Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности

Работа №18288

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
910
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования формирования коммуникативных
умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности 5
1.1. Особенности формирования коммуникативных умений младших
школьников во внеурочной деятельности 5
1.2. Особенности психо-физиологического развития детей 7-8-ми лет...20
2. Разработка и апробация комплекса мероприятий по формированию
коммуникативных умений во внеурочной деятельности 32
2.1. Описание комплекса мероприятий по формированию
коммуникативных умений обучающихся первого класса во внеурочной деятельности 32
2.2. Апробация разработанного комплекса мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 76



Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников связана не только с влиянием данных умений на результативность обучения детей данного возраста, но и на развитие личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед педагогами задачу формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
На сегодняшний день идет возрастание требований к продуктивному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора. Низкий уровень коммуникативных умений детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей наиболее эффективного формирования коммуникативных умений у первоклассников.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в психологической и педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Цель данной работы: разработать комплекс мероприятий направленных на формирование коммуникативных умений обучающихся первого класса во внеурочной деятельности.
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности формирования коммуникативных умений у первоклассников во внеурочной деятельности
2. Выделить особенности психо-физиологического развития первоклассников.
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков первоклассников будет результативным, если:
- Учитываются их возрастные особенности;
- Реализуется комплекс мероприятий во внеурочной деятельности, направленный на формирование коммуникативных навыков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:
Человек - существо общественное, он не может обходиться без общения с себе подобными. Уже с первых дней жизни ребенок подсознательно реагирует на прикосновение к нему, на улыбки, взгляды, звуки, обращенные к нему. Когда ребенок растет, развивается, ему мало общения только с семьей, он начинает тянуться к свои сверстникам, играет вместе с ними, у них появляются совместные интересы. Если же ребенок почти не общается со своими сверстниками, не может организовать общение, он может почувствовать себя отвергнутым, что приведет к замкнутости. Это должно стать тревожным сигналом для родителей.
Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает, прежде всего, обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д.
По мнению психологов, коммуникативные способности включают в себя, в первую очередь, желание ребенка вступить в контакт со своим сверстником, умение организовать общение с ним, соблюдая при этом нормы и правила общения.
Коммуникативные качества необходимы, прежде всего, для нравственного развития ребенка. Сейчас почти все программы для среднего образования содержат раздел, посвященный воспитанию нравственных качеств личности. Поскольку в школе дети находятся вместе большую часть дня, им вольно или невольно приходится взаимодействовать друг с другом. При этом могут возникать конфликты различного рода, которые, в свою очередь, не только препятствуют общению детей, но и нарушают воспитательно- образовательный процесс.
Так как именно первоклассникам более всего свойственен эгоцентризм, Пиаже утверждал, что благодаря разделению точки зрения других лиц - сначала сверстников, а потом взрослых - настоящая логика и нравственные ценности могут успешно заменить сформировавшийся или только формирующийся у ребенка эгоцентризм, т. е. восприятие своей точки зрения как единственной существующей.
Поэтому именно общение с детьми, близкими по возрасту, поможет каждому ребенку научиться принимать чужую точку зрения.
В рамках Главы 2 дипломной работы было проведено исследование уровня сформированное™ коммуникативных умений у обучающихся первого класса.
Целью экспериментального исследования являлось формирование коммуникативных навыков у первоклассников на занятиях внеурочной деятельностью средствами театра.
Исследование было проведено на базе МАОУ СШ № 143 г. Красноярска. В исследовании приняли участие первоклассники в возрасте 7-8-ми лет, учащиеся 1-го класса, в количестве 24 учащихся из них 14 мальчиков, 10 девочек. Из них 12 человек проходят занятия по внеурочной деятельности по программе «Театр собирает друзей» и 12 первоклассников не посещают этих занятий.
Таким образом, исходя из первичной диагностики, следует отметить, что в экспериментальной группе были получены достаточно низкие показатели коммуникативных умений первоклассников, у большей части детей выявлен средний и низкий уровни, это говорит о необходимости апробации программы «Театр собирает друзей».
После апробации программы «Театр собирает друзей» была проведена повторная диагностика уровня сформированное™ коммуникативных умений у учащихся первого класса. В результате повторной диагностики, в экспериментальной группе учащимися преодолен низкий уровень коммуникативных умений, на конец года низкого уровня не было выявлено.
Так, результаты диагностики подтверждают о необходимости системной и целенаправленной работе по развитию коммуникативных навыков, о необходимости использования не только классных часов, но главным образом внеурочной деятельности.
Первоклассники экспериментальной группы, преодолев эгоцентризм, научились лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. А это и есть показатель нормативно- возрастной нормы развития коммуникативного навыка.
Дети научились эффективно сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умеют планировать совместную деятельность; развили умение управлять своими эмоциями, поведением; контролировать и оценивать свои действия; оказывать поддержку, сопереживать.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования, подтвердилась.



1. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений // Управление начальной школой. 2010.-№9 -С.31-35;
2. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа. - СПб., 2013. - 333 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 2012. - 329 с.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2014. -264 с.
5. Базарская, Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 2012. - 289 с.
6. Белинская Е.П., Социальная психология личности. Е.П Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 2012. - 382 с.
7. Березина, В. Социальная педагогика в школе В. Березина, Е. Ермоленко //Воспитание школьников. - 2014. - № 3. С. 178-186.
8. Блонский, П.П. Психология младшего школьника.- М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 574 с.
9. Бодалев, А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 2013. - 277 с.
10. Бодалев, А.А. Психология общения: избранные психологические труды. - М., 2012. - 421 с.
11. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. -М.: МПСИ, 2011. -226 с.
12. Бориснев, С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 с.
13. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2011. - 297 с.
14. Василькова, Ю.В., Социальная педагогика. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: Академия, 2011. - 269 с.
Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников. -М.: Владос-Пресс. 2014. - 329 с.
16. Волков, Б.С. Возрастная психология // В 2-х ч. 4.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01- Психология). - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 343 с.
17. Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться?Психологическая поддержка и сопровождение: пособие для педагога- исследователя / Б. С. Волков. - СПб.: Питер, 2011. -304 с.
18. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. психологические исследования. - М., 2011. - 351с.
19. Гамезо, М.В., Возрастная и педагогическая психология: М.В. Г амезо, Л.М. Орлова учебник. - М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 2011. - 434 с.
20. Гришанова, И.А. Диссертация. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников, 2010. - 221 с.
21. Давыдов В.В., Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков -2012. № 3-4. - С. 19.
22. Данилова, Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2011. - 254 с.
23. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 12-17.
24. Запорожец, А.В. Психология. - М.: Учпедгиз, 2011. - 339 с.
25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 329 с.
26. Иванова, И.Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности. Журнал «Начальная школа» 2013. №2. С. 121-128.
27. Иванова, Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. - М.: АРКТИ, 2011. - 128 с.
28. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2012. - 288с.
29. Каган, М.С. Диалоги. - СПб.: Издательский дом Санкт- Петербургского государственного университета, 2012. - 285 с.
30. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 258 с.
31. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 2010. - 119 с.
32. Карабанова, O.A. Возрастная психология. - М.: Айрис-пресс,2012. - 298 с.
33. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер,коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 271 с.
34. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. - М.: Гардарики, 2014. -528с.
35. Коломинский, Я.Л. Психология общения. - М.: Знание, 2014. - 363 с.
36. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет. - М.: Изд-во Эксмо, 2012. - 342 с.
37. Кононова, Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук - Киров, 2012. - 45 с.
38. Кулагина, И. Ю., Возрастная психология. И. Ю. Кулагина., В. Н. Колюцкий, - М.: Творческий центр «Сфера». - 2011. - 462 с.
39. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 375 с.
40. Мурзина, Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы // Начальная школа плюс До и После, 2013. - №4. С. 84-97.
41. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник. - М.:Тривола, 2011. - 284 с.
42. Пикулина, Т.В. Внеурочная деятельность младших школьников // Молодой ученый, 2015. - №2.1. - С. 24-25.
43. Подласый, И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2013. -574 с.
44. Развитие личности учащегося в процессе общения / Под ред. М.И. Боришевского. - Киев: Высш.шк., 2011. - 286 с.
45. Семаго Н.Я., Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. НЯ. Семаго, М.М. Семаго - СПб.: Речь, 2011. - 308 с.
46. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2011. - 279 с.
47. Столяренко, Л.Д. «Основы психологии»: - Изд. 19-е. - Ростов н/д, «Феникс», 2008. - 703 с.
48. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 2011. - 405 с.
Интернет-ресурсы:
49. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Библиофонд Электронная библиотека: - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru
50. Развитие коммуникативных умений младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://dogend.ru
51. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования nsportal.ru: - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/metodicheskoe-posobie-formirovanie
52. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Пятифан: - Режим доступа: http://5fan.ru
53. Формирование коммуникативных умений школьников: зачем,что, как? (статья для учителей) [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования narod.ru: - Режим доступа:
http: //www.psychoanalyst.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ