ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 5
1.1 Педагогический контроль в процессе физической подготовки хоккеистов 5
1.2 Физическая подготовка в учебно-тренировочном процессе хоккеистов 12
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 35
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 37
3.1 Анализ и оценка физической подготовленности юных хоккеистов 7-8 лет 37
3.2 Теоретическое обоснование и комплекс средств для повышения уровня физической подготовленности юных хоккеистов 7-8 лет 39
3.3 Динамика физической подготовленности юных хоккеистов7-8 лет в процессе применения разработанного комплекса средств для развития физических качеств юных хоккеистов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность. Физическая подготовка как одна из важнейших составляющих спортивной тренировки ориентирована на развитие различных двигательных качеств спортсмена, среди которых - сила, скоростные способности, выносливость, гибкость, координационные способности.
Хоккей относится к числу видов спорта, в которых уровень физической подготовленности спортсменов, наряду с их технико-тактической подготовленностью, является одним из основных и весомых факторов, определяющих успех процесса спортивного совершенствования.
Важным аспектом совершенствования процесса многолетней подготовки юных спортсменов является научное обоснование эффективной системы управления тренировкой на основе объективных данных о динамике физической подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов [13, 25].
За последние годы в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов возросла роль педагогического контроля. Необходимость повышения его эффективности вызвана возросшими требованиями к различным сторонам подготовки игроков. Данные педагогического контроля позволяют следить за выполнением намеченных планов подготовки юных спортсменов, определить эффективность используемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования учебно-тренировочного процесса. Эффективная система управления тренировочным процессом предполагает регулярное получение информации об уровне развития физических качеств, функциональных возможностей, техническо-тактического мастерства на этапах многолетней подготовки и в годичных тренировочных циклах юных хоккеистов.
Цель исследования - на основе анализа результатов педагогического контроля физической подготовленности юных хоккеистов 7-8 лет разработать комплекс средств для повышения ее уровня в учебно-тренировочном процессе на этапе начальной подготовки.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Определить виды и методы педагогического контроля в учебно -тренировочном процессе юных хоккеистов на основе изучения и анализа научно-педагогической литературы.
2. Изучить содержание процесса физической подготовки и определить комплекс тестов для педагогического контроля уровня физической подготовленности хоккеистов.
3. Разработать комплекс средств для повышения уровня физической подготовленности юных хоккеистов и проверить его эффективность в педагогическом эксперименте.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных хоккеистов 7-8 лет.
Предмет исследования - педагогический контроль уровня проявления физических качеств у юных хоккеистов 7-8 лет.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что педагогический контроль показателей физической подготовленности юных хоккеистов позволит определить уровень проявления у них физических качеств, необходимых для игры в хоккей с шайбой и будет способствовать целенаправленному их развитию в учебно - тренировочном процессе на начальном этапе подготовки.
В результате изучения и анализа научно-педагогической литературы установлено, что основными видами педагогического контроля физической подготовленности хоккеистов являются предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль.
Выявлено, что основными методами педагогического контроля в учебно - тренировочном процессе юных хоккеистов являются: педагогические наблюдения, опрос, тестирование, контрольные и другие соревнования, хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС.
Установлено, что содержание процесса физической подготовки юных хоккеистов 7¬8 лет направлено на улучшение физического развития, повышение функциональных возможностей организма и комплексное развитие физических качеств. Комплекс тестов для педагогического контроля уровня физической подготовленности хоккеистов включает в себя контрольные упражнения, отражающие уровень проявления скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, силы, выносливости.
В результате педагогического контроля физической подготовленности юных хоккеистов выявлено, что отстающими от нормативного показателя у юных хоккеистов являются все физические качества и требуется разработка специальных средств, направленных на их развитие.
Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанного комплекса средств для повышения уровня проявления физических качеств, так как у хоккеистов экспериментальной группы наблюдается достоверный прирост результатов по всем тестируемым показателям.
1. Алабин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. - Харьков: Основа, 2012. - 244 с.
2. Алтер М.Д. Наука о гибкости. - К.: Олимпийская литература, 2001. - 424с.
3. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №4. - С.9-10.
4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288с.
5. Бест Т.М., Гарретт У. Разминка в начале и конце занятия // Спортивные травмы. Основные принципы профилактики и лечения. - К.: Олимпийская литература, 2002. - С. 205-212.
6. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. - К.: 2000. - 568с.
7. Букатин А.Ю., Колузганов В.М., Иванов В.П. Начальное обучение хоккеистов (8-10лет). Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 68с.
8. Букатин А.Ю. Контроль за подготовленностью хоккеистов различных возрастных групп (включая отбор). Методические рекомендации. - М. - 1977.
9. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в русской школе / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физического воспитания и спорта», 2016. - 112 с.
10. Бауэр В.Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / В.Г. Бауэр. - М.: Просвещение. 2014. - 25 с.
11. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 288 с.
12. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 224 с.
13. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 176 с.
14. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. // учебник для студентов ВУЗ и ФФК. К.: Олимпийская литература. - 2002. - 293с.
15. Германов Г.Н. Технологии модульно-целевого построения тренировочных заданий в микроструктуре тренировки юных спортсменов при разработке учебных программ для детско-юношеских спортивных школ / Г.Н. Германов // Культура физическая и здоровье. - 2012. №1(11). - С. 19-27.
16. Годик М.А. Комплексный контроль в спорте / М.А. Годик // Тренер. Теория и практика физической культуры. - 2013. №1. - С. 22-25.
17. Курамшин Ю.Ф., Поповский В.М. Найди свой талант, М., 1987. - 80 с.
18. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 76 с.
19. Зациорский В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте / В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов, И.А. Тер -Ованесян // Теория и практика физической культуры. - 2012. №4. - С. 24-27.
20. Зациорский В.М. Спортивная метрология / В.М. Зациорский. - М.:
Физкультура и спорт, 2012. - 256 с.
21. Мутко В.Л. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей, 2013 - 680 с.
22. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности // Теория и практика. - М.: Советский спорт. - 2005. - 195с.
23. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. М.: Советский спорт. - 2004. - 262с.
24. Королев Г.И. Современные принципы системы подготовки в спорте. М.: Мир атлетов. - 2006. - 97с.12. Матвеев Л.П. Проблема переодизации спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 244с.
25. Корженевский А.Н. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта / А.Н. Корженевский, П.В. Квашук // Теория и практика физической культуры. - 2013. №8. - С. 28-33.
26. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра Спорт, 2012. - 192 с.
27. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 280 с.
28. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 304 с.
29. Матвеев Л.П. Совершенствование системы подготовки спортсменов - М.: ГЦОЛИФК, 1974. - 108с.
30. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280с.
31. 15. Матвеев Л.П. основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература. 1999. - 320с.
32. Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации / Ф.З. Меерсон // Физиология адаптивных процессов. - М.: Наука, 2016. 280 с.
33. Набатникова М.Я. Особенности комплексного педагогического контроля в системе подготовки юных спортсменов / М.Я. Набатников. - Киев: Спорткомитет, 2012. - С. 129-136.
34. Набатникова М.Я. Основные направления научных исследований в юношеском спорте (состояние и перспективы) / М.Я. Набатникова // Теория и практика физической культуры. - 2012. №11. - С. 35-37.
35. Никитушкин В.Г. Отбор в игровые виды спорта / В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. - М.: ИКА, 2012. - 288 с.
36. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М.: Советский спорт, 2015. - 232 с.
37. Никитушкин В.Г. Легкая атлетика в школе / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов. - Воронеж: Истоки, 2012. - 603 с.
38. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. - М.:
Физкультура и спорт, 1972. - 230с.
39. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 480с.
40. Озолин Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 180 с.
41. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 280 с.
42. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев: Высшая школа, 2014. - 352 с.
43. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности. М.: Физическая культура. - 2006. - 255с.
44. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. // Учебник тренера высшей квалификации. - М.: Советский спорт. - 2005. - 819с.
45. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. М.: Советский спорт. - 2006. - 278с.
46. Родионов А.В. Психическая подготовка спортсмена. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / А.В. Родионов. - М., 2012. - 238 с.
47. Система подготовки спортивного резерва / Под общ. ред. В.Г. Никитушкина. - М.: ТОО «Квант», 2014. - 320 с.
48. Столов И.И. Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. - М.: Советский спорт, 2012. - 140 с.
49. Столов И.И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения / И.И. Столов. - М.: Советский спорт, 2012. - 132 с.
50. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков. // Учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт. - 2005. - 141с.
51. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М.: Просвещение, 2012. - 416 с.
52. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 174 с.
53. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 158 с.
54. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 252 с.
55. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 128 с.