Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СООБЩЕСТВ СЛАВЯНСКИХ НЕОЯЗЫЧНИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Работа №182340

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы81
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Неоязыческие сообщества: генезис, особенности и специфика их существования 10
1.1 Славянское язычество: определение и история, зарождение неоязыческих сообществ 10
1.2 Сообщество: подход к определению и виды 18
1.3 Неоязыческие сообщества: социальная идентификация, ценностные ориентиры неоязычников,
типы неоязычников и их поведенческие практики 22
Глава 2. Основные особенности славянских неоязыческих сообществ в социальной сети 26
2.1. Цифровая антропология 26
2.2 Основные характеристики изучаемых сообществ 29
2.3. Основной контент сообщества и коммуникация между участниками 47
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложение 68

Исследовательский интерес к изучению особенностей неоязыческих сообществ в социальных сетях обусловило несколько обстоятельств. Первый связан с ростом популяризации в различных интернет-сообществах и площадках распространение необычных теорий заговора как по содержанию, так и по форме. Например, касающегося русского прошлого, согласно данной теории 1, Петр 1 меняет календарь по причине того, что его европейские наставники пытаются переписать историю великой победы, которая произошла 7524 лет назад. Древние русы в тяжелейшей битве победили дракона, который издревле считался образом и символом Китая. По идее авторов данной теории, Петр пытался переписать историю «победы» русов ради того, чтобы мир забыл об их великой победе и великом прошлом. В качестве одного из своих «аргументов» автор приводит всем известную икону. На данной иконе (рисунок 1) видно, как Георгий Победоносец поражает неизвестного змея копьем в его пасть. Если же смотреть на трактовку автора теории о ранней истории русов, то можно узнать, что на самом деле на данной иконе изображается та самая «победа» древних русов в борьбе против китайского змея.

Рисунок 1. Икона «Чудо Г еоргия о змие»2

1 Победа Славян над Аримией (Китаем) и Сотворение Мира 7524 лето назад. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/wall-69222461 412989. Дата обращения (12.04.2024)
2 Икона Чудо Георгия о змие [Электронный ресурс] URL: https://ru.pinterest.com/pin/pingl-par-sur-fa-- 372813675403294671/. Дата обращения (12.04.2024)
Затем автор продолжает в дальнейшем приводить аргументы о том, как государство пытается переписывать не только историю, но и менять сам русский язык. Так, согласно мнению автора теории, из русского алфавита пропадает буква i, потому что она символизирует чуждый данному миру символ, символ божественного, вселенского луча.
Финальным аргументом автора теории является сравнение данной «победы» с победой в Великой Отечественной войне в 1945 году, как бы сравнивая попытки всего мира забыть и оболгать вклад СССР в итоги ВОВ, так и в случае с великой победой древних русов над древним Китаем.
Данные теории продолжают распространятся и не в стандартных форматах. Например, в меме «Русы против ящеров » (рисунок 2)
16-ти летний шкет пытается |/|Л
напугать меня своей IVIOzi
новой личностью
Человека-ящера ЛИЧНОСТЬ

Рисунок 2. Мем "Русы против ящеров"4

В нем обличается теория заговора о противостоянии русских и ящеров- рептилойдов, которые заполонили землю и пытаются захватить мир через известных мировых лидеров, а Россия и русские последний оплот войны против инопланетных захватчиков. Мем стал популярен и по его мотивам была даже выпущена видеоигра «Русы против ящеров » на площадке для продажи видеоигр «Steam», а также готовится мобильный спин-офф.

Рисунок 3 Официальная обложка видеоигры "Русы против ящеров"6

Все описанные мной выше события связаны со славянским неоязычеством. Обратившись к литературе по теме, связанной с присутствием славянского неоязычество в современном российском информационном пространстве мной, было выявлено недостаточная изученность данного явления.
Советский союз под конец своего существования консолидировал в себе огромное количество проблем, которые привели его к трагичному для населения концу. Политический и экономический кризис, идеологический тупик государства, усталость населения от цензуры и социалистического образа жизни привели государство к ряду реформ, одной из таких реформ является политика «Гласности», политика максимальной открытости государства и свободы информации. Благодаря данной политике в еще Советской России получили распространение так называемые «новые религиозные движения». «Новые религиозные движения» (в дальнейшем «НРД»), не является универсальным термином для того огромного количества новых религиозных культов, появившихся уже в разваливающимся Советском союзе. Само понятие «НРД» относится к западным религиозным культам, которые получили распространение в 1970-1980 года ХХ века, посредством тренда на секуляризацию, антитрадиционализм, глобализацию. «НРД» несут в себе радикальное отторжение от общепринятой доктрины устоявшихся авраамических религий, вводят различные нововведения, но также и могут основывать свой культ на примере одной из классических религий, например, как Церковь объединения , Церковь Христа и т.д. Одно из исключений правила о том, что зачастую «НРД» основывается на уже существующей классической религии, является неоязыческое движения в различных странах. Русское славянское неоязыческое движение попадает под список «НРД», так как несет в себе ряд отличительных и характерных для них вещей, секуляризация, отторжения глобализации, возвращение к «истокам», пропаганда любви к природе и т.д.
На момент развития уже идей славянского неоязычества, лидеры различных общин начинали укреплять свое положение в обществе развалившегося Советского Союза, закрепляя свое новое и высокое положение среди политических, религиозных элит нового Российского государства. В этот список входят такие люди как: Александр Белов (волхв Селидор), Николай Сперанский (волхв Велемир), Александр Хиневич (Коловрат) и другие, не менее важные для данной темы люди, доказывающие значимость их положения среди обычных граждан в девяностые годы XX века.
К таким «новым религиозным движениям» относится русское неоязычество в России. В научной и исследовательской литературе нет единого общепринятого определения термина «неоязычества»., в рамках данной исследовательской работы под неоязычеством, мы будем понимать определение, сформулированное известным российским этнографом В.А. Шнирельманом. Неоязычество «общенациональная религия, которая искусственно создается городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения «национальной духовности ». Цель исследования состоит в выявлении особенностей сообществ славянских неоязычников в социальных сетях.
Объектом данной исследовательской работы являются сообщества славянских неоязычников в социальной сети Вконтакте.
Мы используем сообщества, зарегистрированные во «Вконтакте». Выбор «Вконтакте» обусловлен рядом причин, которые выдвигают его на первое место для того, чтобы он был использован в качестве основного источника. Первая причина состоит в том, что «Вконтакте» является давно устоявшейся социальной сетью с огромным количеством активных пользователей от детского возраста до пенсионного, в отличие от «Одноклассников». Вторая причина — это доступность информации, интерфейс социальной сети позволяет найти нужную для анализа информацию, он никак не ограничен в отличие от «Telegram» или же их собственных сайтов и форумов. В выборку для анализа вошли 6 сообществ.: - «Ф ВЕДИЧЕСКОЕ РОДНОВЕРИЕ J », «Родноверие Славян », «0^ ВЕДАРА ^0 », «ТОПОЛЬ • ЯЗЫЧЕСТВО • СЛАВЯНЕ », «ВЬлесовЪ КругЪ », «ВСЯ ПРАВДА О РУСАХ ». Выбор данных сообществ для анализа был обусловлен следующими факторами.
Первый - группа должна быть «живой», то есть посты в группе должны выкладываться на регулярной основе, пользователи оставляют комментарии, нет ботов, мало или отсутствует рекламный контент.
Второй - Количество подписчиков должно пропорционально относиться к количеству комментариев, обсуждений, постов и прочих активностей в группе.
Третий - группа существует более одного года.
Четвертая - основная деятельность группы должна быть популярно-просветительской или же информационной, т.е. это не должен быть магазин, образовательное учреждение, экстремистское сообщество.
Предметом являются особенности изменения процесса формирования идентичности и выстраивания коммуникации в сообществах славянских неоязычников в социальной сети
Первая задача состоит в изучении исследовательской и научной литературы о славянском язычестве.
Второй задачей является анализирование основных подходов в определении сообщества и цифровой этнографии.
Третья задача основана на попытке выявления и описания основных особенностей процесса формирования идентичности и выстраивания коммуникации славянских неоязыческих сообществ в социальных сетях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении своей выпускной квалификационной работы, необходимо сформулировать ряд выводов, по итогам проведенного исследования.
Нам удалость проследить историю генезиса неоязыческих сообществ в первой главе, нам известен путь от зарождения и перехода групп из офлайн формата в онлайн. Также определены основные подходы к определению сообщества. За основу взята компиляция определения сообщества, в которой оно выступает как группа людей, связанная интересом к одной тематике , внутри группы взаимоотношения построены на близких для человека связях или проявлением симпатии друг к другу. Также мы рассмотрели основные подходы в цифровой антропологии, которые были также важны для нашего исследования. Исходя из этого, мы можем произвести полноценный анализ и описание особенностей построения идентичности и процесса коммуникаций славянских неоязычников в социальной сети Вконтакте.
По итогам проведенного анализа, мы можем сделать выводы об особенностях репрезентаций, построения коммуникаций славянских неоязыческих сообществ в социальных сетях.
1. Оформление сообществ в основном выдержано в едином стиле. Общая направленность иллюстраций или фотографий имеет единый характер и связано со славянской тематикой. Изображение людей в традиционной славянской одежде, красивые пейзажи природы или фотографии на ее фоне. Аватар или обложка сообщества может содержат сопровождающая надпись, которая выполнена шрифтом в стиле «древнеславянского». На некоторых аватарах присутствуют ведические символы или астрологический календарь.
2. Описание сообществ устроенно так же в едином формате. Оно содержит сообщение о том, как сообщества со стороны взгляда автора себя позиционирует и для кого, этими двумя подпунктами можно сделать вывод о том, как авторы сообществ пытаются выстроить коллективную идентичность сообщества с помощью средств и функций интернет-сайта.
3. Подразделы сообщества, не вынесенные на главную страницу с постингом, содержат в себе ряд ячеек, которые по своей сути повторяются из группы в группу. Статьи, содержащиеся в них, отправляются в свой подраздел с основной страницы группы и их направленность построена на интересный фактах или же повествовании об прошлом славян, фольклорных данных, а также описание праздников и обрядов древних славян. Раздел фотографий наполнен рядом изображений, которые связанны между собой единой неоязыческой тематикой. Музыка и видео полностью посвящены неоязычеству, ведизму, а также патриотической теме. Раздел обсуждений представляет из себя ценный для нас материал, так как является сборником комментариев определенной тематики.
4. Посты в сообществах имеют общий мотив повествования, а также не сильно отличаются между друг другом. Зачастую темы повторяются, и участники реагируют на поднятие темы либо комплементарно, либо негативно и вызывающе, так как тема может являться для них важной, и они резко не согласны с подходом. Темы, вызывающий наибольший отклик у аудитории сообществ: природа, трезвый образ жизни, воспитание, положение гендерных ролей в семье и во взаимоотношениях, идея истины и правды.
5. Коммуникация в сообществе выстроена вокруг обсуждений тем постов, высказывания собственных мнений или же дискуссий построенных вокруг этих тем, так как достоверных источников в теме неоязычестве не присутствует, то и возникают споры о достоверности информации. Антагонистом в сообществах зачастую выступают разные люди, не на постоянное основе. Темы их сообщений строятся на резком непринятий идей неоязычества и тому подобного.
Мы можем сделать вывод о том, что построение идентичности и коммуникации в интернет-пространстве носит разный характер чем в сообществах офлайн формата. Построение идентичности в интернет- пространстве специфично и имеет свои особенности, которыми авторы и участники пользуются в процессе формирования взглядов. Дизайн оформления сообществ и личных страничек, стиль письма и терминология характерная для сообщества.
Коммуникация в интернет-пространстве также имеет ряд своих уникальных особенностей. Это выраженно в том, что коммуникация между участниками сообществ в интернете позволят вести долгую переписку. Допустим, ситуация дискуссии и ссоры может затягиваться на очень долгое время, так как оппоненты имеют возможность заняться сбором известной информации. Также разногласия в сообществе могут начаться куда легче по сравнению с офлайн форматом, так как онлайн сообщества имеют вход свободный и единственное, что тебе угрожает это блокировка со стороны администратора группы. Войти и выйти из тематического сообщества, которое по большей части мало чем отличается от других таких же куда легче, чем в офлайн формате. В офлайн формате количество и степень открытости сообщества не позволяет производить вход и выход в легком формате.
Таким образом, мы можем удостовериться в том, что цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.



1. $ Ведическое родноверие $. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/vedicheskoe rodnoverie. (Дата обращения 03.04.2024.)
2. 0^ Ведара ^0. [Электронный ресурс] URL:
https://vk.com/vvedara. (Дата обращения 03.04.2024)
3. 7500 лет Древней Руси. История одного обмана. [Электронный ресурс] URL: https://dzen.ru/a/YA7UWM0JjkaxR9ay. (Дата обращения 03.04.2024)
4. Азбука для детей и их родителей. [Электронный ресурс] https://subscribe.ru/group/10-v-polzu-istinyi/12724311/. Дата обращения (08.06.24)
5. Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е - 1980-е. В 3-х томах. М., 2005. Т.2. - 454 с.
6. Белинский В. Г. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Том первый. - М: «Художественная литература», 1979 - 8 с.
7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 808 с.
8. Вопросы истории доклассового общества: сборник статей к пятидесятилетию книги Фр. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» / Академия Наук СССР; Труды института антропологии, археологии и этнографии. Т. IV.; [ред. А. М. Деборин, И. И. Мещанинов, Я. П. Алькор и др.; отв. ред. А. М. Деборин]- Москва, Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1936. - 959 с.
9. Вся правда о русах. [Электронный ресурс] UR: https://vk.com/vsya pravda o rusah (Дата обращения 03.04.2024)
10. ВБлесовЪ КругЪ. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/vieles krug. (Дата обращения 03.04.2024)
11. Глинка Г.А. Древняя религия славян. - Издательство:
Миттава, 1804 - 76 с.
12. Древние русы против ящеров: как псевдоистория
профессора Багирова разошлась на мемы. [Электронный ресурс] URL: https://journal.tinkoff.ru/voda-iz-baikala/. (Дата обращения 03.04.2024)
13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. - 575 с.
14. Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология. М., 1810 - 96_ с.
15. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1.Кн.1 : Процесс производства капитала / Маркс Карл; предисловие Ф. Энгельса; перевод И. И. Степанова-Скворцова. - Москва: Политиздат, 1967. - 908 с.
...32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ