ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОМИКС КАК ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА
СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ 7
1.1 Комикс как явление в изобразительном искусстве 7
1.1.1 Последовательное искусство в истории человечества 7
1.1.2 Краткая история современных комиксов 11
1.2 Особенности создания комикса 18
1.2.1 Компоненты комикса 18
1.2.2 Основные шаги в разработке комикса 20
1.3 Роль комикса в профессиональном самоопределении подростка и в его развитии....22
1.4 Анализ существующих комиксов на социальную тему, связанную с
самоопределением 25
1.5 Определение и анализ целевой аудитории, формулировка основных задач комикса
«Богатое воображение» 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ КОМИКСА
«БОГАТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» 36
2.1 Идея сюжета и общая концепция комикса 36
2.2 Разработка персонажей 40
2.3 Разработка и написание сценария 45
2.4 Выбор визуального стиля работы 50
2.5 Определение формата комикса и отрисовка раскадровки 52
2.6 Создание сетки, отрисовка иллюстраций 54
2.7 Верстка, оформление текстовых блоков и сбор макета готового печатного продукта 56
2.8 Дизайн обложки 57
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА В МАТЕРИАЛЕ 59
3.1 Обращение в издательство с целью публикации 59
3.2 Выбор способа печати 60
3.3 Обоснование выбора способа печати 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
Развитие современного мира и интернета, а также увеличение скорости жизни приводит человечество к информационной перегрузке, при которой людям становится сложнее воспринимать большие объемы текста. В следствие этого в последнее время стала сильнее распространяться визуализация различного рода информации. Увеличение количества «рисованных историй» обусловлено потребностью читать и легко осознавать визуальный ряд, который теперь является своеобразным передатчиком мыслей от создателя контента к потребителю.
Все больше современных авторов пытаются прибегнуть к комиксу, как к средству повествования. Комикс представляет собой относительно новый вид искусства, который умело сочетает в себе и визуальную, и литературную части творческой деятельности. В Российской Федерации он получил свое распространение около десяти лет назад и в основном ориентирован на подростковую аудиторию. Комикс, как и любое другое произведение искусства, является инструментом психологического воздействия на читателя, поэтому очень важен выбор идеи, посыла и мыслей, которые это произведение в себе несет.
Комикс может стать эффективным методом психологической помощи по ряду причин: такое произведение легко и интересно читать; с помощью яркой визуальной подачи, усиливающей происходящее на страницах комикса, его смысл многократно усиливается и лучше запоминается; герои комикса благодаря специфике жанра воспринимаются читателями как ролевые модели, которыми может стать каждый. Однако на современном рынке русских комиксов практически не существует работ на социальную тематику. Это связано не только с отставанием русской комикс-индустрии от западной и восточной в целом, но также и с отсутствием осознания актуальности данной проблемы среди подростков и их родителей.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью проблемы самоопределения среди подростков, а также большой ролью литературного произведения в формировании отношения человека к себе и его жизненным трудностям. Визуальная часть комикса должна подчеркнуть основную идею и способствовать ее усилению с помощью графической составляющей. В исследованиях подросткового возраста ученые отмечают, что одной из главных потребностей подростка является стремление занять определенное место в обществе, найти себя. Подросток пытается определить себя как индивидуальность, что является непростым процессом, вызывающим множество трудностей и нарушение поведения . Исходя из этого, комикс с помощью графического языка будет визуально воздействовать на подростка, предоставляя ему возможность осознать проблему (в том случае, если он о ней не задумывался) и поменять отношение к своей жизни и к своему будущему.
Теоретико-методологическая основа дипломного проекта состоит из исследований российских и зарубежных психологов в области развития подростков и их взаимосвязи с литературно-графическими произведениями. Немаловажной частью данного проекта является исследование современных примеров в оформлении визуальной литературы.
Целью дипломной работы является создание и верстка комикса о проблеме профессионального самоопределение в период старшего подросткового возраста.
В связи с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
• на основе анализа исторических данных определить особенности становления и развития графической книги (комикса)
• изучить современные тенденции в оформлении комиксов
• создать актуальный для целевой аудитории сценарий комикса
• разработать визуальное решение комикса с учетом выявленных требований и тенденций
• создать и реализовать макет готового печатного продукта
Методы исследования:
• Определение и исследование целевой аудитории
• Изучение и анализ тематической литературы
• Аналогия, обобщение, сравнительный анализ актуальных комиксов о подростках
Объектом исследования является комикс как объект искусства и его психологическое влияние на сознание читателя.
Предметом исследования является создание комикса «Богатое воображение» для подростков на социально значимую тему проблемы профессионального самоопределения.
Научная значимость данного дипломного проекта заключается в выявлении основных особенностей современного подросткового комикса, в основе которых лежат современные исследования в области подростковой психологии, а также искусства комикса.
Практическая значимость заключается в создании такого комикса, в котором социально значимая идея о профессиональном самоопределении подростка будет выражена при помощи гармонии литературного и визуального искусств.
Новизна данной темы заключается в том, что будет создан комикс, раскрывающий социальную проблему. Комикс призван помочь подросткам не потерять себя в сложный период жизни и дать осознание собственной ответственности за будущее.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, а также двух приложений.
В первой главе рассмотрен комикс в качестве отдельного вида графического искусства, его психология и роль в личностном развитии подростка, также определена целевая аудитория и произведен анализ современных комиксов со схожей тематикой.
Во второй главе проанализирован процесс создания комикса: разработка идеи и написание сценария комикса, выбор визуального стиля, создание персонажей, выбор формата издания, далее рассмотрен полный процесс создания иллюстративной части. В финальной части главы описаны верстка и сборка макета, создание обложки.
В третьей главе рассмотрен этап реализации продукта: обращение в издательство и подготовка комикса к печати.
В процессе работы над ВКР посвященной комиксу «Богатое воображение» в несколько этапов была проделана аналитическая и практическая работа, позволившая на выходе получить готовый печатный продукт. Первым этапом подготовки к созданию комикса выступило изучение теории комикса, а также психологии людей старшего подросткового возраста. Анализ подобных данному комиксу работ помог выработать собственный неповторимый стиль комикса, взаимодействующий с читателями на интуитивно-подсознательном уровне и оказывающий эстетическое и воспитательное воздействие на аудиторию путем визуала, форм и композиции.
На основе исследовательской работы был создан сюжет, а затем подробный сценарий комикса «Богатое воображение». Далее были разработаны персонажи, определен визуальный стиль проекта с опорой на аналоги, а также предпочтения целевой аудитории. По написанному сценарию была создана раскадровка, чистовые эскизы страниц, выявлена композиция фреймов и текстовых пузырей внутри них. Далее все страницы были отрисованы. Заключительным этапом практической части работы были сборка и подготовка макета к печати.
Для дальнейшей реализации проекта был проведен анализ издательской сферы в России с целью выявить наиболее подходящий вариант со схожей целевой аудиторией и высокими шансами к сотрудничеству. Также была проанализирована типографская деятельность с целью разработки плана по самостоятельному изданию комикса «Богатое воображение» в случае отказа со стороны российских издательств. Учтены плюсы и минусы различных видов печати, правила создания печатных макетов, а также сроки выполнения заказа типографиями.
В результате данной выпускной квалификационной работы был создан, подготовлен к выпуску комикс «Богатое воображение», в котором социально значимая проблема профессионального самоопределения была эффективно реализована при помощи гармонии литературной и визуальной составляющей проекта. В процессе работы были закреплены знания, усвоенные за все годы учебы, приобретены новые навыки, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности.
1. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет Учебно-научно-исследовательский институт валеологии, 2002, — 146 с.
2. Белинский Я.Д. Девятое искусство / Власть денег. - 2006. - № 67. - С. 40-43.
3. Бхат Сурая Башировна, Рябова Марина Эдуардовна Манга, или японский визуальный язык, как способ коммуникации // Вестн. Том. гос. ун¬та. Культурология и искусствоведение. 2019. №36. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manga-ili-yaponskiy-vizualnyy- yazyk-kak-sposob-kommunikatsii(дата обращения: 15.03.2022).
4. В. Л. Абушенко. — Концепция / Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2022. - Режим доступа:https://gtmarket.ru/concepts/6890(дата обращения: 04.03.2022)
5. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско- родительские отношения и самооценка подростка [Текст] // Балтийский гуманитарный журнал. 2018., Т.7., №3 (24) - 185 с.
6. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов. [Текст] - М., 2003. - 70 с.
7. Закревская О. В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков [Текст] / Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. - 655 с.
8. История комиксов в России: с домонгольской Руси до наших дней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rtvi.com/stories/russian-comics/(дата обращения: 25.03.2022).
9. История появления и развития комиксов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://disima.ru/(дата обращения: 25.03.2022)
10. Иттен И. Искусство формы [Текст] / Пер. с немецкого; 5-е издание.
— М.: Изд. Д. Аронов, 2013 - 37 с.
11. Как создавать раскадровки [Электронный ресурс] / Adobe. -
Режим доступа:
https://www.adobe.com/ru/creativecloud/video/discover/storyboarding.html(дата обращения 20.05.2022)
12. Комикс как искусство и искусство комикса [Электронный ресурс] / Школа Дизайна НИУ ВШЭ — Режим доступа: https://design.hse.ru/news/1761(дата обращения: 25.03.2022)
13. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) . Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст]
— М.: Просвещение, 1979, — 175 с.
14. Кузнецова Л.Н. Личностное самоопределение подростков открытой сменной общеобразовательной школы [Текст] / Л.Н. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2 (27), — С. 233-235.
15. Куликова Н. Э. Комикс как вид визуального искусства / Н. Э. Куликова // Огарёв-Online. - 2019. - № 13(134). - 2 с.
16. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. [Текст] / Дж. Кэмпбелл. - Питер, 2021 - 15 с.
17. Ли С. Как рисовать комиксы: эксклюзивное руководство по рисованию [Текст] / С. Ли, А. Седова. — М.: Издательство «Э», 2018 - 197 с.
18. МакКлауд С. Понимание комикса: невидимое искусство [Текст] / С. МакКлауд. — М.: Белое яблоко, 2016, — С. 12-14.
19. МакКлауд С. Создание комикса: как рассказать историю в комиксах [Текст] / С. МакКлауд. — М.: Белое яблоко, 201, — 155 с.
20. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека [Текст] / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. / М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003, — 464 с.
21. Мур А. Хранители: графич. роман. [Текст] / пер. с англ. М. Юнгер, И. Смирновой; худож. каллиграф Д. Гиббонс / СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2017, — 525 с.
22. Никитин Н.Н. К истории изучения русского лубка [Текст] / СИ. 1986. №20. С. 399- 415.
23. Сегер Л. Как хороший сценарий сделать великим [Текст] / Л. Сегер.
— М.: Манн, Иванон и Фербер, 2018 - с. 13-14.
24. Снайдер Б. Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства [Текст] / Б. Снайдер. — М.: Манн, Иванон и Фербер, 2018 с. 14-20.
25. Сорокина А.А. «Русский» комикс в современных реалиях [Текст] / Медиасреда. 2019. № 1, — С. 86-89.
26. Сыманюк, Э. Э. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста / Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, О. В. Закревская // Перспективы науки и образования. - 2019.
- № 6(42). [Электронный ресурс]. - pnojournal.wordpress.com/archive19/19-06/(дата обращения: 01.03.2022).
27. Труби Дж. Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария [Текст] / Дж. Труби. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018 - с. 63.
28. Уэйланд К. Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю [Текст] / К. Уэйланд. — М.: Альпина Диджитал, 2020 - 12 с.
29. Уэйланд К. Создание арки персонажа: Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя [Текст] / К. Уэйланд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020 - 15 с.
30. Фетисова Т. А. Комикс - порождение американской массовой
культуры [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/komiks-porozhdenie-amerikanskoy-massovoy kultury-analiticheskiy-obzor/viewer (дата обращения: 25.03.2022)
31. Целевая аудитория. Как узнать своих клиентов [Электронный ресурс] / Сбербанк — Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/celevaya-auditoriya- chtoeto-takoe-ili-kak-uznat-svoego-klienta/(дата обращение: 04.03. 2022)
32. Что такое Young Adult и с чем его едят [Электронный ресурс] /
Издательская Группа АСТ, 2015-2022. - Режим доступа:
https://ast.ru/news/nnn-m08-y18-chto-takoe-young-adult-i-s-chem-ego-edyat/(дата обращения: 04.03.2022)
33. Шкловский В. Б. О теории прозы. [Текст] - М.: Круг, 1925. - С. 7¬20
34. Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности не жестки
[Электронный ресурс]. -
http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0509/barom01.php (дата обращения: 01.03.2022).
35. Bao Li Ng A modern bildungsroman that you don’t need to fight seven
ex-lovers to reach [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://thevarsity.ca/2020/03/08/bryan-lee-omalleys-lost-at-sea/#:~:text=Lost%20at%20Sea%20is%20O,trip%20up%20the%20California%20coast(дата обращения: 01.03.2022)
36. BUBBLE VISIONS: импринт для изданий авторских комиксов [Электронный ресурс] / Bubble — Режим доступа: https://bubble.ru/bubble- visions/(дата обращения 21.05.2022)
37. Jones, G. Men of Tomorrow: Geeks, Gangsters and the Birth of the Comic [Текст]. NY, USA: Basic Books, 2005 - 125 с.
38. Keirsey D. Please Understand Me II: Temperament, Character, Intelligence. [Текст] / Paperback, 2006 - С. 18-35
39. Mateu-Mestre M. Framed Ink [Текст] Mateu-Mestre M. — М.: Design Studio Press, 2010, — 124 с.
40. Regular Grid [Электронный ресурс] / Comic Book Glossary. - Режим доступа: https://comicbookglossary.com/?page_id=727(дата обращения 20.05.2022)