АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки системы визуальных коммуникаций и рекламного продукта 9
1.1 Роль фирменного стиля в формировании имиджа компании и средства
создания графического образа 9
1.2 Книжные издания на рынке и особенности формирования независимых
книжных магазинов 16
1.3 Целевые группы и каналы коммуникаций 18
1.4 Анализ существующих аналогов комплексов фирменного стиля
независимых книжных магазинов в России 22
Глава 2. Разработка системы визуальных коммуникаций для независимого книжного магазина «Догма80» 26
2.1 Определение целевой аудитории и позиционирование независимого
книжного магазина «Догма 80» 26
2.2 Писк визуальной концепции и этап эскизирования 34
2.3 Создание логотипа 38
2.4 Подбор цветовых и шрифтовых констант 40
2.5 Разработка фирменной графики 41
2.6 Разработка носителей фирменного стиля 43
2.6.1 Разработка печатных носителей 43
2.6.2 Разработка цифровых носителей 48
2.6.3 Разработка дизайна среды и системы навигации 49
Глава 3. Печать продукции и ее размещение в интернет пространстве,
требования к реализации носителей дизайна среды и системы навигации .... 51
3.1 Требования к макетам полиграфической продукции 51
3.2 Требования к макетам онлайн среды 55
3.3 Требования к реализации носителей дизайна среды помещения и
системы навигации 56
Заключение 58
Список используемых источников и литературы 60
Приложение А 65
Приложение Б 73
Приложение В 76
Приложение Г 79
Приложение Д 81
Приложение Е 88
Приложение Ж 89
Актуальность дипломной работы продиктована значимостью роли, которую играют системы визуальных коммуникаций в развитие бизнеса. В наше время иметь бизнес без собственной системы опознавательных знаков становится почти невозможно. Именно благодаря ним потребитель находит нужный бренд, идентифицируя его среди прочих. Фирменный стиль формирует общий образ компании, позволяя улучшить ее восприятие и запоминаемость, он является одним из сильнейших инструментов, оказывающих влияние на потенциального потребителя. Не становятся исключением и точки книжных продаж.
В условиях цифровой глобализации многие отдают предпочтение электронным носителям, библиотекам, аудиокнигам, визуализации любительских книжных произведений на просторах социальных сетей. В то же время наблюдается повышенный интерес потребителей к традиционным бумажным носителям и на первый план выходит явное преимущество независимых книжных магазинов - они имеют множество отобранных качественных эксклюзивных книг, которых нет в электронном формате. Ассортимент таких магазинов создан независимо от издательств и направлен на культурную повестку сознательной просветительской деятельности.
Для того, чтобы эффективно решить вопрос маркетинговой коммуникаций с потребителем в рамках динамичной конкуренции среди книжных магазинов в онлайн и оффлайн среде необходима разработка фирменного стиля, актуализирующего имидж компании и
дифференцирующего ее на книжном рынке. Хорошо выстроенная визуальная коммуникация облегчает продвижение товара на рынке и способствует большей лояльности потребителей. Это обусловлено тем, что корпоративная символика олицетворяет образ компании, ее ценности, особенности, престиж и создает целостное впечатление. Соответствующая современным требованием айдентика должна обладать уникальностью перед аналогами.
Проблемой исследования является отсутствие теоретических оснований и необходимость аналитической работы для разработки системы визуальных коммуникаций между книжным магазином и потребителем. Существующая концепция графических элементов магазина «Догма 80» — логотипа и персонажей, является сложной и непонятной для потребителя. В связи с этим для независимого книжного магазина «Догма 80» необходимо провести теоретическое исследование, заключающееся в разборе аналогов, выявления целевой аудитории и определения точного позиционирование и ценностей компании, после этого необходимо разработать единые, актуальные, более понятные и уникальные образы, повышающие лояльность аудитории, украшающие среду и выстраивающие коммуникацию между магазином и потребителем, то есть целостную систему фирменного стиля.
Степень разработанности проблемы. Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных авторов, особое внимание было уделено таким авторам как:
1. Иттен И. «Искусство цвета. Субъективное восприятие и объективное познание как путь к искусству. Учебный курс». Автор создал цветовой конструктор, без которого сейчас не мыслится развитие цветовой культуры современного человека;
2. Чихольд Я. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». Автор выявил связь типографики с другими видами искусства, а также сформулировал правила оформления печатных материалов;
3. Туэмлоу Э. Графический дизайн. «Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи». Здесь речь идет о положительном влияние создания айдентики на имидж компаний;
4. Годин А.М. «Брендинг». Автор рассматривает проблемы развития брендинга в России, а также описывается процесс создания и продвижение бренда;
5. Рэнд П. «Дизайн: форма и хаос». Автор рассматривает дизайн не только как художник, но и практик, его работы представлены в контексте взаимоотношений клиента и дизайнера, роли и места маркетинговых исследований.
6. Райс Л. «Визуальный молоток. Как образы побеждают тысячи слов». В ней автор рассматривает вербальную стратегию позиционирования.
Объект исследования - проектирование системы визуальных коммуникаций, далее - фирменного стиля, в отрасли книжных продаж
Предмет исследования - процесс проектирования фирменного стиля для независимого книжного магазина «Догма 80»
Цель исследования - формирование идентичности и повышение узнаваемости продукта через проектирование уникального графического языка для независимого книжного магазина «Догма 80»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение и анализ теоретических материалов на тему формирования имиджа компаний и основ создания визуальных коммуникаций;
2. Изучение особенностей формирования независимых книжных магазинов;
3. Изучение аналогов фирменного стиля в сфере книжных продаж. Анализ рынка конкурентов независимых книжных магазинов в России;
4. Проведение брифа с заказчиком, анализ деятельности магазина и его позиционирования;
5. Определение целевой аудитории и ее особенностей;
6. Разработка уникальной дизайн-концепции для
независимого книжного магазина «Догма 80», состоящий из системы визуальных констант, физических и цифровых носителей, а также дизайна среды;
7. Предусмотрение способов реализации физических и цифровых носителей, а также реализации дизайна среды.
Методы исследования. Теоретические методы, лежащие в основе разработки системы визуальных коммуникаций: изучение и анализ литературы для получение новых и усовершенствования старых знаний; сравнительный анализ, систематизация и классификация аналогов и конкурентов для выявления сильных и слабых сторон. Эмпирические методы разработки фирменного стиля для независимого книжного магазина «Догма 80» - брифинг и интервью для определение целевой аудитории,
позиционирования, целях и предпочтениях. В качестве разработки констант фирменного стиля задействован метод знакового моделирования и эскизного проектирования.
Теоретическая значимость работы заключается в проведении анализа графических образов конкурирующих независимых книжных магазинов в России, изучение воздействия на целевую аудиторию путем использования уникальных графических элементов, а также в выявлении факторов внутренней и внешней среды с целью установки коммуникации с потребителем.
Практическая значимость работы заключается в привнесении разнообразия в конкурентную среду независимых книжных магазинов путем создания нового графического образа, а также разработке физических и цифровых носителей, дизайна среду
Объем и структура исследования. Бакалаврская работа состоит из трех частей: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет проблему темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе задействованы теоретические методы, лежащие в основе разработки системы визуальных коммуникаций - изучение и анализ литературы, наблюдение, классификация, систематизация и сравнение.
Во второй главе используются эмпирические методы исследования - проведение брифинга и интервью создателей независемого книжного магазина «Догма 80». В качестве разработки констант фирменного стиля задействован метод знакового моделирования и эскизного проектирования.
В третьей главе раскрывается тема печати продукции, подготовка к оформлению дизайна среды, а также размещение на носителях онлайн-среды.
В заключении подводятся итоги и делаются выводы проделанной работы, а также обозначаются перспективы исследования.
В ходе работы были решены следующие задачи: проведен анализ графического образа независимого книжного магазина и выявлены его особенности; разработан фирменный стиль независимого книжного магазина «Догма 80» в виде графического образа, перенесенного на физические и цифровые носители, а также в дизайн среду помещения и систему навигации; предусмотрены рекомендации к реализации носителей фирменного стиля.
В ходе работы на предпроектной и проектной стадиях исследования был проделан анализ роли фирменного стиля в имидже компании и средств его формирования. Рассмотрено положение книжных изданий на рынке и особенности формирования независимых книжных магазинов. Описана характеристика целевых групп и основные каналы коммуникаций. Приведен конкурентный анализ и оценка комплексов фирменного стиля независимых книжных магазинов в России.
Теоретико-методологический анализ исследования показывает, что проблема разработки фирменного стиля для независимых книжных магазинов рассматривается недостаточно. Не всегда визуальные образы представляют собой гармоничную совокупность уникальных и функциональных составляющих, заключенных в единую визуальную концепцию фирменного стиля. Следствием становится реализации несочетающихся между собой образах на ряде носителей.
При решении задачи разработки концепции фирменного стиля независимого книжного магазина «Догма 80» на основе собранной информации в работе приведено проведение эмпирического исследования в виде брифинга и интервью. Полученные данные в ходе исследования данные помогают сформулировать потребности целевой аудитории и подобрать соответствующее визуально-графическое решение, воплощенное в фирменном стиле.
Проектная деятельность сопровождалась рядом этапов, целью которой являлась разработка фирменного стиля для независимого книжного магазина «Догма 80» в первую очередь включающая в себя создание системы фирменных констант: логотипа, модульных сеток, шрифтового и цветового решения, фирменной графики. Фирменный стиль представлен на следующих физических и цифровых носителях: плакаты и афиши, деловая документация, лифлет, подарочные карты, бейджи, пакеты, шопперы, стикерпак, футболки, значки и ручки, книжные закладки, открытки, кофейные стаканчики, оформление социальной сети «ВКонтакте», система навигации в виде уличной вывески, вывески на двери, навигационных стрелок и навигацией по книжным полкам, а также дизайном помещения.
При решении задачи, в рамки которой входило предусмотреть способы реализации физических и цифровых носителей фирменного стиля, приведены технические особенности допечатной подготовки полиграфической и сувенирной продукции, требования к макетам Интернет платформы и алгоритмы загрузки, а также варианты реализации навигации и дизайн-среды помещения.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель — осуществить процесс разработки фирменного стиля независимого книжного магазина «Догма 80» достигнута.
Итоги исследования независимого магазина могут быть использованы для определения и оценки каналов коммуникации. Результат проектной деятельности может быть использован для повышения
конкурентоспособности, идентификации и дифференциации на рынке. Перспективы практической части работы заключаются в реализации состава проекта в полном объеме, а также в расширении визуально-графического ряда по мере потребностей в тех или иных носителях фирменного стиля.
1. Альшевская О.Н. Культурная самоотверженность;
малоформатные независимые книжные магазины на сибирском книжном рынке. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-samootverzhennost-maloformatnye- nezavisimye-knizhnye-magaziny-na-sibirskom-knizhnom-rynke/viewer (дата
обращения: 16.02.22).
2. Ахроматические цвета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https ://advertising_polygraphy.academic. ru/851 /%D0%90%D1%85 %D1 %80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D 1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1 % 81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B 0. (дата обращения: 19.05.22).
3. Бертадт. А.Б Реклама книги в книговедении и издательском деле [Текст] // Изв. высших учею. заведений: проблемы полиграфии и изд. дела. 2008 №5 С 109-115
4. Восприятие цвета в разных культурах. Как экспортёрам учитывать это в дизайне продукта. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https ://freshcraft.ru/%D0%B2%D0%BE%D1%81 %D0%BF%D1%80%D0%B8% D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0 %B0/ (дата обращения: 05.03.22).
5. Годин. А. М. Брендинг: Учебное пособие [Текст] /3е изд.,перераб. и доп. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 184 с.
6. Глухих Е. А. Определение целевой аудитории и ее сегментация [Текст] // Наука и образование в условиях цифровой экономики: мировой опыт и национальные приоритеты: сборник статей II. - 2020. - С. 13.
7. Графический дизайн. Откуда брать идеи. [Электронный ресурс] —
Режим доступа: http://design-inspiration22.blogspot.com/2013/04/blog-
post_5327.html (дата обращения: 23.02.22).
8. Громыко И.Г; Мацуева С.Д. Информационная оценка
воспроизведения цифровых и полиграфических оригиналов способом офсетной печати. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-otsenka-vosproizvedeniya- tsifrovyh-i-poligraficheskih-originalov-sposobom-ofsetnoy-pechati (дата
обращения: 01.04.22).
9. Добробабенко Д. С. Фирменный стиль: принципы разработки, использования, оценки [Текст] / Добробабенко Д.С.- М. : Соверо, 1986 - 96 с.
10. Дыбченко А.Н. Логотип как основной элемент визуальной
коммуникации компании: социологическое исследование ребрендинга «Сбербанка». [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/logotip-kak-osnovnoy-element-vizualnoy- kommunikatsii-kompanii-sotsiologicheskoe-issledovanie-rebrendinga-sberbanka (дата обращения: 04.04.22).
11. ДОГМА 95. МАНИФЕСТ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kinoart.ru/texts/dogma-95-manifest (дата обращения: 11.02.22).
12. Железняков В. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор [Текст] / В. Железняков. М. : ВГИК, 2001. — 268 с.
13. Иттен И. Искусство цвета [Текст] / И. Иоханнес. — М. : Издатель Д. Аронов, 2000. — 177 с.
14. Йозеф Мюллер-Брокманн Ньюарк К. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок [Текст] / [пер с нем. Л. Якубсона]. — М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. — 184 с
15. Карчаа Л.Р. Образы рекламы: визуализация и стиль.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/obrazy-reklamy-vizualizatsiya-i-stil/viewer (дата
обращения: 23.03.22).
..48