Введение 3
1 Сервисная модель управления применительно к развитию предпринимательства 5
1.1 Концепция сервисной модели государственного и муниципального управления 5
1.2 Социальные технологии сервисного публичного управления 18
1.3 Опыт зарубежных стран в реализации сервисной концепции государственного и
муниципального управления применительно к развитию предпринимательства 23
2 Анализ технологии взаимодействия с предпринимателями в рамках оказания услуг
Томским городским центром поддержки малого и среднего бизнеса 33
2.1 Характеристика Городского центра поддержки малого и среднего бизнеса 33
2.2 Анализ технологии взаимодействия с предпринимателями с точки зрения сервисной
модели 44
2.3 Рекомендации по развитию технологии сервисной деятельности 53
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 66
В 2015 году было проведено заседание Государственного совета Российской Федерации, на котором обсуждалась проблема развития малого и среднего предпринимательства. В. В. Путин в ходе заседания отметил, что в обществе необходимо сформировать представление о значимой роли малого и среднего бизнеса, который представляет собой ценный ресурс долгосрочного социально-экономического развития страны, а также сформировать благоприятную деловую среду в каждом регионе. Такие задачи необходимо решать в партнёрстве с самими субъектами МСБ, со средствами массовой информации, общественными объединениями путем создания прозрачных, некоррупционных механизмов взаимодействия с бизнесом, контролируемых обществом. Нельзя создавать такие структуры, которые работая с субъектами предпринимательства, будут вымогать что-то или ставить кого-то в сложное положение.
Поэтому наиболее важной основой структурных изменений российской экономики является концепция «сервисного» государства, которая по-новому определяет роль органов государственного и муниципального управления в жизни общества. Здесь государство рассматривается как институт, предоставляющий качественные услуги предпринимателям, направленные на удовлетворение их потребностей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в рамках концепции «сервисного» государственного и муниципального управления публичная услуга не может быть оказана без участия ее потребителя. Субъекты малого и среднего бизнеса должны рассматриваться как самостоятельные и независимые, повышается уровень их притязаний: к качеству оказываемых органами власти услуг и собственному характеру деятельности. Необходимо добавить то, что «сервисные» технологи являются инструментом, с помощью которого происходит взаимодействие между органами власти и субъектами малого и среднего бизнеса. Но в научной литературе и законодательных актах о подобной технологии не сказано практически ничего.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ «сервисных» технологий при взаимодействии с субъектами малого и среднего предпринимательства со стороны Томского Городского центра поддержки малого и среднего бизнеса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать научные взгляды на «сервисную» модель государственного и муниципального управления;
- Проанализировать технологию реализации «сервисной» модели применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства;
- Провести анализ технологии взаимодействия с предпринимателями Городского центра поддержки малого и среднего бизнеса с точки зрения сервисной модели;
- Предложить рекомендации по совершенствованию сервисной технологии.
Объектом исследования данной работы является деятельность Томского Городского центра поддержки малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования - «сервисные» технологии взаимодействия с субъектами малого и среднего бизнеса.
Методами исследования являются: бенчмаркинг, глубинное интервью, анализ сайтов городских центров поддержки МСП.
Структура данной работы соответствует содержанию. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена рассмотрению концепции сервисной модели государственного и муниципального управления, социальных технологий сервисного публичного управления и опыта зарубежных стран в реализации сервисной концепции государственного и муниципального управления применительно к развитию предпринимательства.
Вторая глава посвящена характеристике Городского центра поддержки малого и среднего бизнеса. Проведен анализ технологии взаимодействия с предпринимателями с точки зрения сервисной модели, а также даны рекомендации по совершенствованию сервисной технологии.
Роль малого и среднего бизнеса в настоящее время имеет особую экономическую, социальную и общественную значимость. Благодаря развитой сфере малого и среднего предпринимательства происходит изменение экономики всей страны, а именно повышается её устойчивость, происходит наполнение рынка товарами, увеличение количества рабочих мест, развитие инновационной сферы, повышение производительности за счет возрастания конкуренции. Такие структурные изменения экономики необходимо осуществлять на основе концепции «сервисного» государства, которая по-новому определяет роль органов государственного и муниципального управления в жизни общества. В данной концепции государство рассматривается как институт, предоставляющий качественные услуги предпринимателям, направленные на удовлетворение их потребностей.
В рамках концепции «сервисного» государственного и муниципального управления публичная услуга в современном демократическом государстве не может быть оказана без участия в нем самих предпринимателей. В связи с этим определяется технология патисипативного принятия решений в отношении государственного и муниципального «сервиса». Суть такой технологии заключается в том, что она основана на партнерском взаимодействии двух сторон, которое осуществляется с помощью коммуникации. Роль государства заключается в том, чтобы выявить и сформировать потребности предпринимателей и на этом основании качественно оказать услуги. А роль субъектов малого и среднего бизнеса заключается в том, что им необходимо определить свои потребности в услугах, выдвигая требования к их качеству и дать оценку своей удовлетворенности.
Поэтому, можно сказать, что государство постепенно признает за предпринимателями право на самостоятельный выбор своего жизненного пути и обеспечивает условия для их самореализации. Следовательно, именно от потребностей малого и среднего бизнеса теперь зависит набор, содержание и технологии оказания государственных услуг. Качество услуги определяется удовлетворенностью предпринимателей соответствующим государственным и муниципальным «сервисом». Необходимо определить и нормативно закрепить определенные параметры услуг и методов измерения их качества, на чем и основывается «сервисная» модель.
По мнению ряда авторов одним из основных требований является открытость к информационным технологиям. Сфера Интернет-сетей сейчас очень быстро развивается, следовательно, растет количество Интернет-пользователей и спрос на онлайн-сервисы. Российская сеть Интернет является крупнейшей в Европе по охвату аудитории. Ежегодно Интернет в России становится более доступным, следовательно, и его пользователей становится больше. Для облегчения жизни населения важным направлением административной реформы является перевод услуг в электронный вид. Благодаря этому услуги становятся более доступными, коррупционные риски минимальными, а временные и финансовые затраты государства и граждан снижаются. Фактически, электронное государство можно считать социальным, а оно, по сути, является сервисным. Поэтому в России были сформированы общественные советы и комиссии по кадровому развитию на всех уровнях власти. Были также разработаны следующие проекты: «Открытое правительство» - портал, где обеспечивается открытость и подотчетность органов власти, происходит вовлечение граждан и бизнеса в принятие решений; «Открытый регион» и «Открытый муниципалитет» реализуют систему механизмов и принципов открытого управления органов власти на территории региона и муниципалитета, что обеспечивает условия для повышения эффективности работы органов. В 2013 г. был основан интернет- ресурс «Российская общественная инициатива», где зарегистрированные граждане могут выдвигать собственные инициативы, а также голосовать за другие.
Подобные информационно-коммуникативные технологии, в какой-то степени могут повлиять на увеличение количества политически активного населения, которое способно повлиять на органы государственного управления, но этого недостаточно, необходимо также проводить меры в рамках административной и бюджетной реформ, чтобы создать новую культуру государственной службы.
Авторы, например, зарубежных стран рассматривают инфраструктуру предпринимательской деятельности в виде такой деловой среды, которая именно на основании предоставления различных видов услуг субъектам бизнеса обеспечивает условия для ведения предпринимательской деятельности. В развитых странах благоприятный опыт социального управления малым и средним предпринимательством заключается как раз в формировании конкретных услуг с учетом потребностей субъектов МСП на всех стадиях развития.
Проблема в том, что в России понятие «услуга» в основном используется в таком виде, как: информационные, консультационные, образовательные, консалтинговые услуги и так далее. В них обычно не раскрывается содержание этого термина и алгоритма его реализации, основанного на базовой модели «сервисного» управления. Такие услуги для предпринимателей могут предоставляться городскими центрами развития малого и среднего бизнеса в каждом муниципальном образовании. Примером деятельности подобного центра рассматривается томский Городской центр поддержки малого и среднего бизнеса (ГЦП МСБ).
Целью выпускной квалификационной работы как раз и является анализ «сервисных» технологий при взаимодействии с субъектами МСП со стороны Городского центра поддержки малого и среднего бизнеса, чья деятельность направлена на содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Был проведен анализа мнения руководителя Городского центра поддержки МСБ в ходе которого было выявлено, что в деятельности Центра присутствуют аспекты «сервисных» технологий (ориентация на потребности предпринимателей) и это проявляется в том, что специалисты Центра предоставляет бесплатные услуги начинающим и действующим предпринимателям по возникающим у них вопросам в сфере ведения бизнеса. «Сервисный» характер также выражается в том, что организована система обучения начинающих и действующих предпринимателей по программе «Школа успешного бизнеса», проходящего на бесплатной основе. Но проблема в том, что в формировании перечня услуг не учитывается мнение самих предпринимателей, что противоречит идее «сервисной» технологии.
Был также проведен анализа сведений, содержащихся на официальном сайте Центра поддержки, где за основу был взят официальный сайт новосибирского Городского центра развития предпринимательства. По проделанному сравнению следует, что сайт новосибирского Городского центра развития предпринимательства намного больше ориентирован на взаимодействие с гражданами (предпринимателями), чем сайт томского Городского центра поддержки МСБ. Преимущество новосибирского ГЦРП заключается в том, что на сайте и официальной странице в социальной сети «ВКонтакте » происходит интерактивное взаимодействие с субъектами малого и среднего бизнеса через рубрики «Вопрос-ответ», голосования, опросы, он-лайн консультации, общение со специалистами по интересующим вопросам и отзывы. Отзывы потребителей услуг позволяют изучить эффективность оказываемых услуг и делать необходимые корректировки, что указывает на «сервисный» характер деятельности новосибирского Центра развития.
В результате проведенных исследований удалось выяснить, что в деятельности Городского центра поддержки МСБ по оказанию услуг предпринимателям не используется алгоритм реализации технологии «сервисной» модели, которая основывается на партнерском взаимодействии двух сторон, где предприниматели вовлечены в со-управленческий процесс.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.05.2017).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.05.2017).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.05.2017).
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
[Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2010 N 210-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2017. - URL:
http://www.consultant.ru(дата обращения: 13.05.2017).
5. Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 21.07.2014 N 212-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 13.05.2017).
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2017. - URL:
http://www.consultant.ru(дата обращения: 13.05.2017).
7. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы
[Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 11.04.2014 N 226 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 16.05.2017).
8. О внесении изменений в государственную программу РФ «Экономическое развитие
и инновационная экономика» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос.Федерации от 29.12.2016 №1538 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон.дан. - М.,2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 10.05.2017).
9. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос.Федерации от 02.06.2016 N 1083-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон.дан. - М.,2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения:
10.05.2017).
10. О национальной стратегии действии в интересах женщин [Электронный ресурс]:
распоряжение Правительства Рос.Федерации от 08.03.2017 № 410-р // Правительство Рос. Федерации. - Электрон.дан. - М.,2017. - URL: http://government.ru/(дата обращения:
10.05.2017).
11. О проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015
году [Электронный ресурс]: постановление Администрации Г. Томска от 28.10.2015 №1029 // Администрация Томской области: офиц.сайт. - Электрон.дан. - Томск, 2017. - URL:
http://www.tomsk.gov.ru(дата обращения: 12.05.2017).
12. Байматов П.Н. Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение - индикатор социальности государства // Право и политика. - 2014. - №2 (170). - С. 197-206 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 09.05.2017).
13. Бутова Т.В., Белогородцева Ю.А Совершенствование сферы предоставления государственных услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2014. - № 1-2. - С. 9-10. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 12.05.2017).
14. Владимирский, Д. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2014. - №1. - С. 209-212. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
15. Гапоненко А. Л. Применение новых технологий менеджмента в региональном и муниципальном управлении [Электронный ресурс] // Рос. академия нар. Хозяйства при Правительстве РФ. - М., 2014. - Электрон.дан. - URL: http://mini-mpa.ru(дата обращения: 12.05.2017).
16. Гражданкин В. А., Гражданкина О. А. Практика государственной поддержки малого и среднего в США и странах Европейского союза [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - №3. - С. 67-75. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
17. Гришина Я.С. Сравнительно-правовое исследование социального
предпринимательства в странах Америки и Европы [Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та. - 2012. - № 2 (16). - С. 111-121 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
18. Дамдинов Д.Д. Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Вестник ВСГУТУ - 2015. - №1. - С. 133-141. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 10.05.2017).
19. Дуплинская, Е. Б. О необходимости государственной поддержки развития малого бизнеса на региональном уровне [Электронный ресурс] // Вестн. Сиб. гос. ун-та путей сообщ. - 2015. - №4.1. - С. 40-43. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 13.05.2017).
20. Зайковский В.Н. «Сервисное государство»: новая парадигма или современная технология государственного управления [Электронный ресурс] // Дайджест-финансы. - 2014. - № 3. - С. 35-45. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 12.05.2017).
21. Кабашов С.Ю. Перемены в философии государственной и муниципальной службы: от «сильного государства» к «сервисному государству» [Электронный ресурс] // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2016. - № 5(133). С.69-75. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 09.05.2017).
22. Коженко Я. В. Концепции «сильного» и «сервисного» государства в контексте модернизации государственного управления в России: общее и отличное [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - 744 с. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 13.05.2017).
23. Коженко Я.В. Особенности правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг в сервисном государстве [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Реферативный журнал. - 2014. - № 1. - С. 95-95 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 10.05.2017).
24. Коженко А.О., Коженко Я.В. Правовой сервис в контексте государственной политики
информатизации: правовые и организационные аспекты [Электронный ресурс] //
Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - 8 с.
25. Коженко Я. В. Принципы сервисного государства: теоретико-правовой аспект [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Реферативный журнал. - 2014. - № 1. - С. 92-93. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
26. Кононенко Д. В., Шанин А. А., Мадоян А. Г. Новые технологии правоприменительной деятельности: концепции электронного правительства (сравнительный анализ практики Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации) [Электронный ресурс] / Д. В. Кононенко, А. А. Шанин, А. Г. Мадоян // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. - № 4. - С. 95-101 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 16.05.2017).
27. Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2014. - № 21 (267). - С. 24-28. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 12.05.2017).
28. Кузнецов П. У Административная реформа в контексте формирования электронного правительства: терминологические проблемы [Электронный ресурс] // Рос. юрид. журнал. -
2013. - № 3. - С. 37-47 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
29. Малиновская ВВ., Шнайдер О.В. Развитие малого бизнеса: проблемы и решения [Электронный ресурс] // Карельский научный журнал. - 2014. - № 3. - С. 81-83- Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 13.05.2017).
30. Малый и средний бизнес г. Томска: [Электронный ресурс] 2009-2017. URL: http://mb.admin.tomsk.ru/(Дата обращения: 12.04.2017).
31. Мартынова С.Э. Концепция «сервисного» государства в контексте постиндустриальной парадигмы социального управления [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 8. - С. 165-173 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 05.05.2017).
32. Мартынова С.Э. Постиндустриальная социальность как основа новой парадигмы социального управления [Электронный ресурс] // В сборнике: Актуальные проблемы управления и экономики: российский и зарубежный опыт. Новосибирский аграрный университет. - 2013. - С. 66-71 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 05.05.2017).
33. Мартынова С.Э. «Сервисная» модель муниципального управления в социологической интерпретации: Монография - СПб. : Социально-гуманитарное знание, 2015. - 348 с.
34. Мартынова С.Э. Социальная технология реализации муниципального сервиса для начинающих предпринимателей: по результатам социологического исследования области [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2016. - № 57. - С. 72-92. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
35. Мартынова С.Э., Федотова Е.А. Развитие «сервисного» управления в муниципальной практике: на примере муниципальных образований томской области [Электронный ресурс] // Рос. юрид. журнал. - 2013. - № 3. - С. 37-47 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
36. Михалева О. В., Мутылина К.О. Стратегия развития малого и среднего
предпринимательства на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Juvenis scientia. -
2016. - №2. - С. 244-249. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения:
07.05.2017).
37. Набиуллина Э. С. Тезисы выступления «Итоги реализации федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию государственного управления в 2008-2011 годах», г. Москва, 22 марта 2012 г. - URL:
http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120322_19
38. Неделько С.И. Понятие государственной услуги как категории государственного управления [Электронный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3. - С. 3-1 - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
39. Никонов В.А. Государственная поддержка предпринимательства в развитых странах и адаптация опыта в России [Электронный ресурс] // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - №1. - С. 244-249. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 06.05.2017).
40. Нуртдинова Э.Э. Роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] // Креативная экономика. — 2014. — № 4 (88). — с. 78-83. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 13.05.2017).
41. Осикова А.А., Крюков А.Ф. Проблемы становления сервисного государства в России [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. -
2014. - № 2. - С. 16-21. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 15.05.2017).
42. Открытое государство: [Электронный ресурс]. 2012-2017. URL: http://open.gov.ru/(Дата обращения: 13.05.2017).
43. Отчет о выполнении администрацией Города Томска в 2016 году обязательств, содержащихся в Соглашении о социальном партнерстве между администрацией Города Томска, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, объединениями работодателей и работодателями Города Томска на 2016-2018 годы [Электронный ресурс] // Малый и средний бизнес г. Томска: офиц. сайт. - Электрон.дан. - Томск., 2017. - URL: http://mb.admin.tomsk.ru/(Дата обращения: 12.04.2017).
44. Парфентенко В.О.Зарубежный опыт государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Вестник института мировых цивилизаций. - 2015. - №10. - С. 125-131. - С. 244-249. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 10.05.2017).
45. Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству / М.В. Паршин. - М.: Статут, 2014. - 272 с.
46. Российская общественная инициатива: [Электронный ресурс]. 2012-2017. URL: https://www.roi.ru/(Дата обращения: 13.05.2017).
47. Плотников А.А. Общественный контроль в современной России: правовые и организационные проблемы [Электронный ресурс] // Вестник Северного (Арктического)
федерального университета. - 2013. - № 3. - С. 97-103 - Электрон.дан. - URL:
http://elibrary.ru/(дата обращения: 12.05.2017).
48. Санжаревский И.И. К вопросу о концепциях сервисного и сильного государства и современных модернизациях политического управления [Электронный ресурс] // Вестник Поволжского института управления. - 2014. - №1 (40). - С.9-16. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 15.05.2017).
49. Устинович Е.С. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики [Электронный ресурс] // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 9. - С. 16-22. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 10.05.2017).
50. Фонд развития малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] 2005¬
2017. URL: http://fondtomsk.ru/(Дата обращения: 12.04.2017).
51. Южаков В.Н. Качество государственных и муниципальных услуг: усилия и результаты административной реформы [Электронный ресурс] // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 1. - С. 52-69. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 10.05.2017).
52. International monetary fund: [Электронный ресурс]. 1945-2017. URL: http://www.imf.org(Дата обращения: 13.05.2017).
53. Martynova S.E., Dmitriev Y.G., Gajfullina M.M., Totskaya Y.A “Service” municipal administration as part of the development of youth entrepreneurship in Russia [Электронный ресурс] // Social indicators research. - 2016. - С. 1-14. - Электрон.дан. - URL: http://elibrary.ru/(дата обращения: 14.05.2017).
54. Official website of the European Union: [Электронный ресурс]. 1945-2017. URL: http://europa.eu(Дата обращения: 13.05.2017).
55. Small Business Administration: [Электронный ресурс]. 1953-2017. URL:
https://www.sba.gov/(Дата обращения: 13.05.2017).