Введение 3
Глава I. Современные подходы к исследованию влияния образа родителей на мотивационную сферу младших подростков 8
1.1. Понятие мотива, мотивации, структурных компонентов мотива 8
1.2. Психологические особенности мотивационной сферы детей в
младшем подростковом возрасте 10
1.3. Понятие о "внутреннем объекте", "образе", "интроекции" 13
1.4. Роль образов отца и матери в психологическом развитии подростка 14
1.5. Влияние образа родителей на мотивационную сферу подростков.... 16
Глава II. Исследование влияния образа родителей на мотивационную
сферу мальчиков и девочек младшего подросткового возраста 20
2.1. Характеристика обследуемых 20
2.2. Методы исследования 20
2.3. Результаты статистического анализа у мальчиков 22
2.4. Результаты статистического анализа у девочек 36
2.5. Анализ различий между группами мальчиков и девочек 49
Выводы 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Приложение 3 65
Приложение 4 66
Приложение 5 67
Изучение мотивационной сферы - одна из актуальных психологических проблем (Ильин Е.П., 2003). По мнению С.Л.
Рубинштейна (1935), мотивы составляют ядро личности человека, следовательно, изучая мотивационную сферу, можно изучить личность. На сегодняшний день существует большое количество исследований данной проблематики, которое сопровождается многообразием и
противоречивостью разнообразных точек зрения на природу мотивов (Ильин Е.П., 2003).
Проблема изучения особенностей мотивационной сферы приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте, поскольку данный возрастной период является одним из важнейших этапов развития личности.
Векторы имеющихся исследований мотивационной сферы подростков затрагивают аспекты мотивации успеха, мотивации избегания неудач (Д. Аткинсон,1974; М. Макклеланд, 1940; А.К. Маркова, 1987; Х. Хекхаузен, 1986), широко представлен вопрос развития и формирования учебной мотивации подростков (Г. Розенфельд, 1973; Е.П. Ильин, 2003; Божович Л.И., 1972 Леонтьев, 1971 и др., Петрова О.С., 2015; Косых Г. В., Ильященко М. Н., 2014), определены различные типы учебных мотивов, изучены вопросы исследования мотивационной сферы аддиктивного поведения (Н.Н. Толстых, С.А. Кулаков, 1989, Тончева А.В., 2013). При этом, данные этих исследований не раскрывают структурных компонентов каждого конкретного мотива, определяющих глубинную причину того или иного поступка. Важность исследования структурных компонентов мотива обусловлена процессом формирования мотива как основания действия, поступка и побуждения. Он начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к
достижению цели. Между этими двумя психологическими феноменами располагается промежуточный этап мотивационного процесса, в котором актуализируются психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор предмета и способа удовлетворения потребности - личностные диспозиции (Зейгарник Б. В., 1926) или структурные
компоненты мотива (Ильин Е.П., 2003). Изучение этих структур у
подростков дает возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом.
Исследование этих компонентов представляется интересным и важным в связи с родительскими образами и особенностями восприятия детско-родительских отношений самими подростками. Актуальность изучения структурных компонентов мотива в связи с родительским образом продиктована важностью родительской роли в развитии личности подростка (Зоря Н.А., 2015; Карабанова О.А., 2011; Крайг Д., 2005, Берко Д.В., 2000; Евсеенкова Ю.В., 2003; Терещенко В.В., 2011, Атоян В.Г., 2014,Усцева М.Н., 2011, Калина О.Г., Холмогорова А.Б., 2006, 2007,
Токарева Е.Н., Рычкова Л.С., 2011; Чепракова Е.А., 2011; Яремчук М.В., 2005 и др.).
В нашей работе, мы рассматриваем вопрос связи родительского образа в аспекте восприятия, понимания и оценке родителей самими подростками и роль этих особенностей в формировании структурных компонентов мотива у мальчиков и девочек младшего подросткового возраста. Деление подростков по половой принадлежности обусловлено различиями в восприятии образов своих отца и матери (Шафер Е., 1965, Писарева А.А., 2009; Юлусова О.В., 2013).
...
В данной работе сделана попытка рассмотреть влияние родительского образа на особенности мотивационной сферы ребенка младшего подросткового возраста. Полученные в результате исследования данные дополняют уже имеющиеся знания о взаимоотношениях подростков с родителями и их влияние на развитие детей, а также расширяют и систематизируют представления о формировании мотивационной направленности у подростков с целью углубленного понимания особенностей поведения ребенка, коррекции этого поведения и формирования адекватной направленности подростка.
Важным является продолжение и дальнейшая разработка выбранной проблематики, перспективными направлениями которой являются расширение контекста исследования в сферу изучения ценностно- потребностной сферы подростков, смысловых регуляторов отношений в семье, со сверстниками, учителями, выявление семейных факторов, способствующих формированию позитивной мотивационной
направленности и развитие самостоятельности подростков.
Расширение научных и практических взглядов на данную проблематику открывает новые способы инициирования процесса осознания и изменения подростком собственного отношения к своим родителям и к себе. Это позволит по-новому взглянуть на процесс развития личности, проблему взаимоотношений и взаимопонимания поколений, организовать необходимую коррекционную психологическую работу. Вектор направленности коррекционной психологической работы с подростками должен быть сосредоточен не только на работе с их поведенческими проявлениями, но и на понимании глубинных аспектов их мотивов, с целью коррекции нежелательных тенденций.
Таким образом, мы считаем, что необходимым является изучение особенностей восприятия и понимания детьми своих родителей, особенностей построения ими субъективного образа родителей, связь этого образа с индивидуально-личностными характеристиками мотивационной сферы каждого конкретного подростка.
1. Атоян А.Г. Детерминанты воспитания ребенка в межнациональных семьях. // Мир науки, культуры, образования. №2 (45), 2014.
2. Бене Е. Детский тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье // Семейная психология и семейная терапия, 1999 г. №2.
3. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореферат диссертации к.п.н. - Ставрополь, 2000 г.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968.
5. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972.
6. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2.
7. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003.
8. Винникот Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: изд. "ЛИТУР", 2004.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956.
10. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец-ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003, № 4.
11. Зоря Н. А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Концепт. - 2015. // http://e-kon-cept.ru/2015/75044.htm.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2003.
13. Истратова О.Н. Семейное неблагополучие, как социально
психологическая проблема // журнал Известия Южного федерального университета. Технические науки, №10, 2013.
14. Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга // Сайт практического психолога Ивановой Елены Михайловны. - URL: http://iemcko.narod.ru/4332.html.
15. Елизаров, А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей /А.Н. Елизаров //Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. 1995. № 7. С. 93 - 99.
... всего 66 источников