СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности государственного регулирования в сфере дополнительного образования 5
1.1 Основные цели и задачи дополнительного образования в Российской федерации 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере дополнительного образования 8
1.3 Система государственного управления дополнительным образованием в Красноярском крае 11
2 Анализ эффективности мер государственного регулирования сферы дополнительного
образования в Красноярском крае 17
2.1 Анализ динамики рынка услуг дополнительного образования в Красноярском крае 17
2.2 Оценка качества и доступности услуг дополнительного образования в Красноярском крае 22
2.3 Анализ результативности реализации приоритетного проекта «Реальное
образование» в сфере дополнительного образования детей 34
3. Мероприятия государственной политики по решению проблем дополнительного образования 41
3.1 Опыт реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование» 41
3.2 Предложения по созданию Красноярского регионального модельного центра для
повышения доступности и качества образования 45
3.3 Оценка предполагаемых результатов работы регионального модельного центра 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 69
1 Особенности государственного регулирования в сфере дополнительного образования 5
1.1 Основные цели и задачи дополнительного образования в Российской федерации 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере дополнительного образования 8
1.3 Система государственного управления дополнительным образованием в Красноярском крае 11
2 Анализ эффективности мер государственного регулирования сферы дополнительного
образования в Красноярском крае 17
2.1 Анализ динамики рынка услуг дополнительного образования в Красноярском крае 17
2.2 Оценка качества и доступности услуг дополнительного образования в Красноярском крае 22
2.3 Анализ результативности реализации приоритетного проекта «Реальное
образование» в сфере дополнительного образования детей 34
3. Мероприятия государственной политики по решению проблем дополнительного образования 41
3.1 Опыт реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование» 41
3.2 Предложения по созданию Красноярского регионального модельного центра для
повышения доступности и качества образования 45
3.3 Оценка предполагаемых результатов работы регионального модельного центра 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 69
В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека. Все острее ощущается необходимость дополнительного образования как открытого вариативного образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности.
В настоящее время получение дополнительного образования обеспечивается через государственные и муниципальные организации разной ведомственной принадлежности, а также через негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей, детей и молодежи в дополнительном образовании и, как следствие, стало увеличиваться количество образовательных программ.
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативного регламента, с одной стороны, обеспечивает обновляемость и вариативность программ, с другой стороны, не всегда гарантирует качество предоставляемых услуг и эффективное расходование средств бюджета.
Цель данного исследования - выявить способы повышения эффективности управления развитием в системе дополнительного образования Красноярского края.
Объект исследования - система дополнительного образования Красноярского края.
Предмет - меры государственной политики в системе дополнительного образования Красноярского края.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы понятия «дополнительное образование» и особенности государственного регулирования системы дополнительного образования в Красноярском крае;
Проведен анализ рынка услуг дополнительного образования в Красноярском крае;
3. Произведена оценка доступности и качества программ дополнительного образования;
4. Разработаны меры по эффективному управлению развитием дополнительного образования.
В работе используется опыт реализации проекта «Реальное образование» и опыт реализации Федерального проекта «Доступное дополнительное образование детей».
В настоящее время получение дополнительного образования обеспечивается через государственные и муниципальные организации разной ведомственной принадлежности, а также через негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей, детей и молодежи в дополнительном образовании и, как следствие, стало увеличиваться количество образовательных программ.
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативного регламента, с одной стороны, обеспечивает обновляемость и вариативность программ, с другой стороны, не всегда гарантирует качество предоставляемых услуг и эффективное расходование средств бюджета.
Цель данного исследования - выявить способы повышения эффективности управления развитием в системе дополнительного образования Красноярского края.
Объект исследования - система дополнительного образования Красноярского края.
Предмет - меры государственной политики в системе дополнительного образования Красноярского края.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы понятия «дополнительное образование» и особенности государственного регулирования системы дополнительного образования в Красноярском крае;
Проведен анализ рынка услуг дополнительного образования в Красноярском крае;
3. Произведена оценка доступности и качества программ дополнительного образования;
4. Разработаны меры по эффективному управлению развитием дополнительного образования.
В работе используется опыт реализации проекта «Реальное образование» и опыт реализации Федерального проекта «Доступное дополнительное образование детей».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг.
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей, детей и молодежи в дополнительном образовании, как следствие, стало увеличиваться количество образовательных программ. А вопрос о качестве и доступности новых программ так и остается открытым.
На данный момент основной задачей регионального управления - обеспечить охват и качество системы дополнительного образования с учетом запроса детей, родителей. На данный момент эта задача решается не системно и не эффективно.
В краевой программе «Развитие образования до 2020 года» стоит задача в повышении доступности и качества дополнительного образования. Оценивается эффективность мероприятий показателем охвата детей программами дополнительного образования, что не может дать адекватную оценку качеству программ. И, не смотря на то, что приоритетный проект, обновления содержания технологий дополнительного образования, который реализуется в Красноярском крае, имеет положительную результативную динамику, работает без показателей эффективности, что препятствует развитию системы дополнительного образования. А инновационные программы, которые, в большинстве являются платными, влекут существенные дополнительные затраты для семей.
В ходе анкетирования было выявлено, что для 1/3 опрошенных родителей платные программы являются дорогостоящими. Из числа
опрошенных педагогов, 60 % отметили необходимость обновления содержания технологий дополнительного образования и совершенствование системы в целом. Около 27 % детей относят к недостаткам - нехватку материалов для творчества и не интересный формат подачи информации педагогом.
Для решения выявленных проблем предлагается создание Регионального модельного центра. Основными задачами регионального модельного центра будут являться:
1. осуществление организационно-методической, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
2. выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей.
3. выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала Красноярского края в системе дополнительного образования детей.
В результате работе разработана организационная структура центра и план мероприятий с целевыми показателями, а также социальные эффекты. Определены предполагаемые затраты краевого бюджета на создание и функционирование пилотного года работы центра.
Таким образом, Региональный модельный решит проблему низкого качества образовательных программ, организуя обучение педагогов инновационным образовательным практикам, а также обеспечит вариативность и доступность дополнительного образования на всей территории Красноярского края.
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей, детей и молодежи в дополнительном образовании, как следствие, стало увеличиваться количество образовательных программ. А вопрос о качестве и доступности новых программ так и остается открытым.
На данный момент основной задачей регионального управления - обеспечить охват и качество системы дополнительного образования с учетом запроса детей, родителей. На данный момент эта задача решается не системно и не эффективно.
В краевой программе «Развитие образования до 2020 года» стоит задача в повышении доступности и качества дополнительного образования. Оценивается эффективность мероприятий показателем охвата детей программами дополнительного образования, что не может дать адекватную оценку качеству программ. И, не смотря на то, что приоритетный проект, обновления содержания технологий дополнительного образования, который реализуется в Красноярском крае, имеет положительную результативную динамику, работает без показателей эффективности, что препятствует развитию системы дополнительного образования. А инновационные программы, которые, в большинстве являются платными, влекут существенные дополнительные затраты для семей.
В ходе анкетирования было выявлено, что для 1/3 опрошенных родителей платные программы являются дорогостоящими. Из числа
опрошенных педагогов, 60 % отметили необходимость обновления содержания технологий дополнительного образования и совершенствование системы в целом. Около 27 % детей относят к недостаткам - нехватку материалов для творчества и не интересный формат подачи информации педагогом.
Для решения выявленных проблем предлагается создание Регионального модельного центра. Основными задачами регионального модельного центра будут являться:
1. осуществление организационно-методической, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
2. выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей.
3. выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала Красноярского края в системе дополнительного образования детей.
В результате работе разработана организационная структура центра и план мероприятий с целевыми показателями, а также социальные эффекты. Определены предполагаемые затраты краевого бюджета на создание и функционирование пилотного года работы центра.
Таким образом, Региональный модельный решит проблему низкого качества образовательных программ, организуя обучение педагогов инновационным образовательным практикам, а также обеспечит вариативность и доступность дополнительного образования на всей территории Красноярского края.



