Введение 5
1. Теоретико-методологические основания описания речевого жанра
откровения в Интернет-дискурсе 7
1.1. Интернет-дискурс как объект лингвистического исследования и поле
реализации речевых жанров 7
1.2. Теория речевых жанров и виртуальное жанроведение 11
1.3. Описательная модель речевого жанра 19
1.3.1 Описательная модель речевого жанра откровения, функционирующего в
Интернет-дискурсе 22
2. Реализация речевого жанра откровения в Интернет-дискурсе 24
2.1. Коммуникативная цель 24
2.2. Образ автора и адресата 29
2.3. Диктумное содержание 31
2.4. Образ прошлого и образ будущего 32
2.5. Композиция 34
2.6. Жанровая доминанта 36
2.7. Средства языкового воплощения 40
Заключение 53
Литература 56
Данная работа посвящена проблеме определения речевого жанра (далее РЖ) возникающих в Интернете форм текстов, которая находится в русле активно развивающегося направления в современной лингвистике - виртуального жанроведения.
В настоящее время подавляющее количество людей имеет доступ в Интернет. С каждым годом их количество возрастает, увеличивается и объем информации, привлекающей внимание лингвистов своей неоднозначностью. Жанроведение давно вышло за пределы изучения устойчивых форм «бумажных» текстов, и теперь внимание многих исследователей сосредоточено на изучении новых жанровых форм, возникающих в Интернет-дискурсе. Не всегда можно дать однозначный ответ на вопрос о жанровой природе того или иного материала, и именно данный фактор представляет особый интерес для исследователей в изучении новых форм.
Материал исследования. Материалом для данного исследования послужили 200 текстов группы «Подслушано» социальной сети «ВКонтакте». История этой группы берет свое начало в середине 2011 года, когда она возникла в качестве пространства, где пользователи могли анонимно или публично делиться своими снами. Со временем группа изменила свой формат, и авторам разрешили анонимно присылать любые истории из жизни. Тексты авторов, по заверению создателя группы Владимира Огурцова, публикуются в их первоначальном виде.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что тексты группы «Подслушано» представляют собой новый уникальный формат подачи авторской мысли, который до настоящего момента не подвергался исследованию. Как новое жанровое образование (РЖ откровения в Интернет- дискурсе) представляет собой актуальный объект для изучения с точки зрения виртуального жанроведения - активно разрабатываемого направления в современной лингвистике. Кроме того, работа выполнена в русле теории речевых жанров, одной из актуальных проблем которой является составление энциклопедии речевых жанров русского языка.
Объект исследования - РЖ откровения как сложившийся виртуальный РЖ.
Предмет исследования - жанрово-стилистические особенности РЖ откровения.
Цель работы - описание РЖ откровения в Интернет-дискурсе.
Достижение цели связано с решением следующих задач:
1) выявить специфику Интернет-дискурса и возможностей, предоставляемых им для развития речевых жанров;
2) обосновать уникальность РЖ откровения социальной сети «ВКонтакте»;
3) создать описательную модель РЖ откровения;
4) Описать способы языкового воплощения РЖ откровения.
Для решения поставленных задач применялся метод научного описания, включавший приемы дискурсивного анализа, лингвистического моделирования, сравнения, контекстуального анализа, статистических подсчётов.
Научная новизна исследования заключается в том, что до настоящего момента данный РЖ откровения не подвергался комплексному анализу со стороны исследователей. РЖ откровения представляет собой уникальное жанровое образование со своей коммуникативной целью, композицией и средствами языкового воплощения.
Теоретическая значимость работы. Данное исследование вносит вклад в развитие виртуального жанроведения и дискурсивных исследований. Комплексный анализ РЖ откровения служит пополнению энциклопедии речевых жанров.
Практическая значимость работы. Полученные результаты могут использоваться в преподавании ряда лингвистических дисциплин, а также при описании других РЖ, функционирующих в Интернет-дискурсе.
Проведенное исследование находится в русле Интернет-лингвистики и виртуального жанроведения и представляет собой анализ РЖ откровения на материале текстов группы «Подслушано» социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения жанрово-стилистических особенностей.
Основные характеристики Интернет-дискурса, а именно виртуальность, дистантность (разделенность в пространстве и во времени), опосредованность (так как осуществляется с помощью технического средства), статусное равноправие участников, передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайлов», объединение различных типов дискурса, специфическая компьютерная этика и другие характеристики влияют на развитие виртуальных жанров. Система виртуальных жанров постоянно пополняется новыми жанровыми образованиями, что определяет актуальность выбранного нами материала для исследования. Однако виртуальное жанроведение до сих пор не выработало единой классификации речевых жанров, существующих в Интернете, поэтому анализ выбранного материала - это попытка создать необходимые параметры для характеризации виртуального жанра.
Известные модели речевых жанров (описательная модель речевых жанров Т.В. Шмелевой, жанровая коммуникативно-семиотическая модель естественной письменной речи Н.Б. Лебедевой) уже не способны выявить все особенности новых жанровых форм, возникающих в среде Интернета. Поэтому представляется важным изучение каждого возникающего виртуального РЖ с целью пополнения энциклопедии речевых жанров.
Обзор показал, что большинство исследователей при анализе определенного РЖ используют индивидуальные характеристики и сходятся лишь в некоторых параметрах: временные и пространственные признаки, статус участников, виртуальность и признаки, выработанные самим Интернет-дискурсом (передача эмоций с помощью смайлов, сокращения слов и пр.).
При создании модели РЖ откровения в качестве базовой использовалась описательная модель речевых жанров Т.В. Шмелевой. Нами были введены такие параметры, как композиция РЖ и жанровая доминанта.
Опираясь на анкету речевого жанра, предложенную Т.В. Шмелевой, следует сказать, что РЖ откровения относится к информативному РЖ с признаками императивных, оценочных и этикетных речевых жанров.
В РЖ откровения находят отражение особенности языка электронной коммуникации: феномен устно-письменной речи, наличие смайлов для передачи эмоций, анонимность и, как следствие, свобода в выборе языковых средств и др.
РЖ откровения представляет собой уникальное своеобразное жанровое образование, обладающее определенной композицией, стилистикой и языковым воплощением.
Композиция включает в себя «фразу-зачин», историю небольшого объема, развязку истории и отношение к ситуации. Выделяются варианты данной структуры: могут отсутствовать развязка или отношение к ситуации. В целом, можно сделать вывод, что практически все пользователи данной группы владеют навыками построения своих мыслей в формате нового виртуального жанра.
Содержательная организация материала рассмотрена в связи с его целевой установкой и жанровой природой текстов, которая может быть и синтетической. Тематика текстов разнообразна: работа, семья, дружба, учеба, здоровье и т.д. Такая важная составляющая Интернет-дискурса, как анонимность, позволяет РЖ откровения обладать исповедальным началом.
Стиль РЖ откровения характеризуется приближенностью к разговорной речи. Также выделяются метакомпонентные высказывания, маркирующие определенную жанровую доминанту. Большинство авторов текстов достаточно грамотны, но встречаются и такие, которые допускают ошибки разного рода: орфографические, лексические, пунктуационные и др.
Свидетельством РЖ откровения как сложившегося РЖ является то, что все авторы владеют его композицией и могут создавать подобные тексты.
1. Алтухова Т.В. Социальная компьютерная сеть «Вконтакте»: жанровая характеристика // Вестник КемГУ. - 2012. - № 4. - С. 21-25.
2. Андрющенко О.К., Суюнова Г.С. Речевой акт жалобы: семантика, прагматика, типология // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5. - С. 134-136.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 688 с.
4. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2005. - 266 с.
5. Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н.А. Ахренова. - М., 2009. - 35 с.
6. Ахренова Н.А. Теоретические основы интернет-лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 10. - С. 22-26.
7. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
8. Бессонова О.В. Интернет-дискурс как разновидность современного публицистического дискурса: основные характеристики //
Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: история и современность (материалы X Международной научно-практической конференции). - 2015. - С. 122-124.
9. Валгина Н.С. Теория текстов / Н. С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 173 с.
10. Варфоломеева И.В. Дискурсивное событие выражения благодарности в естественной коммуникации в английском и русском языках // Альманах современной науки и образования. - 2010. - №. 11. - С. 134-137.
11. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. - 1997. - № 1. - С. 99-111.
12. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 63-67.
13. Волошина С.В. Активные процессы в современном русском языке / С.В. Волошина. - Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2016. - 184 с.
14. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дисс. ... канд. филол. наук / Е. Н. Галичкина. - Астрахань, 2001. - 212 с.
15. Галичкина Е.Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник ОГУ. - 2004. - № 10. - С. 55-59... 40