1. Введение 3
2. Основная часть 8
2.1. Глава первая: Образ ребенка в раннем творчестве А. П. Чехова 8
2.2. Глава вторая: Детский мир в рассказах А.П.Чехова 1890-х годов Заключение 39
4. Список литературы 44
В современном мире каждый образованный человек понимает и сознает, что детство - тот момент в жизни, который отвечает за максимальное развитие, обучение, совершенствование и овладение навыками. Этот этап, как и любой другой этап духовного роста и физического, обязательно сопровождается рядом конфликтов внутренних и внешних. Обратимся к толкованию термина детства с целью понять - что же собой представляет данный концепт и какое отражение получает он в литературных произведениях.
В социологии понятие детства «... (childhood) - стадия в течении жизни, часто, хотя и не обязательно, характеризуется как зависимое состояние из-за биологической незрелости. В осознании возраста людьми имеются исторические и культурные различия, а его деление на стадиальные и значимые категории называется социальным конструированием возраста» .
С точки зрения национальной и социальных особенностей, термин детство представляет собой «системный феномен, полифункциональный и многоуровневый (многомерный), основу (базу) которого составляют медико-биологические характеристики, а сущность определяется уровнем развития социального общества, типом культуры и т.д. Поэтому детство можно рассматривать под разными углами зрения: 1) Детство - стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма, развитие его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида; 2) Детство - особое социальное явление, актуализирующееся в обществе через возникновение специфических социальных связей (в сферах социальных отношений, политики, права, культуры), институтов, механизмов социального управления и социального контроля, норм, ценностей, детской субкультуры» . Важно отметить, что, несмотря на многообразие социальных и культурных условий жизни ребенка, именно западный взгляд на детство, закрепленный в Конвенции ООН о Правах ребенка, оказывает сегодня доминирующее влияние на и семейную политику .
Многие педагоги, психологи, ученые посвятили свою жизнь и деятельность изучению феномена детства с целью понять и объяснить процессы, происходящие в организме и душе ребенка. По их мнению, детство - это не только период, в котором происходят определенные процессы становления личности ребенка, но и результат влияния окружающей среды на него. В исследованиях психологов феномен детства изучают через особенности психического развития, системного описания развития ребенка в онтогенезе. Направления исследований детства в психологии: общее психологическое развитие ребенка (Л. Выготский, Л. Божович, Д. Эльконин и др.); концепция обучения и развития ребенка (Л. Венгер, В. Давыдов, А. Дяченко, Ж. Пиаже и др.); проблемы периодизации детского возраста (Л. Выготский, Д. Эльконин). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (4-6 лет), младший школьный возраст (6-10), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18лет). С позиции социальной психологии детство рассматривают как социальный феномен в контексте детских групп и детских сообществ (Д. Фельштейн) .
Итак, резюмируя вышесказанное, отметим, что детство как явление - это период от рождения до психологической и социальной зрелости, т.е. процесс становления ребенка полноценным членом социума.
Известный французский историк, автор работ по истории повседневности, семьи и детства Филипп Арьес (1914-1984) в своих трудах приводит очень много интересных фактов, связанных с развитием темы детства в мировой культуре. Так, до XIII века, пишет он, «художники вообще не обращались к теме детства и никак не изображали ребенка. Присутствовали лишь образы ангелов и младенец Иисус, реальные же фигуры детей полностью отсутствовали. Это, вероятнее всего, связано с тем, что ребенка не ассоциировали с человеческой личностью. Да и само слово «ребенок» не имело того значения, каким наделено сейчас. Так, в средние века в Германии слово «ребенок» означало одно и то же, что «дурак», данный факт очень примечателен» .
Можно сказать, что детство в те времена не считалось важным жизненным этапом. Оно было скоротечным и малозначимым. Интересно и то, что как только ребенок переставал быть младенцем, его одевали во взрослые одежды, которые и соответствовали определенному социальному положению (таким образом, даже внешне ребенок не был особым членом общества, он был полностью приравнен к миру взрослого человека). И лишь к XVI-XVII вв. у ребенка появляется своя детская одежда.
Известный советский психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984) на основе этнографических наблюдений и исследований говорит о том, что на самых ранних этапах развития социума (которым свойственен земледельческий труд, охота, примитивные орудия труда и т.д.) ребенок очень рано приобщается к взрослому миру и к труду. Это потому, что в данный момент - нет времени обучать и подготавливать его к будущей жизни и деятельности. Таким образом, Д.Б. Эльконин утверждает, что детство возникает в тот момент, «когда ребенок не может быть вовлечен в трудовую деятельность, из-за неумения или нехватки знаний» .
Итак, тема детства представляет собой очень многогранное понятие. Детство - явление исторически длительно формировавшееся, социально сложное. «Представители» же детства - дети - это члены социума, которые прошли настоящую эволюцию, прежде чем завоевать то положение, которое они занимают в современном мире (уважение, снисходительность, любовь, покровительство взрослого мира).
К теме детства обращались и обращаются писатели, художники, композиторы на протяжении столетий. Так, она была и остается основной в творчестве русских поэтов и прозаиков XIX-XXI вв. Этот маленький большой человек способен научить взрослого чувствовать, сопереживать, любить. О детях нельзя было не писать, о детях нельзя не говорить, их нельзя не изображать. О детях и детстве писали А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, М. Горький, И. С. Шмелев, В. М. Шукшин, Ч. Айтматов и многие другие.
Тема детства является актуальной и в настоящее время. Поэтому ее изучение представляется интересной сквозь призму творчества русских писателей, художников, композиторов, кинорежиссеров.
Данная тема является одной из ключевых проблем и в современном литературоведении. Художественная специфика темы детства в русской литературе находит свое отражение и в произведениях для детей, и в произведениях о детях, адресованных взрослой читательской аудитории.
К. Г. Исупов - составитель антологии «Космос детства», размышляя о детстве и детскости, выделяет несколько важных особенностей. Он пишет, что характер каждого ребенка можно изучать, опираясь на следующие концепты: наивность, детскость и игра. В частности, наивность он определяет как «состояние возрастного несовершеннолетия ценностного мира или как эстетическое качество образа в искусстве в формах «простого», в имитациях детской символики. Другими словами, наивность есть доверие миру и форма бессознательного бесстрашия» . В наивном состоянии человек не «не ведает, что творит», его действия свободны от оценочных предпочтений. К. Г. Исупов противопоставляет наивность - «взрослой» серьезности. Он пишет: «Человек наивный пребывает в мире блаженного незнания, в нем нет места греху, лжи, времени... <...> Для наивности мир есть добрая тайна, и даже испуг перед ней - испуг удивления, узнавания и благодарного приятия». Детскость же характеризуется исследователем как «состояние, в которое мы погружаем существо наивное». Взрослый же мир мыслится как мир «утраченных ценностей, ложных кумиров, дискредитированного языка и деформированной истории» .
В целом творчество Чехова продолжает лучшие традиции русской классической литературы. Очевидно в его рассказах влияние прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. В юмористических произведениях прослеживается влияние Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова - Щедрина. В лиризме и изображении напряженного внутреннего мира видны художественные открытия И.С. Тургенева и Л. Н. Толстого.
О литературном языке, которым написаны все чеховские произведения, говорят многие классики и литературные критики. Так, М. Горький отмечал, что стиль Чехова находится на недосягаемой высоте, и в будущем, при изучении природы и развития русского языка, будут говорить, что русский язык создали Пушкин, Лермонтов, Чехов.
Мастерство Чехова в литературном стиле и совершенство русского языка, которым написаны пьесы и рассказы, бесспорны.
В современном мире творчество Чехова все больше вызывает интерес. Проблемы, которые писатель художественно исследовал в своем творчестве, в наше время не потеряли своей актуальности, а приобрели еще более острый характер. Это проблемы воспитания, проблемы взаимоотношения взрослых и детей, проблема сохранения и продолжения культурных и религиозных традиций, проблема нравственного воспитания, проблема сохранение национальных и культурных ценностей.
С одной стороны, писатель выразил дух эпохи, ее «ничтожество и очарование», а с другой — он «вне времени». Чехов не только воспроизвел образы «интеллигентов», но уловил веяния той эпохи в ее тончайших «обертонах», и потому, как и Пушкин, — он часть русской истории и культуры. Чехов не судит людей, а наблюдает, замечая тысячи мелочей, полумыслей, получувств и полудел. Большой художник, он принес с собой в литературу «умение в одном слове все выразить и, в особенности, показать». Однако чеховский «импрессионизм» был «всего лишь приемом», в то время как сердце писателя «разрывалось от сочувствия, ужаса, печали, жалости, любви», и главное-то его очарование — именно любовное» . Влияние творчества Чехова испытали на себе такие писатели, как И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев и многие другие.
Рассуждая о литературном наследии Чехова, принято говорить о нескольких драмах и множестве коротких рассказов, которые были написаны на злободневные темы своей эпохи. В них автор рассуждал о воспитании детей, о жестокости взрослого мира по отношению к детям, о нравственности внутреннего мира ребенка и бездушии мира жестокой реальности.
В этих рассказах мы видим авторское сожаление о трагических судьбах детей, которые были лишены детства. Все рассказы Чехова выдержаны в эстетике реалистического рассказа. Простота стиля является залогом того, что читатель имеет возможность понять и сделать выводы.
В произведениях отсутствует прямое назидание и поучительные интонации автора. Его позиция максимально объективна и реалистична. Автор не оставляет возможности для иллюзии и романтических фантазий о судьбах героев. Все в них четко, лаконично, понятно. Вся «грязь», пошлость, «дурь» реального мира даны в обыденном сюжете с несложной композицией. Герои рассказов - обыкновенные взрослые люди, которые погрязли в бытовых мелочах и низменных ценностях.
«Литературная эволюция Чехова, согласно В. Ходасевичу, есть постепенное и трудное освобождение от Антоши Чехонте. «Сохраняя некоторые приемы комического стиля, он их заполняет (особенно в пьесах) некомическим содержанием. Из юмориста Чехов становится лириком, продолжая работать на том же бытовом материале». Совершенствуясь в мастерстве, писатель менял «внутреннее отношение» к своим персонажам. Сначала он их показывал героев «как пошляков», затем — как чудаков, наконец, как обыкновенных людей; при всем том он сначала их жалеет и начинает находить достоинства, а заканчивает «великой к ним любовью» .
Мастерство, с которым Чехов описывает психологические особенности внутреннего мира ребенка, взрослого, подростка, поражает.
Чехов говорил о краткости рассказов, о том, что талантливое произведение должно быть кратким. В связи с этим в его рассказах отсутствует большое количество героев, чаще всего, это два-три персонажа.
В чеховских рассказах о детях отражена реальная жизнь той эпохи. Объективная точка зрения писателя делает рассказы максимально убедительными. В них Чехов сумел увидеть за внешним благополучием повседневную душевную драму. «В детстве у меня не было детства» - эта фраза Чехова из переписки с братом воспринимается как афоризм к его детским рассказам. Слова эти принято считать автобиографичными.
Подводя итоги о теме детства в рассказах Чехова, важно выделить основную проблему, которая является стержнем произведений, написанных о детях или для детей. Главная проблема в них - конфликт двух миров - взрослого и детского.
В рассказах автор стремится понять, как соотносятся эти два мира, в чем точки их соприкосновения и какова природа непонимания, а иногда враждебности взрослых по отношению к детям. Таким образов, на примере анализа нескольких рассказов нам удалось выделить несколько детских образов. Некоторые из них можно объединить на основании схожести жизненных обстоятельств и детских судеб:
• Детские характеры, на которые преждевременно оказал влияние взрослый мир («Детвора»).
• Образы детей с наивным представлением о жизни, простота и гуманное отношение ко всем людям («Кухарка женится», «Дома», «Мужики»).
• Восприятие мира глазами ребенка как непорочного, чистого и наивного сознания («Гриша», «Архиерей»).
• Противостояние взрослого мира и детского («Мальчики»)
• Дети сочувствующие и милосердные («Событие»).
• Муки детей в жестокой реальности, трагичность детских судеб, боль, страдание, одиночество («Ванька», «Спать хочется», «Устрицы»)
• Комически поданное безнравственное поведение детей «Злой мальчик»).
Автор сопереживал детям, разделяя их страдания, несчастья и горести.
Сюжет рассказов, их тональность, специфика речи детей, языковой стиль произведений Чехова передают их реалистичность. Писатель настаивает на равноправии мира ребенка и мира взрослых, на их взаимном уважении и любви.
Чехов не устает повторять, что душа ребенка очень чутка ко всему хорошему и доброму в этом мире. Это состояние души, ощущение счастья и беззаботности - вот главное отличие детского мира от взрослого.
Душа ребенка всегда жаждет любви, она открыта для добра, заботы, внимания, ласки и похвалы. Она бесхитростна. Ребенок смотрит на мир широко раскрытыми глазами. Эти глаза видят намного больше, чем взрослые глаза, все чувствуют, но, к сожалению, далеко не все понимают.
Особенностью рассказов, где события даны от лица детей, увиденные глазами ребенка и воспринятые через призму его сознания, является то, что эти 42
произведения совсем недетские. Так как они поднимают важные вопросы современности.
Искусство проникновения в детскую душу, во все «тайные» уголки ее - вот чем особенно ценны для нас чеховские детские рассказы.
В изображении детской души большое внимание автор отводит таким категориям чувств, как одиночество, боль, горе. Чехова мы воспринимаем как знатока детской психологии. Он мастерски проникает в душу ребенка, смотрит на окружающий мир его глазами. Передает читателю детскую легкость и радостное мироощущение. Только лишь дети наделены этой способностью - видеть мир цветным, во всех красках и оттенках, ярким и позитивным.
И, несмотря на это все, ребенок остается беспомощным, хоть и лучше во многом, чем взрослые. Дети свободны от корысти, зла и всегда готовы простить или помочь ближнему. Душа ребенка нежна, мягка, ранима, именно потому в мире жестокой реальности, где не хватает любви, доброты, заботы, дети живут с чувством страха, потерянности и непонимания.
Главное отличие души ребенка от души взрослого человека в том, что внутреннее состояние детей близко к состоянию гармонии и счастья. Но если эту гармонию и счастье вдруг нарушает равнодушное отношение, жестокость взрослых, то доверчивость и любовь к миру и людям начинает утрачиваться. Часто своими поступками, словами взрослые травмируют нежную, «неготовую» душу ребенка и толкают его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», « Отец семейства»).
Своими рассказами автор утверждает, что дети имеют право быть самими собой, что они заслужили настоящее детство.