Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников

Работа №18180

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
932
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы текстовой задачи как средство развития
логического мышления младших школьников 7
1.1 Использование текстовых задач в теории и практике современного
образования 7
1.2 Средства развития логического мышления у детей младшего
школьного возраста 17
Вывод по первой главе 22
2. Опытно-экспериментальное исследование использования текстовых задач
как средство развития логического мышления младших школьников 23
2.1 Методы и организация исследования уровня логического мышления
младших школьников 23
2.2 Реализация факультативного курса по решению текстовых задач для развития логического мышления у младших школьников 25
2.3 Программа факультативного курса по математике и методические рекомендации по использованию текстовых задач для развития логического мышления младших школьников 28
Вывод по второй главе 30
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложения А 38
Приложение Б 39
Приложение В 40
Приложение Г 49
Приложение Д 51


Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 06.10.2009 г., перед начальным образованием ставит цели - формирование универсальных учебных действий (далее УУД):
формирование метапредметных результатов, решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации, умения учиться. [ФГОС НОО п.2] Одним из средств достижения поставленных целей может служить текстовая задача, которая позволяет овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа)[1].
По результатам выпускной проверочной работы по математике в 2017 году наблюдается резкое снижение процента выполнения по всем группам учащихся по заданиям.Максимальное затруднение и в 2016, и в 2017 гг. у всех групп учащихся, включая отличников, вызвали задания связанные с решением текстовых задач. По мнению специалистов затруднения связны с тем что, обучающиеся 4-х классов не владеют основами логического и алгоритмического мышления, не умеют решать задачи в 3-4 действия (Приложение А) [42]. На решение этой проблемы и направлена наша выпускная квалификационная работа.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современным учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении [19].
При осознанном усвоении математических знаний обучающиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение обучающимися математических знаний развивает математическое мышление у обучающихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает младшим школьникам успешнее усваивать новые знания [2].
В связи с этим темой нашей исследования является «Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников». Выпускной квалификационной работе бакалавра мы изучим и представим проблему исследования.
Проблема исследования определяется противоречием необходимостью формирования логического мышления детей младших школьников как структурного компонента математического мышления в соответствии требованиям ФГОС НОО и недостаточность методических рекомендации для внеклассной работы на факультативе с детьми имеющих низкий уровень логического мышления.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило цель данного исследования:разработать методические рекомендации по использованию текстовых задач на факультативных занятиях по математике для развития логического мышления обучающихся третьего класса.
Гипотеза - обучающиеся третьего класса,имеющие не достаточный уровень логического мышления, решая специальные текстовые задачи на факультативных занятиях, научатся логическим действиям сравнения, классификации, обобщения и анализу, что позволит им улучшить логическое мышление.
Объект исследования - формирование логического мышления в образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования - текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,методическую литературу для определения основных понятий исследования: текстовая задача, логическое мышление, средства обучения.
2.Определить методики диагностики, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста при проведении факультативных занятий по математике.
3. Выявить уровень логического мышления у младших школьников.
4. Апробировать и провести диагностику эффективности использования текстовых задач, и разработать методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,формирующий, контрольный); методики «Четвертый лишний» Н.А. Белопольской и «Решение задач» А.3.3ака;экспертная оценка специалистов.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №85 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Пахотищева г.Тайшета». В исследовании принимали участие 26 обучающихся третьего класса в возрасте 9-10 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели теоретические и практические аспекты развития логического мышления на факультативных занятиях по математике в начальной школе.
Рассмотрены основные методы и приемы, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста (реализующие психолого-педагогические условия).
Целью нашего исследования было разработать методические рекомендации по использованию текстовых задач на факультативных занятиях по математике для развития логического мышления обучающихся третьего класса.
Цель работы была достигнута, мы смогли достаточно полно показать положительную динамику развития логического мышления учащихся н факультативных занятиях по математике.
Задачи исследования поставленные нами реализованы в полной мере, а именно:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература для определения основных понятий исследования: текстовая задача, логическое мышление, средства обучения.
2. Подобраны методики диагностики, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста при проведении факультативных занятий по математике.
3. Выявлен уровень логического мышления у младших школьников.
4. Апробированы и проведены диагностики эффективности использования текстовых задач,разработаны методические
рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Подведя итоги исследования можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена полностью.
Полученные результаты позволили нам сформулировать методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников.
Разработанные методические рекомендации по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста, предназначены в первую очередь педагогам, родителям, так же могут быть использованы студентами факультета начального образования.



1. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального школьного образования». [Электронный ресурс] - Режим доступа Лйш://минобрнауки. рф/ документы/ 922/Файл /748/ ФГОС HOO.pdf
2. Артемов, А.К. и др. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников. - Самара: СГПУ, 2016.
3. Артемов, А.К. Развивающее обучение математики в начальных классах. - Самара: СГПУ, 1997. - 120 с.
4. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний):
Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2013.
5. Бижова, Т. В. Роль дидактической игры на уроках математики и во
внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар.науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 149-154.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/conf
/pedarchive/21/1758/
6. Блонский, П.П. Память и мышление. Изд.2. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997,144 с.
8. Г альперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. - М.: Просвещение, 1999. С. 236-277.
9. Гончарова, О.С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 329-331.
10. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
11. Еник, О.А., Болотникова, О.П., Вейлерт Н.Т., Мамонтова М.А., Полянская Е.А. Шахматы как средство развития логического мышления и компонентов учебной деятельности у старших дошкольников // современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.;
12.3ак, А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: «Интерпракс». 2014 г. 408 с.
13.3ак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: «Просвещение». 2014 г. 328 с.
14. Исаева, Э.Е. Стандарты развития младшего школьника: Методическое пособие. Махачкала: ДИПК ПК. 20013 г. - 233 с.
15. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ. М.: «Просвещение». 2014 г. - 253 с.
16. Истомина, Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2016 г.
17. Косма, Т.В. Мышление младшего школьника. - Киев, 1971. - 48 с.
18. Краткий педагогический словарь / Е.А. Андреевой, Е.С. Вяликовой, И.А. Тютьковой. - М.: Дрофа, 2007. - 192 с.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
20. Курбатов, В.И. Как развивать свое логическое мышление. Ростов на Дону: 2010. -300 с.
21. Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2015. - 64 с.
22. Левитес, В.В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Левитес // Изв. Рос. акад. обр. - 2006. - №3.
23. Левитес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9. - с. 15-23.
24. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
25. Люблинская, А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. Ленинград: 2008 г. - 342 с.
26. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 - 176 с.
27. Махмутов, М.И. Современный урок. М.: «Педагогика». 2005 г. -184 с.
28. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития ученика. М.: «Просвещение». 2006 г. - 243 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
30. Немов, Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С. Немов. - Москва: 1995. -310 с.
31. Агаркова,Н.В.Нескучная математика. 1-4 классы: занимательные материалы - Волгоград: Учитель, 2008. - 125 с.
32.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Еуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 448 с.
33.Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В.
34.Орлова, Е.В., Воровщиков С.Е., Каюда Е.П. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. - М.: 5 за знания, 2008. - 288 с.
35. Ртищева, Е.А. Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/
36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие; в 2 кн. - М.: Издательство ВЛАДОС - Пресс, 2002. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
37. Романова, М. Н., Алферов А. В. Развитие логического мышления школьников на внеклассных занятиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 11. - С. 194-195. - URL: http://e- koncept.ru/2017/770203.htm.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
39. Стойлова, Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 424 с.
40. Столяр, А.А. Педагогика математики. - Минск, Высшая школа, 1986.
41. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1980. - 384 с.
42. Институт образования развития Иркутской области [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www. iro38.ru/index.php/vserossij skie-proverochnye-
raboty/cat_view/797—/910--2017/911 -4-.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ