Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Евроатлантическая политика США в годы президентства Б. Обамы (2008-2016 гг.)

Работа №182235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Оценка трансатлантических отношений в годы холодной войны в исторической ретроспективе 8
Глава 2. Трансформация глобальной стратегии и тактики США на международной арене в процессе формирования «нового мирового порядка» после окончания холодной войны 21
Глава 3. Эволюция трансатлантических отношений в годы правления в США администрации Б.
Обамы: факторы внутреннего и внешнего влияния 32
3.1 Роль Конгресса США в формировании евроатлантического курса администрации
Б. Обамы 32
3.2 Влияние общественного мнения и «групп интересов» на выработку
западноевропейской политики США 38
3.3 Восточноевропейская политика администрации Барака Обамы. Реакция современной
России 41
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51
Приложения 56


Актуальность темы обусловлена существенными изменениями трансатлантических отношений на рубеже XX -XXI веков. В настоящее время важными субъектами, определяющими международные отношения, безусловно, являются Соединенные Штаты и Европейский Союз. От характера взаимоотношений этих субъектов мирового сообщества зависит не только степень развития евроатлантического пространства, но и современная социально-экономическая и политическая обстановка во всём мире.
Противоречивые отношения Соединенных Штатов и ведущих западно-европейских стран на протяжении Новой и Новейшей истории отличались не только тесными, дружелюбными связями, обусловленными общим историческим прошлым, но и революциями за независимость, колониальными войнами, которые были порождены развитием рыночных отношений, эволюцией буржуазной государственности, процессами деколонизации и т.д. и т.п. После окончания Второй мировой войны США, безусловно, содействовали восстановлению и реконструкции западноевропейских стран, укрепляя одновременно с ними военно-политическое сотрудничество в рамках НАТО. Всё это в конечном итоге связывало страны Запада по обе стороны Атлантики тесными узами взаимных социально- экономических и военно-политических обязательств.
Изучение трансатлантических отношений в исторической ретроспективе, их эволюция после окончания холодной войны на рубеже XX-XXI вв. весьма актуально в процессе формирования контуров «нового мирового порядка», который протекает в обстановке борьбы мирового сообщества с международным терроризмом и исламским фундаментализмом. Последнее обстоятельство, в свою очередь, усиливает в рамках современных трансатлантических отношений не только сотрудничество, но и порождает одновременно противоречия между западно-европейскими странами и Соединенными Штатами, которые регулярно втягивают своих союзников по НАТО в военные авантюры в том или ином регионе земного шара. Всё это наглядно продемонстрировала евроатлантическая политика США в годы президентства Барака Обамы (2008-2016 годы).
Объектом исследования данной бакалаврской работы является комплекс социально-экономических и военно-политических отношений в рамках трансатлантического сообщества в годы холодной войны и после ее окончания на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Конкретным предметом изучения стали факторы внутреннего и внешнего влияния на отношения между США и странами Западной Европы в годы президентства Б. Обамы.
Основной целью данной бакалаврской работы является намерение ее автора проследить факторы внутреннего и внешнего влияния на процессы формирования и развития трансатлантических отношений в изучаемый период.
При этом решался ряд задач:
1) проследить эволюцию трансатлантических отношений в исторической ретроспективе в годы холодной войны;
2) оценить евроатлантическую стратегию и тактику США после крушения биполярного мира;
3) охарактеризовать проблемы, связанные с возросшей военно-силовой асимметрией между США и их европейскими союзниками по НАТО после окончания холодной войны;
4) проанализировать изменения в рамках трансатлантического сообщества в годы правления в США администрации Б. Обамы;
5) исследовать роль американского Конгресса в процессе трансформации евроатлантического курса США в изучаемый период;
6) показать влияние американского общественного мнения и «групп интересов» на выработку новых ориентиров администрации Б. Обамы в области трансатлантических отношений;
7) выявить роль российского фактора влияния на процессы трансформации евроатлантического сообщества в изучаемый период.
Хронологические рамки исследования определены периодом с 2008 по 2016 год. Нижние и верхние границы исследования обусловлены годами первого и второго президентств Б. Обамы, т.е. со временем, в которое произошла существенная трансформация трансатлантических отношений между США и странами Западной Европы.
Территориальные рамки исследования охватывают трансатлантическое пространство - Соединенные Штаты Америки и ряд ведущих стран Западной Европы.
Методы, используемые при написании работы - аналитический, сравнительно-исторический анализ, опирающийся на методы обобщения, описания и прогнозирования.
Источниковая база бакалаврской работы. При написании данной работы был использован широкий ряд публикаций ученых-политологов и обширный объем источников
(доктрины и стратегии, концепции национальной безопасности; пресс-релизы, официальные речи и административная документация, прежде всего, внешнеполитические документы Соединенных Штатов ).
Официальные документы администрации Б. Обамы позволяют проследить трансформацию европейского вектора внешней политики США в обозначенный период. Среди этих источников особое место занимают заявления и речи президента Б. Обамы на многочисленных саммитах США-ЕС, а также ежегодные обращения президента к Конгрессу , выступления государственных деятелей США и ведущих стран Западной Европы и т.п. В них отражены основные внешнеполитические установки американской и западно-европейской элиты в условиях трансформации «нового мирового порядка» после окончания холодной войны, а также прослеживаются изменения европейского вектора направления внешней политики Соединенных Штатов в начале XXI в.
Не менее важным источником выступают материалы периодической печати изучаемого периода: отечественные и зарубежные газеты и журналы исследуемого периода. В процессе написания работы были использованы следующие издания: «Брукингс Ревью» (публикации одного из самых влиятельных мозговых центров США - Брукингского института), «Форин Афферс» (платформа для обсуждения американской внешней политики и международных отношений), «Нэшнл Интерест» (консервативное американское издание, которое анализирует политическую повестку дня и стремится влиять на общественные дискуссии по вопросам приоритетов США в мире) и т.д.
В работе также использовались статьи из журналов: «Интернэшнл Афферс», «Американ Проспект», «Интернэшнл Секьюрити», «Форин Полиси» и др. Анализ статей позволяет выявить борьбу мнений по проблемам развития трансатлантических отношений.
При написании бакалаврской работы автор широко опиралась на труды отечественных и зарубежных специалистов в области трансатлантических отношений.
Проблему выработки европейского вектора внешней политики США рассматривала в своих трудах И.М. Иванова . В своей монографии «Концепция «Атлантического сообщества» во внешней политике США» автор анализирует концепции внешнеполитических инициатив Соединенных Штатов в период 1960-х - начала 1970-х гг., а также подходы к формированию отношений с европейскими странами.
В книге Е.С. Шершнева «Раунд Кеннеди» рассматривается столкновение торгово-политических интересов США и западноевропейских стран на современном этапе, а также связанная с туром переговоров по таможенно-тарифным барьерам эволюция в торговой политике Соединенных Штатов.
Различные плоскости внешней политики Соединенных Штатов в формулировании новых приоритетов в постбиполярный период освещают в своих работах А.Д. Богатуров (доктор политических наук, заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН) и Т.А. Шаклеина (доктор политических наук, зав. кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО).
Теоретическую основу исследования составили труды западных специалистов по международным отношениям.
В начале XXI в. изучению внешней политики США была посвящена работа профессора Кентского государственного университета Стивена Хука. В книге «Американская внешняя политика после Второй мировой войны» автор описал американский «стиль» внешней политики, наполненный чувством национальной исключительности.
Влияние продолжающейся технологической революции на социальные и политические ценности, институты и направления США и других индустриальных стран рассматривает в своей книге «Между двумя веками: роль Америки в эру технотроники» З. Бжезинский.
Особого внимания заслуживает работа Р. Хааса «Неохотный шериф. Соединенные Штаты после холодной войны» («The Reluctant Sheriff: The United States After the Cold War»). В книге автор отмечает, что США должны принять новую внешнюю политику «регулирования» и взять на себя роль глобального шерифа для выполнения конкретных задач американской политики. Р. Хаас также утверждает, что американцам нужно противостоять соблазну изоляционизма и поддерживать расходы на оборону, разведку, иностранную помощь и дипломатию на нынешнем уровне.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Трансатлантические отношения (интенсивные политические, экономические, военные и культурные связи) по своему объёму остаются крупнейшими в мире. Их становление, развитие и сегодняшнее состояние своими корнями уходят в историю отношений между Европой и Америкой.
История трансатлантических отношений изобилует периодами, которые аналитики обозначали как кризисные.
В период холодной войны и биполярной конфронтации двух систем международных отношений (мировой системы капитализма и мировой системы социализма) фактором укрепления трансатлантических отношений было противостояние главному противнику - Советскому Союзу и всему социалистическому сообществу.
После окончания холодной войны на рубеже XX-XXI вв. трансатлантические противоречия ослабли, поскольку общей целью союзников по обе стороны Атлантики стала интеграция в рамки евро-атлантического пространства бывших советских сателлитов - стран Восточной Европы. Это обстоятельство укрепило намерение США выработать новые формы стратегического и тактического партнерства со странами Западной Европой, основанные на концепции «зрелого партнёрства». Новая концепция была нацелена на сохранение и укрепление американского лидерства не только на Европейском континенте, но и в масштабах всего мирового сообщества.
В 2003 году, однако, в связи с началом второй Иракской войны, развязанной по инициативе США, трансатлантические отношения стали переживать период небывалого охлаждения. Стало очевидно, что Америка и Западная Европа по-разному смотрят на военно-политическую тактику и стратегию в масштабах всего мирового сообщества, в частности, в процессе решения региональных кризисов, конфликтов и войн на периферии мировой политики. Соединённые Штаты всё чаще склонялись к организации хаоса, кризисов и войн во всех частях земного шара, обеспечивая тем самым свои национальные интересы, тогда как западно-европейские страны всё больше убеждались в целесообразности для себя гуманитарной помощи развивающимся странам, склоняя все страны «трансатлантического содружества» к миротворчеству и гуманитарной помощи ради государственного строительства и расширения своего финансово-экономического влияния на территориях стран, переживающих региональные кризисы, конфликты и войны. Уместнее говорить, пишет в этой связи член координационного совета экспертно-аналитической группы «Европейский диалог» Т.Г. Пархалина, о разной внешнеполитической философии и разном отношении к международным институтам, о разногласиях в рамках «трансатлантического содружества» по вопросам о соотношении силы и права, свободы односторонних действий и ограничений 104 международных норм.
Что особо важно, американцы и западно-европейцы не способны до настоящего времени оформить единые формы и методы обеспечения своей военно-политической безопасности. Это связано с различиями в области стратегической культуры между США и странами Западной Европы. Американский политолог Роберт Каган пишет в этой связи: «.. .Пути Америки и Европы расходятся по самому важному вопросу - о силе, о ее эффективности, морали и желательности... Можно сказать, что в области определения национальных приоритетов, оценки угроз и вызовов, формулирования и проведения внешней и оборонной политики Соединенные Штаты и Европа пошли разными путями». Иными словами, американское поведение на международной арене обусловлено стремлением обеспечить национальные интересы, руководствуясь при этом нормами политического реализма (realpolitik), тогда как западноевропейцы в значительной степени тяготеют к либерально-институциональным формам и методам решения международных проблем.
С приходом к власти Барак Обама стремился коренным образом изменить внешнеполитический курс Вашингтона, чтобы, с одной стороны, преодолеть кризис доверия к политике США в мире, сложившийся после правления администрации Дж. Буша-младшего, а с другой - восстановить статус США как мирового лидера, признаваемого всем международным сообществом. В рамках «трансатлантического содружества» Б. Обама инициировал новый этап в развитии отношений США и Западной Европы, основанный на «многосторонности» и «взаимном уважении» как в области внутренней, так и внешней политики.
Огромное влияние на выработку нового внешнеполитического курса США и стран Западной Европы оказывали в это время общественное мнение и «группы интересов» по обе стороны Атлантики. Особо можно отметить в этой связи феномен «эластичности» общественного мнения и «групп интересов» в рамках «трансатлантического содружества», которое способно по-разному реагировать на вероятные угрозы на международной арене. Именно та или иная степень угроз национальным интересам странам «атлантического содружества» способна определять политики «мягкой» или жесткой силы на международной арене. В начале своего правления Б. Обама пользовался популярностью у общественности, однако в период второго президентства произошло резкое изменение мнения американцев, что объясняется конкретными международными событиями (например, дело Сноудена, конфликт в Сирии, рост напряженности с Россией и т.д.).
Немаловажную роль во внешнеполитическом процессе играет американский Конгресс. Конституция США предоставляет Конгрессу достаточно эффективный инструментарий, чтобы вынудить исполнительную власть искать с ним сотрудничества и учитывать его мнение при разработке политики (как внутренней, так и внешней).
После окончания холодной войны, в годы президентства Б. Обамы, американские конгрессмены продолжали активно следить за развитием трансатлантических отношений, о чем свидетельствует проведение слушаний в этой области в обеих палатах Конгресса.
Сближению Западной Европы и Соединенных Штатов в изучаемое нами время способствовали также единые этические ценности, сходство культур, исторического опыта, общие или близкие экономические, политические и военные национальные интересы, а также похожие традиции ведения бизнеса. Главнейшую интегрирующую функцию выполняет принадлежность партнеров к группе благополучных стран, которые объединены необходимостью совместно искать ответ на глобальные вызовы и угрозы.
Стоит также отметить российской фактор влияния на процессы, связанные с трансформацией трансатлантических отношений. Наша страна, безусловно, учитывает в своей международной политике ту или иную степень противоречий в рамках «трансатлантического содружества». Выводы политологов, историков-международников и учёных-экономистов как в нашей стране, так и за рубежом о том, что российская дипломатия со времён президентства Барака Обамы стремится «вбивать клинья» между европейскими государствами и США, имеет место быть. Связано это с тем, что наша страна с этого времени начала терять в большом количестве ценных политических и экономических партнеров на международной арене, включая США и большинство стран на Европейском континенте. Главной причиной является то, что правящие круги и бизнес-сообщества по обе стороны Атлантики пытаются в свою очередь исключить Россию из процесса военно-политической и экономической интеграции на международной арене. Начало этому процессу после окончания холодной войны положила, как нам представляется, администрация Б. Обамы.



1. Атлантическая хартия [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://www.un.org/ru/sections/history-united- nations-charter/1941-atlantic-charter/index.html (дата обращения: 11.10.2017)
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс] // Энциклопедия банковского дела и финансов. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: https://finance.cofe.ru/g/generalnoe-soglashenie-po-tarifam-i-t (дата обращения: 13.11.2017)
3. Дебаты в США по аспектам Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства [Электронный ресурс] // Webeconomy.ru / Борисова А.Р. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=147&type=news&newsid=344 8 (дата обращения: 11.10.2017)
4. Европейская валютная система [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. - Электрон. дан. - [Б.м.], 1997. - URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ekonomika-i- pravo/evropeiskaya-valyutnaya-sistema-evs (дата обращения: 13.11.2017)
5. Европейская политика Обамы. Чего добилась администрация 44-го президента США в отношениях с Европой [Электронный ресурс] // Lenta.ru. - Электрон. дан. - [Б.м.], 1999. - URL: https://lenta.ru/articles/2016/04/28/obamaineurope/ (дата обращения: 05.09.2017)
6. Европейское политическое сотрудничество [Электронный ресурс] // Новая Эуропа. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2006. - URL: http://n-europe.eu/glossary/term/606 (дата обращения: 27.03.2018)
7. Единый внутренний рынок ЕС [Электронный ресурс] // Webeconomy.ru. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?newsid=870&page=cat&type=news (дата обращения: 03.12.2017)
8. Кризис политики Обамы на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] // Россия сегодня / Коэн А. Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: https://inosmi.ru/usa/20110831/174058531.html (дата обращения: 17.02.2018)
9. План Маршалла 1947 г. [Электронный ресурс] // Семейные истории. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://www.famhist.ru/famhist/karpach/000b0e85.htm (дата обращения: 13.11.2017)
10. Реальное влияние: итоги лоббистской деятельности при Обаме [Электронный ресурс] // Forbes / Галстян А. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://www.forbes.ru/mneniya/334065-realnoe-vliyanie-itogi-lobbistskoy-deyatelnosti-pri-obame (дата обращения: 28.04.2018)
11. Стратегические ядерные силы СССР и России [Электронный ресурс] // Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. - Электрон. дан. - [Б.м.], 1996. - URL: https://www.armscontrol.ru/course/rsf/p6.htm (дата обращения: 17.04.2018)
12. Трансатлантические отношения: кризис или новый этап? [Электронный ресурс] // Европейский диалог / Пархалина Т. Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://www.eedialog.org/ru/2017/12/12/transatlanticheskie-otnosheniya-krizis-ili-novyj-etap/ (дата обращения: 07.05.2018)
13. Трансатлантическое партнерство: позиция ФРГ [Электронный ресурс] // Международная жизнь / Зарицкий Б. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2009. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/14155 (дата обращения: 02.07.2017)
14. Что такое НАТО? [Электронный ресурс] // НАТО. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: https://www.nato.int/nato-welcome/index_ru.html (дата обращения: 09.05.2018)
15. Address at Independence Hall. President John F. Kennedy. Philadelphia, July 4, 1962. [Электронный ресурс] // John F. Kennedy presidential library and museum. - Электрон. дан. - [S.l., s.a.]. - URL: jfklibrary.org/jfk-independencehall-1962.html (дата обращения: 21.11.2017)... 68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ