АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования имиджа региона 5
1.1 Имидж региона как драйвер социально-экономического развития 5
1.2 Обзор научных исследования в области имиджа региона 11
2 Факторная модель имиджа региона 27
2.1 Анализ факторов, воздействующих на имидж Томской области 27
2.2 Разработка комплекса мероприятий, направленных на улучшение имиджа Томской
области 38
3 Маркетинговый план по улучшению имиджа Томской области 46
3.1 Формирование благоприятного имиджа Томской области с применением технологий инвестиционного маркетинга территории 46
Заключение 55
Литература
Актуальность темы исследования. Усиление конкуренции во второй половине XX- го столетия между регионами привело к возникновению нового направления конкурентной борьбы за приток инвестиций. В современных условиях российские регионы формируют инвестиционную политику, которая становится приоритетным направлением администрации и бизнеса в отношении рыночных преобразований и инвестиционной привлекательности региона. Однако формирование только инвестиционной политики не позволит решить все проблемы и противоречия, которые назрели в российских регионах. В создавшихся условиях конкурентной борьбы между территориями за приток инвестиций, именно положительный имидж региона обеспечивает привлечение ресурсов на территорию. Президент страны определил имидж региона, как главный критерий оценки государственных руководителей всех уровней.
В современных условиях экономической интеграции всех субъектов рынка положительный имидж региона становится важным ресурсом с позиции устойчивого развития территорий и российской экономики в целом. Привлекательный имидж региона является основой формирования инвестиционной привлекательности региона в совокупности отражают комплексную (количественную и качественную) оценку территории.
К моменту написания выпускной квалификационной работы накоплен значительный теоретический и практический материал, посвящённый вопросам влияния имиджа региона на его инвестиционную привлекателность. Хочется отметить следующих авторов, которые раскрыли данную проблему и помогли в написании данной выпускной квалификационной работы: Долгова И.В., Луценко Е.Л., Николаева П.С., Голик А.С., Напалкова И.Г., Курочкина К.В., Намятова Л.Е., Третьякова Л.А., Ерохина Е.В., Мычка С.Ю., Федоляк В.С., Сулиманова Е.Д. и многие другие.
Цель бакалаврской работы - на основании анализа технологии формирования имиджа региона разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового комплекса Томской области.
Исходя из обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты формирования имиджа региона;
2. Провести анализ факторной модели имиджа региона;
3. Разработать маркетинговый план по улучшению имиджа Томской области.
Объектом исследования выступает Томская область и ее имидж.
Предметом исследования являются методы и инструменты формирования положительного имиджа региона и ее взаимовлияние на инвестиционную привлекательность.
При подготовке дипломной работы применялись общенаучные методы, статистические методы, сравнительный анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения выводов, представленных в виде конкретных предложений, которые позволят повысить имидж Томской области.
Имидж территории становится важным инструментом развития привлекательности регионов России. Активное инвестиционное развитие территории является важнейшим приоритетом органов федеральной и региональной власти.
Имидж территории, как предмет изучения, приобретает все большую значимость в условиях инновационного развития экономики. Это связано с тем, что в рыночных условиях регион использует имидж как инструмент привлечения ресурсов. Расширено сущностное представление о понятии «имидж региона», под которым понимается образ социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социо-культурных предпосылок, определяющих инвестиционную привлекательность региона; проведена взаимосвязь между понятиями «имидж региона» и «инвестиционная привлекательность региона», позволяющая раскрыть сущность влияния имиджа на восприятие региона инвестиционный сообществом. Учитывая специфику восприятия инвестором региона, состоящую из качественно-эмоциональной и количественной оценки, в данной работе рассматривается процесс формирования имиджа во взаимодействии инвестиционной привлекательности региона и проводимой политикой социально¬экономического развития региона, его инвестиционной политики.
Имидж региона представлен через комплекс мероприятий, проводимых в той или иной сфере деятельности региона и направленные на улучшение качества показателей, а так же через раскрытие потенциалов региона, на которые инвестор в первую очередь обращает внимание при выборе территории для инвестирования.
При решении поставленных задач в выпускной квалификационной работе был проведен анализ социально-экономического развития Томской области, который показал слабые и сильные стороны региона, выявил тренды развития основных показателей социально-экономического развития, основные проблемы региона в формировании привлекательного имиджа. Однако формирование только сильного социально-экономического развития в Томской области не позволит решить все проблемы и противоречия, которые назрели в формировании образа Томской области.
В создавшихся условиях конкурентной борьбы между регионами за приток инвестиций, именно имидж региона обеспечивает привлечения ресурсов на территорию.
Имидж региона определяет его экономическую, политическую, социальную перспективу. В каждом субъекте страны должен иметь целенаправленную программу формирования позитивного имиджа региона. В противном же случае, имидж будет формироваться самостоятельно и нерегулируемо, что приведет к негативному результату.
Инвестиционную привлекательность Томской области определяют такие факторы, как льготный налоговый режим для инвесторов, наличие в области значительных запасов полезных ископаемых и сырьевых ресурсов (топливно-энергетические, лесные ресурсы), высокоразвитый научно-технический комплекс. Стоит отметить, что наиболее привлекательными для инвестиционных вложений являются нефтедобывающая и газовая отрасли.
Стоит обратить особое внимание на решение проблем, снижающих инвестиционный имидж Томской области, прежде всего - низкую эффективность предпринятых мер для подержания институционального потенциала, слабо развитую система мер поддержки в кризисные времена малых и средних предприятий Томской области, недостаточно развитый инновационный потенциал и его низкая готовность к переходу Томской области от промышленной специализации к инновационной, большая финансовая нагрузка на субъекты экономического рынка области.
Анализ ситуации показал, что в настоящее время Томская область все больше позиционируется, как научно-образовательный центр с относительно развитой экосистемой для развития исследований, разработок, мелкосерийного наукоемкого производства. Наличие мощной образовательной базы, интегрированной в международную среду, и развитая инновационная инфраструктура являются одними из важнейших конкурентных преимуществ по отношению к другим российским регионам. Эти аспекты широко используются при продвижении позитивного имиджа и бренда Томской области, что влияет на развитие деловых и культурных связей, а также повышение информированности потенциальных инвесторов об инвестиционном потенциале Томской области.
Концепция региональной инвестиционной маркетинговой стратегии является методом повышения узнаваемости региона, создания положительного образа, имиджа; улучшение показателей инвестиционной привлекательности; повышение качества жизни населения региона; рост инвестиций в экономику региона; повышение качества менеджмента всех звеньев регионального маркетинга. Детально разработанная региональная маркетинговая стратегия и сосредоточение функций маркетинга региона в обособленный центр для непосредственной реализации стратегии будет способствовать улучшению имиджа территории, региона и муниципалитета, «открытости» для внешних субъектов и связей, а также повышению инвестиционной привлекательности региона.
1. Стратегия социально-экономического развития Томской области на период
до 2030 года [Электронный ресурс]: приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 01.07.2021 № 2988 // Официальный интернет-портал Администрации Томской области. URL: https://tomsk.gov.ru/strategija-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija- tomskoj -oblasti-na-period-do-2030-goda-v-red-ot-01072021 -2988 (дата обращения:
10.04.2022)
2. Бодрова Ж. А. Повышение конкурентоспособности территорий на основе инвестиционного маркетинга / Ж. А. Бодрова, М. П. Логинов // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15. - № 5(440). - С. 859-868.
3. Букрина А. В. Имидж Томской области и способы повышения инвестиционной привлекательности региона / А. В. Букрина, И. С. Хабирова // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме : VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых, Томск, 05-06 декабря 2013 года / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. - С. 10-11.
4. Важенина И.С. Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества региона / И.С. Важенина // Управленец. - 2010. - №5-6 (9-10). - С. 4-9.
5. Василенко И. А. Имиджевая политика российских регионов: актуальность ребрендинга // Государственная служба. 2012. №1 (75).
6. Визгалов, Д.В. Маркетинг города [Текст]/ Д.В. Визгалов. - М.: Фонд «Институт экономики города»,2010. - 110 с
7. Вилков А. А. Политическая технология брендирования региона как возможность формирования его положительного имиджа и повышения инвестиционной привлекательности / А. А. Вилков, Е. И. Тимофеев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2019. - Т. 19. - № 3. - С. 304-311.
8. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003.
9. Долгова И. В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций // ЭПП. 2013. №3.
10. Дунаева А. И. Обеспечение инвестиционной привлекательности региона путем формирования имиджа территории / А. И. Дунаева // Общество и цивилизация. -
2015. - Т. 1. - С. 69-72
11. Ерохина Е. В. Инвестиционный имидж и инвестиционная привлекательность региона - возможности развития / Е. В. Ерохина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017.
- № 2. - С. 81-93.
12. Железняк О. Имидж и брендирование территории: модный тренд и/или актуальный дискурс современной жизни и культуры / О. Железняк // Проект Байкал. - 2018.
- Т. 15. - № 58. - С. 44-49. - DOI 10.7480/projectbaikal.58.1393.
13. Каленская Н. В. Влияние маркетинга территории на инвестиционную привлекательность региона / Н. В. Каленская, Х. М. Салихов // Казанский экономический вестник. - 2019. - № 5(43). - С. 92-98.
14. Карвицкая Г. В. Использование инструментов территориального маркетинга в регионе: оценка эффективности / Г. В. Карвицкая // Дискуссия. - 2016. - № 1(64). - С. 30-36.
15. Кольчига А. А. Совершенствование имиджа Алтайского края как элемента его инвестиционной привлекательности / А. А. Кольчига // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2010. - № 6. - С. 19-22.
...60