АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА.1ЛЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ 10
1.1 Понятие и классификация мобильных приложений 10
1.2 Роль мультимедийных технологий и UX/UI-дизайна в современном
обществе 13
1.3 Анализ рынка кулинарных приложений 16
1.3.1 Обзор существующих приложений 19
1.4 Маркетинговая стратегия 21
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ, СЦЕНАРИЙ И ГРАФИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ ИНТЕРФЕЙСА МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ И
САЙТА «NOURISH» 33
2.1 Определение целевой аудитории 33
2.2 Составление технического задания 37
2.3 Проектирование приложения 40
2.3.1 Формулировка ключевой идеи и концепции 40
2.3.2 Разработка пользовательского сценария 41
2.4 Выбор названия мобильного приложения 43
2.5 Разработка графических констант приложения 44
2.5.1 Цветовая палитра и визуальная идентификация 44
2.5.2 Т ипографика 47
2.5.3 Разработка функциональных иконок интерфейса 48
2.5.4 Создание логотипа и иконки мобильного приложения 49
2.5.5 Разработка графического образа «Nourish» 52
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ МОБИЛЬНОГО
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
3.1 Обзор мобильных операционных систем 56
3.2 Инструменты для разработки приложений 59
3.3 Проектирование интерфейса пользователя 62
3.4 Архитектура разрабатываемого приложения
3.5 Модель хранилища данных приложения Nourish 65
3.6 Тестирование мобильного кулинарного приложения Nourish 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность
В современном мире наблюдается устойчивый рост спроса на цифровые решения для здорового питания. Согласно исследованию РБК за 2023 год, 42% россиян активно следят за своим рационом, а рынок wellness-приложений вырос на 35% за последние два года . Однако, как показывает анализ Роскачества, 68% пользователей отказываются от подобных сервисов из-за неудобного интерфейса и слишком жестких ограничений.
Особую значимость приобретает персонализированный подход к питанию. Данные ВЦИОМ свидетельствуют, что каждый третий россиянин готов использовать цифровые помощники для формирования пищевых привычек при условии их индивидуальной настройки. При этом большинство существующих решений предлагают лишь базовый функционал подсчета калорий без учета психологических особенностей и образа жизни пользователя.
Разработка приложения Nourish отвечает этим вызовам, предлагая комплексный подход к управлению питанием. Сервис сочетает удобный интерфейс с научно обоснованные рекомендации без строгих запретов. Актуальность проекта подчеркивается и новыми трендами: трехкратным ростом запросов об интуитивном питании в Яндексе и повышенным спросом на отечественные wellness-решения после ухода международных платформ.
Проблема
Несмотря на большой выбор существующих кулинарных приложений, многие из них имеют устаревший интерфейс, недостаточный функционал или не предоставляют пользователям интегрированные возможности, такие как планирование покупок или обмен рецептами. Это создает потребность в разработке нового приложения, которое будет сочетать в себе удобство, уникальность и современный дизайн, а также учитывать пожелания и потребности пользователей.
Степень разработанности проблемы
Анализ современных исследований выявляет значительный перекос в сторону изучения технических аспектов разработки приложений для здорового питания. Основное внимание уделяется вопросам юзабилити (Иванов А.А., Петрова В.М., 2022) и алгоритмам анализа рациона (Сидоров К.Л. и др., 2021), тогда как проблемы персонализации остаются практически не изученными.
Проект Nourish направлен на преодоление этого разрыва, предлагая комплексный персонализированный подход, сочетающий современные UX решения с учетом психологических факторов и образа жизни пользователя. Это определяет научную новизну исследования.
Объект исследования
Объектом исследования является процесс проектирования и разработки кулинарного мобильного приложения, интегрирующего различные функциональные возможности для пользователей.
Предмет исследования
Предметом исследования являются функциональные возможности, пользовательский интерфейс и дизайн кулинарного приложения, а также методики разработки программного обеспечения для достижения высоких стандартов удобства и эффективности.
Цель исследования
Целью исследования является создание кулинарного мобильного приложения, обладающего современным дизайном и широким функционалом, который отвечает потребностям пользователей и способствует улучшению их кулинарных навыков.
Задачи
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ существующих кулинарных приложений
2. Определить целевую аудиторию и собрать требования пользователей.
3. Разработать концепцию и дизайн пользовательского интерфейса.
4. Реализовать функционал приложения.
5. Провести тестирование и получить обратную связь от пользователей.
Методы исследования
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме
исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных, классификация информации;
2. Эмпирический метод: методы опроса и интервью для
тестирования на потребности целевой аудитории и тестирование программного обеспечения;
3. Экспериментальный метод: поисковое эскизирование визуальных решений.
Новизна
Новизна данной работы заключается в разработке кулинарного приложения, которое объединяет интуитивное использование, богатый функционал и возможность персонализации рецептов в зависимости от предпочтений пользователей, что делает его уникальным предложением на рынке.
Практическая значимость работы
Практическая значимость исследования заключается в создании продукта, который может быть внедрен на мобильные платформы и способен решить актуальные задачи пользователей, помогая им улучшить свои навыки кулинарии и сделать процесс приготовления пищи более приятным и доступным.
Объем и структура исследования
Данная работа включает в себя введение, написание трех глав и заключения. В первой главе освещаются теоретические основы, базирующиеся на изучение истории и научных статей, во второй главе подробно описана практическая часть по разработке мобильного приложения, в третей описываются способы и выводы в ходе тестирования и программирования приложения. В заключительной части подводятся итоги работы и формируются дальнейшие перспективы для развития проекта. Объём исследования составляет 78 страниц без учета приложения.
В рамках работы над бакалаврским проектом была разработана комплексная концепция графического оформления мобильного приложения «Nourish», направленного на популяризацию здорового питания. Проект объединил в себе теоретические и практические исследования в области UX/UI - дизайна, графического дизайна, программирования, психологии и восприятия цвета и нутрициологии.
На подготовительном этапе был осуществлён всесторонний анализ научных и методических материалов, включая специализированные публикации. Учебные пособия и актуальные цифровые ресурсы. Особое внимание уделялось изучению эволюции мобильных приложений, их типологии, а также критическому анализу существующих решений в сфере кулинарных приложений.
Значимым результатом практической части стало проведение целевого опроса, позволившего выявить ключевые проблемы пользователей: отсутствие удобных инструментов планирования рациона, рост заболеваний и распределение расходов на питание.
На основе полученных данных были разработаны:
1. Пользовательские сценарии и эскизы интерфейсов
2. Прототипы экранов с учетом принципов юзабилити
3. Логотип и система визуальных констант (цвет, типографика, иконки)
4. Функциональный прототип приложения на Android
5. Видеоролик с демонстрированием работы приложения
6. Разработаны PDF файлы 3 классических планов меню
В ходе реализации проекта к работе подключился студент 3 курса ИПМКН Золотарев Иван, благодаря чему было создано MVP приложения для тестирования базового функционала. Окончательная реализация требует дополнительного времени на доработку и адаптацию под цифровые носители.
Практическая значимость работы заключается в создание удобного инструмента для формирования здоровых пищевых привычек, а также в применение междисциплинарного подхода, сочетающие дизайн, исследование пользовательского опыта и технологии.
Перспективы развития:
1. Доработка функционала на основе тестирования
2. Адаптация дизайна под IOS
3. Внедрение искусственного интеллекта и интеграция с фитнес трекерами
Выполненный проект не только позволил применить знания, полученные за годы обучения на кафедре дизайна НИ ТГУ, но и расширил профессиональные компетенции в области цифрового проектирования и командной работы.
Таким образом, поставленные задачи выполнены в полном объёме, что подтверждает достижение цели проекта - создание продуманного дизайн - решения для мобильного приложения и сайта о здоровом питании, сочетающие в себе эстетическую привлекательность и функциональную эффективность.
1. Бейдер.С. Слово дизайнеру: Принципы, мнения и афоризмы всемирно известных дизайнеров. — Издательство “Манн, Иванов и Фербер”, Москва, 2014, с. 17.
2. Богачёва Р. А. О роли цвета во взаимодействии между человеком и интеллектуальными системами. - Томск, НИ ТГУ, 2014. — №. 8. — с. 99-103.
3. Будевич К.В., Нестерович Н.С. Архитектуры проектирования приложений на базе IOS - 2019 с.62
4. Володченкова. Л.А., Д.В. Козырев. Разработка серверной части программного приложения для удаленного хранения данных - 2020 с.109
5. Заммети.Ф. Practical React Native: Build Two Full Projects and One Full Game using React Native , 2018 , с.18
6. Иттен И. Искусство. — М.; Издатель Д. Аронов, 2004 - с. 49.
7. Кирсанов. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова 2006, с. 249-251.
8. Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе. - 2009. с. 333-368.
9. Роберт Лав . Ядро Linux: описание процесса разработки, 3-е издание, 2013 с 496.
10. Льюис Ш., Данн М. «Нативная разработка мобильных приложений» / пер. с англ. А. Н. Киселева. - М.: ДМК Пресс, 2020. с.17
11. Мамедли Р.Э. Системы управления базами данных: Учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2021 с. 16
12. Медведев В. Ю. Цветоведение и колористика — Спб, СПГУТД, 2005 — с. 65-70.
13. Пероцкая, В. Н. Основы тестирования программного обеспечения: учеб. пособие / В. Н. Пероцкая, Д. А. Градусов; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: 2017. - с.14
14. Сильвен.Р. Android NDK: руководство для начинающих. 2-е изд., 2016, с.80
15. Роуз Р. Flutter и Dart. Сборник рецептов: Пер. с англ. — Астана: АЛИСТ, 2024. с.11
..60