АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты стратегического маркетинга в контексте выхода компании на зарубежные рынки 5
1.1 Понятие, сущность и цели стратегического маркетинга -
1.2 Стратегический маркетинг и маркетинговая стратегия предприятия: сущность и
взаимосвязь 7
2 Методические подходы к формированию маркетинговой стратегии компании при выходе
на зарубежные рынки 12
2.1 Роль и место маркетинговой стратегии в иерархии стратегий предприятия при выходе
его на зарубежный рынок -
2.2 Процесс принятия решения о выходе предприятия на зарубежный рынок как этап,
предшествующий формированию маркетинговой стратегии 29
2.3 Алгоритм формирования маркетинговой стратегии для выхода на зарубежный
рынок 37
3 Формирование маркетинговой стратегии выхода на зарубежный рынок ООО «Victory
Clinic» 45
3.1 Краткая характеристика деятельности «Victory Clinic» -
3.2 Подходы к формированию маркетинговой стратегии 46
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения
С момента перехода экономики к рыночным отношениям самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность стремительно повышается. Конкуренция становится основным механизмом регулирования процесса ведения бизнеса. Предприятие больше не может ограничиваться текущим планированием и управлением своей деятельностью. Возникла острая необходимость стратегического мышления, разработки программы действий, постановки четких целей и определение средств для выбранного пути развития.
Задача стратегического маркетинга - формирование эффективной, ориентированной на условия рынка, организационной и управленческой системы, распределение в соответствие с этим ресурсов фирмы, что означает создание объединенной системы организации работы всего предприятия. Разработка стратегии, наилучшим образом учитывающей специфику условий рынка, возможностей и ресурсов компании позволит определить фирме цели, к которым ей необходимо стремиться, посредством чего развиваться, незамедлительно реагировать в усиливающейся конкурентной борьбе.
Многие известные фирмы имеют хорошо проработанную и прозрачную стратегию, постоянно придерживаются установленного пути развития, в конечном итоге это привело их к успеху, но и после того, для дальнейшего процветания фирма должна прибегать к стратегическому планированию. Разработка маркетинговой стратегии - не разовый процесс, а непрерывная работа топ-менеджеров.
Формирование и реализация маркетинговой стратегии выхода на внешний рынок позволит обеспечить предприятию долгосрочные конкурентные преимущества в глобальной экономике. Разработка стратегии с учетом особенностей ведения международного бизнеса вносит большую степень неопределенности для компании, в научной литературе существует масса подходов к процессу формирования международной стратегии, но данные подходы не ориентированы на малые предпринимательские структуры, разработки носят теоретический, а не практический характер, который позволил бы субъектам малого предпринимательства использовать методы стратегического управления для повышения конкурентоспособности и эффективной деятельности на внешнем рынке.
Для компаний, работающих в сфере медицинских услуг, развитие международных связей между предприятиями и странами является важным условием для получения признания и занятия достойного места на рынке. В этих условиях все большее число малых и средних частных медицинских учреждений задумываются о выходе на зарубежный рынок, но сталкиваются с проблемой - отсутствие, с одной стороны, большого опыта интернационализации бизнеса у российских медицинских организаций, с другой - недостаточная теоретическая и методологическая разработанность данной проблемы. Компании нуждаются в достоверной, структурированной информации о том, как принимается решение о выходе на зарубежный рынок, как выбрать подходящий рынок для освоения, сформировать или изменить существующую маркетинговую стратегию для успешного управления предприятием на новом рынке и оценить, будет ли она эффективна. По данным причинам тема дипломной работы является актуальной для медицинского учреждения, работающего и развивающегося в современных условиях.
Цель исследования: разработать методику поэтапного формирования маркетинговой стратегии выхода предприятия на зарубежный рынок. Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач: Выявить роль и место маркетинговой стратегии в предпринимательской деятельности, определить основные понятия, сущность и классификацию маркетинговых стратегий. Проанализировать и классифицировать факторы, влияющие на принятие решения о выходе предприятия на зарубежный рынок; Разработать структурированный, детальный алгоритм формирования маркетинговой стратегии предприятия при выходе на зарубежный рынок; Разработать маркетинговую стратегию выхода ООО «Victory Clinic» на зарубежный рынок.
Объектом исследования является коммерческое медицинское учреждение, планирующее выход на зарубежный рынок - ООО «Victory Clinic».
Предмет исследования - подходы, методы и инструменты формирования стратегии международного маркетинга компании.
Дипломная работа была посвящена теме формирования маркетинговой стратегии международного бизнеса. В соответствии с целью и задачами данного исследования были разработаны методические и научно-практические рекомендации по формированию стратегии выхода на внешний рынок малых предприятий, работающих в различных сферах, в том числе - в сфере здравоохранения. Рекомендации содержат:
1. Классификацию факторов принятия решения о выходе предприятия на зарубежный рынок по месту их возникновения и по характеру влияния на решение;
2. Иерархическую структуру и содержание стратегий, разрабатываемых предприятием, место маркетинговой стратегии определено на разных уровнях управления в условиях выхода предприятия на зарубежный рынок;
3. Рекомендации по последовательности принятия решения о выходе предприятия на зарубежный рынок;
4. Алгоритм формирования маркетинговой стратегии при выходе на зарубежный рынок, который может применяться в деятельности малого предприятия;
5. Рекомендации по выбору рынка при помощи методики оценки определенных критериев, предполагающих решение комплекса задач предприятия на различных уровнях функционирования;
6. Рекомендации по оценке эффективности маркетинговой стратегии предприятия при выходе на зарубежный рынок.
Объектом для апробации разработанной методики была выбрана медицинская клиника «Victory Clinic», работающая на рынке г. Якутска. Для данной компании была разработана стратегия выхода предприятия на зарубежный рынок, проведено прогнозирование эффективности применения стратегии на практике. К оценке эффективности разработанной стратегии привлекались эксперты в областях управления медицинским учреждением и маркетинговых исследований, стратегия будет применена на практике в коммерческой деятельности ООО «Victory Clinic».
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И.Ансофф. — СПб: Питер, 2013. — 416 с.
2. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник / М.П. Афанасьев - М.: Издательский центр «Книга», 2013. - 304 с.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, X. Анн. - М.: Экономика, 2015.-718 с.
4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: учеб. пособие / И. К. Беляевский. - Изд-во МГУ, 2014. - 414 с.
5. Березин И. С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению / И.С. Березин. - М.: Юрайт, 2013. - 384 с.
6. Бест Р. Маркетинг от потребителя. / Р.Бест. - 4-е издание. - М.: - МИФ, 2015 - 760 с.
7. Бизнес стратегия снаружи внутрь [Электронный ресурс] // Пять конкурентных сил.-
Электрон.дан. - М., 2018. - URL:
http://www.12manage.com/methods_porter_five_forces_ru.html (дата обращения:
13.05.2018).
8. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2014. - 496 с.
9. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков.- М.: Дело, 2013. - 192 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник / Е.П. Голубков. - М.: Дело, 2013. — 2-е изд. - 440 с.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2013. - 464 с.
12. Гурков И. Стратегическое планирование и управление/Управление современной компанией: Учебное пособие / под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 585 с.
13. Дж. О'Шонесси. Конкурентный маркетинг: пер. с англ. / под ред. Д.О. Ямпольской. - СПб: Питер, 2013. - 864 с.
14. Диксон П.Р. Управление маркетингом: пер. с англ. / под ред. Ю.В. Шленова. - М.: Бином, 2013. - 560 с.
15. Дидковский М.И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Электронный ресурс] / М.И. Дидковский. - URL: http://banauka.ru/66.html (дата обращения: 28.05.2018).
...39