Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕРН И ПОСТМОДЕРН - ДВЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ XX ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №182074

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Анализ культурно-исторической ретроспективы и выявление характерных
черт модерна как принципиально нового вектора развития XX века 6
1.1. Предпосылки и социокультурные причины формирования современного типа
сознания 6
1.2. Анализ модерна как культурной парадигмы первой половины XX века:
социальные предпосылки и общая характеристика 22
Глава 2. Анализ парадигмы постмодерна и его аналитическое сравнение с модерном 37
2.1. Постмодерн как социокультурная парадигма XX века 37
2.2. Аналитическое сопоставление двух культурных парадигм модерна и
постмодерна с целью установления их статусного взаимоотношения 49
Заключение 58
Список литературы: 62


XX век - это очень сложный и насыщенный социокультурный период, в который происходили знаковые события, навсегда изменившие облик западноевропейской цивилизации. Серьезные изменения затронули все сферы жизнедеятельности человека: политическую, экономическую, социальную, культурную. В результате всех произошедших трансформаций коренным образом изменилось мировоззрение человека и тип его сознания, что привело к формированию новой культурной ситуации, охватившей обозначенный временной период. Весь социокультурный фон двадцатого столетия пронизывают две магистральные парадигмы, которые принципиально отличаются от всей предшествующей культуры - это модерн и постмодерн.
Актуальность научной работы заключается в комплексном анализе и сравнении культурных парадигм модерна и постмодерна, которые являются истоком современной культуры. Данные культурные направления XX столетия предопределили состояние и положение современной культуры, поэтому их изучение, анализ и сопоставление представляют собой научный интерес. Дипломная работа посвящена исследованию специфики модерна и постмодерна, как двух магистральных культурных парадигм, а также анализу их взаимоотношения. Важно отметить, что такое осмысление не просто самоценно само по себе, оно также необходимо для понимания процессов, происходящих в культуре настоящего.
Современная западноевропейская культура является прямой преемницей модерна и постмодерна, которые, несмотря на свою взаимосвязь, выступают как самостоятельные культурные парадигмы, что будет доказано в данной работе. В частности, постмодерн в большей степени предвосхитил развитие культуры XXI века, поэтому можно наблюдать, что в современной культуре его тенденции развились с наиболее полной силой (речь идет о принципе плюрализма, ризоматическом построении социокультурного пространства, непрерывном увеличении симулякров, принципе цитирования). Однако ввиду того, что XXI столетие есть настоящее, то отследить и проанализировать все происходящие вокруг него процессы крайне сложно, за счет включенности в них, но можно обратиться к культурным истокам, которыми являются парадигмы XX века. Модерн и постмодерн сформировали новую культуру, которая на данный момент активно развивается, поэтому их изучение - это способ понять тенденции формирования будущей культуры.
Объектом научного исследования является западноевропейская культура двадцатого века. Предметом - сравнительный анализ модерна и постмодерна как двух магистральных парадигм развития культуры.
Проблема данной научной работы заключается в определении статуса модерна и постмодерна.
Целью исследования является анализ взаимоотношений модерна и постмодерна на основе сопоставления базовых критериев, влияющих на формирование культурного пространства. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать историко-культурные предпосылки, предопределившие парадигму развития культуры XX столетия.
2. Выявить специфику культуры модерна, посредством анализа культурных установок данной парадигмы.
3. Раскрыть базовые установки культуры постмодерна, обозначив основополагающие принципы и черты данного направления культуры.
4. Определить статус взаимоотношения модерна и постмодерна как двух парадигм культуры XX века.
При написании дипломной работы применялась междисциплинарная методология исследования, преимущество которой заключается в более комплексном и разностороннем анализе культурных явлений. Возникая на пересечении нескольких дисциплин, междисциплинарные методы позволяют более глубоко изучить предмет научного исследования. Также использовались культурологический, исторический и социологический методы для исследования и анализа социокультурной ситуации двадцатого столетия. Кроме того, автор применял ретроспективный метод и метод типологизации информации.
Обозначенные методы использовались при работе с литературой и теоретическим материалом с целью выявления главных идей, построения причинно-следственных связей и систематизации полученного материала. Данные методы дали возможность выявить принципиальные отличия и специфику каждой рассматриваемой культурной парадигмы.
Степень разработанности проблемы в научной литературе.
Несмотря на то, что культурный период, в который господствовали парадигмы модерна и постмодерна, - это относительно недавнее прошлое, существует большое количество философско-теоретических исследований, посвященных этой теме. Для решения поставленных в ходе работы задач была изучена специализированная литература, которую можно разделить на несколько блоков.
Первый и самый общий блок используемой научной литературы включает современные учебные пособия по культурологии, эстетике, социологии культуры, а также по теории и истории культуры. Автор исследования активно использовал работы таких авторов как Гуревич П.С., Касьянов В. В., Садохин А. П., Солонина Ю. Н., Емелин В. А., Кривцун О. А., Минюшев Ф. И. Материалы, полученные из этих источников, помогли сформировать целостное представление о социокультурном фоне XX столетия, о процессах, влияющих на изменения в обществе, культуре, о философских течениях, которые выступали базой для каждой из культурных парадигм и о смене эстетических тенденций в искусстве.
Второй блок литературы представлен массивом словарной литературы и энциклопедиями, использование которых помогло в уточнении философской терминологии модерна и постмодерна. Информация, представленная в упорядоченном виде, сформировала более полное представление в понимании понятий и терминов. Использовались источники таких авторов как: С. Т. Махалина, Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый, А. А. Грицанов, М. А. Можейко, В. П. Руднев, Г. М. Тавризян. Особенно большую помощь в поиске научной информации оказала энциклопедия «Постмодернизм», составителями и редакторами которой выступили А. А. Грицанов и М. А. Можейко. Энциклопедия включает в себя богатый перечень статей, философских течений, понятий и теоретиков двадцатого века.
К третьему блоку используемой научной литературы отнесены работы философов и теоретиков, выдвигавших свои концепции относительно культуры модерна и постмодерна. Их работы оказали значительное влияние на формирование авторской позиции по отношению к модерну и постмодерну. Работа Э. Тоффлер «Третья волна» использовалась при анализе социальных изменений, которые произошли в обществе с приходом индустриального и постиндустриального общества. Работы Э. Фромма «Бегство от свободы. Человек для себя», М. Мамардашвили «Сознание и цивилизация», Х. Ортега- и-Гассета «Восстание масс» разоблачают культурный и духовный упадок, в котором оказалась западноевропейская цивилизация в начале XX века. Философы говорят о кризисе культуры и искусства. Главный исток трагизма они видели в отходе от традиций, в формировании массового общества и массовой культуры, в «угасании» духовного развития.
Наибольший интерес представляют концепции, рассматривающие модерн и постмодерн в историко-культурном и ретроспективном ключе, представленные в оригинальных произведениях, таких как: Ю. Хабермас «Модерн - незавершенный проект», У. Эко «Заметки на полях “Имени розы”». Они высказывают идеи по поводу «надысторического» характера рассматриваемых парадигм. Исследователи говорят, что данные культурные течения не являются феноменами исключительно XX века - в тех или иных формах их можно наблюдать в каждой культурно-исторической эпохе. В частности, У. Эко более подробно сосредоточен на специфике постмодернизма, выделяя характерные для него черты.
Также важно назвать ряд других теоретиков, обращение к работам которых стало важным материалом для анализа культурных парадигм модерна и постмодерна: Ж. Ф. Лиотар, Р. Барт, И. Ильин, К. Харт, Ю. М. Лотман. П. Козловски в своем труде «Культура постмодерна» и Н. Б. Маньковская в книге «Эстетика постмодернизма» работали в большей степени с теорией искусства, определяли специфику модернизма и постмодернизма, их эстетические характеристики.
Авторская гипотеза заключается в обосновании автономности и самодостаточности культурной парадигмы постмодерна по отношению к модерну.
Научная новизна дипломной работы обусловлена междисциплинарным анализом культурных парадигм модерна и постмодерна, произведенным на основе таких важных, с точки зрения культуры, критериев, как тип сознания, концептуальные установки и модель мира. Данные критерии более глубоко раскрывают специфику культурных парадигм, что дает более основательный материал для дальнейшего сравнения. Выводы дипломной работы могут быть использованы в качестве дополнительного теоретического материала по гуманитарным наукам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модерн является уникальным культурно-историческим типом культуры,
который имеет различные интерпретации, как позитивные, так и негативные. С одной стороны, культура модерна характеризуется как период упадка и тотального кризиса, а с другой - этот культурный феномен был чрезвычайно самобытен и многообразен, по сравнению с предшествующими направлениями и стилями в западноевропейском искусстве. В данной работе автор предлагает преодолеть одностороннее понимание модерна как кризисного периода, разрушившего классическую традицию.
1. Постмодерн - вторая магистральная парадигма, которая сформировалась в
результате происходящих социокультурных и философско-теоретических преобразований, выпавших на вторую половину двадцатого столетия. Постмодерн по своей специфике находится в противоречивых и неоднозначных взаимоотношениях с модерном, что отмечается многими исследователями. Автор работы выдвигает положение о том, что постмодерн есть самодостаточная культурная парадигма. Несмотря на преемственную связь с культурой модерна, постмодерн не остановился исключительно на ее отрицании, он не стал «анти-модерном», а также не остановился на отдельных видах искусства (литература, кинематограф). Постмодерн получил право обозначать собой духовную ситуацию второй половины двадцатого столетия, которая затронула и XXI век.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении научной работы необходимо подвести итоги. Были выполнены поставленные задачи, а именно:
1. Проанализированы историко-культурные предпосылки, которые предопределили формирование развития культуры XX столетия.
2. Выявлена специфика культуры модерна, посредством анализа культурных установок данной парадигмы.
3. Раскрыты базовые установки и черты культуры постмодерна.
4. Определен статус взаимоотношения между модерном и постмодерном.
В первом параграфе первой главы была проанализирована историко-культурная ретроспектива, охватывающая период, начинающийся средними веками и заканчивающийся XIX столетием. Главный критерий анализа - тип сознания. Именно его трансформация с приходом каждой эпохи формировала новую картину мира и образ человека. Тип сознания напрямую зависит от внешних факторов, которые предшествуют его изменению. Автор дипломной работы выделил два главных критерия, виляющих на изменение сознания человека - это ориентация на научно-технический прогресс и секуляризация культуры. Именно усиление этих процессов, которые начинаются с эпохи Возрождения, «поставили» западноевропейскую цивилизацию на путь рационалистическо-прагматического и бездуховного развития, который оказал влияние на формирование парадигмы модерна и постмодерна.
Какие социальные и исторические факторы способствовали этому? Среди них можно назвать: концепцию гуманизма, ставшую идейной базой в период Возрождения, выработка новой системы образования, которая поспособствовала реабилитации рационализма, великие географические открытия, расширившие горизонты человеческого мира, утверждение культа науки в XVII веке, процессы эпохи Просвещения, поспособствовавшие расширению границ сознания, провозглашенная в результате французской революции идея равенства и свободы всех людей, последний важный фактор - индустриализация и последовавшее за ней формирование массового общества . Перечислены не все, но наиболее важны процессы, которые оказывали мощное воздействие на сознание человека и безвозвратно трансформировали его.
Можно предположить, что возведение науки в абсолютную самоценность было ошибочным шагом, который привел к бездуховности культуры. Таким образом, обозначенные критерии (научно-технический прогресс и секуляризация культуры) предопределили формирование именно такой социокультурной ситуации, с которой столкнулось общество в XX веке.
Второй параграф первой главы был посвящен анализу культурной парадигмы первой половины XX века - модерну. Автор выделил два аспекта, которые поспособствовали формированию модерна: 1) философско-теоретические направления, среди которых феноменология, экзистенциализм и структурализм; 2) социально-исторический контекст, в рамках которого было выделено четыре аспекта, повлиявших на изменение сознания человека в начале двадцатого века. Это новая онтология, развитие экономики, социальная мобильность, а также научные открытия и прогресс в области науки. Данные факторы изменили социальный фон и поспособствовали трансформации общественных отношений, которые оказали влияние на изменение ментальности и усложнение картины мира человека. В результате, автор выделяет следующие положения, отражающие основные мировоззренческие установки модерна:
1. Ориентация на разрушение утвердившейся классической парадигмы культуры;
2. Стремление трансформировать и видоизменять окружающий человека мир, с целью утверждения новых ценностей, отвечающих потребностям времени;
3. Включение в область культурных явлений того, что было табуировано и выведено за границы классической парадигмой.
Согласно авторской позиции, модерн понимается как принципиально новая социокультурная парадигма, выработавшая установки и самостоятельную позицию, отличную по отношению к предшествующей классической культуре. Модерн отвергает академизм в широком смысле слова и формирует новую художественную практику - модернизм, для которой характерна выработка нового художественного языка (отказ от жизнеподобия и классических канонов, выход индивидуального видения автора на первое место, активные эксперименты и поиск средств самовыражения). Таким образом, можно наблюдать яркое проявление уникальности и самобытности парадигмы модерна - это не просто разрушение классических канонов и установок.
Первый параграф второй главы посвящен исследованию второй центральной парадигмы XX века - постмодерна. Важнейшее социальное условие, которое сопровождало процесс становления данного культурного вектора - это образование и развитие постиндустриального общества. Этот новый тип общества оказал влияние на социальную структуру (переустройство сферы труда, возникновение новых профессий, формирование информационного общества), выработал новые способы коммуникации и расширил горизонты человеческого мира через процессы глобализации.
В ходе анализа специфики постмодерна автор выделил два основополагающих принципа, которые выступают условием образования всех остальных характерных черт этого культурного периода: нарративное восприятие всей предшествующей культурно-исторической действительности и плюрализм. Существуя вместе, данные принципы формируют базу, на которой уже «созревают» остальные характерные черты этой культурной парадигмы (например, ризоматичность построения культурного пространства, децентрация, вариативность, фрагментарность, контекстуальность, симулятивность). В результате были выделены основные установки постмодерна, которые определяют его тип мышления и отличают от других культурно-исторических эпох:
1. Плюрализм, устанавливающий полный отказ от любого рода универсалий, незыблемых истин, порождающий полную свободу;
2. Иронизм, заключающийся в критическом отношении к ценностным установкам прошлых эпох;
3. Игровой принцип отношения к миру как вызов утратившей актуальность структурности, как способ познания и моделирования реальности.
Таким образом, культура постмодерна понимается в рамках данной дипломной работы как принципиально новый этап развития западноевропейской культуры, который выстраивается на обращении к парадигмам классики и модерна, однако принципиально от них отличается. Постмодерн существует в своей социокультурной ситуации и опирается на другие философские основания, за счет которых он выработал новый подход к окружающей действительности. Более того, постмодерн напрямую повлиял на современную культуру западноевропейского общества. По мнению автора, по итогам этого параграфа, может быть доказано второе положение, выносимое на защиту, которое гласит, что постмодерн является самодостаточной культурной парадигмой, которая несмотря на преемственную связь с культурной модерна не является исключительно ее отрицанием.
Во втором параграфе второй главы проводилось аналитическое сравнение модерна и постмодерна с целью выявления их статусного взаимоотношения. Для сравнительного анализа были выделены три критерия, которые наиболее наглядно показывают расхождение в смысловом содержании обозначенных культурных парадигм: тип сознания, концептуальные установки, модель мира. В результате автор дипломной работы установил, что модерн и постмодерн - это два принципиально отличных состояния культуры, которые отражают смену развития технической, социальной, культурной и ментальной составляющих общества. Тип соотношения модерна и постмодерна можно обозначить как взаимосвязанно-рефлекторный.
Взаимосвязанность заключается в хронологической преемственности постмодерна по отношению к модерну. То есть постмодерн непосредственно следует за модерном в исторической ретроспективе, таким образом, эти культурные парадигмы охватывают все двадцатое столетие. При этом важно отметить, что четких разделений между культурными магистралями нет. Это связано с тем, что все социокультурные события, происходящие в обществе, имеют преемственный характер, они взаимопроникаемы и оказывают друг на друга прямое влияние.
Рефлекторность объясняется тем, что парадигма постмодерна сформировалась как рефлекс на социокультурную ситуацию модерна. Постмодерн, с одной стороны, может рассматриваться как критика и пересмотр положений модерна, с другой, он преодолевает односторонний статус зависимости. В результате, постмодерн трансформировался в самостоятельную парадигму культуры второй половины двадцатого века.
Возникнув изначально как литературное явление, постмодерн стал расширять спектр своего влияния, захватывая сначала некоторые виды искусства - архитектуру, кинематограф, а после стал выражением психоэмоционального состояния эпохи, утвердив новый тип сознания. Постмодерн выдвинул новые принципы мировосприятия и взаимоотношения людей, задал образ нового человека, способного к молниеносной адаптации в стремительно изменяющемся универсуме. Его формирование происходило на уникальной философско-теоретической базе, за счет которой были выработаны характерные черты и принципы, благодаря которым постмодерн занял самостоятельное место по отношению к другим стилям и культурным эпохам.
В результате проделанной работы, автор успешно достиг поставленной цели, которая заключалась в анализе взаимоотношения модерна и постмодерна. На основании полученных в ходе анализа выводов, можно выдвинуть предположение, что гипотеза, заключающаяся в обосновании автономности и самодостаточности культурной парадигмы постмодерна, может считаться доказанной.



1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл. - М. : Academia, 1999. - 956 с.
2. Бехманн Г. Современное общество : общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн; пер. с нем. А. Ю. Антоновского [и др.] - М. : Логос, 2010. - 248 с.
3. Борев Ю. Б. Эстетика : учебное пособие. / Ю. Б. Борев. - М. : Русь-Олимп : АСТ: Астрель, 2005. - 829 с.
4. Вайнштейн О. Б. [и др.]. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. Научно-теоретический журнал. - М. : Наука, 1993. - №3. - С. 3-17.
5. Власов В. Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 320 с.
6. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. / Б. Л. Губман. - Тверь : Изд-во ЛЕАН, 1997. - 287 с.
7. Гуревич А. Средневековый мир. Избранные труды. / А. Гуревич. - М. - СПб. : Университетская книга, 1999. - Том 2. - 560 с.
8. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. / П. С. Гуревич. - М. : Проект, 2003. - 336 с.
9. Коробейникова Л. А. Дефиниции культуры в постмодернизме // Дефиниции культуры : сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1998. - Вып. 3 - 210 с.
10. Джулио К. А. Современное искусство 1770 - 1970. / К. А. Джулио. Ред. Л. Р. Мариупольская. - М. : Издательство Искусство, 1999. - 754 с.
11. Емелин В. А. Постмодернистская философия и постмодерная культура : учебное пособие. / В. А. Емелин. — М. : МАМАРМЕН, 2000. — 33 с.
12. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века : учебное пособие : в 2 т. / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. - М. : - Интерпракс, 1994. - Т.1. - 432 с.
13. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия : эволюция научного мифа. / И. П. Ильин. - М. : Интрада, 1998. - 256 с.
14. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. / И. П. Ильин. - М. : ИНИОН РАН - INTRADA. 2001. - 384 с.
15. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. / И. П. Ильин. - М. : Интрада, 1996. - 256 с...62

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ