ЧАСТЬ 1. ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ КНИГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДАНИЙ) 4
АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Типологические характеристики иллюстрации в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста 14
1.1. Общая характеристика детской иллюстрации с учетом читательского адреса 14
1.1.1. Виды иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей
младшего школьного возраста 14
1.1.2. Функции иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей
младшего школьного возраста 19
1.1.3. Специфика иллюстрирования литературно-художественных изданий
для детей младшего школьного возраста 23
1.2. История детской иллюстрации 27
1.3. Техники исполнения детской иллюстрации 33
Глава 2. Особенности восприятия иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста 38
2.1. Особенности восприятия детей младшего школьного возраста 38
2.2. Особенности восприятия современных техник иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста 41
2.2.1. Обновление модели восприятия современного читателя литературно-художественных изданий для детей младшего школьного возраста 41
2.2.2. Результаты социологического исследования по выявлению особенностей
восприятия иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста 47
2.3. Критерии редакторского анализа иллюстраций в литературно-художественных
изданиях для детей младшего школьного возраста 61
Глава 3. Анализ иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста 65
3.1. Анализ иллюстраций ретро-издания «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носова
с иллюстрациями в технике исполнения «акварель» 65
3.2. Анализ иллюстраций издания «Секретики» С. Минковой с иллюстрациями
в технике исполнения «коллаж» 72
3.3. Анализ иллюстраций издания «Пластилиновые сказки» с иллюстрациями
в технике исполнения «пластилиновая живопись» 78
3.4. Анализ иллюстраций издания «Волшебные SMS-сказки» Ф. Негрина
с иллюстрациями в технике исполнения «силуэт» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
ЧАСТЬ 2. РЕДАКТУРА ИЗДАНИЯ «ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ
КАК КОМПЛЕКСНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ» 139
Редакторская рецензия на рукопись «Интегральные индексы как комплексные способы оценки благополучия старшего поколения» 140
ЧАСТЬ 3. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДАНИЯ «ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ
КАК КОМПЛЕКСНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ» 143
1. Описание издания 144
1.1. Характеристика количественных показателей издания 144
1.2. Основные единицы измерения 144
2. Расчет объема издания 146
2.1. Объем издания в авторских листах 146
2.2. Объем издания в условно-печатных листах 146
2.3. Объем издания в учетно-издательских листах 146
2.4. Объем издания в физических печатных листах 146
3. Расчет себестоимости по статьям затрат 147
3.1. Расчет стоимости необходимой бумаги на текст 147
3.2. Расчет стоимости переплетного картона на обложку 148
3.3. Стоимость бумаги на обложку 149
3.4. Стоимость бумаги и печати на форзацы 150
3.5. Стоимость типографских работ 150
4. Редакционные расходы 151
4.1. Стоимость редакторских, корректорских работ, верстки 151
4.2. Общеиздательские расходы 152
4.3. Общеиздательская себестоимость 152
4.4. Коммерческие расходы 152
4.5. Полная себестоимость издания 152
4.6. Структура себестоимости издания 152
4.7. Определение прибыли и отпускной цены 153
С развитием процесса компьютеризации появляются возможности для разработки детских изданий с иллюстрациями, при создании которых используются различные техники исполнения. Так, требования, предъявляемые человеком, изменили облик и принцип функционирования современной культуры, важнейшей тенденцией которой становится визуализация. Особое влияние оказывает сформировавшаяся визуальная культура на детей. В силу этого в последнее время возросла роль иллюстрации в детском издании, причем подчас ее доминирование осуществляется за счет вытеснения или умаления значимости вербального текста.
Изображение в книге стало одним из определяющих факторов успешного восприятия детьми литературно-художественного произведения. Особое влияние оказывает иллюстрация на ребенка в младшем школьном возрасте (7—10 лет), когда происходит формирование личности, усвоение норм и правил, принятых в обществе. Многие положения дети постигают при помощи книг.
Исследователи отмечают, что в последние десятилетия на первое место в издании выходит иллюстративный материал, тексту произведения уделяется меньше внимания. Это подтверждают результаты социологического опроса, проведенного компанией inFOLIO Research Group в апреле 2009 г. по поводу предпочтений российских родителей в отношении детской литературы. Согласно данным социсследования, определяющим критерием выбора книги становится не содержание детского издания, а его оформление, так считают 75% респондентов. Стоит отметить, что в 2006 г. особое внимание иллюстративному материалу уделяли 68% опрошенных. Родители также стали обращать внимание на безопасность детской книги. В 2009 г. 25% респондентов считали этот критерий определяющим, тогда как в 2006 г. такой же точки зрения придерживалось 11% опрошенных .
Иллюстрация в детской книге помогает читателю максимально точно понять смысл произведения или получить представление о каком-либо предмете или явлении. Именно поэтому между литературно-художественным произведением и изображениями в издании должна прослеживаться связь, необходимо сочетание способов восприятия информации посредством связи текста и иллюстрации.
Как уже отмечалось ранее, большое влияние иллюстрация оказывает на детей младшего школьного возраста. В детских произведениях автор и художник выступают в качестве наставников, которые помогают ребенку познать мир.
Детскую книгу невозможно представить без иллюстраций, несмотря на то, что иллюстрирование изданий является достаточно дорогим процессом, издатели все равно активно используют его в редакционно-издательской подготовке. «Редактору важно понимать, что социальное начало, заложенное в детской иллюстрации, как во всяком искусстве, отвечает характеру психологического строя формирующейся личности, особенностям восприятия мира самим ребенком» . Однако при создании иллюстраций к детскому литературно-художественному изданию нередко недостаточно учитываются психовозрастные особенности развития детей конкретного возраста.
Иллюстратор, создавая образ, чаще ориентируется на собственное представление и подчас игнорирует специфику детского восприятия. Перенасыщенность и усложненность форм выражения затрудняет понимание текста ребенком, и детская иллюстрация перестает выполнять информационную (познавательную), воспитательную, эмоционально-психологическую и эстетическую функции.
По мнению М. В. Осориной, российского психолога, кандидата психологических наук, в последние 20 лет качество детской иллюстрации перестало соответствовать читательскому адресу. Она считает, что «культуру книжной детской иллюстрации загубили у нас в 1990-е годы. Не последнюю роль в этом сыграли экономические интересы издателей. Большой урон нанесло внедрение компьютерной графики, из-за которой мимика, жесты и позы персонажей потеряли психологическую достоверность. Для детей это плохо, так как разглядывание эмоционально выразительных изображений нарисованных героев помогает им научиться понимать внутренний мир персонажей через их внешнее поведение» .
В рамках исследования рассматриваются иллюстрации с различными техниками исполнения в современных литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста (7—10 лет). В этот период происходит формирование личности ребенка. Процесс становления сопровождается обучением, поэтому особое внимание необходимо уделять иллюстрациям, выполняющим в издании воспитательную функцию. В связи с этим в исследовании рассматривается данная возрастная группа. Для анализа были выбраны произведения отечественных авторов с целью определения соответствия иллюстраций в разных техниках исполнения выделенным критериям редакторского анализа.
Общие тенденции в оформлении литературно-художественных изданий рассматриваются разными учеными, но при этом специфика детской иллюстрации, обусловленная психологическими факторами, недостаточно освещена. В анализе критической литературы представлены источники разных периодов в связи с небольшим количеством исследований по представленной теме. Для систематизации полученной информации были тематически выделены группы источников, которые важны для данного исследования и освещают разные аспекты поставленной в нем проблемы.
Во-первых, была рассмотрена типология детских изданий. С. А. Карайченцева в работе «Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания
по филологии и искусству» , рассматривает детскую книгу как особый вид издания. Для исследования наиболее ценны выделенные исследователем характерные черты литературно-художественного издания, а также рассмотрение роли иллюстраций в нем. Также О. Ю. Трыкова в своей работе определяет основные особенности и функции детского литературно-художественного издания . Однако при раскрытии темы исследователи недостаточно внимания уделяют иллюстративному материалу в детской книге, не выделяют конкретные критерии отбора материала для представленного вида издания.
Во-вторых, в рамках исследования использовались нормативные акты, раскрывающие определение важных для исследования терминов и положений. Например, в ГОСТ 7.60-2003 и ОСТ 29.130-97 для исследования были взяты определения понятий «иллюстрация» и «литературно-художественное издание». Важно, что при анализе иллюстраций, текста произведения были учтены положения по оформлению и содержанию изданий для детей младшего школьного возраста, зафиксированные в ОСТ 29.127-96 . При описании специфики иллюстраций в литературно-художественном издании для детей младшего школьного возраста учитывались требования федерального закона относительно содержания изображений «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» .
В-третьих, для изучения принципов иллюстрирования детского издания важны работы исследователей C. М. Болховитиновой , С. Г. Антоновой , которые рассматривали особенности редакторской подготовки детских изданий, характеризовали целевое назначение художественной литературы для детей и те ее аспекты, которые нужно учитывать при редактировании произведения. Особое внимание редакторской подготовке детских изданий уделяет Н. З. Рябинина в учебном пособии «Технология редакционно-издательского процесса» . Важное значение в ее работе имеют материалы по видам и функциям иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей. Однако автор работы практически не уделяет внимание особенностям работы редактора с детской иллюстрацией, а более подробно рассматривает связь графиков и схем с текстом.
Изучению особенностей и функций иллюстраций в детских книгах посвящен целый ряд работ исследователей. Так, Э. З. Ганкина рассматривает иллюстрацию с точки зрения искусства, говорит о важности эстетической функции иллюстрирования, что, по мнению ученого, является значимым при формировании личности ребенка. М. М. Козлова , В. Н Ляхов , М. А. Алуева рассматривают особенности
художественного оформления иллюстрации. Важным представляется то, что авторы выделяют виды иллюстраций, характерных для литературно-художественных изданий в целом, хотя и не учитывают специфики восприятия детей.
Особое внимание при составлении критериев для оценки иллюстраций в литературно-художественном издании для детей младшего школьного возраста необходимо уделить особенностям восприятия младших школьников. Теоретическую базу исследования в этом отношении составили труды психологов. Так, А. А. Никольская выделяет особенности восприятия детей, особое внимание уделяя младшим школьникам. Психовозрастные характеристики данной возрастной категории являются предметом изучения в работах известного психолога Л. С. Выготского .
История детской иллюстрации и техники исполнения иллюстрации в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста рассматриваются в работах А. П. Хутной , М. А. Трейер , Э. Ф. Голлербах , О. В. Поздняковой и др. Критерии редакторского анализа иллюстраций и детских литературно-художественных изданий выделены и скорректированы в аспекте рассматриваемой темы на основе общих принципов оценки концепции издания в учебном пособии А. М. Лобина.
Таким образом, проведенный анализ критической литературы позволяет сделать вывод о том, что такие аспекты, как особенности восприятия детей младшего школьного возраста, типология детских изданий и их редакторская подготовка, освещены достаточно подробно. Однако вопросы, касающиеся специфики иллюстрирования в детских литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста, остаются открытыми и нуждаются в системном изучении.
Проблемой исследования является качество редакторской подготовки иллюстраций в современных детских изданиях с точки зрения учета психовозрастной специфики читательского адреса.
Объект исследования — детская иллюстрация в современных литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста.
Предмет — особенности редакторской подготовки иллюстраций в современных литературно-художественных изданиях для детей с заявленным читательским адресом.
Цель исследования — выявить специфику иллюстрирования современных литературно-художественных изданий для детей младшего школьного возраста в аспекте их соответствия психовозрастной специфике данной читательской группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить типологические черты иллюстрации в детских литературно-художественных книгах.
2. Охарактеризовать современные техники исполнения иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть особенности восприятия детьми младшего школьного возраста иллюстраций в современном литературно-художественном издании.
4. Провести социологический опрос с целью выяснения отношения родителей, педагогов и детей младшего школьного возраста к разным современным техникам исполнения иллюстраций.
5. Определить изменения в модели восприятия современными детьми
иллюстраций в литературно-художественных изданиях.
6. Выделить критерии редакторской оценки и анализа иллюстраций в литературно-художественных изданиях с учетом психовозрастных особенностей читателей данного возраста.
7. Провести редакторский анализ иллюстраций в современных литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста, представленных в разных техниках исполнения.
Научная новизна исследования определяется систематизацией принципов иллюстрирования в современных детских литературно-художественных изданиях, выявлением обновленной модели восприятия иллюстраций читателями, описанием особенностей разных техник иллюстрирования в современных литературно-художественных изданиях в аспекте психовозрастной специфики младших школьников.
Практическая значимость заключается в выработке критериев для редакторской оценки и анализа иллюстративного ряда в литературно-художественном издании для детей младшего школьного возраста, что может использоваться редакторами и издателями при подготовке книг, а также родителями при выборе изданий для детей.
Важно охарактеризовать ключевые понятия в исследовании поставленной проблемы. Иллюстрация — «изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на страницах и других элементах материальной конструкции издания» . Литературно-художественное издание — «издание, содержащее произведение художественной литературы» . Читательский адрес — это предназначенность издания читателю определенного уровня общей и профессиональной подготовки, квалификации, возраста и т. д. .
Методологию исследования составили следующие общенаучные и специальные методы: дескриптивный, типологический, структурно-функциональный, обобщение, анализ, синтез, социологическое исследование (интервью, опрос-анкетирование).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, цель исследования, отражает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе «Типологические характеристики иллюстрации в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста» приводится общая характеристика детской иллюстрации с учетом читательского адреса, а также техники исполнения в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста.
Во второй главе «Особенности восприятия иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста» рассматриваются особенности восприятия ребенком 7—10 лет современных техник иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей данной возрастной категории, приведена обновленная модель читателей, охарактеризованы новейшие технологии исполнения иллюстраций, рассмотрена специфика иллюстрирования литературно-художественных изданий для представленного читательского адреса, выделяются критерии редакторского анализа иллюстраций.
В третьей главе «Анализ иллюстраций в литературно-художественных изданиях для детей младшего школьного возраста» рассматриваются литературно-художественные издания для младших школьников с различными техниками исполнения иллюстрации, дается их редакторский анализ в аспекте выработанных критериев.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме, определяются перспективы исследования. Список литературы включает 76 источников. В приложении приводится необходимый иллюстративный материал.
Иллюстрация является одной из важнейших составляющих детского издания. Она помогает ребенку-читателю понять моменты, которые он не смог усвоить во время чтения текста произведения, наполняет содержание книги дополнительной информацией. Благодаря иллюстративному материалу дети знакомятся с явлениями и предметами окружающего мира, учатся видеть прекрасное, формируют свой эстетический вкус. Выполнение иллюстрациями нескольких функций — воспитательной, информационно-рекламной, эмоционально-воздействующей, эстетической — является важным для издания, адресованного детям, которые только развивают свои способности и знакомятся с моделями поведения в обществе. Процесс создания иллюстрации в литературно-художественных изданиях для младших школьников достаточно сложен, поскольку нужно учитывать множество аспектов, связанных с психологией и особенностями представленного читательского адреса.
Под влиянием визуальной культуры сформировалась современная модель детского издания, в котором главную роль играет иллюстрация. Дети при выборе книги больше обращают внимание на оформление, чем на текст произведения. Родители и педагоги также признают важность иллюстративной составляющей. При этом некоторые из них исходят из принципа «чем ярче, тем лучше», что часто является неверным.
Кроме того, к покупке изданий, иллюстрации в которых не оказывают положительного влияния на ребенка и не способствуют становлению личности, приводит отсутствие критериев оценки изображений с учетом психовозрастной специфики. Издатели, ориентирующиеся на получение максимальной прибыли, продолжают поставлять на книжный рынок низкокачественную продукцию массового характера без учета негативного воздействия подобных изданий на формирование маленького читателя. Причем большое внимание уделяется материальной конструкции книги, верстке и качеству материалов для производства. Однако на содержание как текста, так и изображений редко обращается внимание. При этом проведение исследований восприятия детей младшего школьного возраста в последние годы практически не проводится по причине больших временных и материальных затрат.
В результате изучения иллюстраций в литературно-художественных изданиях было выяснено, что не все представленные изображения соответствуют читательскому адресу. Можно сделать вывод, что массовизация литературы и ориентация на визуальную составляющую приводят к тому, что психовозрастные особенности восприятия детей при подготовке книг не учитываются. Более того, при подготовке практически не уделяется внимания тексту, который является в литературно-художественных изданиях определяющим фактором. Он вытесняется иллюстративным рядом или игровыми элементами. Часто содержание произведения не образует единства с иллюстративным материалом, что является недопустимым в детском литературно-художественном издании для детей младшего школьного возраста.
Проведенное исследование показало, что визуальный ряд в детской книге нужно выстраивать по логике соответствия критериям, основанным на обязательном учете специфики читательского адреса. Поэтому иллюстрации в детском литературно-художественном издании для младших школьников не должны быть чрезмерно яркими, абстрактными и слишком детализированными. Важно использовать изображения, привлекающие и удерживающие внимание начинающего читателя, способствующие повышению его интереса к чтению.
Особое внимание при создании иллюстраций нужно уделить воспитательной функции, которая является для детей 7—10 лет определяющей. Кроме того, важно учитывать и связь изображения с текстом, который должен оставаться в литературно-художественном издании главным компонентом. Необходимо, чтобы иллюстрации не замещали текст книги визуальным материалом, а дополняли и обогащали ее содержание.
При анализе иллюстраций редактору также необходимо обращать внимание на информативность изображения, насколько оно способствует пониманию текста читателем, какие эмоции у ребенка может вызвать рисунок. Проработка фона иллюстрации, динамичное использование различных видов изображений, внимание к мельчайшим деталям и отражение явлений, с которыми читатель встречается в жизни, способствуют повышению интереса и удержанию внимания ребенка младшего школьного возраста при чтении книги.
Издателям важно быть открытыми к экспериментам и использовать новейшие техники исполнения иллюстрации для всестороннего развития ребенка младшего школьного возраста. Их значимость, безусловно, состоит в интерактивном взаимодействии читателя с книгой, направленности на формирование когнитивных и творческих способностей детей: развития творческого воображения, художественного и пространственного мышления.
Изученные техники иллюстрирования «коллаж», «пластилиновая живопись» более близки ребенку, чем живопись и графика, поскольку он знаком с ними с самого детства. Традиционные печатные детские книги активно развиваются сегодня в различных стилевых направлениях, расширяя свои эстетические свойства. Иллюстрации в издании говорят с маленьким читателем без текста, становятся самостоятельными элементом, оказывающим сильное эстетическое воздействие.
Пластилин предоставляет иллюстратору возможность работать с объемом, использовать сочные тона, прорабатывать тончайшие детали, моделировать трехмерное пространство. Коллаж — простая, понятная, но выразительная и образная техника. Зрительный ряд вовлекается в театрализованное действо, которое состоит из разных по фактуре и текстуре цветовых пятен, создающих целостный образ и единую стилистику книги.
Силуэт — это вид графики, форма, воспринимаемая плоскостно по причине контраста фигуры и тона, обладающая декоративностью, органично включающаяся в книгу в сочетании с форматом книжной полосы, шрифтом. Символичность силуэта делает изображение абстрактным, рассчитанным на активное читательское сотворчество, домысливание.
Такие техники трансформируют внутреннее пространство книги, подчеркивают ее индивидуальность и самоценность, расширяют семантические возможности книжной иллюстрации, переводят иллюстративный ряд из плоскости в объем, что соответствует специфике восприятия современного, визуально ориентированного маленького читателя.
Результаты исследования могут быть полезны художникам при создании детской иллюстрации, редакторам — при анализе изображений с точки зрения учета психовозрастной специфики развития ребенка младшего школьного возраста, а также родителям — в качестве критериев при выборе литературно-художественного издания для ребенка.
Проведенное исследование намечает перспективы дальнейшего рассмотрения темы. Во-первых, заслуживает отдельного изучения проблема новой модели восприятия детей младшего школьного возраста, в аспекте данного исследования представляется значимым изучение восприятия ими иллюстраций, выполненных в компьютерной графике и т. д.
Во-вторых, интересным и продуктивным считаем дальнейшее изучение специфики иллюстраций не только в детских литературно-художественных книгах, но и в изданиях других видов (научно-популярных, учебных) с целью выявления новых тенденций иллюстрирования в современном детском книгоиздании.
1. Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки / Н. П. Вагнер. — СПб : Типография В. Демакова, 1895. — 570 с.
2. Кэролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес / Л. Кэролл. — М. : Слово/SLOVO, 2010. — 128 с.
3. Минкова С. Секретики / С. Минкова. — М. : Самокат, 2014. — 32 с.
4. Мороженое / С. Маршак, В. Лебедев; подг., вступ. ст. и коммент. Ю. Герчука. — М. : Советский художник, 1976. — 15 с. — (Избранные детские книги советских художников).
5. Негрин Ф. Волшебные SMS-сказки / Ф. Негрин. — М. : Самокат, 2012. — 32 с.
6. Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса / Н. Носов. — М. : Эксмо, 2017. — 120 с. — (Ретро-классика).
7. Пластилиновые сказки. — СПб. : Акварель : Книжная лаборатория, 2015. — 64 с.
8. Полевой Н. А. Старинная сказка об Иванушке дурачке, рассказанная московским купчиной Николаем Полевым / Н. А. Полевой. — СПб: друкарня М. Ольхина, 1844. — 30 с.
Нормативные документы
9. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды, термины и определения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru (дата обращения: 12.05.2017).
10. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию : федер. закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, 2017. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения:
10.04.2017).
11. ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pechataem.ru/klientam/gostyi/ost-29.127-96.izdaniya-knizhnyie-dlya- detej.html (дата обращения: 21.03.2017).
12. ОСТ 29.130-97. Издания. Термины и определения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alppp.ru/ (дата обращения: 22.01.2017).
13. СанПиН 2.4.7.960-00. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200007047 (дата обращения: 15.05.2017).
Учебные издания
14. Антонова С. Г. и др. Редакторская подготовка изданий: учебное пособие / С. Г. Антонова. — М. : МГУП, 2002. — 468 с.
15. Болховитинова C. М. и др. Композиция изданий: Особенности
проектирования различных типов изданий: учебное пособие / под ред.
С. М. Болховитиновой. — М. : МГУП, 2000. — 166 с.
...76