Введение 3
1 Теоретические основания развития творческого мышления учащихся
первого класса на уроках чтения 6
1.1 Сущность творческого мышления, его характерные признаки 6
1.2 Условия развития и особенности творческого мышления детей
младшего школьного возраста 10
1.3 Особенности организации урока чтения для развития творческого
мышления обучающихся первого класса 16
Выводы по первой главе 19
2 Опытно-экспериментальное исследование упражнений, направленных на
развитие творческого мышления обучающихся первого класса на уроках чтения 21
2.1 Диагностика уровня развития творческого мышления обучающихся
первого класса 21
2.2 Разработка и описание упражнений, направленных на развитие
творческого мышления обучающихся первого класса на уроках чтения 25
2.3. Оценка эффективности разработанных упражнений, направленных на развитие творческого мышления учащихся первого класса на уроках литературного чтения 30
Список использованных источников 36
Приложение А 39
Приложение Б 41
Приложение В 46
Приложение Е 47
Приложение Д 48
Приложение Е 50
Актуальность исследования. В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, в связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Школа - это фундамент развития творческой социально¬адаптированной личности, готовой к труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству продуктов деятельности.
Такой вид мышления, как творческое всегда привлекало особое внимание педагогов и психологов. Исследования таких ученых, как О.К. Тихомирова, Л.С. Выготского, Э. П. Торранса, Я.А. Пономарева, А.Э. Симановского и др. показали, что раннее развитие способности к творчеству - залог будущих успехов. Обучение, направленное на развитие творческого потенциала детей - более продуктивное, результативное, так как выступает предпосылкой успешного усвоения детьми знаний, и способствует саморазвитию учебно-воспитательной деятельности в школе.
Чтение - урок, который предполагает решение творческих задач. У учащихся возрастает познавательный интерес к различным видам деятельности, благодаря возможности проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, задачи всего курса начальной школы - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; важно разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов [5].
Образовательные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать умения и навыки:
- умение задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
- навык анализировать и интерпретировать текст: характеризовать героя произведения, давать оценку поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;
- умение создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации) [5, п. 12.1].
- способность решать проблемы творческого и поискового характера
Из документа национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: реализация планов развития Российской Федерации требует инвестиций в человеческий капитал и успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения [6].
Цель исследования: разработать упражнения, способствующие развитию творческого мышления обучающихся первого класса на уроках чтения
Объект исследования: процесс развития творческого мышления обучающихся первого класса
Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие творческого мышления обучающихся первого класса на уроках чтения мышления обучающихся первого класса, стимулирует их познавательную активность, повышает интерес к учебной деятельности.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. изучить педагогическую и методическую литературу, посвященную развитию творческого мышления; определить особенности творческого мышления обучающихся первого класса и условия его развития;
2. определить особенности организации урока чтения для развития творческого мышления обучающихся первого класса;
3. диагностировать уровень развития творческого мышления обучающихся первого класса, посредством теста Э.П. Торренса;
4. разработать, описать и апробировать упражнения с творческой направленностью, направленные на развитие творческого мышления обучающихся первого класса на уроках чтения и проверить их эффективность.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9, г. Дивногорска.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками, схемами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования творческого мышления учащихся первого класса на уроках чтения нам сделать следующие выводы.
При решении первой задачи была изучена педагогическая и методическая литература, посвященная развитию творческого мышления. В качестве рабочего понятия было выбрано определение О.К. Тихомирова. Продуктивное или творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Таким образом, творческое мышление - это применение неординарного способа решения задачи, в процессе которого возникает новый, необычный продукт, что возможно только благодаря сочетанию характерных признаков творческого мышления: гибкости, беглости, оригинальности и разработанности.
Определены особенности творческого мышления обучающихся первого класса и условия его развития.
Для этого были изучены психологические и педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Сделан вывод, что особенности творческого мышления обучающихся первого класса, заключаются в субъективности, ребенок не критично относится к своему продукту творчества, имеет ограниченный спектр знаний, не владеет всеми навыками мыслительной деятельности, что является первоначальной задачей при развитии творческого мышления.
Благоприятными условиями, для развития творческого мышления обучающихся первого класса, являются: создание ситуации успеха,мотивации учения, комфортной психологической обстановки, целесообразное применение различных форм и методов, разнообразие упражнений творческого типа.
Результат решения второй задачи - определены особенности организации урока чтения, для развития творческого мышления обучающихся первого класса, которые заключаются в применении методик, в зависимости от этапа работы с текстом - до чтения, во время чтения и после чтения: анализа, прогнозирования, выборочного чтения, наблюдения и др. Для стимулирования творческой активности применяют такие методические приемы, как мозговой штурм, комбинированный анализ и образное сравнение.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Дивногорска.
В опытно - экспериментальной работе приняли участие 15 учащихся первого класса, в возрасте 7-8 лет.
На констатирующем этапе опытно - экспериментальной деятельности проведена диагностика уровня развития творческого мышления с помощью теста Э.П. Торренса. По результатам тестирования, были выявлено: только у 1 из 15 учащихся уровень развития творческого мышления по всем показателям немного выше среднего, что составляет 10%; у 4 участников эксперимента уровень развития творческого мышления равняется среднему показателю - 25%; у 6 испытуемых уровень творческого мышления немного ниже среднего - 40%; у 4 учащихся низкий показатель уровня развития творческого мышления, что составляет 25 %.
Исходя из констатирующего этапа опытно - экспериментальной деятельности, сделан вывод, что у обучающихся первого класса по тесту Э.П. Торренса преобладает уровень развития творческого мышления ниже (25%)и немного ниже среднего (40%).
Решения задач формирующего этапа опытно - экспериментальной деятельности позволил разработать, описать и апробировать упражнения, направленные на развитие творческого мышления обучающихся первого класса на уроках чтения.
На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика уровня развития творческого мышления обучающихся первого класса, с целью проверки результативности разработанных упражнений.
По результатам тестирования у 8 из 15 (52 %) учащихся вырос уровень развития творческого мышления.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно - экспериментальной деятельности выявил позитивную динамику в развитии творческого мышления учащихся первого класса: увеличилось число детей с высоким уровнем такого аспекта, как оригинальность, общей уровень развития творческого мышления учащихся первого класса равняется среднему (52 %). С каждым занятием ответы детей становились более оригинальными, вырос интерес к чтению, к познавательной деятельности.
Применение на уроках чтения упражнений, имеющих творческую направленность, способствует развитию творческого мышления обучающихся первого класса, стимулирует их познавательную активность, повышает интерес к учебной деятельности.
Данная гипотеза бакалаврской работы в ходе исследования была подтверждена.
В целом, решение поставленных задач позволило нам достичь, поставленную цель. Нам удалось реализовать апробацию разработанных упражнений, направленных на развитие творческого мышления учащихся первого класса, и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём.
1. Золотова М. В. Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения: научно-методический электронный журнал / М.В. Золотова - Новосибирск: 2015. - 60 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие /Л.С. Выготский - Москва: 1999. - 534 с.
3. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека: психологический журнал / В.Д. Шадриков - Москва: изд-в Соврем. гуманитар. ун-та 1983. - 188с.
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина; Концепт 2013. - Режим доступа - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
5. ФГОС Начального общего образования (1-4 Кл) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373 (в ред. от 31.12.2015)/Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: йНр://минобрнауки.рф/документы/922
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: указ Президента РФ от 21 января 2010 г. ПР-271 - Режим доступа http:// пpeзидeнт.pф>news/6683
7. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест Е. Торренса/ Е.Е. Туник - Москва: комплексная психодиагностика 2006. - 176 с.
8. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.К. Тихомиров - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с
9. Педагогический энциклопедический словарь / Ел. ред.Б.М. Бим-Бад. - М.: 2002. - 528 с..
10. Пономарев Я.А. Психология творчества. / Я.А. Пономарев - М.: Издательство "Наука", 1976.- 302 с.
11. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич - Минск: Современное Слово, 2005. - 720 с
12. Мамардашвили М.К. «Эстетика мышления» из книги «Филосовские чтения» / М.К. Мамардашвили - Спб.: Азбука - классика, 2002. - 832 с.
13. Рысь Ю.И.Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий - М.: Акдемический проект, 2002. - 320с.
14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский - Ярославль: "Академия развития". 1996. - 192с.
15. Способности и склонности: учеб. пособие, под ред. Е.Н. Еолубевой. - М.: Просвещение, 1998. - 165с.
16. Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. Высш. Учеб. заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Владос-Пресс, 2003.- 400с.
17. Еурова, Л.Л. Психология мышления / Л.Л. Еурова - М., 2005. - 137с.
18. Березина В.Е. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / В.Е. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 1995. - 60 с.
19. Ильин Е. П. психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2012. - 448с.
20. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа: вестник Сургутского государственного педагогического университета / В.В. Утёмов - Сургут: 2011. - 100с.
21. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский - М.: 1999
22. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Еромолаева - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.
23. Матюшкин, А. М. Психология мышления / А. М. Матюшкин - М.: Прогресс, 1965. - 190 с.
24. Шиян О.А. - Развитие творческого мышления. Работаем по сказке: методическое пособие/ О.А. Шиян - Москва: 2012. - 93 с.