Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приграничное сотрудничество России и Китая на современном этапе

Работа №181699

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Международный опыт развития приграничного сотрудничества 11
1.1 Приграничное сотрудничество России и Китая. Основные определения и понятия 11
1.2 Международный опыт развития приграничного сотрудничества: США-
Мексика-Канада 15
1.3 Международный опыт развития приграничного сотрудничества: страны
СНГ 18
1.4 Международный опыт развития приграничного сотрудничества:
Еврорегионы 22
1.5 Международный опыт развития приграничного сотрудничества: Россия
и Казахстан 24
Глава 2. Развитие приграничного сотрудничества между Россией и Китаем 29
2.1 Нормативная база приграничного сотрудничества 29
2.2 Развитие приграничного сотрудничества в экономике 34
2.3 Политическое взаимодействие на приграничных территориях 40
Глава 3. Приграничное сотрудничество России и Китая на Дальнем Востоке 46
3.1 Программы и стратегии развития сотрудничества 46
3.2 Сотрудничество в области промышленности 48
3.3 Сотрудничество в области сельского хозяйства 51
3.4 Проблемы в развитии приграничного сотрудничества 55
Заключение 59
Источники 63
Литература 66


В период с 2001 по 2017 год происходило последовательное углубление российско-китайских стратегических и партнерских отношений. Усиление взаимодействия России и Китая в области политики, экономики и других сферах двустороннего сотрудничества принесло значительные результаты.
Приграничное сотрудничество между Россией и Китаем является неотъемлемой частью двусторонних экономических, политических, культурных и научных связей. Оно стимулирует развитие приграничных регионов двух стран. Многие субъекты Российской Федерации имеют торгово-экономические контакты с провинциями Китая. Протяженная российско-китайская граница, формировавшаяся более 300 лет, стала естественной основой приграничного сотрудничества.
Основными торговыми партнерами Китая в России являются Хабаровский и Приморский края, Амурская область, входящие в Дальневосточный федеральный округ, а также Красноярский край, Кемеровская и Иркутская области из числа регионов Сибирского федерального округа. Наиболее активно развивают региональное сотрудничество с Россией провинции Северо-Востока Китая - Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин, а также Автономный район Внутренняя Монголия. В Китае и России наблюдается значительный рост интереса к межрегиональному и приграничному сотрудничеству.
Между Россией и Китаем увеличивается объем взаимных инвестиций. Объем приграничной торговли между Россией и КНР увеличивается с каждым годом, он вырос с 21,2 млрд. долларов в 2004 г. до 69,52 млрд. долларов в 2017г. В последние годы товарная структура экспорта приграничных районов России в Китай носит традиционный характер и представлена энергоносителями, металлами и необработанной древесиной, а товарная структура импорта из Китая - машинно-технической продукцией, текстилем, обувью и одеждой, овощами и фруктами.
Приграничная торговля между Россией и Китаем имеет прочную договорную основу и законодательную базу. Между правительствами двух стран был подписан ряд соглашений о приграничном и межрегиональном сотрудничестве, особое значение имеет одобренная 23 сентября 2009 года «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы)». Эта Программа стала начальной точкой нового этапа развития приграничного сотрудничества двух стран. В ней отражены вопросы развития ключевых проектов регионального сотрудничества в энергетической и научно-технической сферах, межрегионального сотрудничества в транспортной сфере, в сфере строительства и реконструкции приграничной инфраструктуры, в области расширения зон сотрудничества в целях совершенствования условий инвестиций в приграничных районах и развития торговли между приграничными районами.
Колоссальные перспективы имеет энергетическое сотрудничество между двумя странами. В связи с быстрым экономическим развитием и ростом спрос на энергоносители в Китае постоянно увеличивался. Перед Китаем встала необходимость расширить каналы энергетического снабжения. Россия является страной, богатой энергетическими ресурсами и крупнейшим экспортером энергоносителей в мире. Наличие общих границ между двумя странами позволяет существенно снизить издержки на транспортировку энергоресурсов. Руководство России и Китая уделяет большое внимание энергетическому сотрудничеству. Правительства двух стран разрабатывают ряд долгосрочных планов сотрудничества в нефтегазовой отрасли, и также развивают сотрудничество в сфере поставок электроэнергии, ядерной энергетики и т.д. Развитие энергетического сотрудничества не только способствует развитию экономики двух стран, но и обеспечивает национальную энергетическую безопасность Китая и уменьшает торговую зависимость России от Европы, поэтому энергетическое сотрудничество также является материальной базой укрепления стратегического партнерства двух стран.
Актуальность темы исследования определяется влиянием приграничного сотрудничества на развитие взаимоотношений Китая и России. Приграничное сотрудничество становится одной из наиболее важных форм развития российско-китайских отношений. Россия и Китай являются соседями и крупными государствами мира. Они прилагают совместные усилия для формирования и развития отношений стратегического партнерства. В Китае и России наблюдается значительный рост интереса к межрегиональному и приграничному сотрудничеству.
Цель данной работы - изучить особенности приграничного сотрудничества России и Китая, а также освятить проблемы и основные направления сотрудничества в этой области посредством рассмотрения важных политических договоров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты приграничного сотрудничества и проанализировать международный опыт.
2. Проанализировать развитие приграничного сотрудничества России и Китая в период с 2001 по 2017 гг.
3. Ознакомиться с нормативно-правовой базой российско- китайского приграничного сотрудничества.
4. Охарактеризовать приграничное сотрудничество Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая на современном этапе, выявить основные проблемы и направления.
Объектом исследования является современное состояние российско- китайских отношений, межрегиональное и приграничное сотрудничество между РФ и КНР на современном этапе (2001-2017гг.).
В качестве предмета исследования можно выделить международный опыт приграничного сотрудничества, исследование развития Российско- Китайского приграничного сотрудничества и сотрудничества Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.
Исследование ограничено хронологическими рамками с 2001 г. по 2017 г. Выбор нижней границы обусловлен тем, что в 2001 г. руководители РФ и КНР подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» , который создал дополнительные возможности для дальнейшего укрепления отношений между двумя странами. Подписание этого договора стало начальной точкой нового этапа в истории развития российско-китайских отношений. Верхней хронологической границей служит рубеж 2016-2017 гг. Исследование определяется современным состоянием российско-китайских отношений и приграничного сотрудничества, в частности. Через 10 лет, в 2011 году было опубликовано «Совместное заявление в связи с 10-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ». Прошедшие с момента заключения Договора семнадцать лет были отмечены динамичным развитием всех направлений китайско-российских отношений.
Первая группа источников представлена нормативными документами на русском языке. К данной группе относятся российско-китайская договорно¬правовая база в области политических, экономических отношений и межрегионального и приграничного сотрудничества, включая совместные заявления и декларации двух стран, соглашения , договоры, в том числе «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», подписанный по результатам встречи руководителей двух стран в 2001 году . В ходе встречи руководителей двух стран 17 июня 2009 года был одобрен «План российско - китайского инвестиционного сотрудничества» .
В сфере российско-китайского приграничного сотрудничества особое внимание уделяется «Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы)» , подписанной 23 сентября 2009 года.
Второй группой является литература: научные исследования российских, китайских и западных ученных в области геополитики, экономических и политических отношений, приграничного и межрегионального сотрудничества.
Изучению особенностей Российско-Китайского приграничного сотрудничества на Дальнем востоке, посвящен ряд работ российских ученых, являющихся сотрудниками Института Дальнего Востока РАН, в том числе научная статья кандидата экономических наук М.В. Александровой «20 лет российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества», раскрывающая проблемы российско-китайского приграничного
экономического сотрудничества, а также исследование доктора исторических наук Лузянина С.Г. «Россия и Китай в Евразии: международно - региональные измерения российско-китайского партнерства» . В книге представлены ключевые международно-политические события начала XXI века, их влияние на российскую и китайскую политику, возможности и ресурсы российско - китайского стратегического партнерства в сферах безопасности, энергетического, торгово-экономического, транспортного сотрудничества.
Что касается работ китайских специалистов по российско-китайским политическим и экономическим отношениям, следует выделить работы доктора исторических наук Института новой истории Китая КАОН, почетного доктора Института востоковедения Луань Цзинхэ и главного экономического советника китайского посольства Ван Шинцая .
Среди работ российских и китайских ученых особое внимание было уделено работе доктора философских наук, академика РАН Титаренко М.Л. В книге анализируется трехсторонний формат взаимодействия России, Индии и Китая. В центре внимания находится тема интеграции нашей страны в экономическое и цивилизационное пространство АТР, места и роли РФ, ее дальневосточных регионов в Азии.
Среди работ западных авторов, занимающихся проблемой отношений между Россией и Китаем хотелось бы отметить труды Г.Розмана , Ш.Гарнетта , Э.Винник . Также был использован ряд диссертационных работ по теме российско-китайских отношений в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Россией и Китаем.
Третью группу составляют статьи и публикации в таких периодических изданиях как: «Азия и Африка сегодня» , «Проблемы Дальнего Востока» , а также в газете «Женьминь Жибао» . Хотелось бы отдельно отметить материалы российского новостного агентства, публикуемые на сайте «РИА новости». Также, при написании данной работы, были просмотрены и проанализированы новостные сообщения, касающиеся заключения новых соглашений и договоров между Россией и Китаем, содержащие отрывки данных актов и их краткий анализ.
Кроме того, при написании данной работы, был использован ряд официальных источников, находящихся в открытом доступе на сайтах Президента Российской Федерации, МИД России, а также министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для России отношения с Китаем являются, пожалуй, одной из наиболее важных проблем, что обусловлено большой протяженностью границы между двумя державами, а также особенностями геополитического положения. Военный и экономический потенциал Китая постоянно растет, а численность населения возросла до 1,382 миллиарда человек.
В отношениях между Россией и Китаем, безусловно, имеется ряд противоречий и опасений, связанных с усилением сотрудничества двух держав, в том числе и в приграничных районах. Однако наличие общей точки зрения относительно мироустройства, а также общность интересов в экономической и политической сферах, значительно сближают два государства. Пограничные вопросы решены, двусторонние отношения стабильны.
В Китае наблюдается значительный рост интереса к приграничному сотрудничеству. Усилилась и встречная заинтересованность со стороны российских приграничных регионов и деловых кругов к привлечению китайских инвестиций, что создает предпосылки для еще более значительного увеличения масштабов совместного инвестиционного взаимодействия в перспективе. В результате предприятия получают более широкие рынки сбыта и больше возможностей для инвестирования, что, в свою очередь, стимулирует развитие предпринимательства и приводит к усилению экономической активности.
Традиционный интерес китайских инвесторов вызывают такие секторы, как лесозаготовка и добыча руд цветных металлов, торговля и операции с недвижимым имуществом.
В этой связи одним из основных механизмов развития межрегионального сотрудничества с КНР, и прежде всего - в инвестиционной сфере, должна стать «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 гг.)», утвержденная
Президентом Российской Федерации и Председателем Китайской Народной Республики.
В сфере развития приграничной инфраструктуры предусмотрено 17 мероприятий. В том числе строительство и реконструкция 25 объектов, включающих пункты пропуска и обеспечивающую их инфраструктуру, на китайской стороне и 13 на российской.
Развитие сотрудничества в транспортной сфере предусматривает 15 мероприятий в области железнодорожного, авиационного, морского и автомобильного транспорта.
Программа декларирует создание восьми зон научно-технического сотрудничества. Три зоны в Российской Федерации (две в Приморском крае - во Владивостоке и Партизанске и одна в Амурской области), а также пять зон в Китайской Народной Республике (в Харбине, Муданьцзяне, Чаньчуне, Ляонине и Даляне). Также предусмотрено совместное освоение острова Большой Уссурийский.
Большинство китайских проектов предусматривает глубокую переработку сырьевых ресурсов, источником которых рассматриваются, прежде всего, регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири России.
В этой связи китайская сторона особенно заинтересована в развитии транспортно-логистической инфраструктуры приграничных территорий, модернизации существующих и строительстве новых пограничных переходов и не заинтересована в создании перерабатывающих производств в приграничных районах России.
Для обеспечения успешного развития сотрудничества России и Китая в приграничных районах, приграничное и межрегиональное экономическое сотрудничество должно быть направлено, с одной стороны, на эффективное использование местных ресурсов и преимуществ, а с другой - на развитие трансграничного и межрегионального взаимодействия. Экономика приграничных районов отличается привлечением иностранных предприятий, вовлечением значительной части населения во внешнеэкономическую деятельность, повышением уровней трансграничной инфраструктуры и развитием совместного предпринимательства. Предпринимательство играет важную роль для развития приграничных районов. Уровень активности предпринимательства оказывает значительное влияние не только на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества, но и на развитие приграничных районов.
На основании данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Приграничное сотрудничество стало важным этапом в развитии современных международных отношений, так как именно на границе происходит пересечение множества актуальных государственных проблем, охватывая как внешнеполитические, так и экономические контакты. Приграничное сотрудничество также способствует решению отдельных вопросов внешних отношений.
2. В период с 2001 по 2017 гг. российско-китайские отношения стратегического партнерства и взаимодействия непрерывно углублялись. Усиление взаимодействия России и Китая в области политики, экономики и других сферах двустороннего сотрудничества дало значительные результаты.
3. В настоящее время приграничное сотрудничество между Россией и Китаем в целом стабильно развивается. В то же время существует ряд еще не решенных проблем.
4. На современном этапе приграничное сотрудничество Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая достигло очень высокого уровня и продолжает развиваться.
В целом же перспективы дальнейшего развития сотрудничества с Китаем должны быть связаны с активизацией инвестиционного сотрудничества, диверсификацией российского экспорта, увеличением доли продукции с высокой степенью переработки, наращиванием экспорта электроэнергии и продукции нефтехимии и газохимии, развитием экспорта высокотехнологичной продукции авиастроения, развитием сотрудничества в области транспорта и логистики, расширением взаимодействия в области образования, включая увеличение экспорта образовательных услуг, развитием сотрудничества в области экологии и предотвращения трансграничных загрязнений.



1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между российской
федерацией и китайской народной республикой [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД РФ. - Электрон. дан. - URL:
http: //www.mid.ru/ru/maps/cn/- /asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870 (дата обращения: 09.05.17).
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая
2015 года) (редакция, действующая с 12 февраля 2017 года). [Электронный ресурс] // Консультант плюс - Электрон. дан. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 08.05.2017).
3. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной
областях от 29 марта 1996 (26 марта 1996) [Электронный ресурс] //
Законодательство стран СНГ - Электрон. дан. - URL:
http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3990 (дата обращения:
12.05.17).
4. Заявление для прессы по итогам российско-китайских переговоров [Электронный ресурс.] // Сайт президента России- Электрон. дан. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52273 (дата обращения: 13.05.17).
5. Заявление для прессы по итогам российско-китайских переговоров [Электронный ресурс.] // Сайт президента России- Электрон. дан. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52273 (дата обращения: 13.05.17).
6. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации - Электрон. дан. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902196976 (дата обращения: - 08.05.2017).
7. План российско-китайского инвестиционного сотрудничества (Москва, 17 июля 2010 г) [Электронный ресурс] // Законодательство РФ: правовой портал - Электрон. дан. - URL: http://sbornik-zakonov.ru/16110.html (дата обращения: 08. 06. 2016).
8. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и
Восточной Сибири Российской Федерации Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы). [Электронный ресурс] //
Межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» - Электрон. дан. - URL: http://www.kp.rU/f/13/attached_file/91/92/559291.doc/ (дата обращения: 19.05.17).
9. Россия-Китай: Проекты сотрудничества. [Электронный ресурс]. // НИИ
КПУ Электронная библиотека -Электрон. дан. - URL: http://expert-nii- kpu.ru/files/%D0%A0%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D 1 %8F_%D0%9 A%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D0%B9_%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B 5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D1%81%D0%BE%D1%82%%.pdf (дата
обращения: 12.05.17).
10. Совместное заявление Председателя КНР Ху Цзиньтао и
Президента РФ Дмитрия Медведева в связи с10-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Посольства России в Китае. - Электрон. дан. - URL: http://www.russia.org.cn/rus/3025/31293778.html (дата обращения:
06.05.17).
11. Совместное Коммюнике по итогам четырнадцатой регулярной
встречи глав правительств России и Китая. [Электронный ресурс] // Право РФ и КНР. - Электрон. дан. -- URL:
http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuT reaty/b80e82bi/201018210517_497295.ht m (дата обращения: 10.05.16).
12. Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ о сотрудничестве приграничных областей РК и РФ (3 октября 2006). [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД РФ - Электрон. дан. - URL: http: //www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage- viewer/bilateral/page-131/45841 (дата обращения: 13.05.17).
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики об учреждении Генерального консульства Российской Федерации в г. Харбине и
Генерального консульства Китайской Народной Республики в г.
Владивостоке. [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации - Электрон. дан. -
URL: http: //www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_rus_agreement s/?action=showproduct&id=4926&parent=0&start=1. (дата обращения:
25.06.2016)
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской народной республики (Пекин, 10 ноября 1997). [Электронный ресурс] // Законы России - Электрон. дан. - URL:
http: //www.lawrussia.ru/texts/legal_743/doc743a830x582. htm (дата обращения: 10.05.17).
15. Соглашение между правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 (Москва, 23.05.2000) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации - URL:
http://docs.cntd.ru/document/901775481 (дата обращения:12.05.17)... 60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ