Введение 5
1. Американский независимый кинематограф 1960-1980-х гг 11
1.1. Определение понятия «независимого кинематографа» 11
1.2. История американского независимого кинематографа 17
1.2.1. Независимый кинематограф 1920-1950-х годов 19
1.2.2. Независимый кинематограф 1960-1980-х годов 24
1.3. Анализ социокультурной среды США 1960-1980-х гг 34
2. Анализ ключевых кинопроизведений периода 1960-1980-х гг 39
2.1. Анализ кинопроизведения «Тени» Джона Кассаветиса 1959 г 39
2.2. Анализ кинопроизведения «Беспечный ездок» Денниса Хоппера 1969 г 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А 53
Актуальность темы исследования
Американский независимый кинематограф - это сложное взаимодействие индивидуального творческого начала и актуальных проблем социума. Сам термин «независимый кинематограф» менялся, как менялся и сам независимый кинематограф, в 1960-е годы — это расцвет контркультуры, и под независимым подразумевалась все то, что идет в разрез с традициями общества и Голливуда.
Исследование такого явления, как независимый кинематограф США, до сих пор остается актуальным для многих теоретиков и режиссеров, так как он оказал влияние на последующее десятилетия. Многие современные независимые режиссеры - последователи идей и стиля режиссеров 1960-х годов, такие, как Дж. Джармуш, К. Тарантино, Д. Линч, М. Скорсезе и другие.
Исследование периода 1960-1980-х годов остается актуальным до сих пор, так как именно в этот период рушится старый кинематограф Голливуда и строится новый американский кинематограф, который вбирает в себя массовое и независимое кино. Современный кинематограф является продолжателем идей периода 1960-1980-х годов, более того способ производства современного кинематографа базируется на производстве кинематографа, который был заложен в тот период.
Стоит отметить, что существует не так много работ, посвященных этому периоду на русском языке, хотя к исследованию кинематографа 1960 - 1980-х годов обращались, как советские кинокритики и исследователи, так и современные российские.
Таким образом, в период 1960-1980-х годов был создан новый американский кинематограф, который развивается до сих пор и только набирает обороты. Более того, в этот период была ярко выражена культура молодежного протеста, которая ставила себя в противовес культуре потребления, что нашло отражение в американском искусстве, в том числе и независимом кинематографе. Изучение данного периода также интересно с позиции взаимодействия социокультурной среды и кинематографа.
Объектом исследования является американский независимый кинематограф 1960-1980-х годов.
Предметом исследования выступает взаимодействие социокультурной среды и американского независимого кинематографа периода 1960-1980-х годов.
Степень изученности
К исследованию независимого кинематографа США обращались ряд исследователей, как американских, так и отечественных. Существует не так много трудов, посвященных изучению независимого американского кинематографа, особенно отечественных исследователей. Но тем не менее, в последнее время изучение независимого американского кинематографа становится все более и более популярным, особенно в академической среде.
Большой вклад в изучение американского независимого кинематографа внес Владимир Михайлович Рутман, которому принадлежит множество статей, посвящённых этому феномену, а также диссертация «Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ». В данном исследовании автор выделяет критерии того, что вообще может называться «независимым кинематографом», а также исследует проблему автора в независимом кинематографе. Более того, В.М. Рутман рассматривает кинематограф в контексте массовой культуры.
К изучению независимого кинематографа обращается В.Ю. Мехоношин в диссертации «Американское независимое кино как феномен культуры 1960-2000-х гг.». Данное исследование раскрывает особенности американского независимого киноискусства с точки зрения его социокультурной обусловленности. Более того, кинематограф рассматривается как кинотекст, который воздействует на аудиторию.
Стоит отметить статью «Культура молодежного протеста и американский кинематограф 1960-1970-е годы» Д. Коростелевой, посвященную контркультурному периоду в кинематографе США. Автор приводит причины возникновения бунтов и контркультурных настроений в американском обществе 1960-х годов, а также сопоставляет изменения в социальнокультурной среде и кинематографе 1960-х годов. Более того, кинематограф 1960-х годов рассматривается в контексте гуманистической революции.
Книга «Маги и радикалы: век американского авангарда» Андрея Хренова содержит историю американского независимого киноискусства, начиная с немого кинематографа и заканчивая 1970-ми годами. Особенность книги заключается в том, что автор сосредотачивает свое внимание на рассмотрении кинематографа с исторической точки зрения и не рассматривает кино как вид искусства. Также большое внимание уделяется цензуре, с которой пришлось столкнуться деятелям искусства.
Если говорить о более ранних работах, посвященных изучению независимого кинематографа, то стоит упомянуть Елену Карцеву, которая внесла огромный вклад в изучение американского кинематографа. В своем исследовании «Американский кинематограф 1960-х-1980-х годов и проблема постмодернизма» Е. Карцева поднимает тему влияния культуры постмодернизма на кинематограф, а также она выделяет временные рамки, когда был период модерного кинематографа и кинематографа постмодерна.
Что касается зарубежных исследователей, то стоит сказать о Филе Холле, который в книге «История независимого кинематографа» сосредотачивает изучение кинематографа на знаковых фильмах и ключевых фигурах, которые оказали влияние на независимое кинопроизводство.
Также Эммануэль Леви в книге «Кинематограф аутсайдеров: Подъем американского независимого кинематографа» пишет о зарождении и расцвете нового независимого кинематографа США. Автор приводит доводы
относительно того, что независимый кинематограф не зародился в 1980¬1990-х годах, а существовал и до этого.
Джефф Кинг в книге «Американское независимое кино» большое внимание уделяет определению «независимого кинематографа», а также его сущности.
Яннис Тчаомакис (Yannis Tzioumakis) в книге «Американское независимое кино» выстраивает собственную периодизацию независимого кино, выделяя особенности каждого периода. Автор делает акцент на проблематике определения независимого кино и утверждает, что многие независимые фильмы распространяются крупными киностудиями или дочерними компаниями. Особенность исследования заключается в том, что он рассматривает становление и развитие независимого кинематографа с точки зрения взаимодействия его с системой кинопроизводства.
Обращение многих современных теоретиков к изучению независимого американского кинематографа также свидетельствует об актуальности данной темы.
Цель исследования
Выявить специфику и проследить тенденции развития взаимодействия американского независимого кинематографа 1960-1980-х годов и социокультурной среды США.
Цели исследования соответствуют следующие задачи:
• Определить сущность независимого кинематографа и его признаки;
• Выявить особенности развития американского независимого кинематографа, обозначив различия между Г олливудом и независимым кинематографом;
• Проанализировать социокультурную среду США 1960-1980-х годов, сопоставив изменения в кинематографе и в социокультурной среде США 1960-1980-х годов;
• Рассмотреть ключевые фильмы периода (по десятилетиям).
Методология
В данном исследовании применен ряд методов, которые позволят провести исследование социальных и художественных особенностей американского независимого кинематографа 1960-1980-х годов.
Так, использован культурно-исторический метод, который позволит выстроить развитие американского независимого киноискусства, а также поможет обозначить предпосылки появления феномена независимого кинематографа в 1960-х годов.
Также применены семиотический и сравнительный методы. Семиотический метод позволит проанализировать кинопроизведения как знаковые системы, например, позволит рассмотреть персонажей фильма как носителей определенной знаковой системы. Тогда как сравнительный метод позволит сопоставить изменения социокультурной среды и независимого кинематографа.
Также использован философско-искусствоведческий метод, который позволит проанализировать произведения на трех уровнях (материальный, индексный, иконический).
Более того, применен комплекс методов, таких, как анализ, синтез и интерпретация. Метод анализа позволяет расчленить социальные и культурные процессы 1960-1980-х годов и выявить его свойства и признаки. Метод синтеза позволяет собрать отдельные части в единое целое и выявить общую особенность. Метод интерпретации позволяет раскрыть смысл знаковых систем кинопроизведения.
Предполагаемый результат
Результат исследования предполагает определение сущности независимого кинематографа США 1960-1980-х гг., анализ фильмов позволит сопоставить социокультурную среду США периода 1960-1980-х гг. и независимого кинематографа и определить взаимосвязь этих явлений.
Апробация
Данное исследование может быть применено в образовательной сфере, а именно использоваться, как теоретический материал на курсах по истории кинематографа. Более того, данная работа может служить фундаментом для дальнейшего исследования американского независимого кинематографа.
Данное исследование посвящено изучению независимого кинематографа 1960-1980-х годов, в частности определению сущности независимого кинематографа, выявлений особенности развития американского киноискусства, анализу социокультурной среды 1960-х-1980- х годов и анализу ключевых кинопроизведений периода.
В первой главе «Американский независимый кинематограф 1960-1980¬х гг.» была решена проблема определения сущности и развития американского независимого киноискусства 1920-1980-х годов, а также была рассмотрена социокультурная среды изучаемого периода.
Во второй главе «Анализ ключевых кинопроизведений периода 1960¬1980-х гг.» были проанализированы два кинопроизведения, воплотившие в себе черты независимого киноискусства. На примере двух кинопроизведений «Тени» Дж. Кассаветиса и «Беспечный ездок» Д. Хоппера было установлено, что независимый кинематограф обладает способностью рефлексии над проблемами социокультурной среды, а также их сопоставление друг с другом и с социально-культурной средой способствовало установлению изменений, которые произошли с обществом на протяжении 1960-1970-х годов.
Производство фильмов предполагает социальное разделение, т.е. есть люди, создающие кино (владельцы киностудий) и есть потребители, которые исключены из процесса кинопроизводства и так было вплоть до появления первых портативных камер, т.е. до 1940-х годов.
Тем не менее, это не означает, что до 1940-х годов независимого кинематографа не существовало в США, вместе с появлением студии «United Artist» в 1919 году появляется и независимое производство кинофильмов.
И в первую треть XX века независимость определялась скорее по экономическим причинам, тогда как в последующие десятилетия к определению независимости прибавилось еще ряд признаков. Если говорить, о современном независимом кинематографе, то он имеет совсем иные признаки, которые отличают его независимого кинематографа 1960-х годов. Это наглядно демонстрирует то, что определение и сущность независимого кинематографа менялись со временем, согласно техническим возможностям и тому, что режиссеры сами вкладывали в это определение.
Независимое кинопроизводство влияет на Голливудское кино, если какие-либо независимые фильмы пользуются огромным успехом, например, «Беспечный ездок» (1969г.) Денниса Хоппера. Голливуд берет это на вооружение и начинает снимать фильмы, похожие на успешные независимые. Также независимые режиссеры - это экспериментаторы, они экспериментируют, как с техническими возможностями, так и с художественными возможностями кинематографа как искусства. Так, в 1950¬х годах независимые кинематографисты экспериментировали с форматом 3D и пытались создать эту картину на экране, спустя много десятилетий формат 3D становится популярным и используется Голливудом почти в каждом фильме.
Изменения в кинематографе связаны с изменениями в социокультурной среде, ярким примером можно назвать социальные изменения 1960-х годов в США, которые вылились в контркультуру и не могли не отразиться на кинематографе. Независимый кинематограф 1960-х-1980-х годов имеет свои отличительные признаки, а именно экспериментальность, параллельность искусств, развенчание голливудского мифа, а также воплощение культуры битников и хиппи на экране, как знаков альтернативного образа жизни.
Благодаря независимому кинематографу в 1980-х годах снова возродилась жанровая система, а также претерпели трансформацию знаки каждого жанра, что изменило и обогатило жанровую систему кинематографа.
Ключевыми фильмами эпохи можно считать «Тени» Дж. Кассаветиса 1959 года и «Беспечный ездок» 1969 года Денниса Хоппера. Фильмы являются репрезентантами эпохи и отображают все признаки независимого киноискусства 1960-1980-х годов.
1. Аграновский, Н. С. Больше, чем «Беспечный ездок»:
режиссёрский путь Денниса Хоппера [Электронный ресурс] / Н.С. Аграновский // Артикульт - 2011. - №3. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/bolshe-chem-bespechnyy-ezdok-rezhisserskiy-put- dennisa-hoppera.
2. Арабов, Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия. - М., 2003. С.44-58.
3. Грот, Т. Американское независимое кино. С чего все начиналось // Киношкола завтра 2morrow film school. - Режим доступа: http://2morrowfilmschool.ru/?press=251
4. Дешин, С. Становление легенды. // Cineticle. - Режим доступа: http://cineticle.com/focus/66-stanovlenie-legendi.html.
5. Карни, Р. Фрагменты из книги Кассаветис о Кассаветисе // Cineticle. - Режим доступа: cineticle.com/slova/39-cassa-about-shadows.html.
6. Карцева, Е. Н. Американский кинематограф 60-х-80-х годов и проблема постмодернизма : автореф. дис. ... канд. искусствоведения :17.0. 03 / Карцева Елена Николаевна. - Москва, 1991. - 36 с.
7. Коростелева, Д. Культура молодежного протеста и американский кинематограф. 1960-1970-е годы. // Киноведческие записки. - Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/199/
8. Кемп, Ф. Кино. Всемирная история. - М., 2012. С. 357.
9. Матецкая, А. В. Социология культуры : учебное пособие / А. В. Матецкая. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. С. 243-246.
10. Меранже, Т. Роджер и мы. пер. Захаревич А. // Сеанс. - Режим доуспа: http://seance.ru/blog/interviews/corman_interview_cahier/
11. Мехошин, В. Ю. Американское независимое кино как феномен культуры 1960-2000-х гг. : автореф. дис. . канд. культурологии : 24.00.01 / Мехошин Василий Юрьевич. - Пермь, 2013. - 6 с.
12. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. пер. Гелескула А. М, 1991. -
Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html
13. Рутман, В. М. Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.0. 09 / Рутман Владимир Михайлович. - Санкт-Петербург, 2012. - 20 с.
14. Рутман, В. М. Критерии различия американского независимого и
голливудского кинематографа [Электронный ресурс] / В. М. Рутман // Аналитика культурологии. - 2012. - №1(22). - Режим доступа:
http: //www.analiculturolog.ru/j ournal/archive/item/814 -24-4 .html.
15. Рябчикова, Н. Джон Кассаветис: независимый классик. /
Киноведческие записки. - Режим доступа:
http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/991/
16. Сборник. Общественно-политические движения в США. - М., 1974. - 175с.
17. Соболев, Р. П. Голливуд. 60-е годы. : монография / Р. П. Соболев. - Москва : Искусство, 1975. - 41с.
18. Hits, N. J. Cinema - on an Independent Note! // All light film
magazine. - Режим доступа:
http://www.alllightsfilmmagazine.com/index.php/retrospective/masters- masterpieces/350-cinema-on-an-independent-note.
19. King, G. American Independent Cinema : monograph / G. King. - London : I.B. Tauris, 2005. - 163 p.
20. Levy, E. Cinema of Outsiders: The Rise of American Independent Film : monograph / E. Levy. - New York : New York University Press, 1999. - 8p.
21. Tzioumakis, Y. American Independent Cinema : monograph / Y. Tzioumakis. - Edinburgh : Edinburgh University Press, 2006. - 11 р.