Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА КРИМИНОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИИ 6
1.1 Средства массовой информации: понятие и значение 6
1.2 Криминогенное воздействие СМИ на криминологическую ситуацию . 12
1.3 Профилактическое воздействие СМИ на криминологическую ситуацию 17
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СМИ НА КРИМИНОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИИ 23
2.1 Методы и формы профилактического воздействия СМИ 23
2.2 Общая оценка профилактического воздействия СМИ на
криминологическую ситуацию 28
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА КРИМИНОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ 35
3.1 Мотивирующее воздействие сообщений СМИ на потенциальных преступников 35
3.2 Воздействия дезинформирующих сообщений СМИ на современное общество 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Масс-медиа играют огромную роль в жизни человечества. Средства массовой информации стали ведущими информационными источниками, которые формируют внутренние убеждения и взгляды человека на мировоззрение. Передаваемая телевидением, печатью, радио, сетью Интернет информация все больше оказывает влияние на модель поведения человека, нередко определяя те или иные их действия. Информация воздействует на широкий круг лиц. При этом одна и та же информация СМИ на разных людей оказывает различное влияние.
СМИ активно участвуют в формировании общественного мнения населения о правопорядке, о деятельности правоохранительных органов и судов. Они способны, тем самым, вызывать терпимость или наоборот, нетерпимость по отношению к разного рода правонарушениям, оказывая, при этом, либо криминогенное, либо профилактическое влияние на криминологическую ситуацию.
Под профилактическим воздействием СМИ понимается деятельность государства и общества, нацеленная на выявление, учёт, систематизацию, изучение криминогенных факторов СМИ и последствий их воздействия на личность и общество, а также на минимизацию, либо устранение указанных криминогенных факторов и результатов их воздействия на людей.
Криминогенное воздействие способствует ухудшению криминологической обстановки, что может проявляться в увеличении агрессии в обществе, снижении ценности человеческой жизни, снижении уровня толерантности, огрублению нравов и т.д.
В выпускной квалификационной работе будет подробно рассмотрено влияние СМИ на преступность. Вопрос о значимости средств массовой информации в предупреждении преступности, был объектом внимания в литературе. Так, в исследованиях, проведенных Е.М. Юцковой, отмечается о роли СМИ в развитии правовой грамотности, затрагивается влияние СМИ на общественное мнение, отношении общественности к функционированию государственной власти и их органов. Равным образом В.В. Боровикова выделяет многоаспектную форму влияния средств массовой информации на криминальность и высказывается за обязательность улучшения правосознания журналистов.
Актуальность дипломной работы. Влияние средств массовой информации на криминологическую ситуацию изучено достаточно полно и всесторонне, однако единого представления о сущности и характере в теории не выработано. Более того, предполагается, что проблематика применения профилактических особенностей средств массовой информации не исчерпана. В качестве примера можно привести не вполне раскрытые проблемы общей оценки, характера воздействия средств массовой информации на криминологическую ситуацию, и систематизации многообразных аспектов подобного влияния. Настоящие и иные немаловажные вопросы, в то же время, не стали преимуществом криминологического изучения, что и вызвало выбор темы дипломной работы.
Целью исследования является выявление профилактического воздействия средств массовой информации на криминологическую ситуацию и обобщения теоретических вопросов криминогенного и профилактического влияния.
- определить понятие средств массовой информации
- обобщить теоретические вопросы криминогенного и профилактического воздействия
- рассмотреть различные проблемы влияния средств массовой информации на преступность.
Объект исследования. Объектом исследования является деятельность средств массовой информации, распространяющая профилактическую информацию в целях предупреждения преступности.
Предметом исследования является профилактическая информация средств массовой информации, способная создать улучшение криминологической ситуации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников.
Итак, можно сделать вывод, что средства массовой информации (текстовые, аудио-, видео-), включая Интернет-ресурсы, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, могут воздействовать на сознание людей. Подобное влияние можно разделить на криминогенное, профилактическое и нейтральное. Нейтральное влияние СМИ не оказывает ни вредного, ни полезного действия, оно лишь формируют контекст.
Криминогенное влияние СМИ способствует формированию правового нигилизма, повышению агрессии среди населения, что, в свою очередь, приводит к росту преступности.
Профилактическое влияние СМИ, напротив, борется с правовым нигилизмом, формирует законопослушные установки, тем самым, оказывает предупредительное воздействие от совершения преступления. Очевидно, что профилактическое сообщение СМИ склоняет к неприемленности и непозволительности преступного метода разрешения задач, рушит криминальный романтизм.
СМИ обладает большими предупредительными способностями, так как формирует сознание человека, воспитывает их взгляды, привычки, предпочтении, правовые знания, тем самым, может противодействовать негативному отношению к праву и неграмотности общества.
Для достижения профилактического результата СМИ используют методы влияния на сознание общества. К таким методам относят: правовое информирование, правовую пропаганду и правовую агитацию и т.д.
Однако СМИ по разным причинам (политическим, лоббистским, связанным с получением дополнительных доходов или повысить рейтинг своей программы) допускают распространение дезинформирующих сообщений либо мотивирующих сообщений СМИ на потенциальных преступников.
Для того, чтобы снизить степень дезинформирующих сообщений, мотивирующих сообщений СМИ на потенциальных преступников, СМИ рекомендуется сократить демонстрации сюжетов об убийствах (смерти), а также ужесточить ответственность за передачу СМИ, ложной,недостоверной информации.
Исследование показало, что традиционные СМИ (телевидение, радио), оказывают влияние на нравственность человека. Исходя из этого, СМИ нередко становятся объектом изучения в сфере воздействия на криминологическую ситуацию. Применение информационно-коммуникативных технических средств, средств массовой информации, в профилактических целях действуют в интересах общества и его правильного функционирования.
Таким образом, предназначение средств массовой информации в предотвращении преступлений, выражается в улучшении уровня правовой грамотности, противодействие отрицанию общественных ценностей, возвышению моральных и этических ценностей, координации поведения, повышении ценности человеческой жизни.
Из вышесказанного следует вывод о том, что СМИ могут оказывать широкое предупредительное воздействие. И, на наш взгляд, СМИ имеют все шансы формировать адекватное социальное представление о преступности, её факторах, спецификах борьбы с нею.
1 «О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 года. N 16 г. "О практике применения судами Закона Российской Федерации " О средствах массовой информации"" [Электронный ресурс] // доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
3 "Об основах системы профилактики правонарушений в РФ"от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
Специальная литература
4 Аббаси П.Р. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества / Аббаси П.Р. // Социологический альманах. - 2013. - № 4. - С.316
5 Алекян, А.В. Виды общественного контроля за реализацией программ предупреждения преступности / А.В. Алекян // Вектор науки Тольяттинского государственного университета - 2009. - № 2. - С.31- 34.
6 Анхимова Р. В. Общие меры профилактики криминогенного воздействия СМИ на личность / Анхимова Р. В. // Криминология: вчера, сегодня, завтра - 2015. - № 1 (36). - С.90.
7 Атчикова М.С. Средства массовой коммуникации в системе современной информационной культуры:/ Атчикова М.С. // дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/ Д, - 2002.- С.45.
8 Асанов Е.В. Массовая информация и поведение граждан / Асанов Е.В. - Москва : Папирус , 1999. С.16.
9 Белов П. Г. Прогнозирование риска негативного влияния российских СМИ на национальную безопасность / Белов П. Г. // Пространство и Время,- 2010.- №1. - С.33.
10 Безруков А. В. Проблемы воздействия СМИ на потенциальных и состоявшихся преступников / Безруков А. В. // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2001. - №2. - С.45.
11 Бетеева М.М. Причины и профилактика преступности в РФ / Бетеева М.М. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки- 2016. - №3. - С.291.
12 Боков М. Б. Коммуникативная функция СМИ / Боков М. Б. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - № 5 (93). - С.10.
13 Боровикова, В.В. К вопросу о влиянии средств массовой информации на преступность / В.В. Боровикова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2013. - № 5. - С.77-80.
14 Бурлаков, В. Н. Средства массовой информации и преступность (криминология СМИ) [Электронный ресурс] / В. Н. Бурлаков //Правоведение. -2000. - № 5. - С. 259 - 267 : Режим доступа: http://law.edu.ru/article/article.asp7articleIDM 59526
15 Вайсман В. Б. Эффективное коммуникационное воздействие средств массовой информации / Вайсман В. Б. // Вестник Чувашского университета.- 2009. - №1. - С.88.
16 Виневский, В.Н. Криминологические аспекты изучения современных средств массовой информации и их влияния на преступность / В.Н. Виневский // Вестник Воронежского института МВД России - 2011.- №4 .- С.77-79.
17 Гаврилов А.А. Лингвистические средства воздействия сми на общественное сознание / Г аврилов А.А. // Омский научный вестник. - 2013. - №1. - С.16.
18 Гайтюкевич Н. И. Роль и место сми в системе современных массовых коммуникаций / Гайтюкевич Н. И. // Знание. Понимание. Умение .¬2011.- №2.- С.77.
19 Гололобова Ю.И. Средства массовой информации и преступность, криминологический анализ: автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.- 2002. -С.87.
20 Г оршенков Г. Н. Криминология массовых коммуникаций. Ниж.Новгород.- 2003. - С. 45-47.
21 Горшенков Г Н. Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию (Регион. аспект) [Электронный ресурс] / : Г. Н. Горшенков // автореф. дисс. канд. юрид. наук.: 12.00.08 : Н. Новгород, 1997 441 с. РГБ ОД, 71:98-12/58-8 - Режим доступа:
http: //www.dslib. net/kriminal -pravo/massovo-kommunikativnoe- vozdejstvie-na-kriminologicheskuju-situaciju.html
22 Гурова А.И. Состояние и профилактика преступности в российской федерации : сборник трудов конференции. 2005.-.С.167
23 Евланова О.А. Криминологические проблемы предупреждения преступности некоторые результаты исследования.2014.- №3.-С.34.
24 Жукова Д. А. Сми как фактор формирования новых ценностей / Жукова Д. А. // Теория и практика общественного развития. 2009. - №3. - С. 13.
25 Зубанова Л. Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации / Зубанова Л. Б. // Вестник культуры и искусств. - 2008. - №2. - С. 65.
26 Ивченков С. Г. Механизм воздействия сми на общественное мнение в регионе / Ивченков С. Г. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2008. - № 2 - С. 316.
27 Ивченкова М. С. Роль современных российских сми в процессе формирования гражданского общества / Ивченкова М. С. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология.
Политология.- 2008.- №2. - С.22.
28 Квицинский М. Ю. Социально-политическая ответственность функционирования сми в российском обществе / Квицинский М. Ю. // Армия и общество. - 2007. - № 4. - С. 21.
29 Кержнер М.Ю. профилактика правонарушений средствами СМИ: учебное пособие. Ташкент. - 1975. - С.66.
30 Козлов С. Г. Основные тенденции развития сми в условиях формирования глобального информационного пространства / Козлов С. Г.// Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. №4. - С.88.
31 Крылов A.B. Освещение средствами массовой информации преступности и борьбы с ней / А.В.Крылов // Преступность и культура. М.- 1999.- 0112.
32 Макаревич Э. Ф. Об эффективности коммуникационного воздействия / Макаревич Э. Ф.// Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №5.- С.10.
33 Невский, С.А. О современных проблемах профилактики преступлений / С.А. Невский, Е.Н. Клещина, // Историческая и социально¬образовательная мысль - 2010. - № 2 . - С.8-9.
34 Наумкин, Ю.В. Историко- правовые вопросы использования возможностей массовой информации в укреплении правопорядка / Ю.В. Наумкин, В.Л. Кокарев // Бизнес в законе .Экономико¬юридический журнал - 2012.- №3.- С.44-48.
35 Никуленко А.В. Значение уголовного законодательства в профилактике преступности / Никуленко А.В. : АСВ - г.С - П.-С.174-178.
36 Новиков К. Ю. Средства массовой информации как воздействующая коммуникация / Новиков К. Ю. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2009.- №1. С. 39.
37 Нортхофф Р.А. Руководство по профилактике преступности / Нортхофф Р.А. -Архангельск : 2004.-С.295.
38 Окунева И. О. Приемы речевого воздействия в печатных сми россии,
Великобритании, сша и канады / Окунева И. О. // Политическая лингвистика. - 2011. - №4. - С.16.
39 Осипова Е.С. Виктимогенное воздействие средств массовой информации на население и отдельных граждан / Осипова Е.С. // Труды Академии управления МВД России. - 2012. - № 3 (23).- С.34.
40 Омигов, В.И. Прогноз преступности кэффективное средство противодействия преступности / В.И. Омигов // Юридические записки - 2014. - №1 .- С.55-59.
41 Семерикова, А.А. Роль Конституции Российской Федерации в системе мер предупреждения преступности / А.А. Семирикова // Сервис в России и за рубежом - 2015. - №1(57)/том 9. - С.22-25.
42 Синяпкин, А.Н. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в раскрытии преступлений / А.Н. Синяпкин // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал - 2009.- №2.- С.4- 8.
43 Фещенко, П.Н. Уголовно-правовые аспекты криминологического воздействия на социальную напряженность / П.Н. Фещенко //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета - 2014.- №1. - С.98-100.
44 Чепкасов А. В. О некоторых аспектах воздействия сми на массовое сознание / Чепкасов А. В. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология.- 2012. - № 6. - С.19.
45 Томин В. Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью. Томин В. Т. - Москва :Академия, 1976.- С. 99-104.
46 Цеева С.К. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения / С.К. Цеева // Вестник Адыгейского осударственного университета.2008.- №2.- С.19.
47 Якубов Ц. К. Проблема социальной ответственности СМИ. / Якубов Ц. К. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2012. - №3. - С. 51.
Судебная практика
48 Решение по делу 2-3342/2013 ~ М-212/2013 от 28 февраля 2013 г. [Электронный ресурс] // доступ из справочной системы «Росправосудие».