Правовые основы деятельности и полномочия органов государственной безопасности в Российской Федерации (Правоохранительные органы, Тверской государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ…7
§1. Конституция как основополагающий нормативно-правовой акт законодательной базы, регулирующей деятельность органов государственной безопасности в РФ…………7
§2. Принципы деятельности органов государственной безопасности РФ………..8
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ……14
§1. Соотношение полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной безопасности и органами местного самоуправления, реализующими функции в сфере охраны общественного порядка………………….14
§2. Полномочия отдельных органов государственной безопасности в РФ……...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……26
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Государственная безопасность является одной из главных задач любой государственной системы. Правовая деятельность органов безопасности даёт обеспечение сохранения и защиты национальных интересов граждан Российской Федерации, территориальной целостности, конституционного строя, а также политической стабильности.
Так как на сегодняшний день в Российской Федерации растёт количество террористических угроз, киберпреступности, экстремизма и других видов преступности, то особо значимо и актуально усилить превентивные и правоохранительные меры поддержания общественной безопасности. Именно деятельность органов государственной безопасности способна обеспечить защиту государства и противостоять современным вызовам и угрозам .
Актуальность темы объясняется текущим состоянием общественных отношений, геополитической ситуацией, конъюнктурой сложившихся национальных и международных вопросов, особенно эскалацией ряда внешнеполитических отношений и угроз. Сохраняющийся на высоком уровне показатель преступности, противоправных посягательств подтверждают Характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2024 года на сайте МВД РФ (Приложение 1), а также Показатели преступности России как в целом по стране (Приложение 2), так и отдельно в Тверской области (Приложение 3) на сайте Генеральной Прокуратуры РФ. Соответственно, нормативно-правовое регулирование должно идти в ногу с развитием общественных отношений и задавать вектор работы и функционирования органов государственной безопасности, как в их единстве и слаженной совместной работе, так и в аспекте дифференциации правовой основы на отдельные пласты законодательного регулирования применительно к отдельным органам государственной безопасности с учётом специфики работы каждого субъекта правоохранительной деятельности. Таким образом, тема «Правовые основы деятельности и полномочия органов государственной безопасности» очень актуальна, ведь она затрагивает серьёзные аспекты, связанные с безопасностью граждан и правопорядком Российской Федерации.
Степень разработанности данной проблематики считаю средней, так как в процессе поиска доктринальных источников, научно-исследовательских работ мне встретилось совсем немного монографий по данному вопросу. Так, могу выделить монографию Степашина С.В. «Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы)», Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. Однако данная монография датируется 1994 годом публикации, и в этом контексте считаю, что за прошедшие десятилетия доктринальные изыскания требуют уже нового витка научной мысли в связи в тем, что изменчива и вариабельна структура и система органов государственной безопасности, задачи и цели, стоящие перед ними, а также сами существующие общественные отношения, политико-правовая действительность и вновь возникающие угрозы.
Публицистические статьи и работы по данной теме преимущественно затрагивают аспекты функционирования отдельных органов государственной безопасности, например деятельности Федеральной службы безопасности. На мой взгляд, это достаточно большой доктринальный и научно изыскательский пробел, так как вполне целесообразно рассматривать особенности, правовую основу, полномочия органов государственной безопасности в их совокупности и единстве, так как именно интеграция и скоординированное взаимодействие органов государственной безопасности приведёт к максимальному достижению целей и задач их функционирования, поддержанию общественного порядка, законности, стабильности, защите прав, свобод и законных интересов граждан в условиях развития правового демократического государства.
Целями предстоящей работы являются:
- изучение правовой основы деятельности органов государственной безопасности Российской Федерации, а именно анализ положений Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, составляющих законодательную базу функционирования органов государственной безопасности;
- исследование принципов работы и полномочий органов государственной безопасности Российской Федерации;
- анализ теоретических и практических проблем правового регулирования и правоприменительной практики по вопросу функционирования отдельных органов государственной безопасности;
- выработка предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства по вопросу работы органов государственной безопасности Российской Федерации.
Цели работы обусловили задачи выполнения курсовой работы, в качестве которых можно отметить:
- проанализировать деятельность органов государственной безопасности, выявить её основные функции и главные цели.
- изучить действующее законодательство в сфере регулирования деятельности органов государственной безопасности;
- раскрыть содержание принципов функционирования органов государственной безопасности;
- определить место и значение органов государственной безопасности на современном этапе развития общественных отношений с точки зрения охраны общественного порядка;
- проанализировать полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере реализации общественной безопасности;
- выявить проблемы законодательного и правоприменительного характера по вопросу правовой основы и принципов работы органов государственной безопасности;
- вывести дефиниции понятий «законность», «правопорядок», «национальная безопасность»;
- определить этиологию и правовую природу законодательства в сфере деятельности органов государственной безопасности;
- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства по вопросу правового регулирования работы органов государственной безопасности с точки зрения сложившейся тенденциозности.
Нормативно-правовую базу написания курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О противодействии терроризму», Федеральный закон «О государственной тайне», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
В качестве учебной литературы в основу написания курсовой работы положены такие издания как «Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов» А. И. Буркина, а также «Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов» 10-е издание под ред. Сыдорука И.И.
Базу периодической специальной литературы, используемой при анализе изучаемой проблематики, были составили научные труды следующих авторов: Вишняков В.Г., Собищанский С. А., Литвиненко Н. М., Поздняков А.И., Чикенёва И.В., Гильмуллина Д.А.
Курсовая работа выполнена без использования генеративных моделей (искусственного интеллекта).
Подводя итоги проведенной аналитической работы, можно отметить, что изучение большого доктринальной и научно-исследовательской литературы подтверждает мои предположения о возросшей роли органов государственной безопасности в условиях современных угроз. При этом органы государственной безопасности выполняют свои задачи посредством применения соответствующих мер аппарата государственного принуждения согласно закону и соблюдая предусмотренные правовыми нормами процедуры.
В заключение аналитических рассуждений можно вывести ключевые понятия и дефиниции исследуемой тематики. Так, законность – это режим неуклонного действия правовых норм, который предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений законов и иных нормативно-правовых актов, пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Правопорядок подразумевает состояние стабильности и упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех субъектов правоотношений. Национальная же безопасность, вбирая в себя черты законности и правопорядка, может быть охарактеризована как состояние защищенности государства в многогранных его аспектах, защищенность социума и отдельных личностей от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина, создать достойные условия жизнедеятельности и развития личности, повысить уровень и качество жизни населения, территориальную целостность, нерушимость и суверенность, устойчивое развитие России, укрепление обороноспособности и безопасности государства.
Рассуждая об этиологии и правовой природе законодательства, регулирующего функционирование органов государственной безопасности, можно прийти к выводам о междисциплинарном комплексном подходе данной законодательной группе, так как регулирование подразумевает междисциплинарный характер, вбирая в себя положения и регулирование со стороны конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального и иных аспектов нормативно-правового регулирования.
Также в качестве одного из выводов проделанной курсовой работы могу отметить тенденцию экстраполяции сферы правового воздействия органов государственной безопасности во все большие пласты общественных отношений. Так как многогранны и вариабельны сами общественные отношения, то соответственно и органы государственной безопасности должны соответствовать вектору развития социума. Направления общественной безопасности должны охватывать экономическую, политическую, экологическую (природоохранную), духовно-нравственную (культурную), социальную, этно-демографическую, военную, информационную, технологическую и другие сферы общественных отношений. Притом каждая из сфер дифференцируется на множество локальных направлений и тенденций и в условиях постиндустриального общества общественные отношения все усложняются и развиваются динамично. Так, например, экономическая сфера общества усложняется за счет развития цифровой экономики, криптовалюты, майнинга, систем блок-чейн, смарт-контрактов, цифрового рубля, многообразия финансовых услуг. Информационная сфера, безусловно, сама по себе сложно регулируема в силу специфики технологий сети Интернет, киберугроз, хакерских атак, возможностей блокировки ряда электронных ресурсов связи и коммуникаций. В культурологической сфере появляются все новые молодежные и субкультурные течения и объединения, обостряются межконфессиональные конфронтации и противоречия. Противоправные посягательства в природоохранной и экологической сферах также не единообразны, так могут происходить нарушения правоотношений в направлении освоения Арктического и космического пространства, отношений принадлежности ресурсов, посягательства на краснокнижные экземпляры флоры и фауны. Также все чаще происходит эскалация этносоциальных конфликтов, геополитических столкновений, в том числе межнационального и мирового уровня разгорания, учащаются случаи терроризма и экстремизма.
В связи с комплексом этих факторов органы государственной власти должны действовать каждый в соответствии со своими четко очерченными полномочиями и функциями, и при этом налаживать систему связей, взаимодействий и координации друг с другом для пресечения и нивелирования потенциальных или уже возникших угроз. Немаловажно отметить, что защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина должна осуществляться как на внутригосударственном, так и на наднациональном уровне путем развития системы консульских и посольских формирований, профессиональной и отлаженной работы дипломатических представителей, атташе, своевременности всех необходимых запросов в органы государственной безопасности и документооборота.
С точки зрения мыслей о совершенствовании правовой основы и функционирования органов государственной безопасности, хотелось бы вывести ряд предложений. Так, во-первых, считаю, что целесообразно вывести ряд критериев и показателей, которые будут не разрозненными, а единым вектором и индикатором для органов государственной безопасности. Эти показатели будут отражать стабильность, упорядоченность, нормальный уклад функционирования и развития общества. В силу того, что общественные отношения имеют разные аспекты, как уже отмечалось выше, то и показатели общественной безопасности должны охватывать различные направления развития социума. Видится рациональным относить к таковым:
- степень удовлетворенности гражданами уровнем реального состояния их прав и свобод, гражданскими свободами, развитием плюрализма «Индекс демократии стран» (Приложение 4);
- продолжительность жизни и уровень смертности;
- тенденцию долговременного устойчивого увеличения реального валового внутреннего продукта, в том числе на душу населения;
- уровень инфляции и безработицы;
- рост инвестиционной активности;
- состояние окружающей среды и природы на предмет соответствия экологическим нормативам безопасности;
- прогресс науки и техники, и, в связи с этим, защита авторского права и интеллектуальной собственности уполномоченными ведомствами;
- обновление основных промышленно-производственных фондов и развитие инновационных технологий;
- уровень правовой культуры, правосознания, в том числе среди молодежи.
Таким образом, совокупная система показателей национальной безопасности и стабильного развития социума сможет стать индикатором к мобилизации оборонительного и правоохранного потенциала со стороны органов государственной безопасности и активизацию их деятельности и русле предотвращения, ликвидации, нейтрализации возникших угроз и минимизации их последствий .
Во-вторых, в качестве еще одного законодательного предложения, мне хотелось бы отметить, что я считаю целесообразным не расширение и ещё большую экстраполяцию нормативно-правового регулирования путём принятия всё большего количества законодательных актов, а напротив уточнение и правильное толкование и правоприменение существующего объёма нормативно-правового регулирования.
В-третьих, однозначно приоритетным направлением деятельности должна стать деятельность по повышению уровня общей и политико-правовой культуры населения, правосознания, гражданственности, уважения к правовой системе и государственности, гуманности и соблюдение правовых границ по отношению ко всем субъектам правоотношений. Очень важно развивать систему культурно-просветительских мероприятий для взрослых, детей, молодёжи по осведомлённости в сфере права и законодательства, чтобы граждане даже на ментально-психологическом и волевом уровне сознания исключали допустимость возможности противоправного посягательства на законный порядок, существующий в государстве и мире, права, свободы и законные интересы человека и гражданина, а также были добровольно мотивированы на социально полезную и одобряемую активность и деятельность . Действительно, целесообразнее и рациональнее заниматься превенцией, предотвращением и профилактикой правонарушений, нежели нейтрализовать последствия правонарушений и восстанавливать уже нарушенные права граждан.
Таким образом, в своей совокупности все эти факторы и предложения приведут к эффективному, слаженному и бесперебойному функционированию системы органов государственной безопасности, поддержанию целостности, неприкосновенности и суверенности российской государственности, отстаиванию её интересов на международной арене, развитию демократических институтов, гражданского общества. Воцарение национальной безопасности, обеспеченной органами государственной безопасности, поспособствует процветанию социума в многообразных сферах общества, так как в ситуации, когда нивелированы внутренние и внешние угрозы члены социума, ощущая свою экзистенциальную безопасность и удовлетворенность потребностей в защищённости, смогут направить потенциал своей активности в русло развития экономической деятельности, бизнеса и предпринимательства, торговли, спорта, путешествий, семьи, материнства, отцовства и детства, культуры во всех её духовных аспектах – наука, образование, искусство и творчество. Следовательно, в обществе повысится качество и уровень жизни, легитимность власти, будут достигнуты консенсус и консолидация.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 25.12.1993 г. №237 (первоначальный текст).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.11.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. №25.
3. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ // Российская газета. 12.04.1995. №72.
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.08.1995. №33.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. 08.10.2003. №202.
6. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ // Российская газета. 10.03.2006. №48.
7. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ // Российская газета. 29.12.2010. №295.
8. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ // Российская газета. 08.02.2011. №25.
9. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. 06.07.2016. №146.
Специальная литература:
1. Буркин А. И. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / А. И. Буркин, А. В. Возжеников, Н. В. Синеок; под ред. А. В. Возженикова; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
2. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов 10-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Сыдорука И.И., Ендольцевой А.В., Жука О.Д. М.: ЮНИТИДАНА, 2016.
3. Вишняков В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. – 2005. C. 3-34.
4. Собищанский С. А., Литвиненко Н. М. К вопросу о системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Символ науки. 2017. №6. C. 101-105.
5. Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): монография. СПб.: Санкт-Петербургский юрид. ин-т МВД России, 1994. C. 3-12.
6. Поздняков А.И. Основы теории национальной безопасности. Курс лекций Концептуальные основы национальной безопасности России // Альманах пространство и время. 2013. №1.
7. Чикенёва И.В., Гильмуллина Д.А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации // Известия ОГАУ. 2013. №6. C. 236-238.