Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
|
Введение................................................................................................................... 5
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных
действий у младших школьников посредством текстовых задач...................... 9
1.1. Значение развития коммуникативных универсальных действий для
младших школьников .......................................................................................... 9
1.2. Приемы работы с текстовыми задачами в начальной школе для
развития коммуникативных универсальных действий.................................. 14
1.3. Анализ методических рекомендаций по развитию коммуникативных
УУД у младших школьников при работе с обратными текстовыми задачами
.............................................................................................................................. 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию обратных
текстовых задач для развития коммуникативных УУД у младших
школьников............................................................................................................ 31
2.1. Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы
(констатирующий этап)..................................................................................... 31
2.2. Методика использования обратных текстовых задач для развития
коммуникативных УУД у младших школьников (формирующий этап)..... 39
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
.............................................................................................................................. 49
Заключение ............................................................................................................ 53
Список использованных источников 40 наименований .…………………..…55
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных
действий у младших школьников посредством текстовых задач...................... 9
1.1. Значение развития коммуникативных универсальных действий для
младших школьников .......................................................................................... 9
1.2. Приемы работы с текстовыми задачами в начальной школе для
развития коммуникативных универсальных действий.................................. 14
1.3. Анализ методических рекомендаций по развитию коммуникативных
УУД у младших школьников при работе с обратными текстовыми задачами
.............................................................................................................................. 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию обратных
текстовых задач для развития коммуникативных УУД у младших
школьников............................................................................................................ 31
2.1. Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы
(констатирующий этап)..................................................................................... 31
2.2. Методика использования обратных текстовых задач для развития
коммуникативных УУД у младших школьников (формирующий этап)..... 39
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
.............................................................................................................................. 49
Заключение ............................................................................................................ 53
Список использованных источников 40 наименований .…………………..…55
Приложение
Актуальность исследования. В условиях смены образовательной
парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство
произошла перестройка целевых установок при определении
образовательных результатов. Целями образования в настоящее время
является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен
овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных,
познавательных и коммуникативных компетенций. Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию у учащихся системы
универсальных учебных действий.
Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную
роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности
коммуникативных учебных действий оказывает влияние на результат
обучения, а также на социализацию и развитие личности в целом. Умения
формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и
совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во
внеурочной деятельности.
Стандарты нового поколения (ФГОС НОО) предполагают развитие
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) для адаптации
ребенка в социуме. Стандарт указывает на то, что в процессе общения
школьникам необходимо научиться «выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение
учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач»
Текстовые задачи – это одно из важных средств развития у детей
логического мышления, формирования умения проводить анализ и синтез,
обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи,
существующие между рассматриваемыми явлениями, то решение текстовых задач служит средством для развития коммуникативных умений младших
школьников. При этом необходимо заметить, что изучая математику,
учащиеся сталкиваются с необходимостью осуществлять полную и понятную
для других аргументацию выполняемых действий, оперировать
развернутыми ответами, уметь отстаивать и аргументировать свое мнение, а
также владеть различными формами коллективной и групповой работы на
уроке.
К сожалению, в настоящее время еще не в полной мере исследовано
влияние обратных текстовых задач на процесс развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников, не разработана
система применения отдельных методических приемов для эффективного
составления задач данного вида учащимися начальной школы, что и
составило проблему настоящего исследования.
Цель исследования заключается в изучении и практической
апробации способов и приемов использования обратных текстовых задач в
процессе развития коммуникативных УУД младших школьников.
Объект исследования – процесс работы с текстовыми задачами на
уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования – приемы и способы развития
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
посредством использования обратных текстовых задач.
Гипотеза – коммуникативные УУД младших школьников будут
развиваться более успешно, если в ходе уроков математики используется
методика составления обратных текстовых задач, в содержание которой
обязательно войдут приемы вариативного выбора данных к задаче, прикидка
правильного ответа, использование схем, заданного алгоритма, составление
задачи по вопросам.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были
определены следующие задачи:
1. Определить значение развития коммуникативных универсальных действий для младших школьников.
2. Проанализировать приемы работы с текстовыми задачами,
направленные на развитие коммуникативных универсальных действий.
3. Проанализировать методические рекомендации по развитию
коммуникативных УУД у младших школьников при работе с обратными
текстовыми задачами.
4. Разработать и апробировать методику использования текстовых
задач для развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы исследования – теоретический анализ педагогической
литературы, школьной документации по исследуемой проблеме, анализ
работ учащихся на уроке, наблюдение за учебным процессом в школе,
собеседование, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе
малокомплектной школы: МКОУ Кирчиженская СОШ Красноярского края
Бирилюсского района. В опытно-экспериментальной работе принимали
участие 5 учеников 3 класса.
Этапы исследования:
На первом этапе (апробация проходила с январь по февраль 2016 г.)
осуществлялся анализ педагогической и методической литературы по данной
теме. Был составлен библиографический список по теме. Данные
теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками
составили основу системного изложения теоретической части работы.
На втором этапе (апробация проходила с февраля по март 2016 г.) на
базе МКОУ Кирчиженская СОШ был проведен констатирующий этап.
На третьем этапе (апробация проходила с марта по май 2016 г.) на
основе полученных результатов в ходе констатирующего этапа
разрабатывалась методика использования обратных текстовых задач для
развития коммуникативных УУД у младших школьников.
На четвертом этапе (апробация проходила с марта по май 2016 г.)
после применения разработанной методики анализировались полученные результаты, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
методики использования обратных текстовых задач, направленной на
развитие коммуникативных УУД у младших школьников, которая может
быть использована учителями начальных классов в практике начальной
школы.
Структура работы обусловлена логикой рассмотрения темы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части,
состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников,
включающего 40 наименований и приложения.
парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство
произошла перестройка целевых установок при определении
образовательных результатов. Целями образования в настоящее время
является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен
овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных,
познавательных и коммуникативных компетенций. Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию у учащихся системы
универсальных учебных действий.
Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную
роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности
коммуникативных учебных действий оказывает влияние на результат
обучения, а также на социализацию и развитие личности в целом. Умения
формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и
совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во
внеурочной деятельности.
Стандарты нового поколения (ФГОС НОО) предполагают развитие
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) для адаптации
ребенка в социуме. Стандарт указывает на то, что в процессе общения
школьникам необходимо научиться «выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение
учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач»
Текстовые задачи – это одно из важных средств развития у детей
логического мышления, формирования умения проводить анализ и синтез,
обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи,
существующие между рассматриваемыми явлениями, то решение текстовых задач служит средством для развития коммуникативных умений младших
школьников. При этом необходимо заметить, что изучая математику,
учащиеся сталкиваются с необходимостью осуществлять полную и понятную
для других аргументацию выполняемых действий, оперировать
развернутыми ответами, уметь отстаивать и аргументировать свое мнение, а
также владеть различными формами коллективной и групповой работы на
уроке.
К сожалению, в настоящее время еще не в полной мере исследовано
влияние обратных текстовых задач на процесс развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников, не разработана
система применения отдельных методических приемов для эффективного
составления задач данного вида учащимися начальной школы, что и
составило проблему настоящего исследования.
Цель исследования заключается в изучении и практической
апробации способов и приемов использования обратных текстовых задач в
процессе развития коммуникативных УУД младших школьников.
Объект исследования – процесс работы с текстовыми задачами на
уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования – приемы и способы развития
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
посредством использования обратных текстовых задач.
Гипотеза – коммуникативные УУД младших школьников будут
развиваться более успешно, если в ходе уроков математики используется
методика составления обратных текстовых задач, в содержание которой
обязательно войдут приемы вариативного выбора данных к задаче, прикидка
правильного ответа, использование схем, заданного алгоритма, составление
задачи по вопросам.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были
определены следующие задачи:
1. Определить значение развития коммуникативных универсальных действий для младших школьников.
2. Проанализировать приемы работы с текстовыми задачами,
направленные на развитие коммуникативных универсальных действий.
3. Проанализировать методические рекомендации по развитию
коммуникативных УУД у младших школьников при работе с обратными
текстовыми задачами.
4. Разработать и апробировать методику использования текстовых
задач для развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы исследования – теоретический анализ педагогической
литературы, школьной документации по исследуемой проблеме, анализ
работ учащихся на уроке, наблюдение за учебным процессом в школе,
собеседование, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе
малокомплектной школы: МКОУ Кирчиженская СОШ Красноярского края
Бирилюсского района. В опытно-экспериментальной работе принимали
участие 5 учеников 3 класса.
Этапы исследования:
На первом этапе (апробация проходила с январь по февраль 2016 г.)
осуществлялся анализ педагогической и методической литературы по данной
теме. Был составлен библиографический список по теме. Данные
теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками
составили основу системного изложения теоретической части работы.
На втором этапе (апробация проходила с февраля по март 2016 г.) на
базе МКОУ Кирчиженская СОШ был проведен констатирующий этап.
На третьем этапе (апробация проходила с марта по май 2016 г.) на
основе полученных результатов в ходе констатирующего этапа
разрабатывалась методика использования обратных текстовых задач для
развития коммуникативных УУД у младших школьников.
На четвертом этапе (апробация проходила с марта по май 2016 г.)
после применения разработанной методики анализировались полученные результаты, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
методики использования обратных текстовых задач, направленной на
развитие коммуникативных УУД у младших школьников, которая может
быть использована учителями начальных классов в практике начальной
школы.
Структура работы обусловлена логикой рассмотрения темы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части,
состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников,
включающего 40 наименований и приложения.
В ходе проведенного исследования нами были рассмотрены
теоретические источники по рассматриваемой проблеме, содержание
которых позволило определить значение развития коммуникативных
универсальных действий для младших школьников. Оно проявляется в том,
что данные универсальные действия обусловливают социальную
компетентность человека, а это предполагает умение излагать собственные
мысли, отвечать и задавать вопросы, корректно возражать оппоненту,
взаимодействовать с группой сверстников, отстаивать и менять свою
позицию, подчиняться решению группы для успеха общего дела, учитывать
статус собеседника и особенности ситуации общения.
Анализ приемов работы с текстовыми задачами, направленными на
развитие коммуникативных универсальных действий показал, что каждый
этап решения задачи: этап осознания постановки задачи, этап составление
плана решения, этап осуществление полученного плана, этап исследование
полученного решения в той или иной мере способствует развитию
коммуникативных УУД. Помимо этого было отмечено, что составление
обратных задач рассматривается методистами как один из видов заданий и
упражнений, направленных на преобразование одной задачи в другую, на
сравнение их условия, решении, ответов и положительно влияет на умения
использовать коммуникативные УУД в ходе урока математики.
При организации и проведении опытно-экспериментальной работы
нами была использована методика составления обратных текстовых задач,
содержание которой включало прием использования схем и заданного
алгоритма, составление задачи по вопросам, а также приемы подбора
правильного ответа при вариативном изменении данных.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы были
подобраны и применены задания с целью выявления развития
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Использование этих заданий позволило нам установить уровень развития
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса как
на начальном, так и завершающем этапе работы.
Сравнение данных, полученных на констатирующем и формирующем
этапах, позволило констатировать повышение показателей высокого и
среднего уровней развития коммуникативных УУД у младших школьников
при использовании обратных текстовых задач на уроках математики. У
Сережи И. уровень развития коммуникативных УУД повысился на 14%, у
Светы Я. на 35%, у Маши И. на 25%, у Пети Л. на 72%, у Матвея Н. на 50%.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие
выводы:
Во-первых, процесс формирования коммуникативных УУД является
неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы, направленной на
формирование гармонично развитой личности.
Во-вторых, работа с обратными текстовыми задачами позволяет
сформировать у младших школьников коммуникативные УУД, что
положительно сказывается на владение математическим языком и умением
организовать работу над задачей как в парах, так и небольших группах.
В-третьих, организуя процесс формирования коммуникативных УУД
посредством работы младших школьников с текстовыми задачами
обратными данным, следует активно использовать приемы работы со
схемами и алгоритмическими предписаниями, приемы составления задач по
серии составленных вопросов, а также приемы вариативного изменения
данных.
В ходе проведенного исследования была подтверждена выдвинутая
гипотеза.
теоретические источники по рассматриваемой проблеме, содержание
которых позволило определить значение развития коммуникативных
универсальных действий для младших школьников. Оно проявляется в том,
что данные универсальные действия обусловливают социальную
компетентность человека, а это предполагает умение излагать собственные
мысли, отвечать и задавать вопросы, корректно возражать оппоненту,
взаимодействовать с группой сверстников, отстаивать и менять свою
позицию, подчиняться решению группы для успеха общего дела, учитывать
статус собеседника и особенности ситуации общения.
Анализ приемов работы с текстовыми задачами, направленными на
развитие коммуникативных универсальных действий показал, что каждый
этап решения задачи: этап осознания постановки задачи, этап составление
плана решения, этап осуществление полученного плана, этап исследование
полученного решения в той или иной мере способствует развитию
коммуникативных УУД. Помимо этого было отмечено, что составление
обратных задач рассматривается методистами как один из видов заданий и
упражнений, направленных на преобразование одной задачи в другую, на
сравнение их условия, решении, ответов и положительно влияет на умения
использовать коммуникативные УУД в ходе урока математики.
При организации и проведении опытно-экспериментальной работы
нами была использована методика составления обратных текстовых задач,
содержание которой включало прием использования схем и заданного
алгоритма, составление задачи по вопросам, а также приемы подбора
правильного ответа при вариативном изменении данных.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы были
подобраны и применены задания с целью выявления развития
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Использование этих заданий позволило нам установить уровень развития
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса как
на начальном, так и завершающем этапе работы.
Сравнение данных, полученных на констатирующем и формирующем
этапах, позволило констатировать повышение показателей высокого и
среднего уровней развития коммуникативных УУД у младших школьников
при использовании обратных текстовых задач на уроках математики. У
Сережи И. уровень развития коммуникативных УУД повысился на 14%, у
Светы Я. на 35%, у Маши И. на 25%, у Пети Л. на 72%, у Матвея Н. на 50%.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие
выводы:
Во-первых, процесс формирования коммуникативных УУД является
неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы, направленной на
формирование гармонично развитой личности.
Во-вторых, работа с обратными текстовыми задачами позволяет
сформировать у младших школьников коммуникативные УУД, что
положительно сказывается на владение математическим языком и умением
организовать работу над задачей как в парах, так и небольших группах.
В-третьих, организуя процесс формирования коммуникативных УУД
посредством работы младших школьников с текстовыми задачами
обратными данным, следует активно использовать приемы работы со
схемами и алгоритмическими предписаниями, приемы составления задач по
серии составленных вопросов, а также приемы вариативного изменения
данных.
В ходе проведенного исследования была подтверждена выдвинутая
гипотеза.
Подобные работы
- ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения младших школьников нумерации натуральных чисел и их чтению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организация коллективной проектной деятельности учащихся на уроках предмета «Технология»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Изучение темы «Внешняя политика Ивана IV» в школьном курсе 6 класса: структурно-функциональный анализ содержания
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



