Введение 3
1. Методические подходы к управлению организациями в сфере
образования 7
1.1 Российский опыт управления образованием 7
1.2 Анализ зарубежного опыта функционирования и развития системы
образования 14
1.3 Нормативные и законодательные основы функционирования
организаций дополнительного образования в России 21
2. Анализ управления организациями дополнительного образования
северных территорий 28
2.1 Специфика деятельности учреждений дополнительного
образования северных территорий 28
2.2 Методика исследования специфики управления организациями
дополнительного образования северных территорий 38
2.3 Анализ управления организациями дополнительного образования
северных территорий на примере учреждений Мотыгинского района Красноярского края 40
3. Рекомендации по управлению организациями дополнительного
образования Мотыгинского района Красноярского края 60
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления организациями
дополнительного образования в Мотыгинском районе Красноярского края 60
3.2 Проект совершенствования управления организациями
дополнительного образования в Мотыгинском районе 64
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения А-В 73
Система образования в каждой стране связана с ее общественно- культурной средой, производственно-технологической базой, множеством сложных функциональных отношений. В настоящее время образование обоснованно занимает одно из ведущих мест в ряду общественных и государственных приоритетов, а его качество является одним из ключевых параметров, по которым судят об общественно-экономической значимости сферы профессиональной подготовки кадров [1, с.94].
Проблема совершенствования управления организациями дополнительного образования северных территорий в современном российском обществе имеет устойчивую актуальность, поскольку северные территории отличаются самобытностью, как правило, мало доступны из-за удаленности от краевых центров, в связи с чем контролирующие органы не могут постоянно проверять их эффективность и определять проблемные звенья в их управлении, также в отдаленных территориях имеется проблема недостатка управленческих кадров, что обусловлено «утечкой» эффективных руководителей в более благоприятные для проживания территории.
В связи с вышесказанным тема «Управление организациями дополнительного образования северных территорий» представляется нам особенно актуальной.
Объект - организации дополнительного образования.
Предмет исследования - управление организациями дополнительного образования северных территорий.
Цель - совершенствование управления организациями дополнительного образования северных территорий.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что управление организациями дополнительного образования северных территорий будет эффективнее, если:
- усилить деятельность по привлечению педагогических кадров к работе в учреждениях дополнительного образования района;
- активизировать деятельность по привлечению финансовых средств и улучшения благосостояния образовательных организаций;
- пересмотреть распределение обязанностей внутри организаций;
- систематизировать документацию организаций;
- активизировать деятельность по пропаганде дополнительного образования среди общественности;
- усилить поощрение обучающихся;
- реализовать проект «Путь к успеху», который позволит улучшить качество управления организацией дополнительного образования, сплотить коллектив и успешно реализовывать поставленные перед учреждением дополнительного образования задачи.
Для достижения цели исследования и подтверждения обозначенной гипотезы мы поставили следующие задачи:
- провести анализ российского опыта управления образованием;
- определить цели и приоритеты зарубежного опыта функционирования и развития системы образования;
- рассмотреть и проанализировать нормативные и законодательные основы функционирования организаций дополнительного образования в России;
- опытно-экспериментальным путем изучить особенности управления организациями дополнительного образования северных территорий (на примере Мотыгинского района);
- разработать комплекс мер по улучшению управления организациями дополнительного образования северных территорий (на примере Мотыгинского района).
Используемые в работе методы:
- теоретические - анализ литературы по проблеме исследования,изучение нормативно-правовой документации по основам функционирования организаций дополнительного образования в России и за ее пределами;
- эмпирические - изучение результатов функционирования организаций дополнительного образования северных территорий на примере учреждений Мотыгинского района Красноярского края;
- математические - анализ, сравнение.
Теоретическо-методической и информационной основой исследования являются законодательные и нормативно-правовые кодексы, законы, акты, постановления и пр. по теме исследования:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [20];
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [12];
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [13];
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. «Санитарно¬эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» СанПиН - 2.4.4.3172-14, зарегистрированы в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. [11];
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Министерством образования и науки РФ и ГАОУВО Московский городской педагогический институт, 2015 г. [9] и пр.
Проблемы управления организациями представлены в трудах таких отечественных ученых, как А.Г. Аганбегян, А.И. Анчишкин, В.Г. Афанасьев,Д.М. Гвишиани, М.И. Кондаков, П.М. Керженцов, А.В. Попов, Е.Ф. Розмирович, И.К. Шалаев, Т.М. Давыденко и других, а также зарубежных исследователей М.Альберта, М.Вебера, П.Друккера, Д.Карнеги, Д.Мак¬Грегора, Р.Маккензи, У.Оучи, С.Паркинсон, Ф.Тейлор, П. Уотерман, Л.Яккоки и других. В их работах выявлены основы социального управления, определено его понятие, изучены функции, структура органов управления и пути совершенствования управленческой деятельности. Теория управления учреждениями дополнительного образования детей разработана значительно слабее общей теории управления образовательными системами. Среди исследователей в этой области можем отметить И.Б. Игнатову, Н.В. Екимову [22, с. 60].
Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться в практике работы руководителей учреждений дополнительного образования в целях совершенствования управления организацией.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 22 источников и 3 приложений. Текст дипломной работы изложен на 73 странице (от введения до списка использованных источников), проиллюстрирован 2 графиками и 7 таблицами. Общий объем работы составляет 77 страниц.
В процессе нашей деятельности над выпускной квалификационной работой мы пришли к выводам, что в настоящее время образование обоснованно занимает одно из ведущих мест в ряду общественных и государственных приоритетов, а его качество является одним из ключевых параметров, по которым судят об общественно-экономической значимости сферы профессиональной подготовки кадров.
Проблема совершенствования управления организациями дополнительного образования в северных частях России имеет устойчивую актуальность, потому как северные территории отличаются самобытностью, как правило, мало доступны из-за удаленности от краевых центров, в связи с чем контролирующие органы не могут постоянно проверять их эффективность и определять проблемные звенья в их управлении, также в отдаленных территориях имеется проблема недостатка управленческих кадров, что обусловлено «утечкой» эффективных руководителей в более благоприятные для проживания территории.
В процессе эмпирической и практической работы мы пришли к выводам, что роль государственных и местных органов управления в совершенствовании системы дополнительного образования вообще и на Севере в частности заключается:
- в решении вопроса обеспечения образовательных программ в части Материально технического оснащения (базы), поскольку государственные и местные органы управления должны обеспечить рассматриваемые учреждения учебными помещениями, оборудованием, учебниками и пр.;
- в решении вопроса целевой подготовки кадров, через трехсторонний договор непосредственно с учреждением дополнительного образования, учреждением средне-специального (или высшего) образования и администрацией района, которая обязуется оплачивать стипендию из бюджетного фонда, чтобы студент отучился и приехал на работу после окончания образовательного учреждения, тем самым решив вопрос кадров в учреждениях дополнительного образования;
- в решении вопроса предоставления жилья молодым специалистам;
- в обеспечении и постановке муниципального задания.
Результаты развития системы дополнительного образования, на наш взгляд, заключаются в том, что среди выпускников большой процент поступает в ВУЗЫ (по данным статистики Мотыгинской ДМШ), их учащиеся не состоят на учете детской комнаты милиции, практически не попадают в дальнейшем в тюрьмы и изоляторы временного содержания. Как правило, обучающиеся становятся активными посетителями театров, библиотек, концертных залов, у них развит художественный вкус и тяга к прекрасному.
В процессе работы мы пришли к выводам, что в целях совершенствования управления организациями дополнительного образования в Мотыгинском районе руководителям и сотрудникам организаций необходимо:
- усилить деятельность по привлечению педагогических кадров к работе в учреждениях дополнительного образования района;
- активизировать деятельность по привлечению финансовых средств и улучшения благосостояния образовательных организаций;
- пересмотреть распределение обязанностей внутри организаций;
- систематизировать документацию организаций;
- активизировать деятельность по поиску решений проблем с обеспечением жилья для педагогов;
- активизировать деятельность по пропаганде дополнительного образования среди общественности;
- активизировать деятельность по сохранности контингента;
- усилить поощрение обучающихся;
- реализовать проект «Путь к успеху», который позволит улучшить качество управления организацией дополнительного образования, сплотить коллектив и успешно реализовывать поставленные перед учреждением дополнительного образования задачи.
Таким образом, цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Гривенная, Е.Н. Сравнительный анализ международного и российского опыта управления качеством высшего профессионального образования / Е.Н. Еривенная // Вестник Воронежского института МВД России. - 2011. - №1. - с. 94- 98.
2. Беляков, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления : учебник / С.А. Беляков. - М.: Макс-Пресс,2009. - 437 с.
3. Борытко, Н. М. Управление образовательными системами: учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВЕИПК РО, 2006. - 48 с.
4. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: учебник / С. В. Воробьева. - Москва : Академия, 2008. - 208 с.
5. Вяземский, Е.Е. Современная система образования в Великобритании / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. -2010. - № 6. - С. 68-84.
6. Еолованов, В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей / В.П. Еолованов // Вестник ПСТЕУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - №. 1. - С. 69-84.
7. Клочева, Е.М. Управление образовательными системами: учебно¬методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке / Е.М. Клочева - Челябинск: Цицеро, 2014. - 109 с.
8. Львова, Л.С. Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Л.С. Львова // Научные исследования в образовании. - 2013. - Режим доступа: https://cyberle№i№ka.ru/artide/v/dopol№itel№oe-obrazova№ie-detey-i-vzroslyh- v-federal№om-zako№e-rossiyskoy-federatsii-ot-29-dekabrya-2012-g-273-fz-ob-obrazova№ii-v
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostra№stvo/dopol№itel№oe- obrazova№ie/№ormativ№ye-dokume№ty/3242-ot-18-11 -2015-trebova№iya-k- programmav-dop.html
10. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2009. - 156 с
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» СанПиН - 2.4.4.3172-14, зарегистрированы в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Г арант».- Режим доступа: http://base.garaMt.ru/70731954/
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 г. Москва "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" [Электронный ресурс] // Российская газета. - №5859 (186). - Режим доступа: https://rg.ru/2012/08/15/miN2obr- dok.html
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] / Российская газета.- Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_155088/
14. Рокотов, П.И. Образование в США [Электронный ресурс] / П.И. Рокотов.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/06pa30BaHne_B_CfflA
15. Романов, Н.А. Зарубежный и отечественный опыт управления образованием [Электронный ресурс] / Н.А. Романов. - Режим доступа:
https://studwood.m/714453/me№edzhme№t/zambezh№yy_i_otechestve№№yy_o
pyt_upravle№iya_obrazova№iem
16. Сластенин, B.A. и др. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 482 с.
17. Трудовой кодекс РФ, принят Государственной Думой 21 декабря
2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. (в редакции Федеральных законов 2002-2015 гг.) [Электронный ресурс] / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://gostrf.com/N2orma_data/52/52100/iN2dex.htm
18. Тянутова, Е. А. Дополнительное образование в России: история и современность / Е.А. Тянутова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2017. - №8. - С. 161-166
19. Управление системой образования в США [Электронный ресурс] //
- Режим доступа: https://studopedia.su/15_141465_upravleN2ie-sistemoy- obrazovaN2iya-v-ssha.html
20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_140174/
21. Шаршакова, Л.Б. Нормативно-правовые основы деятельности детского объединения дополнительного образования. Методический сборник для педагогов дополнительного образования / Л.Б. Шаршакова. - СПб.: Олма-пресс, 2016, - 99 с.
22. Игнатова, И.Б. Особенности управления учреждением дополнительного образования / И.Б. Игнатова // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 6(22). - С. 60-65