Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников
|
Введение 3
1. Теоретические основы текстовой задачи как средство развития
логического мышления младших школьников 7
1.1 Использование текстовых задач в теории и практике современного
образования 7
1.2 Средства развития логического мышления у детей младшего
школьного возраста 17
Вывод по первой главе 22
2. Опытно-экспериментальное исследование использования текстовых задач
как средство развития логического мышления младших школьников 23
2.1 Методы и организация исследования уровня логического мышления
младших школьников 23
2.2 Реализация факультативного курса по решению текстовых задач для развития логического мышления у младших школьников 25
2.3 Программа факультативного курса по математике и методические рекомендации по использованию текстовых задач для развития логического мышления младших школьников 28
Вывод по второй главе 30
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложения А 38
Приложение Б 39
Приложение В 40
Приложение Г 49
Приложение Д 51
1. Теоретические основы текстовой задачи как средство развития
логического мышления младших школьников 7
1.1 Использование текстовых задач в теории и практике современного
образования 7
1.2 Средства развития логического мышления у детей младшего
школьного возраста 17
Вывод по первой главе 22
2. Опытно-экспериментальное исследование использования текстовых задач
как средство развития логического мышления младших школьников 23
2.1 Методы и организация исследования уровня логического мышления
младших школьников 23
2.2 Реализация факультативного курса по решению текстовых задач для развития логического мышления у младших школьников 25
2.3 Программа факультативного курса по математике и методические рекомендации по использованию текстовых задач для развития логического мышления младших школьников 28
Вывод по второй главе 30
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложения А 38
Приложение Б 39
Приложение В 40
Приложение Г 49
Приложение Д 51
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 06.10.2009 г., перед начальным образованием ставит цели - формирование универсальных учебных действий (далее УУД):
формирование метапредметных результатов, решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации, умения учиться. [ФГОС НОО п.2] Одним из средств достижения поставленных целей может служить текстовая задача, которая позволяет овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа)[1].
По результатам выпускной проверочной работы по математике в 2017 году наблюдается резкое снижение процента выполнения по всем группам учащихся по заданиям.Максимальное затруднение и в 2016, и в 2017 гг. у всех групп учащихся, включая отличников, вызвали задания связанные с решением текстовых задач. По мнению специалистов затруднения связны с тем что, обучающиеся 4-х классов не владеют основами логического и алгоритмического мышления, не умеют решать задачи в 3-4 действия (Приложение А) [42]. На решение этой проблемы и направлена наша выпускная квалификационная работа.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современным учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении [19].
При осознанном усвоении математических знаний обучающиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение обучающимися математических знаний развивает математическое мышление у обучающихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает младшим школьникам успешнее усваивать новые знания [2].
В связи с этим темой нашей исследования является «Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников». Выпускной квалификационной работе бакалавра мы изучим и представим проблему исследования.
Проблема исследования определяется противоречием необходимостью формирования логического мышления детей младших школьников как структурного компонента математического мышления в соответствии требованиям ФГОС НОО и недостаточность методических рекомендации для внеклассной работы на факультативе с детьми имеющих низкий уровень логического мышления.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило цель данного исследования:разработать методические рекомендации по использованию текстовых задач на факультативных занятиях по математике для развития логического мышления обучающихся третьего класса.
Гипотеза - обучающиеся третьего класса,имеющие не достаточный уровень логического мышления, решая специальные текстовые задачи на факультативных занятиях, научатся логическим действиям сравнения, классификации, обобщения и анализу, что позволит им улучшить логическое мышление.
Объект исследования - формирование логического мышления в образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования - текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,методическую литературу для определения основных понятий исследования: текстовая задача, логическое мышление, средства обучения.
2.Определить методики диагностики, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста при проведении факультативных занятий по математике.
3. Выявить уровень логического мышления у младших школьников.
4. Апробировать и провести диагностику эффективности использования текстовых задач, и разработать методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,формирующий, контрольный); методики «Четвертый лишний» Н.А. Белопольской и «Решение задач» А.3.3ака;экспертная оценка специалистов.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №85 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Пахотищева г.Тайшета». В исследовании принимали участие 26 обучающихся третьего класса в возрасте 9-10 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух заключения, списка использованных источников, приложений.
формирование метапредметных результатов, решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации, умения учиться. [ФГОС НОО п.2] Одним из средств достижения поставленных целей может служить текстовая задача, которая позволяет овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа)[1].
По результатам выпускной проверочной работы по математике в 2017 году наблюдается резкое снижение процента выполнения по всем группам учащихся по заданиям.Максимальное затруднение и в 2016, и в 2017 гг. у всех групп учащихся, включая отличников, вызвали задания связанные с решением текстовых задач. По мнению специалистов затруднения связны с тем что, обучающиеся 4-х классов не владеют основами логического и алгоритмического мышления, не умеют решать задачи в 3-4 действия (Приложение А) [42]. На решение этой проблемы и направлена наша выпускная квалификационная работа.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современным учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении [19].
При осознанном усвоении математических знаний обучающиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение обучающимися математических знаний развивает математическое мышление у обучающихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает младшим школьникам успешнее усваивать новые знания [2].
В связи с этим темой нашей исследования является «Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников». Выпускной квалификационной работе бакалавра мы изучим и представим проблему исследования.
Проблема исследования определяется противоречием необходимостью формирования логического мышления детей младших школьников как структурного компонента математического мышления в соответствии требованиям ФГОС НОО и недостаточность методических рекомендации для внеклассной работы на факультативе с детьми имеющих низкий уровень логического мышления.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило цель данного исследования:разработать методические рекомендации по использованию текстовых задач на факультативных занятиях по математике для развития логического мышления обучающихся третьего класса.
Гипотеза - обучающиеся третьего класса,имеющие не достаточный уровень логического мышления, решая специальные текстовые задачи на факультативных занятиях, научатся логическим действиям сравнения, классификации, обобщения и анализу, что позволит им улучшить логическое мышление.
Объект исследования - формирование логического мышления в образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования - текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,методическую литературу для определения основных понятий исследования: текстовая задача, логическое мышление, средства обучения.
2.Определить методики диагностики, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста при проведении факультативных занятий по математике.
3. Выявить уровень логического мышления у младших школьников.
4. Апробировать и провести диагностику эффективности использования текстовых задач, и разработать методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,формирующий, контрольный); методики «Четвертый лишний» Н.А. Белопольской и «Решение задач» А.3.3ака;экспертная оценка специалистов.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №85 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Пахотищева г.Тайшета». В исследовании принимали участие 26 обучающихся третьего класса в возрасте 9-10 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух заключения, списка использованных источников, приложений.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели теоретические и практические аспекты развития логического мышления на факультативных занятиях по математике в начальной школе.
Рассмотрены основные методы и приемы, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста (реализующие психолого-педагогические условия).
Целью нашего исследования было разработать методические рекомендации по использованию текстовых задач на факультативных занятиях по математике для развития логического мышления обучающихся третьего класса.
Цель работы была достигнута, мы смогли достаточно полно показать положительную динамику развития логического мышления учащихся н факультативных занятиях по математике.
Задачи исследования поставленные нами реализованы в полной мере, а именно:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература для определения основных понятий исследования: текстовая задача, логическое мышление, средства обучения.
2. Подобраны методики диагностики, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста при проведении факультативных занятий по математике.
3. Выявлен уровень логического мышления у младших школьников.
4. Апробированы и проведены диагностики эффективности использования текстовых задач,разработаны методические
рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Подведя итоги исследования можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена полностью.
Полученные результаты позволили нам сформулировать методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Разработанные методические рекомендации по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста, предназначены в первую очередь педагогам, родителям, так же могут быть использованы студентами факультета начального образования.
Рассмотрены основные методы и приемы, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста (реализующие психолого-педагогические условия).
Целью нашего исследования было разработать методические рекомендации по использованию текстовых задач на факультативных занятиях по математике для развития логического мышления обучающихся третьего класса.
Цель работы была достигнута, мы смогли достаточно полно показать положительную динамику развития логического мышления учащихся н факультативных занятиях по математике.
Задачи исследования поставленные нами реализованы в полной мере, а именно:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература для определения основных понятий исследования: текстовая задача, логическое мышление, средства обучения.
2. Подобраны методики диагностики, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста при проведении факультативных занятий по математике.
3. Выявлен уровень логического мышления у младших школьников.
4. Апробированы и проведены диагностики эффективности использования текстовых задач,разработаны методические
рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Подведя итоги исследования можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена полностью.
Полученные результаты позволили нам сформулировать методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Разработанные методические рекомендации по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста, предназначены в первую очередь педагогам, родителям, так же могут быть использованы студентами факультета начального образования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Нестандартные задачи как средство развития математических способностей младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Стохастика как средство развития логических универсальных действий в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Логические универсальные учебные действия в процессе обучения решению текстовых задач в младшем школьном возрасте на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019



