Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Работа №18303

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
906
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение................................................................................................................... 5
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных
действий у младших школьников посредством текстовых задач...................... 9
1.1. Значение развития коммуникативных универсальных действий для
младших школьников .......................................................................................... 9
1.2. Приемы работы с текстовыми задачами в начальной школе для
развития коммуникативных универсальных действий.................................. 14
1.3. Анализ методических рекомендаций по развитию коммуникативных
УУД у младших школьников при работе с обратными текстовыми задачами
.............................................................................................................................. 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию обратных
текстовых задач для развития коммуникативных УУД у младших
школьников............................................................................................................ 31
2.1. Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы
(констатирующий этап)..................................................................................... 31
2.2. Методика использования обратных текстовых задач для развития
коммуникативных УУД у младших школьников (формирующий этап)..... 39
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
.............................................................................................................................. 49
Заключение ............................................................................................................ 53
Список использованных источников 40 наименований .…………………..…55
Приложение

Актуальность исследования. В условиях смены образовательной
парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство
произошла перестройка целевых установок при определении
образовательных результатов. Целями образования в настоящее время
является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен
овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных,
познавательных и коммуникативных компетенций. Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию у учащихся системы
универсальных учебных действий.
Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную
роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности
коммуникативных учебных действий оказывает влияние на результат
обучения, а также на социализацию и развитие личности в целом. Умения
формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и
совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во
внеурочной деятельности.
Стандарты нового поколения (ФГОС НОО) предполагают развитие
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) для адаптации
ребенка в социуме. Стандарт указывает на то, что в процессе общения
школьникам необходимо научиться «выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение
учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач»
Текстовые задачи – это одно из важных средств развития у детей
логического мышления, формирования умения проводить анализ и синтез,
обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи,
существующие между рассматриваемыми явлениями, то решение текстовых задач служит средством для развития коммуникативных умений младших
школьников. При этом необходимо заметить, что изучая математику,
учащиеся сталкиваются с необходимостью осуществлять полную и понятную
для других аргументацию выполняемых действий, оперировать
развернутыми ответами, уметь отстаивать и аргументировать свое мнение, а
также владеть различными формами коллективной и групповой работы на
уроке.
К сожалению, в настоящее время еще не в полной мере исследовано
влияние обратных текстовых задач на процесс развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников, не разработана
система применения отдельных методических приемов для эффективного
составления задач данного вида учащимися начальной школы, что и
составило проблему настоящего исследования.
Цель исследования заключается в изучении и практической
апробации способов и приемов использования обратных текстовых задач в
процессе развития коммуникативных УУД младших школьников.
Объект исследования – процесс работы с текстовыми задачами на
уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования – приемы и способы развития
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
посредством использования обратных текстовых задач.
Гипотеза – коммуникативные УУД младших школьников будут
развиваться более успешно, если в ходе уроков математики используется
методика составления обратных текстовых задач, в содержание которой
обязательно войдут приемы вариативного выбора данных к задаче, прикидка
правильного ответа, использование схем, заданного алгоритма, составление
задачи по вопросам.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были
определены следующие задачи:
1. Определить значение развития коммуникативных универсальных действий для младших школьников.
2. Проанализировать приемы работы с текстовыми задачами,
направленные на развитие коммуникативных универсальных действий.
3. Проанализировать методические рекомендации по развитию
коммуникативных УУД у младших школьников при работе с обратными
текстовыми задачами.
4. Разработать и апробировать методику использования текстовых
задач для развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы исследования – теоретический анализ педагогической
литературы, школьной документации по исследуемой проблеме, анализ
работ учащихся на уроке, наблюдение за учебным процессом в школе,
собеседование, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе
малокомплектной школы: МКОУ Кирчиженская СОШ Красноярского края
Бирилюсского района. В опытно-экспериментальной работе принимали
участие 5 учеников 3 класса.
Этапы исследования:
На первом этапе (апробация проходила с январь по февраль 2016 г.)
осуществлялся анализ педагогической и методической литературы по данной
теме. Был составлен библиографический список по теме. Данные
теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками
составили основу системного изложения теоретической части работы.
На втором этапе (апробация проходила с февраля по март 2016 г.) на
базе МКОУ Кирчиженская СОШ был проведен констатирующий этап.
На третьем этапе (апробация проходила с марта по май 2016 г.) на
основе полученных результатов в ходе констатирующего этапа
разрабатывалась методика использования обратных текстовых задач для
развития коммуникативных УУД у младших школьников.
На четвертом этапе (апробация проходила с марта по май 2016 г.)
после применения разработанной методики анализировались полученные результаты, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
методики использования обратных текстовых задач, направленной на
развитие коммуникативных УУД у младших школьников, которая может
быть использована учителями начальных классов в практике начальной
школы.
Структура работы обусловлена логикой рассмотрения темы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части,
состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников,
включающего 40 наименований и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования нами были рассмотрены
теоретические источники по рассматриваемой проблеме, содержание
которых позволило определить значение развития коммуникативных
универсальных действий для младших школьников. Оно проявляется в том,
что данные универсальные действия обусловливают социальную
компетентность человека, а это предполагает умение излагать собственные
мысли, отвечать и задавать вопросы, корректно возражать оппоненту,
взаимодействовать с группой сверстников, отстаивать и менять свою
позицию, подчиняться решению группы для успеха общего дела, учитывать
статус собеседника и особенности ситуации общения.
Анализ приемов работы с текстовыми задачами, направленными на
развитие коммуникативных универсальных действий показал, что каждый
этап решения задачи: этап осознания постановки задачи, этап составление
плана решения, этап осуществление полученного плана, этап исследование
полученного решения в той или иной мере способствует развитию
коммуникативных УУД. Помимо этого было отмечено, что составление
обратных задач рассматривается методистами как один из видов заданий и
упражнений, направленных на преобразование одной задачи в другую, на
сравнение их условия, решении, ответов и положительно влияет на умения
использовать коммуникативные УУД в ходе урока математики.
При организации и проведении опытно-экспериментальной работы
нами была использована методика составления обратных текстовых задач,
содержание которой включало прием использования схем и заданного
алгоритма, составление задачи по вопросам, а также приемы подбора
правильного ответа при вариативном изменении данных.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы были
подобраны и применены задания с целью выявления развития
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Использование этих заданий позволило нам установить уровень развития
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса как
на начальном, так и завершающем этапе работы.
Сравнение данных, полученных на констатирующем и формирующем
этапах, позволило констатировать повышение показателей высокого и
среднего уровней развития коммуникативных УУД у младших школьников
при использовании обратных текстовых задач на уроках математики. У
Сережи И. уровень развития коммуникативных УУД повысился на 14%, у
Светы Я. на 35%, у Маши И. на 25%, у Пети Л. на 72%, у Матвея Н. на 50%.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие
выводы:
Во-первых, процесс формирования коммуникативных УУД является
неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы, направленной на
формирование гармонично развитой личности.
Во-вторых, работа с обратными текстовыми задачами позволяет
сформировать у младших школьников коммуникативные УУД, что
положительно сказывается на владение математическим языком и умением
организовать работу над задачей как в парах, так и небольших группах.
В-третьих, организуя процесс формирования коммуникативных УУД
посредством работы младших школьников с текстовыми задачами
обратными данным, следует активно использовать приемы работы со
схемами и алгоритмическими предписаниями, приемы составления задач по
серии составленных вопросов, а также приемы вариативного изменения
данных.
В ходе проведенного исследования была подтверждена выдвинутая
гипотеза.


1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности
учащихся /И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009, № 2.
С.45-50.
2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников / О.М. Арефьева //
Начальная школа. – 2012, № 2. С.27-29
3. Аритская, И.И. Обучаем по системе Занкова: 3 класс/И.И.
Аритская. – Москва: Новая школа, 1994. 234 с.
4. Аргинская И.И. Методическое пособие к учебнику
“Математика”, 2, 3, 4 класс. Издательский дом “Федоров”. Издательство
“Учебная литература” 2014 г., 2015 г., 2016 г.
5. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных
классах/ П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 189 с.
6. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной
школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Педагогика и методика начального образования»/А.В.
Белошистая. – М.: Владос, 2007. 405 с.
7. Григорьева Г.И. Текстовые задачи: сложности и пути их решения
/ Сост. Григорьева Г.И. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
8. Групповая работа как способ
формирования коммуникативных
способностей у детей младшего
школьного возраста в рамках
реализации ФГОС НОО. – 2016.
[Электронный ресурс]. URL:
pedakademy.ru/konferenciya/29.doc
9. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Текстовые задачи и методы их
решения. – М.: Издательство МГУ, 2015. -262 с.
6010. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе/
С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. – М.: Владос, 2008. 192 с.
11. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей
младших школьников в учебно – воспитательной деятельности. /
К.П. Зайцева // Начальная школа. – 2011, № 4. С.30-31
12. Занков Л.В., Занков В.В. Методика преподавания математики в 1
классе. М.: Дом педагогики, Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. 108 с.
13. Игумнова, Е.А. Формирование у учащихся умения задавать
вопросы, стимулирующие мышление / Е.А. Игумнова // Биология в школе. –
2011, № 3. С.56-58.
14. Как проектировать
универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя /А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.; под ред. А.Г.
Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. 210 с.
15. Касярум, Е.И. Решение задач различными способами как
средство развития учащихся/Е.И. Касярум, И.И. Позднякова, И.И. Поздняков
// Начальная школа. – 2015. - № 3. – С.30-36
16. Кладова, С.Н. Система типовых
заданий для формирования
личностных и метапредметных
результатов обучения на уроках
математики в начальной школе / С.Н.
Кладова. – 2016. URL:
slioosh.edusite.ru/DswMedia/kladovasn.docx
6117. Климанова, Н.С. Коммуникативные универсальные учебные
действия /Н.С. Климанова // Доклад на методическом объединении учителей
начальных классов. – 2016. [Электронный ресурс]. URL:
nsportal.ru/...mo/.../kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya
18. Концепция федеральных
образовательных стандартов общего
образования. – М.: Просвещение, 2008.
(Стандарты второго поколения). 190 с.
19. Кочагин В.В.: Математика. Репетитор; 2016. 23 с.
20. Кошелева, Н.В. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников на современном этапе//Н.В.
Кошелева. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: wiki.tgl.net.ru/
images/6/64/Koscheleva.doc
21. Кочеткова, О.В. Использование динамической наглядности на
уроках математики//Начальная школа. 2015. № 7. С. 23-26.
22. Лавриненко, Т. А. Как научить детей решать задачи:
Методические рекомендации для учителей начальных классов/Т.А.
Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2000. 455 с.
23. Лавриненко Т.А. “Задания развивающего характера по
математике”. Саратов ОАО “Издательство “Лицей””, 2015 г. 156 с.
24. Матвеева Н.А. Различные арифметические способы решения
задач/ Н.А. Матвеева // Начальная школа. – 2001. - № 3. – С.29-33
25. Менкес, М.В. Групповая и парная
форма работы на уроках
математики//М.В. Менкес. – 2016.
[Электронный ресурс]. URL:
http://festival.1september.ru/articles/627441/
6226. Моро, М.И. Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч./М.И.Моро,
М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2016. 112 с.
27. Моро, М.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс: в 2 ч. /М.И.
Моро, С.И. Волкова – М.: Просвещение, 2013. 43 с.
28. Овчинникова, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в
начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для
студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное
воспитание»/М.В. Овчинникова – К.: Пед. пресса, 2001. 356 с.
29. Пойя, Д. Как решать задачу/Д. Пойя.- Либриком, М., 201-. 208с.
30. Разработка модели программы
развития универсальных учебных
действий. - 2016. URL: www.standart.edu.ru/
attachment.aspx?id=126
31. Смолеусова, Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи/
Т.В. Смолеусова // Начальная школа. – 2015. - № 12. – С.62-67
32. Тоом А.Л. Как я учу решать текстовые задачи.- Еженедельная
учебно-методическая газета «Математика»,№ 46,47,2015г.
33. Тюрикова, С.А. Коммуникативные
универсальные учебные действия:
сущность и показатели
сформированности/С.А. Тюрикова//
Интернет – журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ»
Институт Государственного
управления, Выпуск 3, май – июнь 2014. –
2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://publ.naukovedenie.ru
34. Федеральный государственный
образовательный стандарт
63начального общего образования / М-во
образования и науки Рос. Федерации. –
М.: Просвещение, 2011. 123 с.
35. Халидов, М.М. Теория и практика обучения младших
школьников решению математических задач /М.М. Халидов, В.М. Мукина
// Начальная школа. – 2016. - № 9. – С.54-60
36. Царева, С.Е. Непростые простые задач /С.Е. Царева // Начальная
школа. – 2015. - № 1. – С.49-57,
37. Царева, С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке
как средство реализации современных педагогических концепций и
технологий/ С.Е. Царева // Начальная школа. – 2004. - № 4. – С.49-56

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ