Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика США в связи с использованием голливудского кино как средства информационно-психологического воздействия

Работа №181686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Превращение Голливудского кинематографа в инструмент внешней политики США 7
1.1. Культурная дипломатия в 1940-1970 годы 7
1.2 Концепция публичной дипломатии по обеспечению национальной безопасности США (1980-1990 годы) 24
Глава 2. Голливудское кино как средство формирования общественного сознания 34
2.1 Голливудское кино - фабрика мифов 34
2.2 Голливудские картины как пример мифологизации 42
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 56


С развитием технологий, глобализацией мирового пространства видоизменились правила и методы борьбы за звание глобального лидера. Одним из важных методов в контексте новых реалий стала возрастающая значимость «мягкой силы» в мировой политике. Вышедшая в свет работа американского политолога Джозефа Ная «Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике» послужила своеобразным планом действий в изменившихся условиях. Дж.Най трактует «мягкую силу» как понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить . Однако в отличие от прямого воздействия и влияния, «мягкая сила» - это также способность привлекать, так как привлечение часто ведёт к взаимопониманию. Культура является одним их ключевых компонентов «мягкой силы». С развитием общества роль культурного фактора в системе публичной дипломатии растёт и становится эффективным инструментом для продвижения национальных интересов того или иного государства. США стали одними из первых мировых лидеров, кто осознал возможности культуры, как элемента «мягкой силы». В рамках данной работы мы решили выбрать Голливуд, как неотъемлемый элемент публичной дипломатии США. Учитывая высокую популярность и масштабность голливудского кино, представляется интересным как США использовали это в своей политике. В этом ключе уместным будет привести цитату профессора факультета средств массовой информации университета в Сан-Диего Герберта Шиллера: «Полагать, что продукция кинопромышленности служит только развлечению и не несет идеологической нагрузки, значит сознательно игнорировать одну из наиболее действенных форм культурного империализма» . С данным утверждением сложно поспорить, так как информационно-психологическая война стала широко используемым «не силовым фактором», а игровое кино одним из источников воздействия на массовое сознание. Таким образом, актуальность исследования определяется возрастающей ролью, с которой голливудский кинематограф выступает в качестве мощного инструмента публичной дипломатии со всеми своими культурологическими и политическими составляющими, а также в системе международных отношений и внешней политики. Фактор культуры как составляющей внешней политики США является предметом активного изучения , как в зарубежных, так и в отечественных работах. Тем не менее, стоит отметить недостаточное количество фундаментальных исследований, затрагивающих ключевые аспекты данной проблемы. Настоящая работа имеет междисциплинарный характер, соответственно для её написания понадобились работы учёных из самых различных сфер, начиная от области международных отношений и мировой политики и заканчивая экономикой, психологией, социологией и культурологией.
При написании первой главы мы опирались на документальную базу президентских архивов США. Основными источниками стали доклады государственных структур США, среди которых: публичные доклады президента Г.Трумэна 1945-1953 гг ., постановления президента
Д.Эйзенхауэра 1953 г . Были изучены акты и директивы, касающиеся усиления пропаганды за пределами США: акт Смита-Мундта , директива министерства обороны №130 , стратегическая оборонная инициатива администрации Р.Рейгана , американо-советское соглашение Лэйси- Зарубина , соглашение Блюма-Бирнса между США и Францией . Кроме того, мемуары ведущих деятелей публичной дипломатии помогли понять, как данный аппарат развивался и функционировал. К примеру, мемуары журналиста Джорджа Криля содержат информацию о том, как зарождался и действовал культурный аспект пропаганды США в годы Второй мировой войны , а бывший директор ЮСИА, Чарльз Уик раскрывает интересные аспекты функционирования информационного агентства .
Зарубежные исследователи более подробно изучили историю публичной политики США. Среди выдающихся авторов, исследования которых были использованы при написании данной работы можно отметить К. Осгута , В.Дизарда , Н.Гардельса , Р.Хэйда . Так, к примеру, Кеннет Осгуд провёл исследование влияния правительства США на иностранные государства, международные организации и частных граждан, используя элементы «мягкой силы». Подробная историческая перспектива автора помогла систематизировать данные исследования и найти нужные документы, посвящённые изучаемому вопросу.
Сделать работу более структурной и логичной помог «Исторический словарь американской пропаганды», составленный Мартином Мэннингом . В данной работе автор осветил важные события американской пропаганды периода 1622-2003 гг., а также включил биографии ключевых личностей информационно-психологических операций страны.
При анализе методов, которые используются для воздействия на массы необходимым подспорьем стали работы социологов и исследователей влияния СМИ Г.М.Маклюэна , С.А.Зелинского , В.Сороченко .
В.Сороченко приводит тезисы, касающиеся использования голливудских фильмов с целью реабилитировать имидж Америки после проигранной войны во Вьетнаме. Его замечания помогли найти дополнительную информацию о партнёрстве Пентагона и Голливуда. Важным источником, который помог разобраться каким образом происходило сотрудничество американских продюсеров и министерства безопасности, стало интервью Филиппа Струба, директора по связям с развлекательными медиа в Пентагоне . Именно он, рассказал о том, какие контракты Пентагон подписывает с Голливудом.
Несмотря на недостаточную изученность проблемы в отечественных исследованиях, немалый вклад в изучение методов дипломатии США внёс российский политолог Георгий Филимонов . В своей монографии «Мягкая сила культурной дипломатии США» автор проводит подробный анализ культурной дипломатии страны: даёт историографический обзор развития дипломатии, рассматривает основные институты и механизмы неофициальной политики США, в отдельной главе рассматривает культурную политику США при участии Г олливуда.
Важной опорой нашей работы стала методология исследования фильмов, предложенная О.Г.Усенко , а также работа доктора философских наук, профессора ТГУ, В.Н.Сырова , который представил свои размышления по поводу статьи О.Г.Усенко. Данные работы, помогли сделать более полный анализ фильмов. По мнению О.Г.Усенко игровое кино является важным источником для изучения ментальности и духовной жизни людей. Автор предлагает 9 исследовательских процедур для извлечения из фильма так называемой «ментальной начинки». Среди методов есть изучение сюжета, изучение видеоряда и диалогов, сопоставление мнения о фильме, выделение стереотипов и идей. Частично все методы были использованы нами при анализе фильмов.
Практическая часть данной работы была основана непосредственно на голливудской продукции. Под рассмотрение попали фильм Ульяма Уайлера «Римские каникулы» , фильм Ричарда Маркуанда «Звёздные войны: эпизод 6» и фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» . Каждый фильм уникален по-своему и скрывает в себе интересные идеи, которые порой считываются на бессознательном уровне.
В настоящем исследовании мы сконцентрировали внимание на голливудском кино как важном предмете внешней политики США по воздействию на массы. Таким образом, объектом данного исследования является политика по вовлечению Голливуда в культурную экспансию США в мире. Предмет данного исследования - использование голливудского кино в качестве средства формирования общественного сознания. Среди методов, которые были использованы можно выделить: общенаучные методы анализа и синтеза, исторический метод, логический метод, метод системного подхода, историко-генетический подход, историко-сравнительный подход, метод обобщения.
Что касается хронологических рамок работы, то было решено ограничиться 1940-90-ми годами, когда началось более активное распространение голливудской кинопродукции зарубеж, а международная жизнь характеризовалась противостоянием СССР и США, именуемым Холодная война. В этот период наиболее активно работал информационно-пропагандистский аппарат правительства. Кроме того, ввиду ограниченного количества источников информации в 20 веке, международная аудитория имела большой интерес к кинематографу, который транслировал идеи и ценности американского общества, события в истории и то, что происходило в мире.
Итак, исходя из заданных хронологических рамок, цель данного исследования - проанализировать развитие способов информационно-психологического воздействия во внешней политике США на примере Г олливуда.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования мы стремились решить принципиально важные для настоящей работы задачи:
1. проанализировать процесс вовлечения Голливуда во внешнюю политику США;
2. выявить способы воздействия игрового кино на ментальность людей;
3. провести анализ кассовых голливудских фильмов с точки зрения их воздействия на массовое общественное сознание.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глобализация и развитие технологий привели к изменениям в мире, особенно в области международных отношений. Правящие круги США одними из первых начали корректировать свою внешнюю политику. Они осознали, что появление ядерного оружия, приводит к поиску новых инструментов воздействия в политике. Силовой фактор продолжал играть важную роль, однако вместе с этим правительство США начало использовать методы информационно-психологической войны, для того чтобы оказывать влияние на общественное мнение.
Одновременно в США наблюдалась тенденция к развитию массовой культуры. Особых успехов США достигли в области кинематографа. Ещё на этапе становления правящие круги осознали силу влияния игрового кино и его преимущества в культурной борьбе «за сердца и умы людей» и возможность использовать это по всему миру. Во время второй мировой войны администрация президента Г.Трумэна осуществляла крупную информационно-психологическую кампанию, нацеленную преимущественно на агитацию населения к войне против фашистской Германии и поддерживанию духа патриотизма. Фильм Ф.Капры «Почему мы сражаемся» был наиболее популярным в то время. Кроме того, был выпущен ряд фильмов с просоветской пропагандой: «Северная звезда», «Песня о России».
С началом Холодной войны США полностью сменили риторику публичной дипломатии, и американский истеблишмент включился в информационно-психологический процесс подавления СССР. Естественно, Голливуд был включён в данный процесс в качестве «мягкой силы» дипломатии США. Правительство стремилось расширить влияние Голливуда и первым шагом к этому стало открытие европейского рынка. Франция и Италия стали главными площадками для распространения кинематографа, так как коммунистические партии в данных странах были достаточно сильны, а США требовалось усилить свое присутствие и влияние. Таким образом, в начале Холодной войны США и Франция подписали соглашения о льготах для голливудских фильмов, соглашение Блюма-Бирнса, в стране был принят акт Смита-Мундта, запрещающий пропаганду внутри США, но одобряющий активные действия за рубежом. Голливуд по-настоящему погрузился в Холодную войну в период деятельности сенатора Джозефа Маккарти, который преследовал сторонников коммунизма в Голливуде. В ответ на гонения студии выпускали пропагандистские фильмы «Красная угроза», «Красный Дунай» и т.д. Апогеем активной публичной политики США в данный период стало информационное агентство - ЮСИА, главный символ информационной дипломатии США. Агентство имело свою собственную кино-службу и активно сотрудничало со знаменитыми голливудскими актёрами и режиссёрами. Выдающимися директорами агентства были бывшие голливудские продюсеры и режиссеры. Так, один из директоров ЮИА Джордж Стивенс активно сотрудничал с гильдией режиссёров Голливуда, чтобы пропагандистские фильмы агентства пользовались успехом. Ещё один президент агентства Эдвард Мэрроу вовлёк деятелей голливудских студий, среди которых был Рой Дисней, в работу по улучшению публичной дипломатии США. Участники были разделены на группы: одна группа работала над программой для иностранных студентов по изучению кинематографа вместе с американскими режиссёрами, другая отбирала лучшие фильмы для трансляции за границей. Всё это помогло вовлечь ещё больше звёзд для съёмки в фильмах ЮСИА.
Таким образом, проанализировав политику вовлечения Голливуда в публичную дипломатию США в период 1950-60-х годов, можно сказать, что в это время государство открыто помогало распространять американскую кинопродукцию зарубеж, одновременно создавая базу для антисоветской пропаганды.
Администрация Ричарда Никсона также способствовала развитию голливудской промышленности. Одной из причин является помощь голливудских звёзд и продюсеров во время предвыборной кампании в 1969 году. В ответ президент помог Голливуду получить кредит от Экспортно-Импортного банка США для продажи фильмов за границу.
Новый скачок в развитии культурной дипломатии США в сотрудничестве с Голливудом произошёл в период президентства Р.Рейгана. Администрация Р.Рейгана путём различных директив реорганизовала информационное агентство, так что теперь центральную роль в публичной дипломатии занимало министерство безопасности США. Был увеличен бюджет ЮСИА, а также претворён в жизнь проект Р.Рейгана «Истина», который усилил информационную политику США. ЮСИА стало публиковать антисоветские брошюры, телевизионная сеть агентства «Уорлднет» запустила фильм «Пусть Польша остаётся Польшей» в поддержку независимости страны при участии знаменитых политиков, голливудских актёров и певцов. Данный пример показывает, как напрямую США использовали информационное воздействие в международных отношениях.
Изучив историю взаимодействия Голливуда и США, стоит сказать о том, какое важное место в данном сотрудничестве занимал Пентагон. Некоторые исследования подтвердили, что Пентагон участвует в процессе корректировки сценариев фильмов, в которых он заинтересованы. Основными темами, интересующими Пентагон, были война во Вьетнаме и Холодная война. Исторически сложилось так, что первая тема крайне болезненна для США, поэтому из стремления реабилитировать свой имидж родились такие популярные фильмы как «Зелёные береты», «Рэмбо 3». К фильмам антисоветской направленности в то время можно отнести «Красный рассвет», « Огненный лис», «Лучший стрелок».
Таким образом, в первой главе данной работы удалось отследить, каким образом США осуществляли культурную дипломатию, и какую роль в этом процессе играл Голливуд. В 1999 году ЮСИА было интегрировано в Госдепартамент США, однако это не означает, что информационная политика на этом завершилась, просто она стала более засекреченной.
Помимо истории развития культурной дипломатии важным элементом было исследование методов и идей, которые освещались в тех или иных фильмах. Изучение материалов исследователей кино и механизмов воздействия на массовое сознания позволило сделать вывод о том, что одним из важных факторов, который помогает скрывать в фильме продвигаемые идеи, является его структура. Последовательный характер сюжета, логичный финал, актёры, близкие к реальным людям, но попавшие в фантастические истории, приносят людям удовольствие. В итоге, за красивой картинкой Голливуд скрывает различные мифы. В ходе исследования были описаны некоторые мифы: миф о сильном и справедливом главном герое - чаще всего спасителе; миф, основанный на чувстве справедливости; чёткое обозначение «своих» и «чужих»; миф о «хэппи-энде» или о том, что добро всегда побеждает. Также нередко в фильмах используется мифологизация истории - когда Голливуд корректирует в сюжете с виду незначительные факты, которые в результате в кино создают совершенно иное впечатление. Примером является картина Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». После её просмотра создаётся впечатление, что США были единственными, кто внёс решающий вклад в окончание Второй мировой войны.
Проанализировав некоторые широко известные голливудские фильмы, удалось сделать следующие выводы. Фильм «Римские каникулы» был снят в начале Холодной войны, поэтому идея выстраивания доверия проводится в оболочке легкой романтической комедии. Однако совершенно определенно ощущается стремление авторов фильма сформировать позитивное
отношение к американскому герою, а вслед за ним и к его стране, породить доверие зрителя к США в целом. Не случайно фильм был снят в Италии, зоне американского интереса.
Второй фильм, «Звёздные войны» несет уже совершенно иное сообщение. После его просмотра и изучения критики, удалось выявить закономерность между Галактической империей и СССР, именуемой Р.Рейганом «Империей зла». Фильм как бы демонстрирует, что США в силах защищаться при любой угрозе. Примечательно, что стратегическая оборонная инициатива президента также называлась «Звёздные войны».
Фильм «Спасти рядового Райна», как уже было сказано, с одной стороны, восхваляет достижения США во Второй мировой войне, с другой - воспитывает чувство патриотизма у своих граждан.
Таким образом, если провести соответствие между историческим курсом США и голливудскими фильмами, соответствующими определённому историческому периоду, можно заметить, что идеи каждого фильма соответствуют тому курсу, который осуществляет та или иная президентская администрация. А учитывая тот факт, что министерство безопасности США и информационное агентство принимают участие в создании фильмов, можно прийти к выводу, что выпуск голливудских фильмов - это осознанный и отлаженный процесс.



1. Антонова И.А. Американское кино во Франции после Второй мировой войны - [Электронный ресурс] // Cyberleninka. - Электронные дан. - 2012. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskoe-kino-vo-frantsii- posle-vtoroy-mirovoy-voyny-kulturnaya-politika-ili-globalizatsiya (дата обращения: 10.05.2017).
2. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание — Спб.: Скифия, 2008 - 416 с.
3. Кокарев И.Е. США в зеркале голливудского экрана. / И.Е.Кокарев. - М.: Издательство Знание, 1985. - 56 с.
4. Комов Ю. А. Голливуд без маски / Ю. А. Комов. — М., 1982. — 241 c.
5. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / пер. с англ. Д.Ф.Соколовой. М.: Искусство, 1974. 238 с.
6. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. 464 с.
7. Меньшиков В.В., Меньшиков В.М. Они стреляют в разум. [Электронный ресурс] // М.: Издательство Мысль. - Электрон.дан. - 1989. 218 с. - URL: http://romanbook.net/book/8727178/?page=10 (дата обращения: 16.05.2017).
8. Мирошников С.Н. Перестройка Администрацией Д.Эйзенхауэра механизма проведения информационно-психологической борьбы со странами социалистического лагеря/С.Н.Мирошников// Вестник Томского Государственного университета - Томский государственный университетский журнал, 2014, №4. - С. 54-59.
9. Мифологизация [Электронный ресурс] // Научная литература по теме
мифологизация - URL:
https: //sinceliterature.j imdo .com/%D0%B1 %D0%B8%D0%B 1 %D0%BB% D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/%D0%BC%D0 %B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7 %D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 22.05.2017).
10. Най Дж. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике. М., 2006, 221 с.
11. Нечай О.Ф. Блеск и нищета "массовой культуры" / О. Ф. Нечай. - Минск: Наука и техника, 1984. - 141 с.
12. Пентагон учит Голливуд патриотизму [Электронный ресурс] // Metro-
Электрон.дан. - 2017. - URL:
http://www.metronews.ru/showbiz/reviews/pentagon-uchit-gollivud- patriotizmu-1223924/ (дата обращения: 27.05.2017).
13. Полотовский С.А. Влияние современного голливудского кино на духовную ситуацию в России: межкультурные связи в контексте
международных отношений: дис.канд. ист. наук (07.00.15)/
Полотовский Сергей Аркадьевич. - Санкт-Петербург, 2006. - 156 с.
14. Почепцов Г. Г. Голливуд форматирует мир [Электронный ресурс] ПСИ-фактор - URL: URL:http://psyfactor.org/kinoprop/hollywood.htm (дата обращения: 17.04.2017).
15. Сороченко В. Кино как средство информационно-психологической войны [Электронный ресурс] // ПСИ-фактор - URL: http://psyfactor.org/kinoprop/kino.htm (дата обращения: 25.05.2017)... 52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ