Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЕРЕСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №181949

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Ересь как пример взаимовлияния античной и средневековой культур 9
1.1. Теоретическое осмысление и сущностная основа ереси 9
1.2. Античная парадигма как фактор развития еретических учений Раннего
христианства 17
1.3. Ереси в Раннем христианстве как отражение смены античной ментальности
средневековой 26
ГЛАВА 2. Ересь как отражение специфики ментальности в Латинском
Средневековье 35
2.1. Ересь как интеллектуальная составляющая средневекового общества 35
2.2 Бюргерское направление ересей как пример постепенной смены картины мира
средневекового человека 44
2.3 Крестьянско-плебейское направление ересей и народная культура 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 62

Актуальность темы исследования. Ереси и еретические движения были неотъемлемой частью средневекового западноевропейского общества. Ересь как социальное и историко-культурное явление возникает с первых веков христианства. Поэтому интерес к ереси со стороны христианских богословов, отечественных и зарубежных историографов всегда был велик. В церковной и в светской справочной литературе существуют разнообразные взгляды на ересь. В церковной литературе, в частности, у средневековых авторов ересь всегда редуцируется до формы «инакомыслия». Отечественные исследователи, характеризующиеся марксистской идеологической ангажированностью, определяют ересь как форму социального и антицерковного протеста. Далее современные зарубежные авторы видят в ереси универсальную единицу. Например, Данэм Б. рассматривает ересь, как пример проявления религиозного и политического нонконформизма. Только представители французской «Новой исторической школы» в лице историков-медиевистов Февра Л., Дюби Ж., Ле Гоффа Ж. сформулировали основные установки так называемой «истории ментальности», которая позволила расширить понимание ереси в современной научной практике. Исходя из «истории ментальностей» можно органично вписать ересь в целостный образ социальных, политических, экономических и ментальных структур Средневековья. Если представители школы «Анналов» исследовали ментальные структуры через анализ исторических источников самых разных направлений, то в данной дипломной работе динамика ментальных изменений исследуется через анализ еретических учений. Ведь ересь на протяжении всего Средневековья не представляла собой единого целого. Она была разной для каждого этапа Средневековья и имела под собой самые разнородные основания. Поэтому рассмотрение ереси как примера отражения постепенного сдвига ментальных установок выявляет актуальность данного исследования.
Проблема исследования заключается в обосновании ереси как показателя, позволяющем в динамике рассмотреть неоднородность христианства и неоднозначность трактовки картины мира в средневековом обществе.
Степень теоретической разработанности исследования. Литературу, посвященную изучению феномена средневековой ереси, стоит условно разделить
на четыре группы. К первой группе относятся труды, которые в дипломной работе являются фундаментом и общетеоретической базой. К ним относятся научные труды представителей французской школы «Анналов». С первого этапа развития данной школы были сформулированы основные установки «истории
ментальностей». Именно основатели школы Марк Блок и Люсьен Февр в целом ряде своих трудов пытались обозначить эти осязаемые для наблюдателя со стороны параметры, охарактеризовать феномен менталитета. Данную линию продолжает Жак Ле Гофф , начатую ранними представителями школы «Анналов». Его работы раскрывают картину мира средневекового человека посредством исследования повседневности, которая включает такие аспекты как ментальность, эмоциональный фон, модель поведения.
Наряду с Ж. Ле Гоффом можно поставить Йохана Хейзинги , который обозначил своей задачей комплексное изучение средневекового человека. Автор обозначает три аспекта, которые отличают средневекового человека от современного. Во-первых, поляризованность эмоциональной сферы (быстрый переход между полярными эмоциями: от восхищения к гневу, от подавленности к эйфории, от неуверенности к самодовольству). Во-вторых, наиболее эффективные виды восприятия как слух, обоняние и осязание представлены в познании средневекового человека намного шире, чем у современного. В-третьих, в сфере групповых отношений характерной особенностью средневекового индивида был конформизм по отношению к своим и социальная агрессивность по отношению к чужим. Поэтому средневековый человек был корпоративным. Он вращался в своей среде и принадлежал к своей касте (сословию, фамилии, общине, гильдии, цеху).
Немецкий исследователь Э. Гейнрих рассматривает историю
христианского мировоззрения, начиная с его зачатков в древности, и заканчивая его разложением в конце Средневековья. Еще один немецкий историк Э. О.
Герхард изучает специфику ментальности социальных слоев и групп
средневекового общества.
Из отечественных авторов можно выделить А. Я. Гуревича , который занимается структурным анализом средневековой культуры в разрезе.
«Горизонтальный» разрез предполагает исследование единства средневековой ментальности. Для этого историк обращается к понятию «категории средневековой культуры». Исследование Средневековья посредством анализа его основных категорий обусловлен, по мнению историка, синкретизмом средневековой культуры, который не позволяет исследовать ее такими же методами, как современную, т. е. рассматривая в отдельности разные аспекты культуры (эстетика, философия, искусство, историческая и экономическая мысли). И под категорией Гуревич понимает, прежде всего, универсальные понятия и представления, присущие всем членам общества независимо от их идеологии, убеждений. К основным категориям историк относит категории пространства и времени, богатства, права, труда, свободы и собственности. Далее «вертикальный» разрез определяет изучение единства верхних и нижних пластов культуры, который представлен официальной и народной культурами. Данный разрез направлен на выделение специфического аспекта средневековой культуры, который состоит в пересечении народной культуры с культурой элиты, взаимопроникновении их в рамках одного сознания, одного мировидения.
Ко второй группе относится литература, относящаяся к самому явлению ереси. Внимание к истории ереси и еретических течений в Западной Европе в период Средневековья начинается в отечественной и зарубежной историографии с начала XIX века. Вся литература, посвященная вопросам ересей в это время, может быть условно разделена на две группы - богословскую и светскую. В богословскую литературу XIX - начала XX вв. входят работы А. М. Иванцова- Платонова и В. В. Болотова , которые акцентируют внимание на историю древней христианской церкви и ранних еретических течений. А. М. Иванцов-Платонов в своем труде показывает, что первые три века христианства были временем активного «брожения» религиозных идей, которые выражались, прежде всего, в разнообразных ересях. Именно в это время, по мнению автора, ереси имеют большое значение не только в истории христианской церкви, но и вообще в истории развития человеческого духа, в истории человеческой мысли. В. В. Болотов уделяет внимание борьбе формирующейся католической церкви против еретических учений раннего христианства. По мнению автора, специфика отношения христианской церкви с отделившими от нее общинами помогает определить историческую роль того или иного еретического учения в истории всего христианства. Из светской литературы, занимавшейся данной проблематикой, можно выделить работы Амброджо Донини и Энрико Рипарелли . Донини А. в духе марксизма анализирует социальные, политические, идеологические истоки христианства, которые позволили католической церкви превратиться в господствующий институт Средневековья. Рипарелли Э. определяет ересь как неотъемлемую составляющую христианской веры. Также сюда можно причислить Жижек С., который рассуждает, что крайняя социальная и политическая активность ереси предполагает, что христианская религия изначально не была целостной и однородной. Из отечественных авторов можно отнести И. С. Свенцицкую , Л. П. Карсавина . И. С. Свенцицкая занимается анализом истоков раннего христианства, а Л. П. Карсавин интересуется развитием еретических течений в XII-XIV вв.
К третьей группе относится литература, которая изучает социальные структуры средневекового общества. Из зарубежных авторов сюда можно причислить Э. Пауэра и М. Роулинг . Их работы, основываясь на средневековых источниках, воссоздают жизнь городского учителя, жены аббата и городских маргиналов. Среди отечественных историков стоит отнести А. Л. Ястребицкую . Данный историк исследует феномен средневекового урбанизма.
К четвертой группе относятся источники, которые являются эмпирической базой исследования. В дипломной работе используются источники самого разного вида: документы, хроники, сочинения греческих и римских философов,
средневековые латинские литературные памятники, трактаты и сочинения средневековых церковных деятелей. Можно перечислить основные: Аристотель «Метафизика»; Плотин «Эннеады»; Лукиан Самосатский «О смерти Перегрина»; Цельс «Правдивое слово»; Климент Александрийский «Строматы»; Тертулиан «Против Маркиона», «Против Валентина»; Аврелий Августин «Исповедь»; Фома Аквинский «Суммы теологии»; Марсилий Падуанский «Защитник мира»; Пьер Абеляр «История моих бедствий».
Цель исследования и задачи. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проследить динамику изменения ментальных структур средневекового общества. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Определиться с основными понятиями и терминами, которые используются в данном исследовании;
2) Выявить взаимосвязь между античной ментальностью и с появлением ересей раннего христианства;
3) Проанализировать ересь как интеллектуальное составляющее
средневековой интеллигенции и как выражение стихийного народного протеста в Латинском Средневековье.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является христианство в форме католицизма. Предметом исследования является ересь как социокультурное явление.
Методологическая база исследования. Методологической основой исследования является историко-культурный подход. Использование данного подхода позволяет исследовать специфику средневековой культуры через ересь, которая обусловлена, прежде всего, трансформацией ментальных структур. Одним словом, проследить прямую связь между изменениями средневековой ментальности с разнообразными еретическими учениями. В рамках историко¬культурного подхода применяются следующие методы - описательный, сравнительный и аналитический. Описательный метод используется в первой главе для представления исторической эволюции ереси. Сравнительный метод - сравнение основных установок еретических учений раннего христианства с еретическими движениями Латинского Средневековья. В первой главе аналитический метод используется при составлении целостной картины смены античного мировоззрения на средневековый христианский. Во второй главе аналитический метод используется для отображения двух направлений развития еретических движений в Латинском Средневековье: бюргерские и крестьянско- плебейские ереси.
Гипотезой исследования является предположение о том, что ересь является одним из главных показателей изменения мировоззренческих структур Средневековья.
Территориальные и хронологические рамки. Проблема исследуется преимущественно на материале западноевропейского региона (территория современных стран Великобритании, Франции, Италии, Испании, Германии). Хронологические рамки определяются временем существования и расцвета «христианского мира», т. е. начиная от формирования христианства на территории Римской империи, включая эпоху Феодализма и заканчивая эпохой Раннего Нового Времени (I - XVII вв.)
Научная новизна исследования заключается в выяснении ментальных оснований ереси как социокультурного явления. То есть ересь рассматривается в русле анализа смены мировоззренческих структур Средневековья. Также в дипломной работе дается углубленное и развернутое представление о сущности еретических учений и движений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ средневековых ересей позволяет обнаружить глобальные ментальные сдвиги, которые происходили на протяжении всего Средневековья, начиная с раннего христианства (гностицизм, арианство, монофизитство), которые являются результатом «трения» античной и средневековой парадигм, заканчивая Латинским Средневековьем (XII-XV вв.), когда еретические движения стали отражением неоднородности и неоднозначности картины мира средневекового человека.
2. Бюргерские и крестьянско-плебейские ереси демонстрирует в своем развитии преемственность с раннехристианскими еретическими учениями.
Практическая и теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость дипломной работы состоит, во-первых, в расширении представлений о значении и роли ереси. Во-вторых, полученные результаты дают целостный и комплексный взгляд на развитие христианства в Средние века. Также теоретические выводы дипломной работы могут использоваться в школьных и университетских курсах.
Структура исследования. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, проблему, объект и предмет, цель и задачи, раскрывает гипотезу, новизну и положения, выдвигаемые на защиту.
В первой главе рассматривается раннехристианские ереси и кризис античного миросозерцания.
Вторая глава отражает специфику мировоззрения средневекового общества в Латинском Средневековье.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Христианство как ведущая религиозная и социальная система в Средние века, возникшая и распространившая на определенной территории, где проживали этносы с разнообразными и отличными друг от друга культурами, не могла существовать в виде некоего однородного и целостного течения. Мультикультурность и полиэтничность мира, равно как и сложный характер развития европейской цивилизации, неизбежные контакты с другими культурными традициями приводили к появлению различных «отклонений» от первичного религиозного образца. Этими «отклонениями» и были ереси, которые получили широкое распространение в Средние века. Однако если понимать под ересью только форму религиозного инакомыслия появляется сложность объяснения такой социокультурной активности ереси. Не зря Мартин Лютер так говорит о ереси: «Ересь это еще духовная субстанция, которую нельзя разбить железом, сжечь огнем или утопить» . Ведь историю христианства невозможно представить без ереси, которая являлась показателем качественной смены средневековой ментальности. Поэтому в настоящей дипломной работе сформулирована взаимосвязь между ересью как социокультурным явлением и ментальностью.
Цель и задачи, поставленные в дипломной работе, выполнены. Динамика изменения ментальных сдвигов соотнесена с ересями Раннего и Латинского Средневековья. Также рассмотрена эволюция понимания ереси в различные исторические эпохи, начиная с первых веков христианства (труды раннехристианских апологетов, Отцов церкви) и завершая современными исследователями (Б. Данэм, В. Л. Керов, С. Жижек).
В первой главе, изучающей еретические учения раннего христианства, сделаны следующие выводы:
1. Эволюция термина «ересь» показывает некоторую степень тенденциозности по отношению к ереси со стороны средневековых, современных отечественных и зарубежных авторов. Значение понятия «ересь» трансформируется от Средневековья до современности. Ересь понимается как обычный отход от догмата в Средние века; как форма свободомыслия и социального протеста в XIX - нач. XX веков; и до понимания универсального значения ереси в настоящее время.
2. Раннехристианские ереси являются отражением соприкосновения и синтеза античной культуры с зарождающейся средневековой культурой. Ереси II¬IX вв. характеризуются интеллектуальностью, которая, прежде всего, связана с античной ментальностью и мышлением. Поэтому ереси данного периода существовали в форме теологических споров и ограничены преимущественно узким кругом духовенства. Античный рационализм и синкретизм мышления стали почвой для появления первых ересей, которые возникали из-за стремления рационально познать основы христианского вероучения. Например, тринитарные ереси (монархианство и арианство) появились благодаря античному философскому учению о Логосе, существовавшем в среде образованных и знакомых античной философией христиан. Логос в их представлениях является второй ипостасью Святой Троицы, то есть Иисусом Христом. Также примером может служить гностическая ересь Валентина, которая строилась на античной космогонии, где высшую ступень занимает «плерома». Однако стоит отметить, что взаимовлияние античной и средневековой парадигм отражают не только раннехристианские ереси, но и этические основы христианства. Например, мировоззренческие установки стоицизма как непротивление злу, категории свободы и любви вошли в основу христианского богословия.
Во второй главе, рассматривающей специфику ментальности в Латинском Средневековье через еретические движения XII-XVI вв., выделены следующие выводы:
1. С XII в. выявляются три масштабные социокультурные тенденции, которые дали импульс смене мировоззренческих установок средневекового общества. Во-первых, это повторное открытие античной философской и научной мысли благодаря арабской культуре. В средневековых университетах выделяется новая прослойка людей, названных Ж. Ле Гоффом и А. де Либерой средневековыми интеллектуалами, которые, ознакомившись с трудами античных и арабских авторов, развивают философию, основанную на античном рационализме, оппозиционной ортодоксальной мысли. Например, латинские аверроисты во главе с Сигером Брабантским и Боэцием Дакийским выступали за право разума на познание действительности и выступали за разделение теологии и философии. Также стоит отметить, что именно средневековые интеллектуалы стали идеологами и основателями еретических движений Латинского Средневековья (Амальрик Венский, Джон Уиклиф). Во-вторых, с XII века благодаря развитию средневековых городов повышается письменная и книжная культура, которая характеризуется увеличением числа образованных людей среди городских слоев населения (ремесленники, купцы, городские маргиналы (уличные поэты, бродячие школяры и монахи)). В рамках данной тенденции начинается индивидуальное переосмысление Священного Писания, в результате которого в обществе назревают антицерковные настроения, которые тоже выражаются разнообразными ересями (вальденсы, катары) В-третьих, ожесточенная борьба ремесленных цехов с городской верхушкой, представленной духовенством и патрициями качественным образом изменило миросозерцание городских слоев. На смену концепции греховного человека лишенного воли появляется представление о человеке как творение Вога в позитивном смысле, обладающее свободной волей и творческим потенциалом.
2. Два главных направления еретических движений Латинского Средневековья - бюргерское и крестьянско-плебейское - отражают
амбивалентность и неоднозначность средневековой ментальности. Вюргерское направление ересей (катары) выявляет качественные изменения в ментальности средневекового человека и связано с вышеперечисленными социокультурными тенденциями XII - XV вв. Крестьянско-плебейское направление ересей (табориты, спиритуалы) уходит своими корнями в традиционную народную культуру Средневековья, отличающейся ментальностью, характеризующейся мистицизмом, психоэмоциональной поляризованностью, поверхностной религиозностью и утопизмом.
Таким образом, исследование средневековой ментальности в контексте анализа еретических учений и движений, позволяет по-новому взглянуть не только на средневековую действительность, но и на саму природу ереси как социокультурного явления. Фактически если ересь рассматривает глобальную категорию ментальности, то можно говорить и о значении ереси не только как исторического и конфессионального явления. Социокультурное понимание ереси предполагает культурообразующее значение ереси. Ведь ересь всегда имела для Средних веков позитивный характер. Можно выделить три примера позитивного значения ереси. Во-первых, как было отмечено в дипломной работе через раннехристианские ереси происходило синтезирование античной культуры в христианскую. Во-вторых, ересь по своей сущности всегда указывала на слабые места в христианской идеологии, и церковь более основательно формулировала и разъясняла те или иные позиции (Фома Аквинский и его учение о разуме против латинских аверроистов). В-третьих, через ересь происходит «легализация» новых представлений. Например, еретическим сначала считали учение Мартина Лютера, главного идеолога и инициатора Реформации.


1. Абеляр Пьер. Теологические трактаты / Пьер Абеляр; пер. и сост. С. Неретиной. М. : Канон, 2010 - 640 с.
2. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий; пер. с лат. М. Е. Сергеенко; пред. и послесл. Н. И. Григорьевой М. : Гендальф, 1992. - 541 с.
3. Аврелий Антонин Марк. Наедине с собой. Размышления / Марк Аврелий Антонин; пер. с древнерим. А. К. Гаврилова; под общ. ред. А. В. Добровольского. Черкассы: РИЦ Реал, 1993. - 246 с.
4. Антология восточно-христианской богословской мысли: ортодоксия и гетеродоксия : в 2 т. / [под науч. ред. Г. И. Беневича, Д. С. Бирюкова ; сост.: Г. И. Беневич, Л. В. Бурлака] ; Русская христ. гуман. акад., Ин-т истории христианской мысли [и др.]. Т. 1.Москва [и др.] : Никея [и др.] , 2009. - 668 с.
5. Антология мировой правовой мысли: в 5-ти томах / Под ред. Крашенинникова Н. А. Т. 2. М. : Мысль, 1999. - 829 с.
6. Апполонов А. В. Латинский аверроизм XIII в. / А. В. Апполонов. М. : ИФ РАН, 2004. - 236 с.
7. Аристотель. Метафизика / Аристотель; пер. и прим. А. В. Кубицкого . М. : Соцэкгиз, 1934. - 374 с.
8. Беседы Эпиктета / Пер. с древнегреч. и примеч. Г. А. Тароняна; Предисл. Г. А. Кошеленко и Л. П. Маринович; Рос. АН, Ин-т всеобщей истории. М.; Ладомир , 1997. - 313 с.
9. Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад / П. М. Бицилли ; отв. ред. [и авт. послесл.] М. А. Юсим. М. : Языки славян. культур (Кошелев А.) , 2006. - 863 с.
10. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка /М. Блок; пер. Е. М. Лысенко. М. : Наука , 1986. - 248 с.
11. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: в 4-х томах / В. В. Болотов. Т. 4. М. : Церковно-ист. биб-ка, 1994. - 624 с.
12. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: в 4-х томах / В. В. Болотов. Т. 2. М. : Церковно-ист. биб-ка, 1994. - 474 с.
13. Гарнак А. Сущность христианства / А. Гарнак; пер. с нем. А. Д. Курганова. М. : Интрада, 2001. - 190 с.
14. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского /Т. Гоббс; предисл. и ред. А. Ческиса. М.: Соцэкгиз 1936 . - 504 с.
15. Гонсалес Л. Х. История христианства. От основания Церкви до Реформации / Х. Л. Гонсалес; пер. с исп. Б. Л. Скороходова. СПб : Библия для всех, 2001. - 703 с.
...73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ