Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЕМ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №182821

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические предпосылки формирования практик управления благополучием
сотрудников 5
1.1 Теоретические подходы к определению концепции благополучия сотрудников 5
1.2. Факторы развития концепции управления благополучием сотрудников в России и
мире 14
1.3 Взаимосвязь благополучия сотрудников и производительности труда 20
2 Методы и инструменты управления благополучием сотрудников организации 27
2.1 Существующие практики управления благополучием сотрудников в российских и
зарубежных организациях 27
2.2. Методы и инструменты управления благополучием сотрудников организации ...33
2.3 Экономические и социальные эффекты управления благополучием сотрудников
организации 40
3 Разработка рекомендаций по внедрению элементов концепции управления
благополучием сотрудников на примере АО «Томское отопление» 46
3.1. Краткая организационно-управленческая характеристика деятельности АО
«Томское отопление» 46
3.2. Анализ элементов системы управления благополучием сотрудников АО «Томское отопление» 49
3.3. Рекомендации по внедрению элементов концепции управления благополучием
сотрудников для АО «Томское отопление» 59
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 69
Приложение А Социологическое исследование "Удовлетворенность сотрудников системой управления благополучием" 75


Социально-корпоративная политика в компаниях меняется вместе с быстро изменяющимся миром, что влечет за собой изменение приоритетов. Для специалистов в области управления человеческими ресурсами становится более важной концепция благополучия (Well-being), которая включает в себя удовлетворенность жизнью, процветание и качество жизни.
Термин благополучия сотрудника или же well-being приобрел свою популярность книге Джеймса Хартера и Тома Рата «Все отлично. Пять элементов благополучия», вышедшей в 2010 году, она была основана на масштабном многолетнем исследовании института Gallup, охватившего более 150 стран. Данное исследование позволило получить представление о таком понятии как «благополучие» большого количества населения [59].
Современные компании выстраивают свою деятельность вокруг стратегического приоритета - обеспечения благополучия сотрудников. Данная тема находится в центре внимания международных академических исследований в области организационного поведения и управления человеческими ресурсами. Такое внимание объясняется принятием во внимание многих дисциплин, таких как экономика, организационная психология, антропология и социология. Междисциплинарность провоцирует различные подходы к определению и трактовке благополучия в рамках конкретных исследовательских групп.
Добавившаяся пандемия и потрясения последних лет в значительной степени осложнили ситуацию в мировом сообществе. Отдельные группы людей ощущают накопление страхов и беспокойств по разным причинам - будь то будущее, здоровье или состояние климата. Такие обстоятельства заставляют целый ряд влиятельных структур, будь то политические, экономические или бизнес-корпорации, все более обращать внимание на вопросы здоровья, ментального благополучия и физической формы человека.
В наше время все более очевидным становится тот факт, что стремление к экономическому развитию - это немаловажно, но в первую очередь многие страны выбирают задачу обеспечения общего благополучия своего народа. Это включает не только здоровье людей, но и их счастье, а не только материальное благополучие.
Внедряя программы well-being в систему управления компанией компании, бесспорно получают весомое конкурентное преимущество работодателя, что привлекает большое количество соискателей и позволяет избегать текучки кадров.
Все приведенные выше факты обуславливают актуальность выбранной темы, ее теоретическую значимость в современном мире. Практическая значимость заключается в том, что на основе проведенного анкетирования были разработаны рекомендации по совершенствованию элементов концепции управления благополучием сотрудников.
Охват литературы, статей и публикаций, использованных при написании данной работы, является достаточно обширным и широким. Безусловный вклад в термин благополучия сотрудника внесли следующие ученые: К.Рифф, он предложил шестифакторную модель психологического благополучия, М. Селигман, который разработал знаменитую модель. Также свой вклад внес и институт Gallup, описывающий модель благополучия, состоящую из 5 элементов: физическое благополучие, карьерное благополучие, психологическое благополучие, социальное благополучие, финансовое благополучие.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по внедрению элементов концепции управления благополучием сотрудников на примере АО «Томское отопление».
Задачами, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью, являются:
- Систематизировать основные подходы к формулировке концепции управления благополучием;
- Проанализировать лучшие практики применения концепции управления благополучием сотрудников в России и в мире;
- Оценить взаимосвязь благополучия сотрудников и производительности труда;
- Выявить социальные и экономические эффекты внедрения элементов концепции управления благополучием сотрудников;
- Разработать рекомендации по внедрению элементов концепции управления благополучием сотрудников на примере АО «Томское отопление».
Объект исследования - управление благополучием сотрудников организации.
Предмет исследования - взаимосвязь благополучия сотрудников с производительностью труда.
Методы, используемые при написании работы: анализ и синтез, классификация, функциональный бенчмаркинг, социологическое исследование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время, забота о благополучии сотрудников стала важным трендом. Она является неотъемлемой частью здоровой рабочей среды и успешной организации. Компании, которые активно работают над благополучием своих сотрудников, стремятся снизить рабочее напряжение и поддерживать позитивную обстановку.
При анализе рынка программ благополучия можно заметить, что подобные программы широко распространены как в России, так и за рубежом, и имеют много общих черт, но также существуют и отличия между ними. Зарубежные программы благополучия появились значительно раньше отечественных, что подтверждается их упоминанием в бизнес-литературе. С другой стороны, в России концепция благополучия (well-being) получила активное развитие относительно недавно, особенно под влиянием пандемии Covid-19. Рынок продуктов, связанных с благополучием, находится на стадии формирования в настоящее время.
Результаты исследований показывают, что well-being программы способствуют повышению уровня вовлеченности сотрудников, улучшению организационного имиджа, общего благополучия и росту производительности труда. Они также связаны с лучшими бизнес-результатами, включая более высокую рентабельность, низкие затраты на здравоохранение и сокращение числа "стрессовых сотрудников". Это подтверждает связь между благополучием сотрудников и успехом организации.
В теоретической главе были изучены следующие темы: подходы к определению концепции благополучия, факторы ее развития в России и мире, взаимосвязь благополучия и производительности, обзор существующих практик управления благополучием, методы и инструменты, а также эффекты от внедрения программ благополучия. Анализ представленной теоретической главы позволяет сделать важный вывод о тесной связи между уровнем благополучия персонала и наличием комплексной программы, направленной на поддержание и улучшение психологического и физиологического состояния сотрудников на рабочем месте. Однако в контексте российской ситуации данный подход не является достаточно актуальным, что имеет негативное влияние на общее благополучие персонала и может приводить к презентеизму в организациях. Для повышения эффективности и уровня благополучия необходимо уделить внимание разработке и внедрению соответствующих программ и мероприятий, адаптированных к российской среде и особенностям организаций. А также, на основе теоретической главы можно сделать вывод, что производительность труда зависит от уровня благополучия сотрудников в компании. Производительность труда является одним из базовых показателей, которые характеризуют качество работы сотрудников. Чем выше производительность труда, тем больше товаров или услуг можно создать за единицу времени. Повышение производительности труда ведет к повышению прибыли и сокращению издержек. Таким образом, факторы роста производительности совпадают с мерами по повышению благополучия персонала.
В практической главе была проведена оценка уровня благополучия персонала, проведен анализ действующей системы по поддержанию уровня благополучия персонала на исследуемом предприятии. В процессе проведения анкетирования для оценки уровня удовлетворенности сотрудников рабочим процессом были выявлены значительные недостатки в действующей системе поддержания сотрудников. Анализ результатов позволил предложить ряд рекомендаций, которые позволят повысить удовлетворенность сотрудников в каждой из 5 сфер благополучия по модели института Gallup. Ожидается, что внедрение рекомендаций положительно скажется на результатах компании, обусловленных взаимосвязью благополучия сотрудников и производительности труда.
Важным выводом из проведенного социологического исследования является то, что АО "Томское отопление" уже имеют выстроенную систему управления благополучием сотрудников, наибольшая удовлетворенность наблюдается в сферах карьерного и социального благополучия. В данных сферы сотрудники удовлетворены возможностью выдвигать и реализовывать свои идеи, а также климатов внутри коллектива и отношениями с коллегами. В улучшении нуждаются такие элементы системы благополучия, как психологическое, финансовое и физическое благополучие. В данных сферах сотрудники оказались не удовлетворены питанием на работе, отсутствием баланса между работой и личной жизнью, наличием проблемы «выгорания» на рабочем месте, присутствием финансовых трудностей.
Таким образом, предложенные рекомендации направлены на повышения удовлетворенности системой управления благополучием сотрудников АО «Томское отопление», внедрение которых позволит увеличить производительность труда. Данные рекомендации универсальны для предприятий с похожей спецификой деятельности, которая требует высокой производительность труда, при условии наличия уже действующей системы управления благополучием сотрудников для ее совершенствования. Они также могут быть применены на предприятии, которое заинтересовано в росте производительности труда.



1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изм. и доп. от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 41. Ст. 6190.
2. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125- ФЗ // «Консультант плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 11.04.2023).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197- ФЗ (ред. от 01.03.2022) // «Консультант плюс»: справочная правовая система: URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 17.03.2023).
5. Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы:
постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 (ред. от 10.12.2016) //
«Консультант плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 01.04.2023).
4. Об особенностях направления работников в служебные командировки:
постановление Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 749 (ред. от 29.07.2015) //
«Консультант плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 23.03.2023).
6. Ананьева Т., Маковеева Я. Программа поддержки сотрудников от Unilever //
Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2017 г. - URL: https://hr-
tv.ru/video/corporateenvironment/programma-podderzhki-sotrudnikov-otunilever.html (дата обращения: 03.11.2023)
7. АО «Томская Генерация» // РБК: интернет-издание, 2022. - URL:
https://companies.rbc.ru/id/1155543012240-ao-tomskaya-generatsiya/ (дата обращения:
02.04.2023).
8. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Piter, 2003. с. 271
9. Архипова Н.И. Современные тенденции управления персоналом // Актуальные проблемы управления: история и современность: Всероссийская научная конференция: V Сперанские чтения. М.: РГГУ, 2018. С. 197-204.
10. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов // ЭБС Юрайт. 2022. - 381 с.
11. Березовская Р. А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы
психологических исследований // Психологические исследования, 2016. Т. 9, № 45. С. 2. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1232-berezovskaya45.html (дата
обращения: 04.04.2023).
12. Бобова, А. С. Система KPI как инструмент оценки деятельности работника // Журнал правовых и экономических исследований. - 2016. - № 2. - С. 72-76.
13. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31-34
14. Вовлеченность персонала — оценка, как наивысший уровень мотивации // Исследование Центр ПРО, 2019. - URL: https://centrproh.ru/obraztsy/vovlechennost-personala- otsenka-kak-naivysshij-uroven-motivatsii- issledovanie.html (дата обращения: 26.03.2023).
15. Вегеш М. Веллбин. Управление организационным благополучием и стрессом М.: Мария Вегеш, 2018. - с. 284
16. Волкова М., Зенцева А. Deloitte Cares: культура well-being, в основе которой лежит гибкость, возможность выбора и поддержка сотрудников // Результаты конференции “Делоит”, СНГ, c Lifeaddwiser (Швейцария), 2018 г. - URL: https://docs.google.Com/document/d/1vr_sdT9IxRRcrvQ4wOmWIfDTuk0KDUMnjaHgxflf0A/e dit (дата обращения: 04.04.2023)
17. Где самые счастливые сотрудники, а где — не очень? // Группа Компаний HeadHunter, 2019. - URL: https://tomsk.hh.ru/article/25725(дата обращения: 02.02.2023).
18. Годовой отчет ПАО Сбербанка за 2019 год [Электронный ресурс] //
Официальный сайт ПАО Сбербанк, 2019. - URL:
https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/sberbank-ar19-rus.pdf(дата обращения: 30.03.2023).
19. Емельянчик А.А. Особенности применения технологии well-being как инструмент удержания кадров // Экономика труда. — 2020. — №1. — С. 31 - 38.
20. Задорожная, И.И.; Мачнева, Н.Д. Well-being-программы как современная стратегия работы с персоналом // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 3 (49). С. 25-31.
21. Измерение показателей и постановка целевых ориентиров в области
благополучия: инициатива Европейского регионального бюро ВОЗ // Отчет Европейского регионального бюро ВОЗ, 2015. - URL: https://www.euro.who.int/
data/assets/pdf_file/0003/195510/e96764r.pdf (дата обращения: 17.03.2023).
22. ИНТЕР РАО. Томск РТС // Официальный сайт компании, 2022. — URL: https://tomskrts.ru/rts/company/(gaTaобращения: 07.04.2023).
23. Казначева С.Н. Роль программ well-being в повышении эффективности работы с кадрами / С.Н. Казначева, Д.А. Казначев, И.Б. Бичева // Инновационная экономика. — 2021. — № 5. — С. 64 - 69.
24. Как построить систему well-being для сотрудников // Top-career: интернет- издание, 2022. - URL: https://top-career.ru/blog/how_to_build_well_being(дата обращения: 07.04.2023).
25. Карпенкова, Е. С., Крысюк, О. Б. (2013). Создание среды здоровья на предприятиях с помощью образовательных well-being программ. Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 8(2), С. 760-762.
26. Кислицына, О. А. Измерение качества жизни / благополучия: международный опыт. — М.: Институт экономики РАН, 2016 - №1. - С. 25 - 28.
27. Кобец Е. А. Планирование на предприятии: учеб. пособие. Таганрог: Издво ТРТУ, 2006 г.- 341 с.
28. Крякина В.Ю. Забота о здоровье и благополучии сотрудников в корпоративной культуре // Управление развитием персонала. — 2015. — №3. — С. 238 - 244.
29. Курылева Л.В. Инвестиции в обучение персонала как тренд устойчивости компаний // Менеджмент сегодня. — 2021. — №2. — С. 134 - 139.
30. Лисовская А.Ю. Отсутствие присутствия: о необходимости исследований феномена презентеизма // Организационная психология. — 2016. № 4. — С. 53 - 64.
31. Лисовская А.Ю. Основные подходы к пониманию благополучия сотрудника: от теории к практике / А.Ю.Лисовская, С.В.Кошелева, Д.Н.Соколов, А.Ф.Денисов // Организационная психология. — 2021. — №1 — С. 93 - 112.
32. Международные тенденции в сфере управления персоналом. Deloitte, 2020. -
URL: https://www2.deloitte.com/kz/ru/pages/human-capital/articles/human-capital-
trends_msm_moved.html (дата обращения: 02.02.2023).
33. Методика МТ-046-2 «Система льгот и компенсаций работников АО «Томская
генерация» // Официальный сайт ИНТЕР РАО, 2019. - URL:
http://energo.tom.ru/procurement/open-inform/document-obshestvo/ (дата обращения:
01.04.2023).
34. Миляева Л.Г. К вопросу об оценке кадрового благополучия предприятий // Мотивация и оплата труда. — 2019. — № 3. — С. 196 - 201.
35. Назайкинский С.В. Управление благополучием сотрудников: отечественный опыт // Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. — 2020. — № 1/2. — С. 22 - 31.
36. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение,
структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ИГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, 2015. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskoe-i-subektivnoe blagopoluchie-opredelenie-
struktura-issledovaniya-obzor-sovremennyh istochnikov (дата обращения: 08.03.2023).
37. От ДМС к благополучию: как устроен рынок well-being услуг в России // РБК: интернет-издание, 2021. — URL: https://pro.rbc.ru/demo/5e705e409a7947dedf7ebcc0(дата обращения: 15.03.2023).
38. Подцероб М.Н. Как переработки губят здоровье работников российских компаний // Ведомости. — 2021. — № 8. — 46 - 52.
39. Попазова О.Я. Тенденции развития программ корпоративного благополучия в Российских и зарубежных корпорациях в период пандемии Covid-19 / О.Я. Попазова, Я.А.Горнак // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. — 2021.
— №3. — С. 65 - 69.
40. Развитие сотрудников // Официальный сайт компании ПАО Сбербанк, 2022.
— URL: https://www.sberbank.com/ru/sustainability/employees(дата обращения: 02.04.2023).
41. Рикель, А. М., Туниянц, А. А., Батырова, Н. (2017). Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2, 64-82.
42. Рыбаков И.А. Программы поддержки работников: эффективное внедрение в рамках well-being стратегии // Мотивация и оплата труда. — 2020. — № 4. — С. 264 - 273.
43. Соломандина Т.О. Влияние психоэмоционального состояния сотрудников на их здоровье и эффективность труда / Т.О. Соломандина, А.М.Максименко // Управление развитием персонала. — 2018. — № 12. — С. 26 - 35.
44. Социально ответственный бизнес в новой реальности: от
стратегии выживания к процветанию // Международное исследование тенденций в управлении персоналом компании Deloitte, 2021. - URL:
https://www2.deloitte.com/kz/ru/pages/human-capital/articles/2021/human-capital-trends.html(дата обращения: 10.03.2023).
45. Сотникова С.И. К вопросу о трудовом абсентизме: новый подход к оценке использования рабочего времени // Экономика труда. - 2018. — № 4. — С. 870 - 876.
46. Уровень тревожности и страхи Россиян // Исследование ВЦИОМ, 2020. - URL: http://club- rf.ru/images/files/5eb3bfd935d37.pdf (дата обращения: 18.03.2023).
47. Устав Акционерного общества «ТомскРТС» // Томск РТС: Официальный сайт, 2021. - URL: https://tomskrts.ru/rts/rascritie- informacii/obyazatelnoe-raskrytie/ (дата обращения: 20.04.2022).
48. Финансовое благополучие сотрудников: обзор международных исследований
и лучших практик // Национальный центр финансовой грамотности, 2020. - URL:
http://ncfg.ru(дата обращения: 28.02.2023).
49. Чернобровкина С.В. Профессиональные и личностные факторы психологического благополучия сотрудников в организации / С.В. Чернобровкина, Т.М. Мазура // Вестник Омского университета. — 2021. — № 1. - С. 30 - 39.
50. Чуланова О.Л. Компетенции персонала в цифровой экономике:
операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well being // Вестник евразийской науки, 2019. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-personala-v-tsifrovoy-ekonomike- operatsionalizatsiya-soft-skills-personala-organizatsii-s-uchetom-ortobioticheskih/viewer (дата
обращения: 03.03.2023).
51. Шамионов Р. М. (2002). Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Мир психологии, 2, С. 143-148.
52. Яремчук С. В. (2013). Субъективное благополучие как компонент ценностно - смысловой сферы личности. Психологический журнал, 5, С. 85-95
53. Berridge K.C., Kringelbach M.L. Building a neuroscience of pleasure and well-being. Psychology of Well Being: Theory, Research and Practice, 2011. P. 226
54. Employee well-being // Pepsico: Официальный сайт, 2022. - URL:
https://www.pepsico.com/esg-topics-a-z/employee-well-being(дата обращения: 03.03.2023).
55. Employee Wellbeing Is Key for Workplace Productivity] // Отчет Gallup.
2021. - URL: https://www.gallup.com/workplace/215924/well-being.aspx(дата обращения
22.03.2023).
56. Gallup’s Perspective on Employee Burnout: Causes and Cures // Отчет Gallup.
2020. - URL: https://www.vanede.nl/media/2669/gallup-iii-employee-burnout.pdf(дата
обращения 22.03.2023).
57. Gallup's Employee Engagement Survey: Ask the Right Questions With the Q12 Survey // Отчет Gallup. 2016. - URL: https://www.gallup.com/workplace/356063/gallup-q12- employee-engagement-survey.aspx(дата обращения: 02.03.2023).
58. Palmer S., Cooper C., Thomas K. Model of organisational stress for use within an occupational health education/promotion or wellbeing programme. Health and Safety Executive. 2003. pp. 31-40.140
59. Porter M.E., Heppelmann J.E., Why Every Organization Needs an Augmented Reality Strategy. - Harvard Business Review, November 2017, PP. 46-62
60. Rat.T. Everything is great! Five elements of well-being / T. Rath, D. Harter. - M.: Alpina Publisher, 2015. - P. 112
61. Ryff C. Model of Psychological Well-being. The Six Criteria of Well-being //
Living Meanings. 2015. - URL: https://livingmeanings.com/six-criteria-well-ryffs-
multidimensional-model/ (дата обращения 23.02.2022).
62. Seligman M. PERMA and the building blocks of well-being // The Journal of Positive Psychology. — Электрон. дан. — 2018. — №8. — С.8 - 12.
63. The Power of Three: Taking Engagement to New Heights // Отчет WTW, 2016. - URL: willis-towers-watson-the-power-of- three%20(1).pdf (дата обращения 29.04.2023).
64. The Relationship Between Engagement at Work and Organizational Outcomes
2016 Q12, Meta-Analysis: Ninth Edition // Отчет Gallup, 2016. - URL: https://www.gallup.com/workplace/356063/gallup-q12-employee- engagement-survey.aspx
(дата обращения 29.04.2023).
65. Warr P. The measurement of well-being and other aspects of mental health. Journal of Occupational Psychology, 1990, No. 63, - Р. 193-21


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ