Формирование коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования формирования коммуникативных
умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности 5
1.1. Особенности формирования коммуникативных умений младших
школьников во внеурочной деятельности 5
1.2. Особенности психо-физиологического развития детей 7-8-ми лет...20
2. Разработка и апробация комплекса мероприятий по формированию
коммуникативных умений во внеурочной деятельности 32
2.1. Описание комплекса мероприятий по формированию
коммуникативных умений обучающихся первого класса во внеурочной деятельности 32
2.2. Апробация разработанного комплекса мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 76
1. Теоретические аспекты исследования формирования коммуникативных
умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности 5
1.1. Особенности формирования коммуникативных умений младших
школьников во внеурочной деятельности 5
1.2. Особенности психо-физиологического развития детей 7-8-ми лет...20
2. Разработка и апробация комплекса мероприятий по формированию
коммуникативных умений во внеурочной деятельности 32
2.1. Описание комплекса мероприятий по формированию
коммуникативных умений обучающихся первого класса во внеурочной деятельности 32
2.2. Апробация разработанного комплекса мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 76
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников связана не только с влиянием данных умений на результативность обучения детей данного возраста, но и на развитие личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед педагогами задачу формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
На сегодняшний день идет возрастание требований к продуктивному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора. Низкий уровень коммуникативных умений детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей наиболее эффективного формирования коммуникативных умений у первоклассников.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в психологической и педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Цель данной работы: разработать комплекс мероприятий направленных на формирование коммуникативных умений обучающихся первого класса во внеурочной деятельности.
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности формирования коммуникативных умений у первоклассников во внеурочной деятельности
2. Выделить особенности психо-физиологического развития первоклассников.
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков первоклассников будет результативным, если:
- Учитываются их возрастные особенности;
- Реализуется комплекс мероприятий во внеурочной деятельности, направленный на формирование коммуникативных навыков.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед педагогами задачу формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
На сегодняшний день идет возрастание требований к продуктивному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора. Низкий уровень коммуникативных умений детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей наиболее эффективного формирования коммуникативных умений у первоклассников.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в психологической и педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Цель данной работы: разработать комплекс мероприятий направленных на формирование коммуникативных умений обучающихся первого класса во внеурочной деятельности.
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности формирования коммуникативных умений у первоклассников во внеурочной деятельности
2. Выделить особенности психо-физиологического развития первоклассников.
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков первоклассников будет результативным, если:
- Учитываются их возрастные особенности;
- Реализуется комплекс мероприятий во внеурочной деятельности, направленный на формирование коммуникативных навыков.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:
Человек - существо общественное, он не может обходиться без общения с себе подобными. Уже с первых дней жизни ребенок подсознательно реагирует на прикосновение к нему, на улыбки, взгляды, звуки, обращенные к нему. Когда ребенок растет, развивается, ему мало общения только с семьей, он начинает тянуться к свои сверстникам, играет вместе с ними, у них появляются совместные интересы. Если же ребенок почти не общается со своими сверстниками, не может организовать общение, он может почувствовать себя отвергнутым, что приведет к замкнутости. Это должно стать тревожным сигналом для родителей.
Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает, прежде всего, обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д.
По мнению психологов, коммуникативные способности включают в себя, в первую очередь, желание ребенка вступить в контакт со своим сверстником, умение организовать общение с ним, соблюдая при этом нормы и правила общения.
Коммуникативные качества необходимы, прежде всего, для нравственного развития ребенка. Сейчас почти все программы для среднего образования содержат раздел, посвященный воспитанию нравственных качеств личности. Поскольку в школе дети находятся вместе большую часть дня, им вольно или невольно приходится взаимодействовать друг с другом. При этом могут возникать конфликты различного рода, которые, в свою очередь, не только препятствуют общению детей, но и нарушают воспитательно- образовательный процесс.
Так как именно первоклассникам более всего свойственен эгоцентризм, Пиаже утверждал, что благодаря разделению точки зрения других лиц - сначала сверстников, а потом взрослых - настоящая логика и нравственные ценности могут успешно заменить сформировавшийся или только формирующийся у ребенка эгоцентризм, т. е. восприятие своей точки зрения как единственной существующей.
Поэтому именно общение с детьми, близкими по возрасту, поможет каждому ребенку научиться принимать чужую точку зрения.
В рамках Главы 2 дипломной работы было проведено исследование уровня сформированное™ коммуникативных умений у обучающихся первого класса.
Целью экспериментального исследования являлось формирование коммуникативных навыков у первоклассников на занятиях внеурочной деятельностью средствами театра.
Исследование было проведено на базе МАОУ СШ № 143 г. Красноярска. В исследовании приняли участие первоклассники в возрасте 7-8-ми лет, учащиеся 1-го класса, в количестве 24 учащихся из них 14 мальчиков, 10 девочек. Из них 12 человек проходят занятия по внеурочной деятельности по программе «Театр собирает друзей» и 12 первоклассников не посещают этих занятий.
Таким образом, исходя из первичной диагностики, следует отметить, что в экспериментальной группе были получены достаточно низкие показатели коммуникативных умений первоклассников, у большей части детей выявлен средний и низкий уровни, это говорит о необходимости апробации программы «Театр собирает друзей».
После апробации программы «Театр собирает друзей» была проведена повторная диагностика уровня сформированное™ коммуникативных умений у учащихся первого класса. В результате повторной диагностики, в экспериментальной группе учащимися преодолен низкий уровень коммуникативных умений, на конец года низкого уровня не было выявлено.
Так, результаты диагностики подтверждают о необходимости системной и целенаправленной работе по развитию коммуникативных навыков, о необходимости использования не только классных часов, но главным образом внеурочной деятельности.
Первоклассники экспериментальной группы, преодолев эгоцентризм, научились лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. А это и есть показатель нормативно- возрастной нормы развития коммуникативного навыка.
Дети научились эффективно сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умеют планировать совместную деятельность; развили умение управлять своими эмоциями, поведением; контролировать и оценивать свои действия; оказывать поддержку, сопереживать.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования, подтвердилась.
Человек - существо общественное, он не может обходиться без общения с себе подобными. Уже с первых дней жизни ребенок подсознательно реагирует на прикосновение к нему, на улыбки, взгляды, звуки, обращенные к нему. Когда ребенок растет, развивается, ему мало общения только с семьей, он начинает тянуться к свои сверстникам, играет вместе с ними, у них появляются совместные интересы. Если же ребенок почти не общается со своими сверстниками, не может организовать общение, он может почувствовать себя отвергнутым, что приведет к замкнутости. Это должно стать тревожным сигналом для родителей.
Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает, прежде всего, обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д.
По мнению психологов, коммуникативные способности включают в себя, в первую очередь, желание ребенка вступить в контакт со своим сверстником, умение организовать общение с ним, соблюдая при этом нормы и правила общения.
Коммуникативные качества необходимы, прежде всего, для нравственного развития ребенка. Сейчас почти все программы для среднего образования содержат раздел, посвященный воспитанию нравственных качеств личности. Поскольку в школе дети находятся вместе большую часть дня, им вольно или невольно приходится взаимодействовать друг с другом. При этом могут возникать конфликты различного рода, которые, в свою очередь, не только препятствуют общению детей, но и нарушают воспитательно- образовательный процесс.
Так как именно первоклассникам более всего свойственен эгоцентризм, Пиаже утверждал, что благодаря разделению точки зрения других лиц - сначала сверстников, а потом взрослых - настоящая логика и нравственные ценности могут успешно заменить сформировавшийся или только формирующийся у ребенка эгоцентризм, т. е. восприятие своей точки зрения как единственной существующей.
Поэтому именно общение с детьми, близкими по возрасту, поможет каждому ребенку научиться принимать чужую точку зрения.
В рамках Главы 2 дипломной работы было проведено исследование уровня сформированное™ коммуникативных умений у обучающихся первого класса.
Целью экспериментального исследования являлось формирование коммуникативных навыков у первоклассников на занятиях внеурочной деятельностью средствами театра.
Исследование было проведено на базе МАОУ СШ № 143 г. Красноярска. В исследовании приняли участие первоклассники в возрасте 7-8-ми лет, учащиеся 1-го класса, в количестве 24 учащихся из них 14 мальчиков, 10 девочек. Из них 12 человек проходят занятия по внеурочной деятельности по программе «Театр собирает друзей» и 12 первоклассников не посещают этих занятий.
Таким образом, исходя из первичной диагностики, следует отметить, что в экспериментальной группе были получены достаточно низкие показатели коммуникативных умений первоклассников, у большей части детей выявлен средний и низкий уровни, это говорит о необходимости апробации программы «Театр собирает друзей».
После апробации программы «Театр собирает друзей» была проведена повторная диагностика уровня сформированное™ коммуникативных умений у учащихся первого класса. В результате повторной диагностики, в экспериментальной группе учащимися преодолен низкий уровень коммуникативных умений, на конец года низкого уровня не было выявлено.
Так, результаты диагностики подтверждают о необходимости системной и целенаправленной работе по развитию коммуникативных навыков, о необходимости использования не только классных часов, но главным образом внеурочной деятельности.
Первоклассники экспериментальной группы, преодолев эгоцентризм, научились лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. А это и есть показатель нормативно- возрастной нормы развития коммуникативного навыка.
Дети научились эффективно сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умеют планировать совместную деятельность; развили умение управлять своими эмоциями, поведением; контролировать и оценивать свои действия; оказывать поддержку, сопереживать.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования, подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ПЕТРУШКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности (на примере МБОУ Прогимназия № 131)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТОВ» ВО ВНЕУРЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



