Содержание 2
Введение 3
1 РОЛЬ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Определение стратегии предприятия как фактора повышения эффективности его деятельности 5
1.2 Виды стратегий 9
1.3 Факторы, влияющие на формирование стратегии развития предприятия 14
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Принципы, этапы разработки стратегии развития предприятия 19
2.2 Методы анализа среды организации 24
2.3 Портфельные модели выбора стратегии развития предприятия 32
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ «МАРС» КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
3.1 Анализ внутренней среды компании «МАРС» 45
3.2 Анализ внешней среды компании «МАРС» 61
3.3 Разработка стратегии развития и её влияние на эффективность деятельности компании «МАРС» 75
Заключение 83
Список литературы 85
Приложение 1 88
Приложение 2 92
В обстановке жесточайшей конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации во внешней среде, компании не должны сосредотачивать своё внимание только на внутреннем состоянии дел, но и разрабатывать долгосрочную стратегию развития, которая даст возможность им идти в ногу с изменениями, происходящими в их окружении. Ещё не так давно многие фирмы могли благополучно работать, концентрируясь лишь на ежедневной работе, обращая внимание на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время не уходит задача эффективного использования потенциала в текущей деятельности, но крайне важным становится задача по управлению, которое даст возможность фирме быстро адаптироваться к стремительным изменениям в условиях ведения бизнеса. Изменения в окружающей среде; появление новых интересов и позиций потребителя; увеличение конкурентной борьбы за ресурсы; интернационализация бизнеса; появление новых возможностей для развития, возникающих с новейшими разработками в науке и технике; развитие информационных коммуникаций, дающих возможность мгновенного распространения и обмена информацией; доступность новейших технологий, изменение роли человека в процессе производства, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значимости стратегического управления.
Нет такой стратегии, которая была бы применима для всех компаний, и нет универсального стратегического управления. Каждая фирма это уникальный «живой организм» не похожий на другие, поэтому и процесс разработки стратегии развития для каждой фирмы индивидуален, он зависит от её позиции на рынке, динамики развития, возможностей для роста, активности конкурентов, качеством производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Не смотря на это, есть некоторые основополагающие факторы, которые дают возможность говорить о единых принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.
Грамотно разработанная стратегии развития предприятия даёт возможность его руководству оперативно реагировать на происходящие изменения внешней среды, решая при этом не только текущие проблемы, но и идти к достижению главной цели. Таким образом, разработка стратегии развития предприятия или стратегическое планирование позволяет предприятию не просто выжить на рынке, но и получить существенные конкурентные преимущества.
Разработка стратегии даёт ответ на вопросы, какими должны быть ориентиры стратегического развития фирмы, какие преимущества имеет предприятие на рынке и на что должны быть направлены внутренние преобразования, чтобы эти изменения помогали достичь стратегических целей.
Стратегическое планирование и разработка для любого предприятия это необходимое условие эффективной деятельности на постоянно меняющемся рынке.
Необходимость определения стратегии для любого предприятия обуславливает актуальность темы настоящей работы.
Целью выпускной работы является повышение эффективности
деятельности компании «Марс» на основе разработки стратегии её развития.
Задачи исследовательской работы:
-Оценить роль стратегии развития предприятия в повышении эффективности его деятельности.
-Рассмотреть стратегии предприятия как факторы повышения эффективности его деятельности.
-Рассмотреть виды стратегий.
-Рассмотреть факторы, влияющие на формирование стратегии развития предприятия.
-Рассмотреть принципы, этапы разработки стратегии предприятия.
-Провести анализ среды предприятия.
-Рассмотреть портфельные модели выбора стратегии предприятия.
-Провести анализ среды организации компании «МАРС».
-Разработать стратегию и её влияние на деятельность компании «МАРС»
Объектом исследования - компания «МАРС». Предмет исследования является процесс повышения эффективности деятельности предприятия на основе разработки стратегии его развития.
Методы исследования использованные в работе: анализ, наблюдение индукция и дедукция, эксперимент, экспертная оценка.. В качестве информационной базы для выполнения работы использованы данные, предоставленные в организации, а также данные о внешней среде, полученные из СМИ и официальных сайтов в сети Интернет.
Любое предприятие должно четко понимать, какой цели хочет достичь и какие для этого ей необходимо предпринимать меры. Меры в данном случае -это определенная стратегия продвижения бизнеса, затрагивающая каждую структуру предприятия на всех его уровнях. Предприятием, в таком случае, должна быть разработана бизнес стратегия.
Стратегия предприятия представляет собой, выбор совокупности действий, которые ориентированы на потребителя - то есть клиента предприятия и обеспечивают предприятию стабильность и развитие на долгие годы вперед. К тому же это подразумевает не жесткую схему, а гибкий план, в котором можно в любой момент сделать корректировку и внести дополнения.
Дело в том, что внешние факторы изменяются постоянно, а значит, толковому предпринимателю нужно это учитывать и суметь адаптироваться под ситуацию.
Как правило, стратегия развития фиксируется на бумаге и в дальнейшем носит называние - стратегическая политика компании.
Безусловно, действующей стратегии развития должны быть предусмотрены все нюансы, которые имеют связь с предприятием и его позициями на рынке. В стратегии развития можно выделить структурные элементы следующего порядка: цели и планы предприятия на рынке; анализ рыночной структуры; прогнозы рыночного развития; анализ конкурентной способности предприятия; позиция самого предприятия, а так же рыночная позиция его продукта.
Любая стратегия создана для того, чтобы в назначенное время достичь какой- то главной цели. В зависимости от необходимости решить комплекс задач, маркетинговые стратегии бывают: для расширения уже существующих рынков; для проникновения их на новые рыночные ниши; для поддержания гармоничного уровня стабильности; для концентрации усилий.
На основе анализов ситуации на рынке и расчётов была выбрана оптимальная, на мой взгляд, стратегия для компании «Mars» - стратегия концентрированного роста. Для большей эффективности, было решено скомбинировать такие две стратегии как, стратегия усиления позиций на рынке и стратегия развития продукта.
Так же используется функциональная стратегия:
- стратегия маркетинговой деятельности;
- финансовая стратегия;
- кадровая.
Стратегии будут осуществляться за счет:
- применения различных средств продвижения товара (стимулирование, реклама и т.д.);
- увеличения сферы применения продукта, и, следовательно, увеличения объема потребления продукта;
- разработки более привлекательных вариантов существующей продукции без существенных изменений;
- запуск новых видов продукции;
- за счет использования НИОКР.
По итогам расчетов, смотри приложение 2, стратегия получилась средне рискованной (R=36%)
Реализация данной стратегии позволит компании «Mars» сохранить лидирующие позиции на рынке.
Увеличив долю присутствия на рынке шоколада до 40% и ростом продаж на 15%. В сегменте жевательной резинки сохранить долю 70% с ростом продаж 7% и на рынке кондитерских изделий войти в тройку лидеров с брендом Skittles с ростом объёма продаж 30%
Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический
Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр.пер. с англ. -М.: Экономика, 2009
Анализ внешней среды бизнеса. Д.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. / Д.В. Арутюнова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с
Менеджмент: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012 - 208с.
Анцупов А.Я Стратегическое управление.-Техносфера РИЦ ЗАО, 2015,343с.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. / Ансофф И.- СПб.: Питер Ком, 2012.-420с.
Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М.Попова и
С.М.Ляпунова. - М.: ФиС. 2008
Балабанов А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент. Теория и практика.- СПб: Питер, 2010.- 225с.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом - М.: Финансы и статистика, 2012. - 384 с.
Беляев, В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: учебник / В.И. Беляеев. - М.:КНОРУС, 2010. - 672с.
Басовский Л.Е Современный стратегический анализ: учебник / Л.Е.
Басовский. - ИНФРА-М, 2015, 255с.
Велесько, Е. И. стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.И.
Велесько, А. А. Неправский. - Минск: БГЭУ, 2009. - 307 с.
.Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник. / О.С.
Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 296 с.
Голубков Е.П Стратегический менеджмент: учебник / Е.П Голубков. - ЮРАСТТ, 2015, 290с.
Десс Дж., Хит М. Анализ портфеля компании// Организация управления. 2006. № 12.
...37