Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №183194

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1 Личностный потенциал и его особенности 12
1.1 Личностный потенциал: понятие, структура феномена, виды
личностного потенциала 12
1.2 Личность и личностный потенциал в отечественной психологии 17
1.3 Молодежь как категория в психологии 20
1.4 Анализ современных подходов к изучению личностного потенциала
молодежи 22
2 Исследование характеристик личностного потенциала у представителей
сельской молодежи 27
2.1 Описание методов исследования 27
2.2 Описание выборки исследования. Описание характеристик личностного
потенциала сельской молодежи 31
2.3 Исследование различий самоорганизации, базисных убеждений,
качества жизни, самодетерминации и рефлексивности личности у представителей сельской и городской молодежи 40
2.4 Исследование связи между показателями самоорганизации и базисными
убеждениями, качеством жизни и самодетерминацией личности у представителей сельской молодежи 44
2.5 Исследование связи между показателями рефлексивности и базисными
убеждениями, качеством жизни и самодетерминацией личности у представителей сельской молодежи 50
2.6 Исследование связи между удовлетворенностью жизнью и базисными
убеждениями, качеством жизни и самодетерминацией личности у представителей сельской молодежи 54
ВЫВОД 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 80


Актуальность. Личностный потенциал как психологический феномен был замечен и обозначен не так давно и исследования личностного потенциала на современном этапе развития психологической науки занимают достаточно большое место. В современном мире личностный потенциал занимает большое место, так как является необходимым ресурсом для адаптации человека, решения возникающих перед ним задач и, конечно же, для развития личности. [18, с.3] [45, с.63],
Личностный потенциал сельской молодежи является феноменом, который ранее не описывался и не исследовался в нужном объеме. Молодежь является той категорией людей, которая находится на этапе формирования жизненного смысла, выбора основных жизненных целей и планирования их осуществления. Помимо этого, в данном возрасте люди предстают перед выбором, им необходимо искать возможности реализации своих целей и у сельской молодежи может не доставать тех или иных условий для самореализации. То есть, велика вероятность того, что личностный потенциал сельской молодежи снижен и тем самым люди не могут в полной мере реализовать все то, о чем говорилось ранее. Личностный потенциал современной молодежи изучался, но без отнесения молодежи к городской или сельской местности [25, с.6] [37, с. 19], отсюда и появилась идея
исследования. Предположение о том, что личностный потенциал сельской молодежи может быть снижен, может стать началом разработки программы для улучшения условий формирования и развития личностного потенциала у сельской молодежи. Помимо этого, структурные компоненты личностного потенциала могут быть разрознены у сельской молодежи, что также будет способствовать снижению показателей каждой характеристики и снижению связи между ними, что мы и собираемся проверить.
Научная проблема исследования Проблема характеристик личностного потенциала у представителей молодежи сельской местности (самоорганизация, рефлексивность, самодетерминация, качество жизни, удовлетворенность жизнью, базисные убеждения).
Цель: исследование особенностей личностного потенциала у представителей сельской молодежи.
Объект: личностный потенциал.
Предмет: характеристики личностного потенциала у представителей молодежи сельской местности (самоорганизация, рефлексивность, самодетерминация, качество жизни, удовлетворенность жизнью, базисные убеждения).
Задачи:
1. Провести обзор современных исследований, раскрывающих понятие личностного потенциала и его структуры.
2. В соответствии с целью исследования составить психодиагностическую программу для исследования характеристик личностного потенциала у представителей сельской молодежи и описать результаты.
3. Выявить особенности структурных компонентов личностного потенциала самоорганизации, базисных убеждений личности, качества жизни, самодетерминации и рефлексивности у молодежи сельской местности в сравнении с молодежью городской местности.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что уровень характеристик личностного потенциала у представителей сельской молодежи будет ниже, чем у представителей молодежи городской среды.
Также дополнительно мы исследовали связь структурных компонентов и характеристик личностного потенциала у сельской молодежи, чтобы проверить, ослабляется ли их связь.
Методы исследования:
Эмпирические:
• Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова) (Приложение А).
• Методика дифференциальной диагностики
рефлексивности (Д.А. Леонтьев).
• Шкала самодетерминации личности (Б. Шелдон; в адаптации и модификации Е.Н. Осина).
• Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
• Опросник качества жизни и удовлетворенности (Ritsner et al; в адаптации Е.И. Рассказовой).
• Шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман; в адаптации О.А. Кравцовой).
Статистические методы: описательная статистика, корреляционный анализ, дисперсионный анализ.
В исследовании приняли участие 213 человек в возрасте от 24 до 36 лет, с различным уровнем образования (от общего среднего - 11 классов, до высшего). Средний возраст выборки составил 29,7 лет со стандартным отклонением в 3,7 лет. Выборочную совокупность составили 65 женщин и 110 мужчин, еще 38 человек не указали возраст. Вся выборка была разделена на 2 группы: сельская молодежь - 85 человек, городская молодежь - 128 человек.
Теоретико-методологическая основа. Данная работа базируется на утверждении Д.А. Леонтьева о том, что личностный потенциал - это интегральная характеристика, которая описывает уровень зрелости личности и включает в себя ряд характеристик (от самоорганизации до базисных убеждений). Именно личностный потенциал определяет способность к решению задач, возникающих перед человеком.
Практическая значимость. Полученные в результате исследования материалы и выводы могут быть полезны и использованы практикующими психологами для составления методических рекомендаций по развитию характеристик личностного потенциала для представителей сельской молодежи, которое будет способствовать наиболее оптимальному способу адаптации человека в трудных жизненных ситуациях, а также будет являться ключом к решению трудных жизненных задач.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Личностный потенциал является системным феноменом, который состоит из целого ряда известных характеристик, а также, вероятно, есть и такие, которые пока не были описаны психологической наукой. Было выявлено, что исследованиями личностного потенциала занимаются не так много ученых, чаще всего это отечественные специалисты. И заключении хотелось бы сказать о том, почему же все-таки исследовалось строилось на представителях сельской молодежи. Выбор пал на данную категорию людей т. к. молодежь всегда является той социальной категорией в обществе, которая определяет его будущее. В молодые годы на этапе старта у каждого человека моделируется собственная жизнь и формируется мировоззрение, определяющее важнейшие жизненные цели и ценности, так же выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и окружающему миру, государству и обществу. И от выбора каждого, непосредственно зависит и то, какой будет сегодняшняя молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это означает, что вектор социального прогресса абсолютно всегда определяется в настоящем, и находится в руках тех, кто молод сегодня. Ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды зависят от изначально наличия условий в повседневной жизненной реальности, отталкиваясь от них, устанавливаются соответствующие им типы организации жизни молодых, формируется определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». Также, огромное влияние имеют некоторые характерные особенности отечественного национального менталитета и происходящих в стране преобразования в политической и экономической среде, далеко не каждый молодой человек и далеко не всегда способен самостоятельно обеспечить необходимые условия для собственного развития и становления без соответствующей этому политики государства. Таким образом, вопрос об особых условиях для молодежи является ведущим и основообразующим для понимания того, какой будет сегодняшняя молодежь, а также ближайшие поколения граждан и общество в целом.
Эмпирическое исследование структурных компонентов личностного потенциала позволило выявить некоторые его особенности у представителей сельской молодежи. Основная особенность - личностный потенциал состоит не только из структур, которые взаимосвязаны между собой, но и из таких структур, которые являются достаточно автономными и скорее являются дополнительными описаниями личностного потенциала. Ядерными структурами личностного потенциала можно назвать самоорганизацию и уровень удовлетворенности жизнью, а также отдельные компоненты рефлексии. Помимо этого, было выяснено, что некоторые базисные убеждения человека также могут входить в ядро личностного потенциала, так как они тесно связаны со структурами, указанными выше. К ним можно отнести: убеждение в доброте людей и ценности собственного «Я», убеждение в том, что человеку постоянно везет или не везет, убеждение в том, что события, происходящие с ним, являются подконтрольны самому человеку.



1. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов Третьего Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - Том 3, Часть 1. - Москва, 2007. - С. 23-25.
2. Богомаз С.А. Модификация опросника «Якоря карьеры»: ценностная ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 44. - С. 101-109.
3. Богомаз С.А. Склонность к самоорганизации деятельности: типологический анализ // Психология индивидуальности: Материалы III Всероссийской конференции, г. Москва, 1 -3 декабря 2010 / отв. ред. А.Б. Орлов. - М.: Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики. - 2010. - Ч. 1. - С. 92-93.
4. Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации
деятельности // Вестник ТГУ. - 2011. - № 334. - С. 163-166.
5. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23-28.
6. Богомаз С.А., Каракулова О.В. Креативность и личностный потенциал победителей молодежного научно-технического конкурса // Психология интеллекта: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7-8 октября 2010 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - C. 289-297.
7. Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно - и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 37. - С. 48-51.
8. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. - Москва: СГУ, 2010. - № 12. - С. 77-88.
9. Богомаз С.А., Непомнящая В.А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновационной компоненты личности в юности и молодости // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 25.
- С.78-82.
10. Будакова А.В. Коммуникативная компетентность современных молодых людей // Диагностика и формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. О.М. Краснорядцевой. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. - С. 33-37.
11. Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник ТГУ.
- 2010. - № 338. - С. 156-159.
12. Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности личностного потенциала студенческой молодежи в динамике обучения в педагогическом вузе //Сибирский психологический журнал. - 2017. - №. 66. С. 6-17.
13. Гемюнден Х.Г., Конрад Э.Д. Поведение предпринимателя при создании нового предприятия как важный фактор успеха http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20 3 01.htm
14. Зубок Ю. А. и др. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. - 2017. - №. 15. - С. 12-48.
15. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 174 с.
16. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Logos et Praxis. - 2014. - №. 1. - С. 67-75.
17. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. Ломоносова / под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл. - 2002. - Вып. 1. - С. 56-65.
18. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.
19. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал - 2000. - Т. 21, № 1. - С. 15-25.
20. Леонтьев Д.А. Томские лекции «Личностный потенциал». - Томск, 2010.
21. Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума 15-16 октября 2009 г., Москва / Под ред. В.Е. Лепского. - М.: Когито-Центр, 2009. - С. 145-150.
22. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. - Москва; Обнинск, 2007. - № 1. - С. 8-31.
23. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Изучение личностного профиля успешных предпринимателей в области высоких технологий // Отчет о выполнении научно-исследовательской работы. - 2008. - 8 с.
24. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
25. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг. Видеозапись авторского семинара с русским переводом. - М., 16 июня 2002 г.
26. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. - М.: Смысл, 2007. - 15 с.
27. Мартынова М.А., Богомаз С.А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи // Вестник ТГУ. - 2012. - № 357- С. 164-168.
28. Насибуллина А. Д. Исследование личностного адаптационного потенциала и коммуникативных установок молодых инвалидов //Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - Т. 6. - №. 3. - 11 с.
29. Нос Е.Ю. Взаимосвязь уровня самоорганизации деятельности, коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций у победителей конкурса У.М.Н.И.К. // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Секция «Психология». / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] - М.: Издательство МГУ, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - С. 179-181.
30. Нос Е.Ю. Взаимосвязь уровня самоорганизации с карьерными организациями у победителей конкурса У.М.Н.И.К. // Материалы XLVII международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Психология / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: НГУ, 2009. - С. 75-76.
31. Нос Е.Ю. Каракулова О.В. Коммуникативные особенности инновационно- и предпринимательски-ориентированных молодых людей // Вестник ТГУ. - № 336. - С. 177-179.
32. Нос Е.Ю. Личностные особенности будущих инноваторов // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-25 апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н.В. Гришиной. - СПб: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2009. - С. 223-225.
33. Нос Е.Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №34 - С. 106¬108.
34. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
35. Петухова Ю.О. Ценностная ориентация на вызов и принятие
риска как компоненты инновационного потенциала личности // Диагностика и формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: Материалы
Всероссийской конференции / Под ред. О.М. Краснорядцевой. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. - С. 125-132.
36. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001. - 302 с.
37. Рассказова Е.И. Методы диагностики качества жизни в науках о
человеке // Вестник Московского университета. - 2012. - Серия 14.
Психология, (3). - С. 95-107.
38. Хисамов А. Р. Личностный потенциал современной молодежи: основные понятия и компоненты структуры //Фундаментальные исследования. - 2014. - Т. 6. - №. 5. - С. 1339-1342.
39. Шелдон Б. Самодетерминация [Электронный ресурс] // 1995. -
Электрон. дан. - URL:
http://www.psych.rochester.edu/SDT/measures/selfdet/html.
40. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - 95. - P. 542-575.
41. Diener E., Emmons R., Larsen R., Griffin S. The Satisfaction with life Scale // Journal of Personality Assessment. - 1985. - 49. - P. 71-75.
42. Ritsner M., Kurs R., Gibel A., Ratner Y., Endicott J. (2005). Validity of an abbreviated Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire (Q- LES-Q-18) for schizophrenia, schizoaffective, and mood disorder patients // Quality of Life Research. - № 14. - Р. 1693-1703.
43. Schunk D.H., Pajares F. The development of academic self-efficacy // Development of achievement. motivation / A. Wigfield, J.S. Eccles (Eds.). San Diego (CA): Academic Press, 2002. P. 15-31.
44. Schwarzer R. (Ed.). Self-efficacy: Thought control of action. Washington (DC): Hemisphere, 1992.
45. Schwarzer R., Fuchs R. Changing risk behaviors and adopting health behaviors: The role of selfefficacy beliefs // Self-efficacy in changing societies / A. Bandura (Ed.). Cambridge: University Press, 1995. P. 259-288.
46. Smith R.E. Effects of coping skill training on generalized self-efficacy and locus of control // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 228-233.
47. Stajkovic A.D., Luthans F. Self-efficacy and work-related performance: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 1998. Vol. 124. № 2. P. 240-261.
48. Stetsenko A., Little T.D., Gordeeva T., Grasshof M., Oettingen G. Gender effects in children’s beliefs about school performance: A cross-cultural study // Child Development. 2000. Vol. 71. № 2. P.517-527.
49. Zimmerman B.J. A social cognitive view of self-regulated academic learning / Journal of Educational Psychology. 1989. V. 81. P. 329-339.
50. Zimmerman B.J. Self-efficacy and educational development // Self-efficacy in changing societies /Bandura A. (Ed.). Cambridge: University Press, 1995. P. 202-231.
51. Zimmerman B.J., Bandura A., Martinez-Pons M. Self-motivation for academia attainment: The role of self-efficacy beliefs and personal goal-setting // American Educational Research Journal. 1992. Vol. 29. P. 663-676.
52. Zimmerman B.J., Ringle J. Effects of model persistence and statements of confidence on children’s self-efficacy and problem solving // Journal of Educational Psychology. 1981. Vol. 73. P. 485-493.
53. Wiedenfeld S.A., Bandura A., Levine S., O’Leary S., Brown S., Raska K. Impact of perceived selfefficacy in coping with stressors in components of the immune system // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. P. 1082-1094.
54. Williams S.L. Guided mastery treatment of agoraphobia: Beyond stimulus exposure // Progress in Behavior Modification / M. Hersen, R.M. Eisler, P.M. Miller (Eds.). Newbury Park (CA): Sage, 1990.Vol. 26. P. 89—121.
55. Williams S.L. Self-efficacy, anxiety, and phobic disorders // Self¬efficacy, adaptation, and adjustment: Theory, research, and application / L.E. Maddux (Ed.). N.Y.: Plenum, 1995. P. 69—107.
56. Wood R.E., Bandura A. Social cognitive theory of organizational management // Academy of Management Review. 1989. Vol. 14. P. 361-384.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ