РАЗРАБОТКА ESG-СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ
|
Введение 3
1 ESG-подход в системе менеджмента компаний 6
1.1 Понятие ESG-факторов и их роль в процессе принятия инвестиционных
решений 6
1.2 Влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую
результативность корпоративного сектора 12
1.3 Этапы разработки и внедрения стратегии ESG-развития бизнеса 17
2 Российский и зарубежный опыт разработки и реализации ESG-стратегий 23
2.1 Достижения мирового сообщества и корпоративного сектора в развитии ESG-
повестки 23
2.2 ESG-стратегии зарубежных и отечественных компаний и опыт их внедрения 33
3 Разработка ESG-стратегии для компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр» 50
3.1 Общая характеристика компании и выявление драйверов ее ESG-
трансформации 50
3.2 Расчет ESG-рейтинга и определение сильных сторон и приоритетов развития
компании 57
3.3 Формулирование ESG-стратегии компании 61
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Оценка ESG-факторов компании «Эко-фабрика Сибирский кедр» за 2022 г
1 ESG-подход в системе менеджмента компаний 6
1.1 Понятие ESG-факторов и их роль в процессе принятия инвестиционных
решений 6
1.2 Влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую
результативность корпоративного сектора 12
1.3 Этапы разработки и внедрения стратегии ESG-развития бизнеса 17
2 Российский и зарубежный опыт разработки и реализации ESG-стратегий 23
2.1 Достижения мирового сообщества и корпоративного сектора в развитии ESG-
повестки 23
2.2 ESG-стратегии зарубежных и отечественных компаний и опыт их внедрения 33
3 Разработка ESG-стратегии для компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр» 50
3.1 Общая характеристика компании и выявление драйверов ее ESG-
трансформации 50
3.2 Расчет ESG-рейтинга и определение сильных сторон и приоритетов развития
компании 57
3.3 Формулирование ESG-стратегии компании 61
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Оценка ESG-факторов компании «Эко-фабрика Сибирский кедр» за 2022 г
Вызовы окружающей среды требуют переосмысления и обновления системы управления бизнеса, стратегии его поведения. Цели, ценности и принципы компании должны отвечать новым сформулированным требованиям и ожиданиям общества, которым необходимо следовать для того, чтобы в контексте тесного международного взаимодействия оставаться конкурентоспособным субъектом, который сможет обеспечить свое существование и устойчивость в будущем. У компаний появляются не только внутренние стимулы присоединяться к всеобщему курсу на устойчивость, но и внешние в виде различных заинтересованных лиц, ожидающего социально-ориентированного, ответственного подхода к ведению бизнеса.
Современное общество инвесторов понимает, что в контексте международной повестки уже недостаточно опираться на стандартную финансовую отчетность, поэтому формируется спрос на нефинансовую информацию. Глобальное потепление, борьба с бедностью, ухудшение состояния окружающей среды на фоне роста благосостояния развитых стран вынуждает международное сообщество вовлекать ресурсы бизнеса в решения глобальных проблем, параллельно вводя в практику новые критерии оценки деятельности компаний в качестве ответа на современные вызовы выступают ESG- факторы, которые помогают оценивать деятельность компании и учитывать ее вклад в устойчивое развитие. В связи с этим все больше компаний, стараясь соответствовать требованиям инвесторов и других заинтересованных лиц, внедряют управление по ESG- критериям для максимально комплексного регулирования важнейших для общества областей. Именно поэтому формирование эффективной ESG-стратегии, которая поможет более комплексно управлять ESG-трансформацией компании, является актуальной темой для исследования на сегодняшний день.
Объект исследования - организация деятельности компаний с опорой на ESG- критерии. Предмет исследования - стратегические установки компании в процессе ESG- трансформации.
Целью работы является формирование ESG-стратегии и плана ее реализации для российской компании на основе оценки ESG-факторов и анализа лучших практик ESG.
Задачи работы:
1. Изучить концепцию ESG-инвестирования и определить ее значение для бизнеса.
2. Рассмотреть зарубежную и российскую практику разработки корпоративной стратегии по ESG-критериям.
3. Определить текущий уровень развития ESG-практик в России и за рубежом.
4. Дать оценку существующему этапу ESG-трансформации компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр».
5. Разработать ESG-стратегию для компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр» на основе анализа ресурсов и выбора приоритетов развития.
Методы исследования: анализ специальной, методической и справочной литературы, систематизация и сравнение информации, статистический анализ данных, опросы, обобщение результатов, моделирование процессов.
Объем и структура работы обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой расположения в ней материала. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты концепции ESG, ее влияние на современное сообщество инвесторов и корпораций, а также этапы ESG- трансформации. В результате определено значение факторов ESG для бизнеса, рассмотрены особенности управления по ESG-критериям.
Во второй главе представлен опыт внедрения и реализации ESG-стратегии отечественными и зарубежными компаниями, в результате чего формируется представление об ошибках и необходимых ресурсах, а также об этапах и результатах ESG- трансформации.
Третья глава посвящена разработке ESG-стратегии для компании «Эко-фабрика Сибирский кедр». Работа начинается с проведения стратегического анализа, выявления драйверов ESG-трансформации компании, анализа и оценки ее ESG-факторов. Результатом работы являются сформулированные стратегические установки компании и план реализации ESG-стратегии.
Степень разработанности проблемы: при написании теоретического материала использовалась учебная литература, научные и публицистические статьи по рассматриваемой теме преимущественно российских авторов (А. Т. Зуб, Е. О. Вострикова, Д. Р. Стоцкая, С. А. Баглаева, О. В. Андреева и др.), нефинансовые отчеты компаний, информация официальных сайтов компаний (в том числе компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр») и международных организаций. Практическая часть исследования основана на информации об ESG-рейтингах зарубежных и российских рейтинговых агентств, а также отчетах о проводимых исследованиях компании PwC, Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП), отчетах исследование рынка маркетинга группы Dentsu Group, тематических презентациях ESG от группы компаний СБЕР, публикациях ВШЭ, методических рекомендациях Банка России.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности компании «Эко-фабрика Сибирский кедр» при формулировании стратегических установок и выработке стратегических целей и задач, формировании стратегии развития.
Современное общество инвесторов понимает, что в контексте международной повестки уже недостаточно опираться на стандартную финансовую отчетность, поэтому формируется спрос на нефинансовую информацию. Глобальное потепление, борьба с бедностью, ухудшение состояния окружающей среды на фоне роста благосостояния развитых стран вынуждает международное сообщество вовлекать ресурсы бизнеса в решения глобальных проблем, параллельно вводя в практику новые критерии оценки деятельности компаний в качестве ответа на современные вызовы выступают ESG- факторы, которые помогают оценивать деятельность компании и учитывать ее вклад в устойчивое развитие. В связи с этим все больше компаний, стараясь соответствовать требованиям инвесторов и других заинтересованных лиц, внедряют управление по ESG- критериям для максимально комплексного регулирования важнейших для общества областей. Именно поэтому формирование эффективной ESG-стратегии, которая поможет более комплексно управлять ESG-трансформацией компании, является актуальной темой для исследования на сегодняшний день.
Объект исследования - организация деятельности компаний с опорой на ESG- критерии. Предмет исследования - стратегические установки компании в процессе ESG- трансформации.
Целью работы является формирование ESG-стратегии и плана ее реализации для российской компании на основе оценки ESG-факторов и анализа лучших практик ESG.
Задачи работы:
1. Изучить концепцию ESG-инвестирования и определить ее значение для бизнеса.
2. Рассмотреть зарубежную и российскую практику разработки корпоративной стратегии по ESG-критериям.
3. Определить текущий уровень развития ESG-практик в России и за рубежом.
4. Дать оценку существующему этапу ESG-трансформации компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр».
5. Разработать ESG-стратегию для компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр» на основе анализа ресурсов и выбора приоритетов развития.
Методы исследования: анализ специальной, методической и справочной литературы, систематизация и сравнение информации, статистический анализ данных, опросы, обобщение результатов, моделирование процессов.
Объем и структура работы обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой расположения в ней материала. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты концепции ESG, ее влияние на современное сообщество инвесторов и корпораций, а также этапы ESG- трансформации. В результате определено значение факторов ESG для бизнеса, рассмотрены особенности управления по ESG-критериям.
Во второй главе представлен опыт внедрения и реализации ESG-стратегии отечественными и зарубежными компаниями, в результате чего формируется представление об ошибках и необходимых ресурсах, а также об этапах и результатах ESG- трансформации.
Третья глава посвящена разработке ESG-стратегии для компании «Эко-фабрика Сибирский кедр». Работа начинается с проведения стратегического анализа, выявления драйверов ESG-трансформации компании, анализа и оценки ее ESG-факторов. Результатом работы являются сформулированные стратегические установки компании и план реализации ESG-стратегии.
Степень разработанности проблемы: при написании теоретического материала использовалась учебная литература, научные и публицистические статьи по рассматриваемой теме преимущественно российских авторов (А. Т. Зуб, Е. О. Вострикова, Д. Р. Стоцкая, С. А. Баглаева, О. В. Андреева и др.), нефинансовые отчеты компаний, информация официальных сайтов компаний (в том числе компании ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр») и международных организаций. Практическая часть исследования основана на информации об ESG-рейтингах зарубежных и российских рейтинговых агентств, а также отчетах о проводимых исследованиях компании PwC, Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП), отчетах исследование рынка маркетинга группы Dentsu Group, тематических презентациях ESG от группы компаний СБЕР, публикациях ВШЭ, методических рекомендациях Банка России.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности компании «Эко-фабрика Сибирский кедр» при формулировании стратегических установок и выработке стратегических целей и задач, формировании стратегии развития.
Ответственный подход компании к инвестированию базируется на комплексном анализе рыночного потенциала активов компании, ее финансового положения, а также нефинансовых факторов, которые могут существенно повлиять на устойчивость портфеля инвестиций субъекта. ESG-факторы помогают охарактеризовать ключевые характеристики приоритетных для ответственного бизнеса направлений, поэтому их анализ позволяет выявить потенциал и возможности компании, оценить устойчивость к рисками, качество управления ими и принять инвестиционное решение. Эксперты в области ESG не пришли к единому определению для ESG-инвестирования, поэтому для бизнеса данная концепция также по-прежнему вызывает множество вопросов и дискуссий. Компании воспринимают ESG как конкретные аспекты и показатели, согласно которым бизнес организует управление своим устойчивым развитием и тем самым присоединяется к экосистеме ESG.
Существует множество стимулов, благодаря которым компании активно включают информацию по ESG-факторам в свою отчетность и формировать ESG-стратегию. Среди них доказанное многочисленными исследованиями улучшение финансового состояния компании в долгосрочной перспективе, обретение репутации надежного и ответственного инвестора, получение государственной поддержки, открытие новых инвестиционных возможностей и возможностей эффективного партнерства. Изменение модели потребления, приверженность новых поколений к ответственным компаниям и натуральной продукции, заинтересованной инвесторов в компаниях с ответственными практиками, также являются особенностями сегодняшнего этапа развития общества. Все это выступает драйверами ESG-трансформации компаний.
Сегодня для создания ESG-стратегии достаточно опираться на общеизвестные этапы формулирования стратегии - стратегический анализ, выбор среди альтернатив, реализация. Как в России, так и за рубежом по-прежнему существуют проблемы перехода к данной концепции ввиду слабой осведомлённости об ESG-повестке, отсутствие специалистов в этой области, приоритетность привычных направлений развития, непонимание необходимости внедрения управления по ESG-факторам и т.д. В России ESG- инвестирование - достаточно новая для российского бизнеса тема, однако уже сейчас есть достойные ESG-практики в основном у компаний из стратегически важных отраслей, когда в зарубежных странах лучшие практики показывают IT-сфера, сфера услуг, производства продукции первичной и вторичной необходимости и т.д.
Общий бенчмаркинг был основан на выборке компаний из 2-х международных и 1¬го российского рейтинга, а также одной российской компании, зарегистрированной в Томске. Анализ содержания ESG-стратегий крупнейших компаний показал общие тренды в данной области, а также помог создать систему ESG-трансформации, предложенную во второй главе данной работы. Оценка ESG-факторов Томской компании сфокусировали внимание на ошибках и недочетах при реализации ответственных практик, а также дали представление о первых возможных шагах реализации ESG-трансформации.
Практическая часть работы заключалась в продумывании ESG-стратегии компании «Эко-фабрика Сибирский кедр» - производителя натуральной продукции из кедрового ореха, сибирских ягод, меда, суперфуда. Весь процесс был разделен на несколько частей. Первая часть заключалась в проведении стратегического анализа с помощью SWOT- анализа и матрицы Прайса, которые помогли понять драйверы ESG-трансформации именно для анализируемой компании, а также определить ее общие роли по отношению к заинтересованным сторонам, которые легли в основу формулирования основных направлений действий. Далее была собрана вся актуальная информация о компании в области ответственных практик на ее официальном сайте, новостных порталах и от представителей компании непосредственно. По методологии российского агентства, предоставляющего информацию об ESG-рейтинге совместно с рекомендациями Банка России от 2023 года, был посчитан ESG-рейтинг анализируемой компании, который показал средний уровень развития ответственных практик - ESG-ВВВ. Это говорит о большом потенциале компании и достаточных ресурсов для осуществления действий для ESG-развития. Благодаря подробному анализу ESG-факторов компании удалось выявить сильные стороны компании. Они легли в основу приоритетных направлений ее развития.
В результате были сформулированы стратегическое видение, миссия, 4 приоритета развития, 5 ценностей, которые отражают принципы действия компании, 6 направлений действий и 35 целей к ним до 2025 года. Некоторые цели были сформулированы приблизительно, так как компания не смогла предоставить подробную информацию по некоторым ESG-факторам ввиду ее конфиденциальности. В целом, содержание указанных установок может послужить ориентиром при формулировании стратегии устойчивого развития, полноценной ESG-стратегии при добавлении необходимой информации или более эффективного и сбалансированного управления собственным развитием.
Существует множество стимулов, благодаря которым компании активно включают информацию по ESG-факторам в свою отчетность и формировать ESG-стратегию. Среди них доказанное многочисленными исследованиями улучшение финансового состояния компании в долгосрочной перспективе, обретение репутации надежного и ответственного инвестора, получение государственной поддержки, открытие новых инвестиционных возможностей и возможностей эффективного партнерства. Изменение модели потребления, приверженность новых поколений к ответственным компаниям и натуральной продукции, заинтересованной инвесторов в компаниях с ответственными практиками, также являются особенностями сегодняшнего этапа развития общества. Все это выступает драйверами ESG-трансформации компаний.
Сегодня для создания ESG-стратегии достаточно опираться на общеизвестные этапы формулирования стратегии - стратегический анализ, выбор среди альтернатив, реализация. Как в России, так и за рубежом по-прежнему существуют проблемы перехода к данной концепции ввиду слабой осведомлённости об ESG-повестке, отсутствие специалистов в этой области, приоритетность привычных направлений развития, непонимание необходимости внедрения управления по ESG-факторам и т.д. В России ESG- инвестирование - достаточно новая для российского бизнеса тема, однако уже сейчас есть достойные ESG-практики в основном у компаний из стратегически важных отраслей, когда в зарубежных странах лучшие практики показывают IT-сфера, сфера услуг, производства продукции первичной и вторичной необходимости и т.д.
Общий бенчмаркинг был основан на выборке компаний из 2-х международных и 1¬го российского рейтинга, а также одной российской компании, зарегистрированной в Томске. Анализ содержания ESG-стратегий крупнейших компаний показал общие тренды в данной области, а также помог создать систему ESG-трансформации, предложенную во второй главе данной работы. Оценка ESG-факторов Томской компании сфокусировали внимание на ошибках и недочетах при реализации ответственных практик, а также дали представление о первых возможных шагах реализации ESG-трансформации.
Практическая часть работы заключалась в продумывании ESG-стратегии компании «Эко-фабрика Сибирский кедр» - производителя натуральной продукции из кедрового ореха, сибирских ягод, меда, суперфуда. Весь процесс был разделен на несколько частей. Первая часть заключалась в проведении стратегического анализа с помощью SWOT- анализа и матрицы Прайса, которые помогли понять драйверы ESG-трансформации именно для анализируемой компании, а также определить ее общие роли по отношению к заинтересованным сторонам, которые легли в основу формулирования основных направлений действий. Далее была собрана вся актуальная информация о компании в области ответственных практик на ее официальном сайте, новостных порталах и от представителей компании непосредственно. По методологии российского агентства, предоставляющего информацию об ESG-рейтинге совместно с рекомендациями Банка России от 2023 года, был посчитан ESG-рейтинг анализируемой компании, который показал средний уровень развития ответственных практик - ESG-ВВВ. Это говорит о большом потенциале компании и достаточных ресурсов для осуществления действий для ESG-развития. Благодаря подробному анализу ESG-факторов компании удалось выявить сильные стороны компании. Они легли в основу приоритетных направлений ее развития.
В результате были сформулированы стратегическое видение, миссия, 4 приоритета развития, 5 ценностей, которые отражают принципы действия компании, 6 направлений действий и 35 целей к ним до 2025 года. Некоторые цели были сформулированы приблизительно, так как компания не смогла предоставить подробную информацию по некоторым ESG-факторам ввиду ее конфиденциальности. В целом, содержание указанных установок может послужить ориентиром при формулировании стратегии устойчивого развития, полноценной ESG-стратегии при добавлении необходимой информации или более эффективного и сбалансированного управления собственным развитием.



