Введение 5
1 Лексические и синтаксические средства выражения эмоций в
современном английском языке 9
1.1 Эмоции как средство языковой выразительности 9
1.2 Эмоциональность и экспрессивность языковых средств 17
1.3 Уровни языковых средств выражения эмоций 22
2 Анализ лексических и синтаксических средств выражения эмоций в
произведении Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» 27
2.1 Лексические средства выражения эмоций в произведении Ф.С.
Фицджеральда «Великий Гэтсби» 27
2.2 Синтаксические средства выражения эмоций в произведении Ф.С.
Фицджеральда «Великий Гэтсби» 31
3. Пример внеурочной деятельности по иностранному языку на основе изучения лингвистических средств выражения эмоций в художественном тексте 39
3.1 Формы внеурочной деятельности по иностранному языку 39
3.2 Учебная дискуссия как форма реализации внеурочной деятельности 43
3.3 Пример дискуссии по произведению Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» 50
Заключение 56
Список использованных источников 58
Язык - явление социальное. Он не может ни функционировать, ни развиваться отдельно от жизни. Язык есть результат познавательной деятельности людей. При этом познавательная деятельность каждого отдельного человека находится в тесной зависимости от накопленного опыта и во многом определяется им.
Язык выражает не только мысли, но и чувства говорящего. Эмоциональные процессы играют важную роль в жизни человека. Имея способность к окрашиванию нашего восприятия объективной действительности, они находят свое обязательное проявление во всех видах деятельности как на этапе речевого программирования, так и на этапе осуществления высказывания. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости: полезности-вредности, важности-неважности. Следует подчеркнуть, что эмоциональная ориентировка в отличие от рациональной, более кратковременна (чаще всего мгновенна), непроизвольна, плохо осознаваема. Кроме того, она не требует специального обучения (т.е. врожденная) и возможна в условиях дефицита информации. Любая возникшая у человека эмоция выступает в качестве жизненно важного внутреннего сигнала, ориентирующего и направляющего его последующие мысли и действия. При этом он может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правильности. Таким образом, эмоции, а точнее их выражение в языке, занимают одно из ведущих мест в сфере интересов лингвистов.
Эмоции в деятельности человека осуществляют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность человека, стимулируя и направляя ее в нужное русло. Понимание эмоциональных процессов,определяемых словом, формируется под влиянием национальных культурных традиций. Различные культуры по-разному относятся к эмоциям,наделяя их социальной коннотацией, оказывающей влияние на представление человека о мире, а также семантическую реализацию элементов в структуре значения эмоциональной лексики. Знание особенностей выражения разных видов эмоций представителями различных культур позволяет снять нередко возникающие ситуации непонимания или неверной интерпретации эмоциональной речи, и дает возможность, как воспринять иноязычную речь, так и правильно реагировать на нее. Интерес к изучению языковых средств выражения эмоций сохраняется в рамках английского художественного текста ввиду двух уровней языка, тесно связанных друг с другом - лексического и синтаксического.
Объект исследования - английский язык.
Предметом исследования являются лексические и синтаксические единицы, выражающие эмоции в современном английском языке.
Цель работы - изучение лингвистических средств выражения эмоций в английском языке.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить роль и место эмоций в системе языка.
2. Выявить эмоциональную функцию языка.
3. Проанализировать особенности лексических и синтаксических средств
выражения эмоций в современном английском языке.
4. Провести филологический анализ лексических и синтаксических
средств выражения эмоций на примере художественного текста.
5. Разработать внеклассное мероприятие по теме исследования.
Для выполнения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- метод дефиниционного анализа;
- описательный метод;
- структурно-семантический анализ;
- филологический анализ текста;
- метод сплошной выборки, моделирование.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в возможности применения выводов и материалов теоретической части работы в дальнейших исследованиях по лексикологии английского языка, а также в возможности использования материалов практической части работы на уроках, на внеклассных занятиях по иностранному языку (английскому) в средней и старшей школе.
Работа проходила поэтапно.
1 этап (сентябрь 2017 - декабрь 2018) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение актуальности, проблемы, объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (февраль 2018 - март 2018) - подбор материала для внеклассного мероприятия, разработка внеклассного мероприятия.
3 этап (апрель 2018 - май 2018) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Апробация работы:
Результаты исследования опубликованы в статье:
Никитин, Д. С. Учебная дискуссия на уроках иностранного языка / Д. С. Никитин // Проблемы иноязычного образования: теория и практика. Сб. материалов по итогам IV Международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2018. - (в печати).
Статья «Учебная дискуссия на уроках иностранного языка» была подготовлена при поддержке Фонда Михаила Прохорова (победитель конкурса «Академическая мобильность» 2018 года, договор № AM -226 / 17).
Результаты исследования также были изложены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Проблемы иноязычного образования: теория и практика» (секция «Актуальные проблемы методики преподавания английского языка»), проводимой на базе ЛИИ - филиала СФУ 11 мая 2018 г.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения. Список использованной литературы насчитывает 61 наименование. Общий объем работы составляет 62 страницы.
Несмотря на то, что люди мало задумываются о том, какова роль эмоций в современном мире, каждый из нас сталкивается с ними. В языке обнаруживаются определенные стереотипные ракурсы изображения эмоций как состояния, воздействия, внешнего выражения, характеристики и качества, по которым ориентируются первичные и вторичные лексические номинации. Эти стереотипные ракурсы составляют модель эмоциональной психической деятельности человека.
Сам же термин «эмоция» можно рассматривать с разных научных сторон, как с психологических аспектов, так и с языковых. Это подтверждают различные лексические и синтаксические примеры из современных литературных произведений. Важно то, что эмоции тесно связанны с деятельностью человека, а также бесспорно являются компонентами всей его мыслительной деятельности.
Кроме того, эмоции человека обладают побудительными функциями и выдвигаются как одни из самых выразительных источников активности. При этом побудительные возможности эмоций зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Можно сравнить сильную и слабую боль, страх, стыд и многие другие эмоции. Направление активности определяется знаком эмоции. Позитивные эмоции призывают к действию в зависимости от эмоциональной ситуации (на овладение, сближение и продление контакта). Отрицательные же эмоции обладают противоположными побудительными свойствами. Значимость эмоций заключается в непосредственном отражении отношений между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.
Можно сказать, что эмоции в деятельности человека осуществляют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность человека, стимулируя и направляя ее в нужное русло. Эмоциональные слова всё больше обогащают словарный запас говорящего, в т.ч. на иностранном языке.
В работе было рассмотрено произведение Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», в котором мы анализировали лексические и синтаксические средства выражения эмоций, и выяснили, что каждый из рассматриваемых стилистических приемов обладает спецификой, передающейся создаваемому зрительному образу и определяющей в значительной степени его выразительность и эмоциональную нагрузку.
В третьем параграфе мы рассмотрели понятие внеурочной деятельности, дали определению понятия дискуссия, выделили его виды и методы, а также наглядно привели пример дискуссии на английском языке. Наш опыт моделирования показал, что даже из такой темы как выражения эмоций в английском языке можно сделать эффективную дискуссию и вовлечь каждого учащегося в работу.
1. Аванесова, Н. В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики / Н.В. Аванесова. - Выпуск 2, Москва : 2010.- С. 5-9.
2. Ахмедова, Л.Т. Методы филологического анализа художественного текста : / Л.Т. Ахмедова. - Москва : 2011. - 137 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык : Теория. 5-9 класс [Электронный ресурс] / В.В. Бабайцева. Режим доступа: http://newgdz.com/uchebniki-7-klass/11279- chitat-rysskii-iazyk-teoriia-5-9-klass-babaiceva-onlain
4. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - Москва : Просвещение, 2014. - 176 c.
5. Балли, Ш. Французская стилистика [Электронный ресурс] / Ш. Балли. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1573385/
6. Бахтин, М. М. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и психология языка : статьи / М.М. Бахтин. - Москва : Лабиринт, 2000. - 370 с.
7. Бергсон, А. Собрание сочинений : том 1 [Электронный ресурс] / А. Бергсон. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1299045/
8. Букина, Ю. В. К проблеме изучения наименований и средств выражения эмоций в системе языка и в коммуникации : Филологические науки. Язык, речь, речевая коммуникация / Ю.В. Букина. - Москва : 2009. - 45 с.
9. Вакуров, Н. М. Основы стилистики фразеологических единиц / Н.М. Вакуров. - Москва : 1983. - 45 с.
10. Васильев, И. А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, - Москва : 1980. - 192 с.
11. Виноградов, В. В. Основные типы лексических значений слова : вопросы в языкознании / В. В. Виноградов. - Москва : 2007. - 189 с.
12. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. - Москва : Высшая школа, 2013. - 244 с.
13. Витт, Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения при общении
[Электронный ресурс] / Н. В. Витт. Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1981/814/814060.htm
14. Власенков, А. И. Русский язык. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков. - Москва : Просвещение, 2009. - 289 с.
15. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - Москва : ВАКО, 2015. - 288 с.
16. Вундт, В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты [Электронный ресурс] / В. Вундт В. Режим доступа: http://textarchive.ru/c- 1280124.html
17. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. : вопр. психол. No 2 [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0293/4_0293-105.shtml
18. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1275526/
19. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - 5-е изд., стереотип - Москва : КомКнига, 2007. - 144 с.
20. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - Москва : Рольф, Айрис-пресс, 2001. - 426 с.
21. Давыденко, Л. Г. Эмоции (эмоциональность и эмотивность) как функциональная общность кинесического и речевого поведения : Университетские чтения - 2007. Материалы научно-методических чтений ПГ ЛУ. Часть 2 / Л.Г. Давыденко. - Пятигорск : ПГ ЛУ, 2007. - С. 131-132.
22. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности : учебник
[Электронный ресурс] / Н.Н. Данилова. Режим доступа:
https: //www.twirpx.com/file/102972/
23. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Электронный ресурс] / Б.И. Додонов. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/126550/
24. Елухина, Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции / Н. В. Елухина // ИЯШ - Москва : Просвещение, 2002. № 3. - С. 45
25. Занковский, А. Н. Психология деловых отношений / А.Н. Занковский. - Москва : Изд-во МГУ, 2009. - 384 с.
26. Знаменская, Т. А. Стилистика английского языка. Основы курса : учебное пособие / Т.А. Знаменская. - 2-е изд. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 208 с.
27. Изард, К. Е. Эмоции человека [Электронный ресурс] / К.Е. Изард. Режим доступа: https: //www.twirpx.com/file/1082215/
28. Ионова, С. В. Лингвистика эмоций: основные проблемы, результаты и перспективы // Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты речевой деятельности : сборник науч. трудов / С.В. Ионова, Ю.К. - Волгоград : Изд- во ЦОП «Центр», 2004. - С. 6
29. Каменская, О. Л. Вторичная языковая личность - методологическая основа межкультурной парадигмы в лингводидактике // Актуальные проблемы постдипломного профессионального лингвистического образования : сборник научи. трудов. Вып. 440 / О.Л. Каменская. - Москва : МЕЛУ, 1998. - С. 32
30. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Электронный ресурс] / Ю.Н. Караулов. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/1538307/
31. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/538922/
32. Маклаков, А. Е. Общая психология [Электронный ресурс] / А.Е. Маклаков. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4171474/
33. Маслова, В. А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - Москва : Изд. центр Академия, 2001. - 183 с.
34. Нелюбин, Л. Л. Лингвостилистика современного английского языка : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Л. Л. Нелюбин. Режим доступа: http://avidreaders.ru/book/lingvostilistika-sovremennogo-angliyskogo-yazyka- uchebnoe-posobie.html
35. Немов, Р. С. Общая психология : учебник для ер. проф. образования / Р.С. Немов. - Москва : Владос, 2003. - 688 с.
36. Нуркова, В. В. Психология : учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Москва : Юрайт-Издат, 2004. - 472 с.
37. Пиотровская, Л. А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования (на материале русского и чешского языков) :
38. Рожнова, Е. А. Эмоционально-экспрессивная лексика английского языка и степени эмоциональной нагруженности / Е.А. Рожнова. - Москва : 2014. - 329 с.
39. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка [Электронный ресурс] / Д.Э. Розенталь. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1679633/
40. Сакиева, Р. С. Немецкий язык. Эмоциональная разговорная речь : учебное пособие [Электронный ресурс] / Р.С. Сакиева. Режим доступа:
https: //www.twirpx.com/file/138390/
41. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - Москва : Наука, 1970. - 480 с.
40 Смолянинова, О.Е. Современные информационные технологии образования. Электронный портфолио (Учебное пособие) / О.Е. Смолянинова, Е.В. Достовалова, О.А. Пожидаева // Красноярск : ИПК СФУ, 2009. — 134 с.
43. Спенсер, Е. Основания психологии [Электронный ресурс] / Е. Спенсер. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/913035/
44. Татров, А. С. Психология : учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей / А.С. Татров. - Москва : Издательство «Академия Естествознания», 2010. - 284 с.
45. Телия, В. Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. [Электронный ресурс] / В.Н. Телия. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1125101/
46. Титченер, Э. Б. Очерки психологии [Электронный ресурс] / Э.Б. Титченер. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/913234/
47. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413. - Режим доступа: http: //www.ug.ru/new_standards/5.
48. Фицджеральд, Ф. С. Великий Еэтсби. Последний Магнат : рассказы / Ф.С. Фицджеральд. - Москва : Художественная литература, 1990. - 210 с.
49. Шанский, Н. М. Лингвистический анализ художественного текста : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов [Электронный ресурс] / Н.М. Шанский. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2000058/
50. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский - 3-е изд. - Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 416 с.
51. Шаховский, В. И. Эмотивная семантика слова как коммуникативная сущность // Коммуникативные аспекты значения : сборник науч. ст. / В.И. Шаховский. - Волгоград : Волгр. пед. ин-т, 1990. - 357 с.
52. Шаховский, В .И. Эмотивный компонент значения и методы его описания : учебное пособие к спецкурсу / В.И. Шаховский. - Волгоград : 1983. - 94 с.
53. Шаховский, В. И. Языковая личность в лингвистике эмоций // Языковая личность: проблемы семантики и прагматики / В.И. Шаховский. - Волгоград : Перемена, 1997. - 341 с.
54. Элиот Т. С. Назначение поэзии : статьи о литературе / Т.С. Элиот. - Киев : AirLand, 1996. - 117 с.
55. Язык и культура : материалы 1-й метод. конф. - Киев : 1992. - 62 с.
56. Danes, F. Cognition and emotion in discourse interaction: A preliminary survey of the field // Preprints of the Plenary Session Papers. XIV-th International Congress of linguists organized under the auspices of CIPL / Danes F. - Berlin : 1987. - P. 272-291
57. Fitzgerald, F .S. The Great Gatsby / Fitzgerald F.S. - M : 2002. - 210 p.
58. Gray, W. Emotional-cognitive structuring : A new theory of mind // Forum for correspondence and contact / Gray W. - 1973. - 180 p.
59. Ortony, A. The cognitive structure of emotions / Ortony A., Clore G.L., Collins
A. - Cambridge : 1988. - 420 p.
60. Sherer, K. R. Vocal affect expression: A review and a model for future research // Psychol / Sherer K.R. - Bull : 1986. - 165 p.
61. Vossler, K. Sprache als Schopfung und Entwicklung / Vossler K. - Hiedelberg : 1906. - 230 p.