Особенности сервиса для инвалидов в гостиничном комплексе (Организация обслуживания лиц с ограниченными возможностями на предприятиях индустрии гостеприимства, Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики)
Введение……………………………………….……………………………………..3
1. Организация и технология работы с гостями гостиницы, имеющими ограниченные физические возможности……………………….………………….5
1.1 Требования законодательства к гостиничным предприятиям в отношении граждан с ограниченными физическими возможностями………….…………….5
1.2 Технология работы с гостями гостиницы, имеющими ограниченные физические возможности…8
2. Особенности организации размещения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России…12
2.1 Анализ инфраструктуры рынка услуг и сервиса в г. Нижнем Новгороде….12
2.2 Практическое применение организации размещения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России………14
3. Рекомендации по совершенствованию организации размещения лиц с ограниченными возможностями здоровья в гостиничном комплексе………….18
Заключение…………………………………………………………………………21
Список источников………………….23
В настоящее время в сфере предоставления гостиничных услуг активно развивается создание безбарьерной среды. Создаются гостиницы с несколькими номерами, позволяющими принимать гостей с ограниченными возможностями или специализированные гостиницы, в которых они могут пользоваться окружающим пространством независимо от чьей-либо помощи. Задача гостиниц устранить механические, поведенческие и информационные барьеры и создать благоприятные условия для маломобильных групп населения.
Цель работы – проанализировать возможность обслуживания гостей с ограниченными возможностями, создание безбарьерной среды.
Задачи:
− определить и описать основные понятия, используемые в данной курсовой работе;
− рассмотреть историю возникновения отелей для людей с ограниченными возможностями;
− описать методы общения с маломобильными группами населения;
− изложить правила благоприятного обустройства пространства;
− представить статистику доступности номеров в гостиницах или отдельных гостиниц, приспособленных для людей с ограниченными возможностями;
− провести исследование способом анкетирования по теме доступности гостиниц для людей с ограниченными возможностями в городе Нижний Новгород.
В сфере предоставления гостиничных услуг тема обслуживания гостей с ограниченными возможностями актуальна, потому что сфера предоставления гостиничных услуг развивается стремительными темпами, стараясь удовлетворить потребности населения и получить прибыль. На предприятиях гостиничного хозяйства создаются новые и совершенствуются старые предоставляемые услуги. Гостиницы для лиц с ограниченными возможностями является сравнительно новым и динамично развивающимся направлением в гостиничном бизнесе.
Данная тема очень плохо изучена. Тему редко выводят на общественность и не придают должного значения. В настоящее время в современном российском обществе существует мало пособий, ознакомительной литературы, социальных программ и обеспечений, нет соответствующей законодательной базы. Социальные сферы плохо освещены и совершенно не подготовлены для комфортного пребывания инвалидов.
Работа состоит из введения, пяти глав, практической части, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе описываются основные понятия, используемые в данной курсовой работе, во второй главе рассматривается история возникновения отелей для маломобильных групп населения, в третьей главе описывается проблема доступности гостиниц для людей с ограниченными возможностями, в четвертой и пятой главах говорится о технологии обслуживания и создания безбарьерной среды, в практической части рассматривается, проведенное исследование гостиниц города Нижний Новгород по теме курсовой работы. В практической части проводится анализ проведенного исследования.
В роли объекта исследования данной темы выступает обслуживание гостей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования данной темы – это правила обслуживания гостей с ограниченными возможностями
Используемые методы при написании курсовой работы:
● сравнение;
● анализ;
● обобщение.
По результатам исследования статистики было выяснено, что Россия сильно отстает от Европы в развитии туризма для людей с ограниченными возможностями. В России всего 10 % от общего числа людей с ограниченными возможностями путешествуют. В то время как в Европе это цифра больше в 7 раз. По причине недоступности среды, отсутствия туристического продукта, законодательной базы и комплексной программы для людей с ограниченными возможностями. 90% людей маломобильных групп населения не имеют возможности для комфортного путешествия. На данный момент гостиниц, готовых принимать инвалидов всех категорий пока не много. К этому более приспособлены санатории и пансионаты.
Для создания комфортных условий необходимо правильно организовать пространство и знать методы общения с людьми маломобильных групп населения. Следует учесть все особенности обустройства помещений. Для каждой категории людей с ограниченными возможностями существуют определенные стандарты оборудования пространства. Номера, общественные помещения и пространство на территории гостиницы следует оснащать в соответствии с требованиями для каждой категории. Это послужит удобством в пребывании для людей разных категорий ограниченных возможностей.
Общение с людьми с ограниченными возможностями несколько нестандартно. Правильный подход для комфортной взаимосвязи требует особого внимания и компетенции. Самое главное в данном общении не делать акценты на особенностях гостя, нужно создать максимально подходящую обстановку, в которой гость не будет ощущать препятствий в общении.
По проведенному исследованию можно сделать вывод, что большинство гостиниц города Нижний Новгород не готовы для приема людей с ограниченными возможностями. Гостиницы плохо оснащены для размещения гостей маломобильной группы населения, полностью отсутствуют специализированные номера. Меньше чем в половине, опрошенных гостиниц частично присутствуют необходимые средства для свободного передвижения гостей, испытывающих трудности в передвижении.
В основном, это пандусы и перила. Больше половины представителей гостиничных предприятий не знакомы с особенностями общения с людьми, имеющими ограниченные возможностями. При этом меньше половины опрошенных представителей гостиниц испытывали трудности при общении и больше половины опрошенных не имели возможности для общения с людьми маломобильных групп населения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).
3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
4. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
6. Ассоциация туроператоров, «Путешествия для людей с ограниченными возможностями» [Электронный ресурс]. URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/6916.html (Дата обращения: 05.03.2025)
7. Ахметшин А.М. Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями (Социологический аспект) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2004 180 c. РГБ ОД, 61:04-22/573
8. Библиотека А.М Горького, «Правовой статус людей с ограниченными возможностями» [Электронный ресурс] URL: https://www.gorkilib.ru/events/pravovoy-status-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (Дата обращения 05.03.2025)
9. Всемирная туристская организация ЮНВТО, «Генеральная ассамблея- Двадцатая сессия» [Электронный ресурс]. URL: http://lmd.unwto.org/ru/event/generalnaya-assambleya-dvadtsataya-sessiya (Дата обращения: 05.03.2025)
10. Всероссийское общество инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.voi.ru/o_nas/ob_organizacii (Дата обращения: 05.03.2025)
11. Генеральная ассамблея ООН, «Резолюции 37-й сессии [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ga/37/docs/37res.shtml (Дата обращения: 05.03.2025)
12. Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации, «ГОСТ Р 55699-2013 Доступные средства размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями.» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200107032 (Дата обращения: 05.03.2025)
13. Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации, «ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями.» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200110999 (Дата обращения 05.03.2025)
14. Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации, «ГОСТ Р 57286-2016 Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста.» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200142463 (Дата обращения 05.03.2025)
15. Гришаева О. Забота о тех, кто нуждается в участии // Гостиничное дело. –2007. -No 10, с.19-25.
16. Дверь в мир, «Правила этикета» [Электронный ресурс]. URL: https://doorinworld.ru/stati/296-pravila-etiketa (Дата обращения: 05.03.2025)
17. Информационное агентство Интерфакс, Прудник Т, «Как правильно вести себя с инвалидами» [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.by/article/56700 (Дата обращения: 05.03.2025)
18. Международная картографическая компания, выпускающая одноименные электронные справочники с картами городов– «ДубльГИС» [Электронный ресурс] URL: https://2gis.ru (Дата обращения 05.03.2025)
19. Официальный сайт санатория имени Н.Н Бурденко, Стопоров А.Г, «Санаторию 42 года» [Электронный ресурс]. URL: http://saki-burdenko.ru/articles/1 (Дата обращения 05.03.2025)
20. Сайт телевизионного канала ТВЦентр, Третьяков Ю, Тюнев М, «В Петербурге открылась первая гостиница для инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/15668 (Дата обращения: 05.03.2025)
21. Туристический бизнес для профессионалов, Юлия Шилкина, «Туризм для людей с ограниченными возможностями» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourbus.ru/mc/51.html (Дата обращения: 05.03.2025)
22. Хабаровская краевая специализированная библиотека для слепых, «Правила поведения с незрячими» [Электронный ресурс]. URL: http://hksbs.ru/specialists/pravila (Дата обращения: 05.03.2025)