Введение 3
Глава 1. Подходы к определению миграции 7
Глава 2. Легальная миграция в ФРГ 18
Глава 3. Нелегальная миграция в ФРГ 38
Заключение 52
Список источников и литературы 55
Приложения 1. Топ 10 стран, чьи граждане обращаются за убежищем в ЕС.61 Приложение 2. Заявления о предоставлении убежища в Европе, 2015 62
Приложение 3. Заявления на предоставление убежища на 100 000 местного
Населения, 2015 63
Приложение 4. Квоты на мигрантов стран - членов ЕС 64
Приложение 5. Мигранты, обнаруженные при попытке проникнуть в ЕС незаконно, 2014 - 2015 65
Приложение 6. Гибель мигрантов в Средиземноморье, по месяцам 66
Еще за долго до определения миграции, люди осуществляли различные передвижения, как в своем регионе, так и кочевали на другие территории. После того, как появляется человечество в Африканском регионе, миграционные процессы начинают увеличиваться, так как в 16 - 19 веках можно было видеть перемещение большого потока чернокожих из Африки в Европу, Америку, Южную Америку и Австралию, так как на то время, в этих районах земли были не заняты. Кроме того, начинается завоз из Африки в Америку африканских чернокожих, в качестве рабов.
После Второй мировой войны в связи с распадом колоний, начинается большой поток мигрантов из развивающихся стран в развитые, сначала это были европейские репатрианты, которые по разным причинам находись в колониях и пытались вернуться на родину. А в дальнейшем начали переезжать и остальные люди, которые также были заинтересованы в поисках более комфортной жизни.
В данной работе речь пойдет о подходах определения миграции и о видах легальной и нелегальной миграций в ФРГ.
Актуальностью темы диплома, определяется тот факт, что из - за большого потока людей пересекающих границы, как своего государства, так и других стран. Можно по - праву назвать проблему миграции одной из основных в мировом политическом дискурсе. На сегодняшний день миграционные процессы приобрели более глобальный характер и охватили страны в разных регионах мира.
Кроме того из - за экономической нестабильности и обострения конфликтов в ряде регионов, таких как Африка, Ближний Восток, Азия и др. Поток мигрантов начал расходиться по всему миру, в более благоприятные страны. Европа всегда являлась более привлекательным регионом для мигрантов.
Одной из главных стран, куда прибывают мигранты в европейские страны, является Федеративная Республика Германии. Германия фактически стала страной мигрантов, так как всегда была заинтересована в иностранцах. Но мигранты не всегда стремятся к интеграции, а наоборот пытаются, как можно быстрее адаптироваться, не меняя своих уставов. По этому поводу происходят большие дискурсы в выражении ксенофобии со стороны коренных граждан. Это требует от государства проведения эффективной иммиграционной политики - комплекса мер в области контроля границ, предоставления убежища, визового режима и адаптации приезжих к условиям жизни в новом обществе. Поэтому изучение опыта иммиграционной политики на примере Г ермании представляется особенно значимым и полезным.
Объектом данной работы является Миграционная политика ФРГ.
Предметом исследования - правовое регулирование иммиграции в ФРГ.
Хронологические рамки работы охватывают миграционные процессы в Германии с мая 1949 г. (создание ФРГ). Верхняя граница - декабрь 2017 г., когда путем скоординированных действий стран-членов ЕС и географических соседей ЕС приостанавливается поток беженцев в Г ерманию из Ближнего Востока и Азии, а лидер ХДС/ХСС А. Меркель обещает внесение изменений в иммиграционную политику ФРГ в следующем легислатурном периоде.
Цель работы уточнить особенности миграционной политики ФРГ после принятия федерального закона об иммиграции 2004 г.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
- определить типы и виды международной миграции населения;
- уточнить правовую базу легальной иммиграции и пребывания на территории ФРГ;
- определить виды нелегальной миграции и ее последствия для принимающей стороны;
- выявить меры борьбы с нелегальной миграцией, принятые в ФРГ.
Источниковой базой послужили международно - правовые акты о месте жительства, занятости и интеграция иностранцев на федеральной территории Германии. Нормативно - правовые акты по предоставлению убежища Женевская конвенция «О статусе беженцев» от 28 июля 1951 г. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г. Конституция ФРГ 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями, на немецком языке). Закон о гражданстве 1990 г. Закон о временной поддержке добровольной репатриации иностранцев 1957 г. Закон «О беженцах и перемещенных лицах» 1979 г., предписание «О рабочей визе» 1990 г. Закон об иностранцах 1990 г. Закон об иммиграции 2004 г. и Закон о проживании 2005 г. поправки к правилам предоставления убежища и др.
Необходимо отметить, что для написания хронологических рамок были использованы также статьи новостных и прочих сайтов сети Интернет, как русскоязычных, так и зарубежных, а именно: http://tass.ru, www.demoscope.ru,www.bbc.com, https://www.syl.ru, https://www.swissinfo.ch и др.
Актуальность проблемы данной работы, обуславливает и наличие большого числа исследований по данному вопросу.
В статье «Понятие миграции и ее классификации» Похлебаева А.В. дает полное определение миграции.
Разработке теоретических проблем и подходов к миграции населения посвящены исследования Рыбаковского Л.Л.
Кунднани Х. в своих исследованиях делает акцент иммиграционной политики Германии, как пример для всего ЕС.
В статье иммиграционная политика Германии: успешный - неуспешный опыт, Л.Б. Карачурина говорит о том, что Германия, как и другие страны ЕС находится «между лезвиями ножниц», так как: необходимость привлечения мигрантов вследствие нехватки собственного населения трудоспособного возраста и проблемы старения населения в условиях депопуляции «наталкивается» на нежелание их принимать по национальным, культурным, социальным и пр. причинам.
И. А. Скорняков и А. А. Солоненко выделяют 5 этапов развития миграционной политики в ФРГ.
Денисенко М.Б. «Структурируя иммиграцию - поощряя интеграцию», где было написано, что Г ермания должна себя заявить, как страна иммиграции и открыть каналы для постоянной и временной миграции на основе бальной системы, которая применялась в Канаде и США.
Эльснер, Л. Иностранные рабочие и миграционная политика в ФРГ Денисенко, М. Б., Хараева, О. А., Чудиновских, О. С. Организационное устройство миграционной политики в ряде стран Запада: Г ермания
Подходы к определению миграции.
Миграция населения - это передвижение людей с одной территории на другую, как небольшими группами, так и большими массами. Она может осуществляться, как на большие расстояния, так и на незначительные, вплоть до пресечения океана.
Витковская Г. и Панарин С. дают еще одно определение, «Миграция населения - это сложный и многоаспектный процесс, прямо или косвенно связанный со всеми сторонами общественной жизни. Миграция как особый феномен рассматривается с самых разных точек зрения - экономической, социальной, исторической, культурной, демографической, этнической. Кроме того, миграционные потоки, различаясь между собой не только количеством, но и качеством (например, по социально-демографическим и этнокультурным характеристикам), способны изменять как отдающее, так и принимающее общество.»
Так как в миграционных процессах стало заключаться много функций, Преведенцев В.И. привел пример, что «миграция населения стала одним из наиболее характерных признаков современного общества, его неотъемлемой чертой, его необходимым элементом; она выполняет громадной важности общественные функции: не только перераспределения трудовых ресурсов, но и трансляции культуры, преодоления существенных различий между городом и селом, сближения народов и т.д.»
Тем самым благодаря миграционным процессам, эти же функции, так или иначе, переплетаются между собой и подталкивают на образование системы как «общество», а также подсистем как «экономика», «народонаселение»,
3
«расселение».
В настоящий время миграционные процессы можно разделить на подхода: в широком и узком смысле.
М.В. Курман и В.И. Староверов считают, что под широким смыслом подразумевается миграция, в которой любая форма территориальной мобильности населения безотносительно к ее регулярности, цели и продолжительности.
Б.Д. Бреев же имел другую точку зрения - миграция, или территориальная подвижность, есть «перемещение человека внутри определенного района либо за его пределы».
В узком смысле миграционные процессы понимаются, как смена места проживания за пределами конкретного населенного пункта.
Такого же определения придерживаются большинство исследователей, которые рассматривают миграцию.
Одним из исследователей, который дал более точное определение миграционным процессам, стал Л.Л. Рыбаковский, который к миграции относится, как к перемещению из одного населенного пункта в другой или же перемещение с последующим получение постоянного места жительства. Классификация, типы и виды миграции.
На сегодняшний день существуют разные виды миграции, с помощью которых прибывают мигранты, такие страны еще называются - страны - доноры.
Так, например А.В. Похлебаева, аспирантка кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета, дала свое определение миграции. Если люди передвигаются только в своей стране, гражданами которой они являются и не пересекают границу своей страны, называется - внутренняя миграция, а если граждане пересекают границу своего государства, называется - международная миграция.
Благодаря множеству документов, можно дать конкретное определение международной миграции.
Международная миграция населения - это внешняя, межгосударственная миграция населения, движение населения через государственные границы. Также А.В. Похлебаева разделяет внешнюю миграцию на два вида: эмиграция и иммиграция. И дает четкое определение им.
Эмиграция - это вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам.
Иммиграция - это переселение граждан одного государства в другую страну на постоянное жительство или на длительное время.
В Германии, как и в других странах, принято считать миграцию, как любое передвижение людей внутри своей страны, так и за пределами ее. Но необходимо знать, что гостевое посещение страны или города не является миграционным процессом.
Миграционный процесс - это большое количество событий, повлекшие за собой смену места жительства.
Существует несколько периодов в миграционных процессах:
- миграция в первобытном обществе;
- миграции в эпоху Древнего мира;
- миграции в Средневековье;
- миграции Нового и Новейшего времени;
- миграции в период и после Первой мировой войны;
- миграции в годы Второй мировой войны;
- миграции после Второй мировой войны до 1990-х гг.;
- миграции в Новейшее время (конец XX - начало XXI в.).
Благодаря многим критериям, миграцию можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя миграция - перемещение людей из одного региона в другой в рамках одной страны.
Внутренняя миграция содержит в себе несколько подвидов:
а) внутрирегиональные (внутрирайонные) - это вид миграции, когда перемещение происходит на территории определенной административно-территориальной местности;
б) межпоселенный (сельскородские) - данный процесс передвижения можно увидеть в город-село, село-город и город-город;
в) межрегиональные (межрайонные) - это когда перемещение происходит из одного региона (района) в другой.
Внешняя миграция - это миграция, в виде эмиграции за пределы страны или иммиграции в страну.
Эмиграция - это переселение людей из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.
Иммиграция - является прибытием иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство.
Внешняя миграция может быть как внутриконтинентальной, так и межконтинентальной.
Внутриконтинентальная миграция - это миграция, осуществляемая между странами на одном континенте. Но не стоит сюда относить такие группы людей, как студенты, прибывшие на прохождение обучения или стажеры, временно посетившие страну, а также туристы. Хотя бывают исключения, когда данный тип людей остаётся по истечению своего срока пребывания в стране, тем самым становятся нелегалами.
Межконтинентальная миграция - это миграция, которая включает в себя не только передвижение с континента на континент, но переезд с одного макрорайона в другой, например из Европы в Азию и т.д.
Внешнюю миграцию также называют международной миграцией, так как в основу классификаций данного вида миграции берется временной фактор:
- постоянная или ее еще называют безвозвратная - это миграционный процесс переезда из одной страны в другую, чаще всего в дальнейшем в получении гражданства.
- временная ( краткосрочная или долгосрочная)
а) краткосрочная - это миграция, когда человек пребывает в другом государстве или за пределами своего постоянного места жительства в течении короткого времени не превышая 1 года. Согласно рекомендациям ООН по статистике международной миграции 1998, их определение звучит так: «Человек, направляющийся не в страну своего обычного проживания, а в другую страну, по крайней мере, на три месяца, но менее чем на один год (12 месяцев), за исключением случаев, когда миграция в эту страну происходит по причине отдыха, отпуска, посещения друзей или родственников, служебной надобности, лечения или религиозного паломничества. Для целей статистики по международной миграции считается, что страна обычного проживания кратковременных мигрантов является страной назначения в течение периода, который они в ней проводят».
б) долгосрочная - это миграция, когда человек пребывает в другой стране более 1 года, с целью трудоустройства или занятием другой экономической деятельности в стране пребывания, например бизнес.
Кроме того краткосрочный вид миграции может быть как регулярным, так и не регулярным.
Регулярная миграция или ее еще называют круговой миграцией, в рекомендациях ООН не определены.
В 2011 году ECM (Enterprise Content Management) дал свое определение регулярной (круговой) миграции - «неоднократные законные перемещения одного и того же лица между двумя или более странами»
В 2008 году благодаря ГФМР (Глобальный форум по миграции и развитию) было сформулировано более четкое определение круговой миграцией - это «временное, периодическое передвижение людей между двумя или более странами, главным образом для целей работы или учебы».
ГФМР также дал более точное разграничение круговой миграции от понятий постоянная или временная миграции, так как последнее относятся к более линейному или статическому подходу.
Подвидами краткосрочной регулярной и не регулярной миграций являются: Маятниковая миграция - это неустойчивое перемещение людей между странами, включая временные или более постоянные передвижения, которые в случае, если являются добровольными и связаны с трудовыми потребностями стран происхождения и назначения, могут быть благотворными для всех задействованных.
Простыми словами - это миграция, когда живет человек в одном населенном пункте, а ездить на работу ему нужно в другой населенный пункт. Пр. Потсдам - Берлин.
...
Во всем мире на сегодняшний день одной из главных проблем по праву можно назвать возрастающая иммиграция, которая происходит между континентами, регионами и странами. Этому всему виной является глобализация. При этом иммиграция представляет собой многомерное и изменяющееся явление, зачастую способное изменять интенсивность и направления в зависимости от конкретных политических и социально-экономических обстоятельств. Одним из главных интересов во всем мире является изучение миграции на разных регионах Земли: Африки, Азии, Ближнего Востока, Америки и конечно же Европы.
Как и много лет назад Европа претерпевает коренные изменения. Этому всему виной иммиграция населения из неблагоприятных регионов. На сегодняшний день Европа столкнулась с большим притоком мигрантов из Ближнего Востока и Азии, где до сих пор царят гражданские воины.
На правах экономического и политического флагмана Европы является Г ермания - страна с вековой историей иммиграции, которая, являясь главным центром притяжения иммигрантов, особенно тяжело справляется с иммиграционными вызовами современности.
Данная работа была посвящена миграционным процессам, которые происходят в Федеративной Республике Германии. Основными видами миграции стали внутренняя и внешняя миграции (ее еще называют международная), которые можно различить:
1) по времени пребывания, миграция делится на постоянную (безвозвратную) и временную (возвратную), краткосрочную и долгосрочную, регулярную и не регулярную. К видам регулярной миграции можно отнести: маятниковые миграции и приграничные миграции. К видам не регулярной миграции относятся челночные, вахтовые, сезонные миграции.
2) по целям, можно отнести: экономическая (трудовая и коммерческая) и учебная миграции, воссоединение с семьей, туристическая и религиозная (паломничество), а также кочевничество.
3) по способу вовлечения в миграцию, можно выявить три вида: добровольная, вынужденная и принудительная
4) по степени законности: легальная и не легальная.
В основе правовой базы легальной иммиграции и пребывания на территории ФРГ является Конституция ФРГ, в которой были собраны: «Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, или сокращенно «Законом об иностранцах» (Auslandergesetz, AuslG), Конвенция о статусе беженца, Шенгенское соглашение, Дублинская конвенция и др.
Что касается угрозы безопасности в легальной миграции, то здесь были выявлены следующую группу граждан:
а) иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на территории другого государства без документов удостоверяющих личность, либо с поддельными документами;
б) мигранты, которые незаконно пересекли границу или их право на въезд в другую страну является сфальсифицированным;
в) иностранные граждане, у которых просрочена виза, либо иностранные студенты, у которых закончился срок обучения, а также рабочие, у которых истек срок договора;
г) дети, рожденные иностранными гражданами на территории другого государства.
д) иностранцы, которые пересекли границу незаконно, но удалось остаться в стране, например: заключение фиктивного брака;
е) мигранты, которые имеющие вид на жительство или временное проживание, но работают нелегально;
ж) ребенок, который родился на территории другого государства, родители которого не являются гражданами страны. Пример: в России ребенок признается гражданином страны, если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство, либо ребенок родился в России, но он и его родители являются гражданами другого государства, но регистрация ребенка в их стране по каким-то причина запрещена;
з) иностранные граждане, которые признаны быть изгнанными или депортированными.
Одними из самых явных последствий нелегальной миграции являются: осуществление в избежание от уплаты налогов в полной мере, а также минимальная выплата рабочему; происходит перенаселение занимаемых жилых площадей, что противоречит жилищному кодексу, появляется неполноценность в семьях, ухудшается санитарно-гигиенической обстановка в регионе, мигранты и их семьи пользуются медицинскими услугами в стране пребывания, также их дети ходят в школы и сады, это все оплачивают простые граждане государства, что в конечном итоге приносит огромный ущерб экономике страны.
В добавок Г ермания, как и другие страны пытается бороться с нелегальной миграцией и прибегает к следующим мерам: вносит поправки в закон «О государственной границе»; ужесточает правил по въезду в страну, а также, по выдворению из страны тех граждан, которые нарушили миграционные правила; ужесточает требования к грузовым перевозкам, в особенности к тем, кто перевозит нелегальных мигрантов; осуществляет тотальный контроль документов и наличия визы как при въезде в страну, так и по выезду из страны; осуществляет наложение штрафа тем гражданам, которые помогают переехать в страну или незаконно нанимают на работу или помогают устроиться в другие компаний и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что меры по урегулированию миграционной политики требуют модернизации в урегулировании миграционных потоков. И для решении этой проблемы не должно сваливаться только на Германию и институты ЕС. А должны принимать участие и те страны, из которых эти мигранты прибывают.
1. Выдержки из заключительного доклада о работе Целевой группы по измерению круговой миграции - определение и измерение круговой миграции. Европейская экономическая комиссия. Конференция европейских статистиков. Париж - 2016. - 27 С.
2. Измерение групп мигрантов, трудно поддающихся подсчету: важность, определения и категории. Европейская экономическая комиссия.
Конференция экономических статистиков. Рабочий документ. Женева. - 2012. - 18 С.
URL:.http://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.10/2012/ WP_9_UNECE_rus.pdf (дата обращения 10.05.18)
3. Конституция ФРГ // Конституции государств (стран) мира. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=155 (дата обращения: 12.05.18).
Закон о гражданстве Германии// [Электронный каталог] URL: http s: //honoraryconsul .ru/index .php?an=citizenship-l aw- germany
4. Abschnitt 6 Aufenthalt aus familiaren СгиЫеп//[Электронный каталог].
URL: http://www.gesetze-im-
internet.de/aufenthg 2004/BJNR195010004.html#BJNR195010004BJNG0008013 10
5. Bundesgesetzblatt Teil 1, Gesetzzurbefristeten Forderungder Ruckkehrbereitschaft von Auslandern, Bonn. - 1983.// [Электронный каталог]ЦКЕ:
https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?start=%2F%2F*%5B%40attr id%3D%2 7bgbl 183s1377.pdf%27%5D# bgbl %2F%2F*%5B%40attr id%3D%27bgbl 18 3s1377.pdf%27%5D 1529575616383
6. Gesetz uber die Einreise und den Aufenthalt von Auslandern im Bundesgebiet (Auslandergesetz - АшЮ)//[Электронный ресурс].
URL: https://www.gesetzesweb.de/AuslG.html
7. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland/ДЭлектронный каталог]. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/ (дата обращения 28.05.2018) Конвенция о статусе беженцев//[Электронный ресурс]. URL:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/refugees.shtml
Исследовательская литература на русском языке
1. Алешковский, И. А. Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии) // Политика народонаселения настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения : сб. докл. / ред. В. В. Елизаров, В. Н. Архангельский. М.: МАКСПресс, 2005. С. 192.
2. Бреев Б. Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. - М., 1977.
3. Вечканов Г.С. Миграция трудовых ресурсов в СССР. Л.:ЛГУ, 1981. С. 73
4. Витковская Г., Панарин С. Миграция и безопасность в России, М., 2000. С.6
5. Денисенко, М. Б., Хараева, О. А., Чудиновских, О. С. Организационное устройство миграционной политики в ряде стран Запада: Германия //Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада (Научные труды № 61). М. : ИЭПП, 2003. С. 127.
6. Денисенко М. Изменения в иммиграционной политике развитых стран// Отечественные записки. - 2004. № 4.
7. Красинец Е. С., Кубишин Е. С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в Россию. - М., 2000. - С. 29-36
8. Курман М.В., Староверов В.И. Население и трудовые ресурсы РСФСР / Под ред. Моисеенко В.М. М: Финансы и статистика, 1982. С. 6.
9. Кунднани Х. Иммиграционная политика Германии как пример для ЕС // Современная Европа. - 2001. - № 5. - С. 28 - 29.
10. Никифорова Екатерина Андреевна. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук . М.,2004.
11. Ноздрина Н.Н. Применение методов системного анализа при изучении миграции населения: Препринт. М: ВНИИСИ, 1978. С. 6
12. Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975. С. 227.
13. Похлебаева А.В., Понятие миграции и ее классификация//журнал международного права и международных отношений. - 2005. №3.С.23-27.
14. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М.: Статистика., 1973. С.
15. Скорняков, И. А. Иммиграционная политика Германии: сущность и динамика: дис.канд. полит. наук. Чита, 2011. С. 23-24;
...35