АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования бюджета государств 6
1.1 Понятие и виды государственного бюджета 6
1.2 Основные факторы, влияющие на формирование бюджетов 10
1.3 Роль бюджета в экономической стабильности государства 16
2 Особенности бюджетной политики разных стран 22
2.1 Особенности бюджетной политики Российской Федерации 22
2.2 Особенности бюджетной политики США 31
2.3 Особенности бюджетной политики Южной Кореи 39
3 Анализ динамики дефицита бюджетов и факторов, влияющих на финансово-экономические угрозы государства 48
3.1 Сравнительный анализ дефицитов бюджетов государств 48
3.2 Анализ причин дефицита бюджетов государств 53
3.3 Влияние состояния бюджетов государств на увеличение финансово-экономических
угроз 59
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69
Бюджеты государств играют ключевую роль в экономическом развитии и социальной стабильности стран. Они представляют собой финансовый план, который определяет, как государство будет собирать и расходовать средства в течение определенного периода. В условиях глобальных экономических изменений, таких как рост инфляции, колебания валютных курсов и увеличение долговых обязательств, эффективное управление бюджетом становится особенно актуальным. Бюджеты не только обеспечивают финансирование государственных программ и услуг, но и служат инструментом для реализации экономической политики, стимулирования роста и обеспечения социальной защиты населения.
Актуальность исследования мировых тенденций дефицита бюджетов государств и увеличения финансово-экономических угроз обусловлена современными вызовами, с которыми сталкиваются страны в условиях глобализации и экономической нестабильности. В последние годы проблема дефицита государственных бюджетов приобретает особую значимость. Рост бюджетных дисбалансов наблюдается как в развитых, так и в развивающихся странах, что обусловлено комплексом факторов: последствиями пандемии COVID-19, геополитическими конфликтами, энергетическими кризисами и усилением долговой нагрузки. Устойчивый дефицит бюджета создает риски для финансовой стабильности государств, ограничивает возможности антикризисного регулирования и повышает уязвимость экономик к внешним шокам. Изучение мировых тенденций в этой сфере позволяет не только выявить общие закономерности, но и разработать адаптивные механизмы бюджетной политики, что определяет научную и практическую актуальность данного исследования.
Проблематика исследования заключается в необходимости выявления причин и последствий дефицита бюджетов, а также в анализе факторов, способствующих увеличению финансово-экономических угроз. В условиях ограниченных ресурсов и нестабильной экономической ситуации многие государства сталкиваются с необходимостью балансировки своих бюджетов, что требует комплексного подхода к изучению существующих бюджетных практик. Важно понять, как различные модели бюджетной политики влияют на уровень дефицита и какие меры могут быть предприняты для его снижения. Также актуально исследовать, как глобальные экономические тренды и внутренние факторы взаимодействуют и влияют на финансовую стабильность стран.
Проблемы формирования бюджетного дефицита, методы его контроля и обеспечения устойчивости государственных финансов изучались множеством выдающихся экономистов. Роберт Барро [48] в 1989 году развил теорию рикардианской эквивалентности, утверждая, что дефицитное финансирование не стимулирует спрос. Джон Мейнард Кейнс - основатель кейнсианства, обосновал допустимость дефицита бюджета для стимулирования экономики в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 году [25]. Карлота Перес изучала взаимосвязь бюджетной политики и технологических циклов в 1980-х и изложила свои результаты в книге «Технологические революции и финансовый капитал» в 2002 году [32]. Отечественный экономист Леонид Абалкин исследовал бюджетный дефицит в условиях переходной экономики [41]. Егор Тимурович Гайдар [17] в своих работах указывал на опасность гиперинфляции, возникающей из-за сочетания накопленного денежного избытка и глубоких диспропорций в экономике. В частности, в труде «Экономические реформы и иерархические структуры» в 1990 году он писал, что резкий переход к рыночному ценообразованию без предварительного оздоровления финансовой системы чреват катастрофическим ростом цен.
Целью работы является выявление факторов, способствующих увеличению финансово-экономических угроз в современных условиях на основе анализа мировых тенденций дефицита бюджетов государств.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы формирования бюджета государства и определить его роль в экономике страны.
- Рассмотреть особенности бюджетной политики ряда стран.
- Оценить влияние финансово-экономических угроз на состояние бюджетов государств.
- Провести сравнительный анализ динамики дефицита бюджетов и факторов, влияющих на финансово-экономические угрозы государства.
- Определить ключевые причины возникновения бюджетного дефицита.
Объектом исследования является влияние различных факторов на дефицит государственных бюджетов.
Предмет исследования представлен финансово-экономическими угрозами
дефицита бюджетов государств.
Организация или отрасль, по тематике которой выполнена работа: государственные финансы.
В процессе написания научно-исследовательской работы были использованы такие методы, как описание, статистический анализ, синтез, сравнение, классификация.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения полученных результатов для разработки рекомендаций по улучшению бюджетной политики на уровне государств. Исследование мировых тенденций дефицита бюджета и финансово-экономических угроз может помочь в формировании эффективных стратегий управления бюджетом, направленных на минимизацию дефицита и повышение финансовой устойчивости. Анализ бюджетной политики различных государств позволит выявить лучшие практики и адаптировать их к конкретным условиям, что в свою очередь способствует повышению эффективности управления государственными финансами.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, а также список использованных источников и литературы.
Дефицит бюджета в современном мире стал одной из ключевых проблем глобальной экономики, усугубляемой пандемией COVID-19, геополитическими конфликтами и циклическими кризисами. Страны сталкиваются с необходимостью балансировать между стимулированием роста, выполнением социальных обязательств и сдерживанием долговой нагрузки. Например, меры антикризисной поддержки во время пандемии, рост военных расходов на фоне конфликтов и старение населения увеличили давление на бюджеты даже в развитых экономиках. При этом подходы к управлению дефицитом различаются: одни государства делают ставку на жёсткую фискальную дисциплину, другие на масштабные заимствования, рискуя устойчивостью финансовой системы.
Проведенный анализ бюджетной политики России, США и Южной Кореи позволил выявить ключевые особенности, тенденции и вызовы, характерные для каждой из стран.
В Российской Федерации бюджетный дефицит, сохраняющийся на относительно умеренном уровне (1,7% ВВП в 2024 г.), обусловлен, прежде всего, структурной
зависимостью от нефтегазовых доходов (33,2% доходов федерального бюджета в 2024 г.) и санкционным давлением. Эта зависимость делает бюджет крайне уязвимым к волатильности мировых цен на энергоносители и к ограничениям на экспорт, что проявилось в резких колебаниях доходов в 2020 и 2022-2024 годах. Санкции усугубили ситуацию, сократив экспортные поступления, ограничив доступ к технологиям и международным финансовым рынкам, что вынудило увеличить расходы на поддержку экономики и оборону. Парадоксальной особенностью российской ситуации является сочетание низкого уровня государственного долга (20,3% ВВП) с высокими рисками его обслуживания и рефинансирования из-за ограниченного доступа к глобальному капиталу. Финансирование дефицита осуществляется преимущественно через внутренние заимствования, что создает риски для банковской системы и инфляционного давления, несмотря на формально низкую долговую нагрузку. Ключевыми угрозами остаются сырьевая уязвимость, давление на курс рубля и ограниченность инструментов антикризисного реагирования в условиях изоляции.
Для Соединенных Штатов Америки характерен высокий и хронический бюджетный дефицит (6,4% ВВП в 2024 г.), являющийся следствием глубоких
структурных дисбалансов. Основная причина - неконтролируемый рост обязательных расходов на программы социального обеспечения (Medicare, Medicaid, Social Security), которые в совокупности превышают 50% бюджета, на фоне старения населения и политической невозможности их существенной реформы или адекватного увеличения налогов. Дополнительным фактором выступают огромные военные расходы. Эти структурные проблемы привели к накоплению экстремально высокого государственного долга (120,79% ВВП), создающего самоподдерживающуюся «спираль долга и дефицита». Хотя развитый рынок гособлигаций и статус доллара как резервной валюты пока позволяют финансировать дефицит, ключевыми угрозами являются риск потери доверия инвесторов, рост доходности казначейских бумаг, отток капитала и, что критично, серьезное ограничение антикризисного потенциала государства.
Южная Корея демонстрирует промежуточный уровень дефицита (3% ВВП в 2024 г.) и государственного долга (52,49% ВВП), однако сталкивается с уникальными вызовами, угрожающими бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе. Основными причинами дефицита являются зависимость от экспорта (около 40% ВВП), делающая бюджет чувствительным к глобальным экономическим циклам и торговым конфликтам, и, особенно, беспрецедентный демографический кризис. Крайне низкая рождаемость и быстрое старение населения создают двойную нагрузку: стремительно растут расходы на пенсионное обеспечение и здравоохранение для пожилых, одновременно сокращается численность трудоспособного населения - основной налогооблагаемой базы. Это формирует структурный разрыв между обязательными социальными расходами и потенциальными доходами бюджета. Хотя текущий уровень долга считается управляемым, стабильная восходящая динамика его роста требует повышенного внимания. Главными угрозами для Южной Кореи являются долгосрочное демографическое давление на бюджет, риск замедления экономического роста из-за сокращения рабочей силы и потребительского спроса, а также уязвимость экспортно-ориентированной модели.
Успешная бюджетная политика в современных условиях требует гибкости, прозрачности и ориентации на долгосрочные цели. Перспективы преодоления финансово¬экономических угроз связаны с адаптацией международного опыта к национальным реалиям. Стратегии должны включать:
- Оптимизацию расходов через внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат.
- Стимулирование экономического роста за счет инвестиций в инфраструктуру, образование и инновации.
- Управление долговой нагрузкой с акцентом на внутренние заимствования и развитие рынка гособлигаций.
Реализация этих мер может позволить минимизировать финансово-экономические угрозы и обеспечить устойчивость бюджетов в условиях глобальной нестабильности. Опыт исследуемых стран подтверждает, что баланс между социальными приоритетами, экономическим развитием и фискальной дисциплиной остается ключом к долгосрочной стабильности.
Таким образом, эффективное управление бюджетом в современных реалиях требует не только учёта глобальных вызовов, но и глубокого понимания национальной специфики. Успех фискальной политики определяется способностью сочетать инновационные подходы, заимствование лучших практик и разработку индивидуальных решений, соответствующих экономическим, социальным и политическим контекстам. Ключевым итогом становится необходимость непрерывной адаптации стратегий, обеспечивающей устойчивость финансовых систем в условиях непредсказуемости мировой экономики.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. №
145- ФЗ: (ред. от 26.12.2024 г.) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 10.04.2025).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31июля 1998 г. №
146- ФЗ // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671// (дата обращения: 13.04.2025).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. № 117- ФЗ // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 13.04.2025).
4. О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов:
федер. закон от 30.11.2024 № 419-ФЗ // Консультант Плюс: справ. правовая система. -
Версия Проф. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491969/ (дата обращения: 13.04.2025).
5. Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности
Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р от 21.10.2024 // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354707/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac6 6824f848bc2/ (дата обращения: 11.04.2025).
6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. Минфином России) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354707/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac6 6824f848bc2/ (дата обращения: 13.04.2025).
7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на
2023 год и период 2024 и 2025 годов (утв. Банком России) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430425/c78a1cb773219113bcc936a09488 bc31ac19eca4/ (дата обращения: 13.04.2025).
8. Алексеева А. Ю. Принципы формирования и функционирования бюджетной системы Китайской Народной Республики / А. Ю. Алексеева // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность - XIII : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Улан-Удэ, 20 мая 2020 года. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2020. - С. 79-82. (дата обращения: 10.04.2025).
9. Бабаян К. А. Бюджетная политика: зарубежный опыт США / К. А. Бабаян, Е. С. Матерова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 11 июля 2023 года. - Москва: Печатный цех, 2023. - С. 491-496. (дата обращения: 10.05.2025).
10. Баранова А. С. Бюджетная система Южной Кореи / А. С. Баранова // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения : Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. В 3-х томах, Курск, 28 июня 2019 года. Том 1. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 58-60. (дата обращения: 16.05.2025).
11. Бюджет для граждан к федеральному закону о федеральном бюджете на 2025
год и на плановый период 2026 и 2027 годов // Министерство финансов Российской Федерации, 2025. - URL:
https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/process/utverzhdenie/budget_citizen?id_65=310491- byudzhet_dlya_grazhdan_k_federalnomu_zakonu_o_federalnom_byudzhete_na_2025_god_i_na _planovyi_period_2026_i_2027_godov (дата обращения: 13.04.2025).
12. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для вузов / под редакцией
Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 399 с. - URL: https://urait.ru/book/byudzhetnaya-sistema-rossiyskoy-
federacii-560585 (дата обращения: 23.05.2025).
13. В Южной Корее зафиксировали торговый дефицит в течение 12 месяцев подряд // Информационное агентство ТАСС, 2023. - URL: https://tass.ru/ekonomika/17165779 . (дата обращения: 23.05.2025).
14. Васина К. Е. Тенденции государственного долга Российской Федерации в период 2020-2023 гг / К. Е. Васина, Н. А. Фионова // Концептуальные особенности экономики и образования в условиях цифровой трансформации : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 20-21 апреля 2023 года. - Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, 2023. (дата обращения: 11.04.2025).
15. Впереди долговой кризис: Трамп заготовил удар по доллару // РИА Новости,
2025. - URL: https://ria.ru/20250317/byudzhet-2005099551.html (дата обращения:
21.05.2025).
..59