Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ФРАНЦУЗСКИХ КОРОЛЕЙ В АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XI-XII ВВ.

Работа №181870

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Представления о королях в средневековом обществе 11
1.1 Основные подходы в изучении образа «чужого» 11
1.2 Образ идеального короля в средневековом обществе 14
1.3 Литературная традиция английской средневековой историографии 16
1.4 Короли во французских источниках 20
Глава 2 Образ французских королей в английский историографии XI-XII вв 27
2.1 Социальный контекст создания хроник 27
2.2 Личная жизнь королей в английской историографии 36
2.3 Французские короли как политики 38
2.4 Война и французские короли 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55



В поставленной теме «Образ французских королей в английской историографии в XI-XII вв.» лежит, наверное, вечная проблема взаимоотношений власти и народа. Данная работа рассматривает ее в двух плоскостях. С одной стороны, анализируется образ королей в их собственной стране. С другой - идет поиск ответа на вопрос, как формировалось представление о чужом короле. В обоих случаях, за основу берутся источники, авторами которых были представители интеллектуальной элиты. Здесь нужно понимать, что они создавались для определенной цели, для конкретного круга читателей. И нередко такой целью становилась политическая пропаганда по заказу королевской власти. Ближе к концу XII - началу XIII вв. она становится более явной. По итогу в хрониках между обильными ссылками на Ветхий завет, классических авторов, повторения христианских ценностей можно увидеть отображение актуальных политических идей. Хронисты, транслируя их, формировали в обществе необходимые власти установки по отношению к какому-либо событию или личности.
Сегодня можно наблюдать аналогичную ситуацию. Только вместо монахов - современное СМИ. Вспомним два недавних примера: выборы в США и Украине. В первом случае, российская общественность в целом положительно отреагировала на победу Д. Трампа в 2016 г., аргументируя тем, что наконец уйдет в прошлое «русофобская» политика, произойдет объединение стран для прекращения войны на Ближнем востоке, США снимут санкции, да и сам президент «свой человек». Однако приведенные аргументы, в первую очередь, были проговорены политиками, далее их подхватили СМИ и ретранслировали обществу. В настоящее время из-за геополитических проблем образ Д. Трампа изменился. В след за этим и российское общество поменяло свое отношение к нему: из «своего» человека он превратился в политического соперника В.В. Путина.
Другим примером является победа В.А. Зеленского на выборах в мае 2019 г. Можно говорить, что, в общем, россияне скептически настроены относительно него: они не воспринимают его всерьез как главу Украины. Заметим, что так же говорит СМИ, повторяя слова политиков о невозможности принять итоги выборов, пока В.А. Зеленским не будут сделаны значительные успехи на посту президента. На это же влияет и то, что российское правительство не планирует в ближайшее время встретиться с новой главой Украины. Это скептическое пренебрежение, сформированное через СМИ, можно наблюдать и в обществе. Таким образом, на формирование образа главы другого государства в современном обществе значительное влияние оказывает СМИ, которое ретранслирует идеи власти.
В связи со сказанным выше, можно говорить о пересечении темы «Образа французских королей в английской историографии XI-XII вв.» с проблемой изображения главы другого государства в современном обществе, что делает это исследование актуальным для нашего времени.
Несмотря на озвученную актуальность, в историографии нет работ, конкретно отвечающих поставленной цели. Исходя из этого было решено использовать несколько групп исследований, которые наиболее близки по тематике. В работе использовалась литература, в которой рассматривается образ французского короля в источниках французского происхождения. В работе «Капетинги и Франция» , Р. Фавтье дает лаконичную характеристику правлению королей династии Капетингов вместе с описанием их образов в официальной литературе. Он уточняет, что авторами таких источников были монахи, которые видели в королях защитников религии и, в частности, их монастырей. Ж. Сивери, в свою очередь, анализирует образ Филиппа II на основе источников «феодальной» и народной литературы, то есть «неофициальной» . Историк пишет, что взаимное игнорирование между интеллектуалами и властью сменяется на критику после того, как к власти приходит Филипп Август. Это оставалось возможным до того, как власть осознала угрожающий характер их творчества. После литературная деятельность берется под контроль, а образованные люди ставятся в зависимость от политической системы.
Ж. Дюби в труде «Средние века. От Гуго Капета до Жанны д'Арк» , анализируя политику королей и образ королей во французской историографии, объясняет, под влиянием каких факторов образ мог принимать негативные или положительные коннотации. Кроме того, автор пишет о политике Генриха II Плантагенета, направленной на внедрение культа рыцарства для создания лояльной группы по отношению к королевской власти. Это сопровождалось актуализацией рассказов про приключения короля Артура с целью замены образа Карла Великого, который долгое время признавался примером идеального монарха. Последний закрепился в английском обществе после Нормандского завоевания.
О символическом значении образа Карла Великого пишет J. Stuckey в работе «Charlemagne: the making of image, 1100-1300» . Он утверждает, что Карл Великий представлял собой ряд важных идеалов XII и XIII вв. и был определяющим символом для крестоносцев и средством политической пропаганды королей. В связи с чем, во французских источниках можно часто встретить сравнение королей с этой знаковой личностью.
Для описания средневековой английской историографической традиции была использована работа «Формирование английской исторической традиции во 2-ой пол. XI в. - 1-ой пол. XII в.» С. Г. Мереминского, в которой автор пишет о том, что, несмотря на существующее разделение внутри Англии, монастыри поддерживали связи друг с другом и обменивались рукописями . О регионализме утверждает и М.М. Горелов в статье «Этнополитическая идентичность и традиции историописания в Англии XI-XII вв.» . Он добавляет, что географическое положение авторов могло повлиять на их оценки исторических событий или деятелей . А.Д. Люблинская в работе «Источниковедение средних веков» пишет о сохранении на Севере Англии англосаксонских традиций в историописании, например, замкнутость на монастырях. Юг, напротив, быстро вступил в контакт с новой властью, что отразилось на содержании хроник . Следующие три работы были использованы при изучении биографий хронистов: «Historical Writing in England: c. 550 to c. 1307» A. Gransden, «Serious Entertainments: The Writing of History in Twelfth-century England» N. Partner и «The Historians of Angevin England» M. Staunton.
Также в исследовании были использованы труды, изучающие образ королевской в средние века. Однако здесь стоит уточнить, что изучение конкретно образа власти не было главной целью работы. Исходя из этого, был использован ограниченный список литературы. Во-первых, это труд М. Блока «Короли-чудотворцы . ,.» , в котором автор рассматривает существующие практики взаимоотношений короля и общества, эволюционирующие в мифические представления об исцеляющей силе власти. Работа М. Блока дает
представление о роли телесного контакта с королем для его подданных. При помощи сохранения этой традиции продолжало существовать представление о сакральном характере королевской власти. Во-вторых, это труд Э. Кантаровича «Два тела короля» , в котором автор в главе «Власть, тяготеющая к Христу» говорит о существовании теологической концепции власти в средневековом обществе. Эта идея, ставшая причиной отождествления короля с Христом в X-XI вв., в XII в. начинает терять свою актуальность в связи с прекращением борьбы за инвеституру. На смену ей приходит юридическое осмысление королевской власти. Таким образом, оба автора отмечают особую роль религии в формировании образа короля в средневековом обществе.
Другим определяющим трудом этой тематики является «Рождение Европы» Ж. Ле Гоффа. В главе «Феодальная Европа. XI - XII века» говорит о трех функция средневекового короля: религиозная, военная и трудовая. Под последней понимается заботу короля о преуспевании и украшении государства. Также он предполагает, что она обязывала монарха быть меценатом, раздавая щедрую милостыню, постройку церквей и т.п. Религиозная функция представляла собой право вершить суд, защищать церковь и духовенство, а военная обязывала короля быть прекрасным воином, рыцарем. Работа «Рождение Европы» имеет характер коротких лекций, поэтому автор не анализирует детально этот вопрос. Несмотря на это его традиционное деление власти на три ветви было взято за основу изучения образа французских королей в английской историографии.
Наиболее близкими к теме исследования являются работы Н.И. Басовской: «Правитель и народ в столетней войне: миф и реальность» , «Англия и Франция в международной жизни Западной Европы XII - XV вв.» , монография «Столетняя война: леопард против лилии» , - и статья Е.В. Калмыковой «Столетняя война и формирование английского национального самосознания» . В них авторы рассматривают данный вопрос в связи с англо-французскими противоречиями, которые привели к эволюции образа французских королей в английской историографии XIII - XV вв. Е.В. Калмыкова пишет, что длительные периоды военных конфликтов являются благоприятной средой для формирования и развития национального самосознания. Именно в это время, в частности в период Столетней войны, наиболее остро проявляется противопоставления себя чужаку и осмысливаются образы «француза» и «англичанина».
Н.И. Басовская приводит периодизацию англо-французских противоречий: первый этап - вторая половина XII в. - середина XIII в., второй - середина XIII в. - 30-е гг. XIV вв., третий - 30-е гг. XIV - середина XV вв . В монографии она утверждает, что с 30-х гг. XIII в., то есть со второго этапа, английские хронисты начали проявлять большое внимание
конфликту между государствами и писать о французах как о злейших и опасных врагах Англии. Несмотря на близость тематики представленных исследований, они не отвечают на поставленный вопрос, как изменился образ французского короля в ходе первого этапа англо - французских противоречий.
Объектом исследования являются памятники средневековой английской историографии Х1-Х11вв.: «Церковная история» Ордерика Виталия, «Хроника» Роджера Ховеденского, «Деяния Ричарда I» Ричарда из Девицеза, «История английских королей» Вильгельма Ньюбургского. Предмет - образ французских королей в английской средневековой историографии XI-XII вв.
Цель работы: выявление эволюции образа французских королей в английской историографии XI - XII вв. и формирования стереотипов, связанных с ними.
Задачи:
1. раскрыть содержание основных подходов в изучении образа «чужого»;
2. выявить образ идеального короля в средневековом обществе;
3. охарактеризовать средневековую английскую историографическую традицию;
4. рассмотреть англо-французские отношения в XI-XII вв.;
5. провести анализ образа королей во французских источниках;
6. ознакомиться с биографией хронистов и социальным контекстом создания хроник для дальнейшего комплексного анализа источников.
7. исследовать образы французских королей в английских источниках;
8. определить, какие характеристики французских королей повторяются чаще всего.
9. ответить на вопрос, как поменялись оценки французских королей в хрониках с XI по XII вв. и с чем это было связано.
Временные рамки работы были выбраны в связи с тем, что время XI и XII вв. характеризуется как время интеллектуального возрождения: расцвет литературы, появление интеллектуальных школ, складывание новых традиций в историописании и т.п. Во -вторых, Нормандское завоевание (1066) стало причиной не только увеличения числа контактов между Англией и Францией, но и конфликтов, особенно начиная с правления Генриха II. Это послужило причиной более частого упоминания в английских хрониках королей династии Капетингов. Территориальные рамки определены объектом и предметом исследования: границы Англии и Франции в XI - XD^. Важным вопросом будет являться принятие английским обществом континентальных владений, особенно Нормандии.
Авторы исследуемых источников были выбраны потому, что до XIII в. монастыри были практически единственными литературными центрами, в которых писались и переписывались хроники. Изначально они замыкались на отдельном регионе или монастыре,
8
уделяя большое внимание прошлому. К концу XI - началу XII вв. акцент переносится на современную историю.
В работе используются методы исторической компаративистики. Сравнение в рамках одной культурно-исторической общности дает возможность проанализировать представления о французских королях в клерикальной среде, но так как один из авторов писал в XI в., то здесь можно использовать и сравнение в разных временных периодах. Это связано с качественным изменением королевской власти во второй половине XII в.: при Генрихе II и Филиппе II страны приобретают характер государств. И, если говорить о сравнительно-историческом методе, то используются вариационные сравнения для демонстрации различного отношения к каждому монарху в рамках цельного образа французских королей.
Также методологическая база состоит из дедукции и индукции. Изначально идет восхождение от абстрактного к конкретному через сопоставление с идеалом и разворачивание фрагмента. В первом случае идет сравнение образа идеального короля и конкретного французского монарха (Филипп I, Людовик VI, Людовик VII и Филипп II). Затем при помощи разворачивания фрагмента детализируется абстрактный образ французского короля при помощи анализа представлений английский хронистов. После этого используется индуктивный метод частично-изолирующего абстрагирования для раскрытия целого объекта (образа французских королей) на основе определенных характеризующих черт. В данном случае исключается анализ мотивов поведения исторических личностей, так как целью работы является не изучение политических аспектов деятельности королей, а сложившееся представления о них у английских хронистов.
Важной частью настоящего исследования является источниковая база, которая представлена средневековыми английскими хрониками. Первым источником является «The ecclesiastical history of England and Normandy» , Ордерика Виталий (1075-1142), монаха- бенедиктинца. Далее это - «Chronica» Роджера Ховеденского (...-1201), священнослужителя, состоял на службе у короля Генриха II, «Chronicle of the deeds of Richard I» Richard of Devizes (кон. XII в.), монаха из Винчестера и «Historia rerum
Anglicarum» . Вильгельма Ньюбургского (1136-1198), августинского каноника из монастыря в Северном Йоркшире. Работа велась по английским изданиям, за исключением «Истории английских королей» Вильгельма Ньюбургскго, переведенного на русский язык Д.Н. Раковым. Перечисленные источники позволят ответить на вопрос, как менялся образ французских королей в английской историографии XI-XII вв.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотренные источники и литература позволяют сделать вывод об эволюции образа французских королей в английской историографии на первом этапе англо-французского конфликта. В конце XII в. начинает звучать мнение о том, что французский король - враг английского. Это связано не только с эскалацией конфликта, учащением столкновений между Англией и Францией, но и с включением Нормандии в смысловые границы Англии в период правления Генриха II. Теперь проникновение в Нормандию расценивается хронистами как наступление на территорию Англии. В XI в. не было замечено подобной тенденции, хотя Людовик VI в «Церковной истории» Ордерика Виталия также вел военные действия. Это позволяет сделать вывод о важности территории и смысловых границ для средневековых хронистов. Употребление Вильгельмом Ньюбургским слова «hostis» относительно «внешних» врагов Англии подтверждает это.
Другой причиной трансформации образа французского короля в образ «врага» стало усиление вмешательства Капетингов с середины XII в. в семейные дела Плантагентов. Данная политика французской династии являлась опасной для английских королей и воспринималась хронистами как угроза целостности страны. Посредством отождествления короля и его подданных она переносилась на английское общество.
Нельзя утверждать, что только пространство и политика Капетингов послужили причиной для эволюции образа французского короля в английской историографии. Он строился на основе морально-этических принципов, выработанных под влиянием христианских ценностей. При помощи них хронист определял для себя «хороший» король или «плохой». Эти принципы были универсальным для христианского мира, что видно из сравнения образа королей в английской и французской историографии. Однако суждения, исходящие из понимания о «добре» и «зле», в источниках, как во французских, так и в английских, будут искажены из-за их территориальной принадлежности. Авторы более лояльны по отношению к «своим» королям.
Также на примере образа французского короля во время крестового похода можно говорить о значимости религиозной функции королевской власти. Филип II, вернувшись раньше Ричарда Львиное Сердце, дал возможность хронистам, в большей степени английским, использовать это для доказательства его неверности и неподобающего поведения для христианского короля. Военная функция, в свою очередь, была сопряжена со следованием кодексу «чести», оформленного в рамках тех же морально-этических представлениях о «правильном». Таким образом, к началу XIII в. образ французского короля приобрел определенный набор качеств, который исходил из достоинств английского короля, но со знаком «минус». Они получили закрепление в оформлении этнического стереотипа о французах: жестокие, высокомерные, трусливые, завистливые, жадные.
В итоге можно говорить, что в начале XI в. образ французских королей строился на основе морально-этических принципов, выработанных под влиянием христианских ценностей. Далее по мере эскалации конфликта между Англией и Францией в конце XII в. образ претерпевает изменения: он превращается во «врага» английского короля. Однако сохраняется «семейность» конфликта, понятие «враг» не распространяется на подданных королях. Проанализированная литература позволяет предположить о дальнейшей эволюции представлений и о трансформации образа французского короля во «врага» для английского народа.
Отдельно стоит сказать, что изменение происходит в период правления Филиппа II, когда его политика по ослаблению Плантагентов становится более успешной, чем у его предшественников. С этим связано усиление критики хронистов, направленного именно на этого короля. Н.И. Басовская утверждала, что оформление образа французов как врагов англичан происходит во время Людовика VIII, однако можно предположить, что эти изменения берут свое начало еще при Филиппе II.
Если говорить о чужести в контексте анализа образа французских королей в английской историографии, то противопоставление «своего» короля «чужому» происходило на основе морально-этических принципов, которые отвечали на вопрос: «хороший» или «плохой» король. Понимание о том, что изображаемый король был «хорошим» распространялось и на французского, и на английского. Однако при изображении «плохого» монарха границы между наблюдателем и объектом становились определяющими в их эмоциональном отношении к нему. Внутри государства, кроме следования христианским ценностям, был важен родовой характер власти, то есть король мог стать «чужим» для своих подданных, если его династия прервала предыдущую.


1. Devizes R. Chronicle of the deeds of Richard I / деревод с лат. J. A. Giles. - Cambridge.: Medieval latin series, 2000. - 63 с.
2. Hoveden R. The history of England / tr. with notes by H. T. Riley. - L.: H.G. Bohn, 1853. - V. 1. - 596 pp.
Hoveden R. The history of England / tr. with notes by H. T. Riley. - L.: H.G. Bohn, 1853. - V. 2. - 566 pp.
3. Vitalis O. The ecclesiastical history of England and Normandy, 1075-1143 / tr. with notes by T. Forester. - L.: H.G. Bohn, 1853. V. 3. - 508 pp.
Vitalis O. The ecclesiastical history of England and Normandy, 1075-1143 / tr. with notes T. Forester. - L.: H.G. Bohn, 1853. V. 4. - 536 pp.
4. Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика / пер. со старофранц. Г.Ф. Цыбулько., под ред. А.Ю. Карачинского., науч. ред. пер. Ю.П. Малинин. - СПб.: Евразия, 2012. - 400 с.
5. Ньюбургский В. История Англии / пер. с англ. Д.Н. Ракова [Электронный ресурс] //
Древняя литература. - М., 2005. - Кн.1. - URL:
http://drevlit.rU/texts/v/viliam_newburg1.php (дата обращения: 25.05.2019).
Ньюбургский В. История Англии / пер. с англ. Д.Н. Ракова [Электронный ресурс] // Древняя литература. - М., 2005. - Кн. 2. - URL:
http://drevlit.rU/texts/v/viliam_newburg3.php (дата обращения: 25.05.2019).
Ньюбургский В. История Англии / пер. с англ. Д.Н. Ракова [Электронный ресурс] // Древняя литература. - М., 2005. - Кн. 3. - URL:
http://drevlit.rU/texts/v/viliam_newburg5.php (дата обращения: 25.05.2019).
Ньюбургский В. История Англии / пер. с англ. Д.Н. Ракова [Электронный ресурс] // Древняя литература. - М., 2005. - Кн. 4. - URL:
http://drevlit.ru/texts/v/viliam_newburg7.php (дата обращения: 25.05.2019).
Ньюбургский В. История Англии / пер. с англ. Д.Н. Ракова [Электронный ресурс] // Древняя литература. - М., 2005. Кн. 5. URL:
http://drevlit.ru/texts/v/viliam_newburg9.php (дата обращения: 25.05.2019).
6. Сугерий. Жителей Людовика Толстого / пер. с англ. Т.Ю. Стукаловой [Электронный ресурс] // Древняя литература. - М., 2006. URL: http://drevlit.ru/texts/s/sugeriy2.php (дата обращения: 19.05.2019).
7. Devizes R. Chronicle of the deeds of Richard I / перевод с лат. J. A. Giles. - Cambridge.: Medieval Latin series, 2000. - 63 с.
8. Parvi W. de Newburgh. Historia rerum anglicarum / Hamilton H.C. - Londini: Sumptibus societatis, 1853. - V. 1. - 308 c.
Литература
1. Ward A.W., Waller A.R., Trent W.P., Erskine J, Sherman S.P., Doren C. Van. The
Cambridge history of English and American literature: An encyclopedia in eighteen volumes [Электронный ресурс] // Bartleby. - NY.: Putnam, 1907. URL:
https://www.bartleby.com/211/0905.html (дата обращения: 10.05.2019).
2. Gransden A. Historical Writing in England: c. 550 to c. 1307. / A. Gransden. - L. NY.: Routledge, 1998 - 1311 c.
3. Partner N. Serious Entertainments: The Writing of History in Twelfth-century England / N. Partner. - Chicago: University of Chicago Press, 1977. - 289 c.
4. Staunton M. The Historians of Angevin England. / M. Staunton. - UK.: University of Oxford Press, 2017. - 432 с.
5. Stuckey J. Charlemagne: the making of image 1100-1300 / J Stuckey. - Florida: University of Florida, 2006. - 237 с.
6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Г. Николаева. - М.: Кучково поле, 2016. - 286 с.
7. Баньковская С.П. Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальности // Отечественные записки. - 2002. - № 6. - С. 457-467.
...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ