Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические основы и исторические предпосылки формирования системы налогообложения доходов физических лиц
1.1 Социально-экономическая природа налога на доходы физических лиц и история подоходного налогообложения в России и зарубежных странах
1.2 Анализ действующей системы НДФЛ: роль и значение в бюджетной системе
2 Анализ современного состояния и особенностей развития системы налогообложения доходов физических лиц в РФ 25
2.1 Особенности системы налогообложения доходов физических лиц на современном этапе 25
2.2 Налоговые льготы 35
3 Совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц в РФ 45
3.1 Приоритеты развития налогообложения доходов физических лиц 45
3.2 Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц 53
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 53
Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц.
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных экономических рычагов страны, при помощи которого оно желает выполнять различные проблемы. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов и уменьшается неравенство прибыли.
Актуальность исследования социальной роли налога на доходы физических лиц в экономике государства обусловлена тем что, система налога на доходы физических лиц, сложившаяся в РФ, не в полной мере отвечает современным реалиям. Необходимо проведение анализа места и роли НДФЛ в налоговой системе РФ с целью определения приоритетов развития и перспектив реформирования.
Налоговая система в настоящее время немыслима без налога на доходы физических лиц. Преимущество этого налога заключается, прежде всего, в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, а его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц, являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы не только фискального, но и регулирующего характера, в полной мере не отвечает реалиям современности в РФ.
Особенностью сложившийся системы НДФЛ в России является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регулятор - регулятор доходов населения. Механизм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах.
Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование НДФЛ неявляется в полной мере эффективным. Это связано с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства. Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, по-прежнему остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ.
Целью работы является исследование социальной роли налога на доходы физических лиц в экономике государства, выявление проблем и предложение направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы и исторические предпосылки формирования системы налогообложения доходов физических лиц;
- проанализировать современное состояние и особенности развития системы налогообложения доходов физических лиц в РФ;
- провести анализ динамики поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет;
- рассмотреть особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- провести анализ проблем налогообложения доходов физических лиц;
- разработать план совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц в РФ.
Объект исследования - система налогообложения доходов физических лиц. Предмет - социально-экономическая природа налога на доходы физических лиц.
В ходе проведенного исследования использовались такие научные методы, как анализ, синтез, графический метод, изучение источников литературы (учебников, учебных пособий, статей в периодических изданиях), законодательных и нормативных актов, официальных электронных источников информации, которые затрагивают вопросы изучения и анализа НДФЛ.
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как Александров И.М., Алимов С.А., Алимова М.С., Анисимов А.Л., Ашмарина У.В., Барулин С.В., Батарин А.А., Белоусова С.В., Васильева В.В., Власенко Л.В., Волохов С.П., Волченкова Л.Ю., Гаджиев Г.А., Гетьман В.Г., Горский И.В., Дегтяренко А.С., Демидов Г.И., Драненко Л.П., Елина Л.А., Емельянова Е.В., Жигачев А.В., Завязочникова М.В., Земцов А.А., Зобова Е.П., Изотова О.И., Климова М.А., Колосова И.Ю., Левченко В.П., Майбуров И. А., Малис Н.И., Мельникова Н.П., Мигашкина Е.С., Нестеров С.Е., Никулина Е.В., Павленко С.П., Пансков В.Г., Сапрыкина Т.В., Семенова Н.Н., Смышляева С.В., Сурков А.А., Тарасова Т.М., Уткина С.А., Филина Ф.Н., Фомичев С.С., Хафизова Э.И.
1 Теоретические основы и исторические предпосылки формирования системы налогообложения доходов физических лиц
1.1 Социально-экономическая природа налога на доходы физических лиц и история подоходного налогообложения в России и зарубежных странах
Налог на доходы физических лиц является одним из наиболее важных и базовых в современной налоговой системе России. История этого налога насчитывает более двухсот лет. Это один из старейших налогов, берущий свои истоки в период взимания дани, когда налоговой системы государства в принципе не существовало «Древним предком данного налога можно считать дань. Она представляла собой платеж, взимаемый князем, военачальниками или победителями с побежденного племени. По сути, дань была эдаким предналогом, плательщики, которого были абсолютно бесправны, чем, конечно же, активно пользовались ее сребролюбивые получатели» . Так же проистоком налога на доходы физических лиц исследователи считают подворное обложение, которое взималось с семейного хозяйства. Кроме того необходимо упомянуть и подушную подать, ей облагались мужчины в независимости от возраста. Применялась подушная подать к посадским людям и крестьянам.
Этапы становления налога в Росси представлены на рис. 1. Официальным началом становления налога на доходы физических лиц в России считают 11 февраля 1812 г. Это дата принятия Манифеста «О преобразовании комиссий по погашению долгов» . Манифестом был введен временный сбор с доходов помещиков.
В министерстве финансов по вопросу о необходимости введения подоходного налога в 1907 году сообщалось, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, при этом не связывая его с опасными вопросами общественной и политической организации. Проект подоходного налога был представлен на рассмотрение Думы в 1907 году, но принят лишь в 1916 г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов. Кроме того, подоходному налогу предстояло стать единственным по- настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России, и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).
Современная налоговая система России немыслима без налога на доходы физических лиц. Среди всех налогов, которые уплачивают физические лица, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. В результате исследования выявлено, что НДФЛ имеет большое значение для консолидированных бюджетов регионов и местных бюджетов. С помощью изменения налога на доходы физических лиц можно оказать значительное воздействие на существующую проблему неравномерности распределения доходов населения.
На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утверждённая 1-го января 2001 года, составляла 13%, действует она и по сегодняшний день.
НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете, по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет 43,2%. По данным Минфина РФ, можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.
Функции НДФЛ: фискальная, социальная и регулирующая.
Доктринальное понятие конституционализации остается чрезвычайно мало востребованным, и даже высказывания, номинально учитывающие особое значение деятельности Конституционного Суда РФ для национальной правовой системы, имеют скорее амбивалентный характер. Конституционализация института НДФЛ не является, разумеется, узкофокусной: на этот процесс влияли и влияют различные акты и правовые позиции Конституционного Суда РФ по общим вопросам налоговой политики, законодательного оформления и практики налогового администрирования.
Налогоплательщиками НДФЛ согласно ст. 207 НК РФ признаются все физические лица. Это означает, что налог уплачивается за счет физического лица, хотя расчет, удержание и перечисление налога в бюджет в большинстве случаев производится работодателем.
Неработающие граждане также являются налогоплательщиками и в случае получения ими доходов, с которых налог не был удержан при выплате, они также будут обязаны отчитаться о таком доходе налоговой декларацией и уплатить НДФЛ.
Расчет суммы налога возложен на налогового агента. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Уплата налога за счет средств налоговых агентов законом не допускается.
Законодатель предусмотрел ряд случаев, когда налогоплательщик обязан сам уплатить НДФЛ, не рассчитывая на налогового агента.
Облагаемый налогом доход налогоплательщика (налоговая база) уменьшается на суммы так называемых налоговых вычетов. Этот термин введен ст. 210 НК РФ. Вычет представляет собой определенную законом фиксированную сумму или величину каких- либо расходов налогоплательщика, которая вычитается из дохода при налогообложении. Смысл вычетов в том, чтобы уменьшить уплачиваемый в бюджет налог или вернуть уже уплаченный за предыдущие налоговые периоды, если налогоплательщик получил право на вычет.
Налоговый кодекс РФ предусматривает шесть групп налоговых вычетов:
- стандартные налоговые вычеты (ст. 218);
- социальные налоговые вычеты (ст. 219);
- имущественные налоговые вычеты (ст. 220);
- профессиональные налоговые вычеты (ст. 221);
- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1). Этот вычет позволяет уменьшать доход, полученный от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, на убыток от аналогичных операций, полученный в предыдущих годах;
- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2).
Налоговым агентам, исполняющим обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ, следует обратить особое внимание на принятый Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N ИЗ-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах". Указанный Федеральный закон существенным образом изменяет как механизм исчисления, удержания и уплаты НДФЛ налоговыми агентами, так и порядок отчетности налоговых агентов. Принципиально изменен также и институт ответственности налоговых агентов.
С 1 января 2016 г. для налоговых агентов вводится обязанность представлять в налоговые органы по месту своего учета принципиально новый документ отчетности - расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных. Форма (формат), порядок заполнения и представления такого расчета сумм НДФЛ утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015.
Представление расчета сумм НДФЛ не отменяет и не заменяет обязанность налоговых агентов отчитываться, как это было и ранее, по форме 2-НДФЛ.
Уточнен порядок определения дат фактического получения дохода для целей исчисления НДФЛ.
Изменения затронули также и ответственность налоговых агентов.
Закон N ИЗ-ФЗ существенно изменил и положения об ответственности и ином административном воздействии в отношении налоговых агентов, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности. Прежде всего, с 1 января 2016 г. ст. 76 НК РФ дополнена новым пунктом 3.2, согласно которому налоговые органы получают право приостанавливать операции налогового агента по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств в случае непредставления указанным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
Так же установлена ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;
В Российской Федерации проводится реформирование администрирования НДФЛ, законодатель стремится усовершенствовать налоговое администрирование налога на доходы физических лиц с учетом сложившейся правоприменительной практики.
Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на совершенствование налогового администрирования налога на доходы физических лиц с учетом сложившейся правоприменительной практики (расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, признаны расходами на оплату труда начисления увольняемым работникам, в том числе выходные пособия, предусмотренные трудовыми договорами (отдельными соглашениями сторон трудового договора) и производимые работодателем при прекращении трудового договор).
В рамках совершенствования налогового администрирования и повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах был принят Федеральный закон от 02.05.2015 N ИЗ-ФЗ "О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах". В ст. 223 НК РФ уточнена дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды, в том числе при оплате приобретенных ценных бумаг после перехода к налогоплательщику права собственности на них.
Проанализировав различные подходы к определению элементов налога на доходы физических лиц в развитых странах, можно установить следующие тенденции развития подоходного налогообложения:
1. Отказ от супружеского и семейного налогообложения доходов физических лиц в пользу индивидуального подоходного налогообложения;
2. Расширение базы по подоходному налогу путем включения сумм, ранее не облагавшихся данным налогом;
3. Использование прогрессивного метода налогообложения для построения шкалы ставок подоходного налога;
4. Установление двух основных способов уплаты налога: удержания налога у источника и декларационного.
Основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, которые существуют на сегодняшний день:
1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.
2. Низкий уровень доходов населения нашей страны, по сравнению с развитыми странами.
3. Применяемые вычеты по НДФЛ.
4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует.
5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц.
К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:
1. Введение прогрессивной ставки налога;
2. Введение необлагаемого минимума (доход ниже прожиточного минимума не подлежит обложению);
3. Реформирование условий предоставления вычетов по НДФЛ;
4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;
5. Совершенствование системы ответственности за налоговые пр авонару шения,
6. Повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;
7. Применение различных льгот,
8. Реформирование критериев определения резидентства для целей НДФЛ.
Совершенствование НДФЛ должно базироваться на комплексном подходе, сочетающем как интересы государства по увеличению доходов бюджета, так и интересы бизнеса и физических лиц в росте личных доходов и обеспечении растущего уровня потребления. Большую роль данный налог должен сыграть в рационализации социальной структуры общества и, прежде всего, в смягчении дифференциации уровня доходов между различными социальными группами.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07Л998 г. № 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ ((ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.2020 г. № 265-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний) [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.12.2018 г. № 490-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
7. О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.04.2017 г. № 58-ФЗ (ред. от 30.09.2017)// «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
8. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.11.2018 г. № 424-ФЗ (ред. от
15.04.2019) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
9. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах [Электронный ресурс]: федер. закон от от 05.08.2000г. № 118-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.08.2020).
10. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (ред. от 01.08.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.09.2020).
11. Об НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование ипотечным кредитом в иностранной валюте [Электронный ресурс]: Письмо ФНС России от 01.09.2017 N БС-19-11/225@ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.09.2020).
12. О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.09.2020).
13. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
14. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 с.
15. Алимов С.А. Порядок расчета и уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем на собственное страхование в 2018 году // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2018. - № 1. - С. 31 - 44...77