протеста в религиоподобное явление.
В проведенном исследовании мы обосновали легитимность изучения пародийных религий в рамках религиоведческой науки по следующим основаниям:
1. Пародийные религии вписываются в концепции квазирелигий, парарелигий и псевдорелигий, некоторые из их представителей и вовсе подходят под понятие религии в классической теории о квазирелигиях.
2. Пародийные религии во всем их разнообразии являются религиями в ее так называемых расширительных трактовках.
3. Возможность изучения пародийных религий исходит из устоявшегося в науке полипарадигмального подхода. Сами пародийные религии не являются аномалией в существующей парадигме, однако их появление вскрывает ряд вопросов о границах религиозности в современном обществе и появлении новых подходов к духовности.
Также была изучена история возникновения пародийных религий, в результате чего было установлено:
1. Пародийные религии берут свое начало в 60-х гг. XX в. в США и Западной Европе;
2. Несмотря на то, что пародийные религии внешне довольно сильно отличаются друг от друга, они все они обладают превалированием иронии по отношению к религиозным традициям в структуре учения и организации, являя собой продукт абсурдизированного смешения религиозных смыслов;
3. Возникновение пародийных религий носит реакционный характер по отношению к представленности религии в социуме;
4. Некоторые представители пародийных религий в своей истории демонстрируют переход от ироничного к серьезному восприятию постулируемых убеждений посредством целенаправленной рефлексии;
5. Со временем деятельность пародийных религий перемещается в сферу сети Интернет, те из них, что возникли недавно, изначально начали разворачивать свою деятельность в виртуальном пространстве.
Среди причин возникновения пародийной религиозности нами были выявлены такие культурно-философские и социальные предпосылки:
1. Политика, проводимая государством в отношении религии, в результате которой образуются религиозные меньшинства, одним из которых считают себя атеисты и нерелигиозные граждане;
2. Процесс секуляризации и культура постмодерна, следствиями которых стали явление приватизации и индивидуализации религии, религиозный консюмеризм и выход сакрального за пределы сверхъестественного и трансцендентного;
3. Несоответствие традиционных религий запросам современного человека;
4. Явление игровой религиозности и появление новых подходов к духовности.
Но основании проведенного исследования были выявлены механизмы конструирования и функционирования пародийной религиозности, а именно:
1. Возникновению пародийной религиозности предшествует опривычивание восприятия индивидами реальности через призму постмодерна, осуществляющееся за счет внедрения в обыденную жизнь способов ироничного осмысления разных ее сторон;
2. Институционализации явления предшествует объединение единомышленников по принципу недовольства окружающей их реальностью, реакция на которую выражается в творческом акте создания ироничного, пародирующего религию учения по принципам деконструкции и абсурдизации религиозных смыслов;
3. Институционализация вступает в силу тогда, когда получившийся конструкт становится доступен другим индивидам, в случае пародийных религий социальный конструкт обретает форму внутреннего религиозного подобия, где посредством утверждения и защиты внешне постулируемого ироничного учения происходит защита внутренних принципов (например, идея свободы и равенства всех членов общества перед законом). Религиоподобность конструкта позволяет ему выполнять сущностные функции религии, например, осмысление жизни индивида, обретение им прочных онтологических оснований;
4. Легитимация социального конструкта осуществляется посредством конструирования новых смыслов в рамках уже существующих, являющих собой рефлексию над уже созданным учением. Легитимация при этом в рамках пародийных религий знаменует собой переход от сугубо ироничного восприятия учения к искреннему, вследствие чего мы можем говорить о начале перехода пародийной религии в собственно религию.
5. Особенностью функционирования пародийной религиозности является ее двойственный характер, заключающийся в возможности выбора ироничного следования учению, искреннего либо же комбинации обоих подходов, проявляющейся в стирании грани между ними. Подобное явление возможно за счет изначальной амбивалентности заложенных в конструкт смыслов, делящихся на демонстрирующиеся внешние и скрытые внутренние, зачастую противоположные друг другу.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что сам феномен пародийной религиозности не может стать массовым явлением ввиду его контркультурной направленности, однако в целом его влияние на общество можно расценивать как положительное вследствие осуществления функций религии сразу на двух уровнях восприятия - внешнем и внутреннем.



1. Б.м. Хендерсон Б. Евангелие Летающего Макаронного Монстра / Б. Хендерсон. Издательские решения, 2016. - 192 с.
2. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
3. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / пер. Качалова А.А. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.
4. Борисов С.Н. Метаморфозы сакрального: о феномене духовности в современном мире / С.Н. Борисов, Я.М. Осыка // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2016. - №3 (224). - С. 65-73.
5. Бубнов Ю.А. Секуляризация как духовное явление европейской культуры / Ю.А. Бубнов, О.А. Радугина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sekulyarizatsiya-kak-duhovnoe-yavlenie-evropeyskoy- kultury (дата обращения: 30.05.2019).
6. Воннегут К. Колыбель для кошки : [роман] / Курт Воннегут; пер. с. англ. Р. Райт-Ковалевой. - М.: АСТ, 2014. - 282 с.
7. Гаврилов Е.О. Игровая религиозность как репрезентант современных тенденций социального развития / Е.О. Гавилов // Вестник КемГУ. - 2015. - №24 (62). - С. 193-198.
8. Гадомин М.В. Пародийные религии как часть нетрадиционных религий в условиях современной цивилизации. Человек. Общество. Культура. Социализация [Текст]: материалы XIII Всероссийской (с международным участием) молодежной научно-практической конференции / под.ред. В.Л. Бенина. - Уфа, 2017. - Часть 1. - С. 122-126.
9. Гун Г.Е. Субституции городской художественной культуры / Г.Е. Гун // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2013. - №2 1. - С. 166169.
10. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма / А. Журавский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.religare.ru/2_10235.html (дата обращения 25.05.2019).
11. Забияко А.П. Теологические трактовки квазирелигий (концепции Й. Ваха и П. Тиллиха) / А.П. Забияко // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд / под ред. И.Т. Касавина. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 126-143.
12. Козлова И. Л. Социология религии Иоахима Ваха / И.Л. Козлова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2015.
- № 4. - С. 183-200.
13. Колкунова К.А. Методологические проблемы исследования квазирелигий / К.А. Колкунова // Религиозность в изменяющемся мире : сборник материалов I Междунар. зимней религиоведческой школы, г. Волгоград, 28 января
- 3 февраля 2008 г. / М-во образован. РФ, Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград, 2008. - С. 55-62.
14. Колкунова К.А. Подходы к исследованию квазирелигий в западном религиоведении и теологии / К.А. Колкунова // Вестник Московского университета. - 2010. - Вып. 6. - С. 93-102.
15. Колкунова К.А. Теологические корни концепций квазирелигий / К.А. Колкунова // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. - №42 (4). - С. 62-74.
16. Михельсон О.К. Сакрализация популярного. Методологические подходы к исследованию religion-like phenomena в современном религиоведении / О.К. Михельсон // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. - 2018. - №1. - С. 122-137.
17. Названы самые необычные пародийные религии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wek.ru/nazvany-samye-neobychnye-parodijnye-religii (дата обращения 25.05.2019).
18. Пародийные религии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/parodijnye_religii_7191 (дата обращения: 10.04.2019).
19. Пернай О. Исследование Дискордианства. Ледовласый святой / О.
Пернай. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.proza.ru/2017/04/28/888 (дата обращения 25.05.2019).
20. Пигулевский В.О. Ирония в ситуации постмодерна / В.О. Пигулевский.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.urgi.info/urgiinfofiles/sites/pigulevsky-
ironiya/04_paragraf_4-2.htm (дата обращения: 25.05.2019).
21. Прокурор: акция Pussy Riot была спланирована заранее и преследовала цель унизить чувства христиан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/258097 (дата обращения 25.05.2019).
22. Рязанова С. В. Роль религии в формировании политического мифа / С.В.
Рязанова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-religii-v-formirovanii-politicheskogo-mifa (дата обращения: 30.05.2019).
23. Рязанова С.В. Категориальный аппарат религиоведения: границы, принципы, парадигмы / С.В. Рязанова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorialnyy-apparat-religiovedeniya-granitsy- printsipy-paradigmy (дата обращения: 21.04.2019).
24. Савицкая Ю. Ни джедая, ни бокониста. Lenta.ru. Комментарии: 08.01.2010
г. / Ю.Савицкая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2009/04/18/jedy/_Printed.htm (дата обращения 25.05.2019).
25. Смирнов М.Ю. Религии в России и современное религиоведение / М.Ю.
Смирнов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religii-v-rossii-i-sovremennoe-
religiovedenie (дата обращения: 10.04.2019).
26. Соковиков С. С. Традиционное и инновационное в популярной культуре / С.С. Соковиков // Вестник ЧГАКИ. - 2012. - №1 (29). - С. 71-73.
27. Таранюк Ж.П. Многоаспектный характер взаимодействия религии и политики / Ж.П. Таранюк // Власть. — 2010. —№8. — С. 166-168.
28. Творение с разумом и без [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.computerra.ru/focus/237644/ (дата обращения: 10.04.2019).
29. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Тиллих П. Избранное. Теология культуры М.: Юрист, 1995. - 480 с.
30. Товбин К.М. Пострелигия: традиционалистский анализ / К.М. Товбин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/postreligiya- traditsionalistskiy-analiz (дата обращения: 30.05.2019).
31. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. - 384 с.
32. Церковь летающего макаронного монстра: почему в РФ появляются
пародийные религии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://tass.ru/obschestvo/3660540 (дата обращения 25.05.2019).
33. Чеснова Е.Н. Место и роль религиозной веры в контексте секуляризационных процессов в обществе / Е.Н. Чеснова // «Религии России: проблемы социального служения»: сборник материалов II Междунар. науч.- практич. конф., г. Н. Новгород, 6 октября — 9 октября 2012 г.. - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2011. - С. 96-99.
34. Элиаде М. Современные верования. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. - М.: Ваклер, 1996. - 288 с.
35. Яблоков И.Н. История религии. В 2 т. Т. 1: учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 526 с.
36. Australian atheists urge citizen not list «jedi» religion census [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rlp.hds.harvard.edu/news/australian-atheists-urge- citizens-not-list-«jedi»-religion-census (дата обращения 25.05.2019).
37. Black B. They don’t call it SubGenius for nothing / B.Black. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spunk.org/texts/writers/black/sp001674.html (дата обращения 25.05.2019).
38. Catechism of the Church of Last Thursday [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.last-thursday.org/questions (дата обращения 25.05.2019).
39. Church of Euthanasia FAQ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.churchofeuthanasia.org/coefaq.html (дата обращения 25.05.2019).
40. Cusack C. Invented Religions: Imagination, Fiction and Faith / C. Cusack. — Surrey: Ashgate, 2010. — 186 p.
41. Davidsen M. Fiction and religion: how narratives about the supernatural inspire
religious belief - introducing the thematic issue / M. Davidsen. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/0048721X.2016.1226756 (дата
обращения: 24.05.2019).
42. Davidsen M. From Star Wars to Jediism: The Emergence of Fiction-based Religion / M. Davidsen. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.academia.edu/25986951/2016_From_Star_Wars_to_Jediism_The_Emerge
nce of Fiction-based Religion (дата обращения: 24.05.2019). 43. Doctrine [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.templeofthejediorder.org/doctrine-of-the-order
(дата обращения
25.05.2019).


44. Dudeists of the World Unite! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dudeism.com/ (дата обращения 25.05.2019).
45. Get Ordained Free as a Dudeist Minister [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dudeism.com/ordination/ (дата обращения 25.05.2019).
46. Invented Religions - The Religious Studies Project [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.religiousstudiesproject.com/podcast/podcast-carole-
cusack-on-invented-religions/ (дата обращения 25.05.2019).
47. May the farce be with you [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.smh.com.au/national/may-the-farce-be-with-you-20020827-gdfkvx.html (дата обращения 25.05.2019).
48. Membership [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.subgenius.com/scatalog/membership.htm (дата обращения 25.05.2019).
49. Now even committing suicide has gone online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.churchofeuthanasia.org/press/st_louis_suicide.html (дата обращения 25.05.2019).
50. Open Letter To Kansas School Board [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.venganza.org/about/open-letter/ (дата обращения 25.05.2019).
51. Plastic Model Kit: J.R."Bob" Dobbs [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.subgenius.com/bigflst/answers/faqs/X0019_Plastic_Model_Kit.html (дата обращения 25.05.2019).
52. Possamai A. Religion and Popular Culture: A Hyper-Real Testament / A. Possamai. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peterlang.com/ download/datasheet/14609/datasheet_29272.pdf (дата обращения: 24.04.2019).
53. Principia Discordia Russian [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20140429191623/http://ru.scribd.com/doc/27811379/Princi pia-Discordia-Russian (дата обращения 25.05.2019).
54. Temple of the Jedi Order [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.templeofthejediorder.org/ (дата обращения 25.05.2019).
55. The Church of Jediism: Home [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.becometheforce.com/ (дата обращения 25.05.2019).
56. The Church of the SubGenius Finally Plays It Straight [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.texasmonthly.com/the-daily-post/the-church-of-the- subgenius-finally-plays-it-straight/ (дата обращения 25.05.2019).
57. The Dudespaper [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dudespaper.com/ (дата обращения 25.05.2019).
58. The E-sermons Directory [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.churchofeuthanasia.org/e-sermons/e-sermons.html (дата обращения
25.05.2019) .
59. The man who founded a religion based on 'The Big Lebowski' [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //web .archive.org/web/20160808135251/http: //travel .cnn.com/bangkok/life/doctrine - chiang-mais-church-latter-day-dude-explained-206793/ (дата обращения: 25.05.2019).
60. The School Abides [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aui.me/ (дата обращения 25.05.2019).
61. Turkish students petition for Jedi temple [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://edition.cnn.com/2015/04/08/europe/jedi-temple-turkey/index.html
(дата обращения 25.05.2019).
62. What you could learn from the founder of Dudeism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medium.com/tryangle-magazine/what-i-learned-from-talking- with-the-founder-of-dudeism-c47ba5d5b024 (дата обращения 25.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ