Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационно - методическое обеспечение взаимодействия логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Работа №18165

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
697
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические особенности взаимодействия логопеда с родителями
воспитанников дошкольного образовательного учреждения 6
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста 6
1.2 Организация взаимодействия педагога - логопеда с родителями
воспитанников дошкольного образовательного учреждения 19
1.3 Использование информационных и облачных технологий при
организации взаимодействия педагога-логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения 27
Выводы по 1 главе 35
2 Разработка информационно - методического обеспечения взаимодействия
логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения 38
2.1 Структура и содержание информационно - методического обеспечения
взаимодействия логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения 38
2.2 Апробация и экспертная оценка информационно - методического
обеспечения взаимодействия логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения 48
Выводы по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71


Первоочередная роль родителей в формировании личности ребенка отчетливо отражена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании». В этих документах закрепляется право родителей на воспитание и полноценное развитие детей. Кроме того, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность родителей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач является создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса [36,42].
Одним из важных компонентов развития ребенка является речь. Но, как показывают статистические данные, число детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается с каждым годом. В среднем, каждый третий ребенок младшего дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в речевом развитии, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.Спектр речевых нарушений достаточно многообразен. Данные нарушения проявляются в произношении, грамматическом строе речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Проблемы, связанные с нарушением речи, могут отразиться на дальнейшем развитии ребенка. И поэтому родители детей, имеющих речевые нарушения, прибегают к помощи специалиста-логопеда [3].
Как утверждают педагоги-логопеды: для успешного устранения речевых дефектов детям недостаточно занятий с логопедом, важны домашние занятия с родителями. Однако не все родители взаимодействуют с логопедом и могут заниматься с детьми.
Исходя из этого, возникает проблема исследования, которая заключается в том, что на сегодняшний день недостаточно средств взаимодействия между педагогом-логопедом и родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, имеющих дефекты в речевом развитии, которые позволяли бы включить родителей в процесс преодоления речевых трудностей у детей.
Цель исследования: разработать и апробировать информационно-методическое обеспечение, позволяющее организовать взаимодействие логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагога-логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: средства взаимодействия педагога-логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: процесс устранения дефектов речи у ребенка будет проходить более результативно, если взаимодействие педагога- логопеда с родителями будет нацелено на своевременное информирование родителей о речевых дефектах детей, организованное с использованием интерактивных лент времени, отражающих динамику развития ребенка и включающих интерактивные видеоролики упражнений для занятий с ребенком в домашних условиях;
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Исследовать теоретические особенности речевого развития детей раннего возраста;
- Проанализировать существующие способы и средства взаимодействия педагогов-логопедов с родителями.
- Изучить возможности применения информационных технологий во взаимодействии педагога-логопеда с родителями.
- Разработать информационно-методическое обеспечение взаимодействия педагога-логопеда с родителями.
- Апробировать разработанное информационно-методическое обеспечение взаимодействия педагога-логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ психологической, педагогической, логопедической литературы по проблеме взаимодействия педагога-логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, имеющих речевые нарушения; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, экспертная оценка; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - частное дошкольное образовательное учреждение «Развивайка».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из важных компонентов развития ребенка является речь. Но, как показывают статистические данные, число детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается с каждым годом. В среднем, каждый третий ребенок младшего дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в речевом развитии, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.Спектр речевых нарушений достаточно многообразен. Данные нарушения проявляются в произношении, грамматическом строе речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Проблемы, связанные с нарушением речи, могут отразиться на дальнейшем развитии ребенка. И поэтому родители детей, имеющих речевые нарушения, прибегают к помощи специалиста-логопеда. Как утверждают педагоги-логопеды: для успешного устранения речевых дефектов детям недостаточно занятий с логопедом, важны домашние занятия с родителями.
Но современным родителям в силу занятости, удобнее взаимодействовать с педагогом-логопедом в заочном режиме. Исходя из этого нами разработано и апробировано информационно-методическое обеспечение взаимодействия логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
На базе детского центра «Развивайка» был проведен ряд логопедических занятий с детьми. Каждое из занятий было зафиксировано на фото, видео или аудио записи. Данные материалы стали основой для создания информационно-методического обеспечения. Обеспечение было создано в сервисе Timeline. Для работы в данном сервисе, была создана подробная инструкция. Кроме того, для работы был задействован сервис
ThingLink. Данный сервис позволяет в фото и видео добавлялись теги, с их помощью просмотр материалов становится более информативным. Так как теги делают отсылки на более подробные изучения того или иного материла.
В итоге было создано две ленты времени, включающие в себя материалы с трех логопедических занятий для логопатов. В них представлены фото и видео материалы с занятий. Для более подробного изучения того или иного материала, для родителей были созданы интерактивные видео, которые содержат в себе теги, делающие отсылки на: методические рекомендации, конспекты занятий, видео-упреждения для работы с ребенком в домашних условиях. Таким образом, ленты времени включают в себя и инструктивно-организационные материалы для родителей и методические рекомендации в виде интерактивных элементов.
После разработки данного обеспечения, все материалы были переданы для экспортирования. Экспертами выступали действующие педагоги- логопеды, и специалисты в информационных технологиях. Анализ экспертной оценки свидетельствует о высоком уровне подготовленных материалов.
Таким образом, мы достигли поставленной цели: разработать и апробировать информационно-методическое обеспечение, позволяющее организовать взаимодействие логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
В ходе апробации информационно-методического обеспечения, нам удалось подтвердить заявленную гипотезу о том, что процесс устранения дефектов речи у ребенка будет проходить более результативно, если взаимодействие педагога-логопеда с родителями будет нацелено на своевременное информирование родителей о речевых дефектах детей, организованное с использованием интерактивных лент времени, отражающих динамику развития ребенка и включающих интерактивные видеоролики упражнений для занятий с ребенком в домашних условиях.



1. Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс]: Возрастная психология - 2009. - Режим доступа: http://l2u.su/qHZ
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. - СПб., 2007.
3. Бачина, О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи [Электронный ресурс] / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова // Дошкольное воспитание. -2010. - № 10.- с. 89-95.- Режим доступа : http://l2u.su/qH0
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, A. А. Реан. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с.
5. Вершинина, О.М. Формирование готовности родителей дошкольников с речевыми нарушениями к участию в коррекционной работе / О.М. Вершинина. // Наука и жизнь. -2011. - № 9. -С. 23-33.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл, 2005. - 1136 с.
7. Галеева, Н.Л. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя / Н.Л. Галева, О.Ю. Заславская // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2010. - № 4.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с
9. Громова, О. Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе [Электронный ресурс] / О.Е. Еромова,B. А. Калягина// Дефектология. - 2013. - № 5. -c. 57-66. - Режим доступа: http://l2u.su/qH1
10. Дмитриева, О.А. Метафоры взаимодействия пользователя с интерактивным видео-контентом [Электронный ресурс] /O. А. Дмитриева // Социологический журнал. - 2016. - № 4. - с. 90-109. - Режим доступа : http://j our.isras.ru/index.php/soci our/article/view/4809
11. Думиньш, А.А. Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки / А.А. Думиньш, Л.В. Зайцева // Образовательные технологии и общество. - 2012. - № 3.
12. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Т. Мещеряков // Москва: 2002. изд. 3.
13. Иванова, О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками [Электронный ресурс] / О.В. Иванова,
P. О. Константинов // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО. - 2016. - № 1. - с. 30-45.- Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/26760.html
14. Касторнова, B.A. Возможности программных средств формата «Интерактивное видео» как пример реализации технологии мультимедиа / [Электронный ресурс] В.А. Касторнова // Ученые записки ИУО РАО. - 2006. - № 19. - с. 190-196. - Режим доступа : http://l2u.su/qH2
15. Киселева, В.В. Ваш ребенок не говорит [Электронный ресурс]/ В.В. Киселева // Дошкольное воспитание. - 2012. № 6. С. 103-112.- Режим доступа: http://l2u.su/qH3
16. Киселева, В.В. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития /В.В. Киселева. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 11. - С. 103-112.
17. Китик, Е. Е. Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа "Дислалия" / Е.Е. Китик. // Дефектология. - 2008. -№ 1. - С. 79-84.
18. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon. shtml (дата обращения 13.06.2017).
19. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /
А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
20. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной
речи дошкольниками [Электронный ресурс] / Л.В. Лопатина // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО. - 2016.- № 1.- с. 56-67.- Режим доступа:
http: //www.iprbookshop .ru/26760.html
21. Маклаков,А.Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 582 с.
22. Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс]: Воспитание и социализация детей. Режим доступа: http://l2u.su/qH4
23. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн / Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Образовательные технологии и общество. - 2010. - № 2. - С. 369-387.
24. Официальный сайт сервиса «PlayPosit» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.playposit.com/ (Дата обращения: 14.11. 2017)
25. Официальный сайт сервиса «ThingLink» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.thinglink.com/ (Дата обращения: 14.11. 2017)
26. Официальный сайт сервиса «TimeLine» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://timeline.knightlab.com (Дата обращения: 14.11. 2017)
27.Официальный сайт сервиса «Wizer.Me» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://app.wizer.me/ (Дата обращения: 14.11. 2017)
28.Официальный сайт сервиса «Zaption» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blog.zaption.com/post/146724427719/zaption-joins-workday (Дата обращения: 14.11. 2017)
29. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.
— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
30. Перчаткина, Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей [Электронный ресурс] / Е.А. Перчаткина //Дошкольное воспитание. -2008. - № 10. - с. 102-108. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/363361/
31. Петровский, А.В.История и теория психологии: учебное пособие / А. В. Петровский, М.Е. Ярошевский // Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
32. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
33. Подобед, С.С. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] / С.С. Подобед// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. -c. 71-73.- Режим доступа:
http://logoburg.com/modules/mvarticles/article.php?storvid=32
34. Пожиленко, Е. А. Развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: учеб. пособие для вузов/ Е.А. Пожиленко.- СПб: КАРО, 2006. 640 с.
35. Пуляевская, А.М., Вислова, КВ. Инструменты для педагога: интерактивное видео [Электронный ресурс] / А.М. Пуляевская, КВ. Вислова // Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития. - 2016. - № 1. - с. 123-132. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=26440768
36. Родителям о ФЕОС ООО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/user/188586/page/roditelyam-o-fgos-ooo (дата обращения: 13.06.2017)
37. Светлова, И.А. Домашний логопед: эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И.А. Светлова. - М.: ЭКСМО, 2002. - 256 с.
38. Современные информационно-коммуникационные технологии в
образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://o6pa30BaHne44^/koiro/CROS/foi/KnIKTvo/21/ (дата обращения:
13.06.2017) .
39. Тихомирова, А.С. Медиатека - способ взаимодействия логопеда с родителями [Электронный ресурс] / А.С. Тихомирова //Социологический журнал. - 2016. - № 4. - с. 90-109. - Режим доступа :http://www.psvchology-online.net/articles/doc-1599.html
40. Тищенко, Д.В., Смолин, А.А. Интерактивное видео как способ взаимодействия с человеком [Электронный ресурс] / Д.В. Тищенко, А.А. Смолин // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО. - 2016. - № 1. - с. 95-97. - Режим доступа : http://www.mediagram.ru/netcat files/99/123/h 50afcdf33cf8cb286fee82cf 3a3da7db
41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения
13.06.2017) .
42. Цейтлин, С.Н. Коррекция общего недоразвития речи: младший дошкольный возраст / С.Н. Цейтлин, С.Д. Прохоров // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 76-83.
43.Чиркина, Г.В. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас / Г.В. Чикирина. Д.А. Савельев // Наука и жизнь. -2006. - № 8. - С. 39-43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ