ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АЭРОБИКА КАК ВИД ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 5
1.1 История возникновения и развития аэробики 5
1.2 Общая характеристика различных видов аэробики 8
1.3 Классификация различных видов аэробики 11
1.4 Оздоровительное значение аэробики 11
1.5 Методические особенности физкультурно - оздоровительных занятий по видам
аэробики 13
1.6 Общее понятие координационных способностей 22
1.7 Виды координационных способностей 22
1.8 Возрастные периоды развития координационных способностей 24
1.9 Методические особенности координационных способностей 24
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СТЕП АЭРОБИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК 33
3.1 Предварительные результаты оценки координационных способностей студенток,
занимающихся аэробикой 33
3.2 Определение комплексов средств и методических особенностей развития
координационных способностей студенток, занимающихся аэробикой 34
3.3 Определение эффективности применения средств степ - аэробики,
направленных на развитие координационных способностей студенток, занимающихся аэробикой 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Актуальность. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют оптимальный уровень физического развития и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7 - 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества [6].
Современный человек, как никогда прежде, старается уделить внимание своему внешнему виду и здоровью. На смену монотонным физическим упражнениям пришли новые способы поддержания спортивной формы. Это фитнес-клубы с тренажерными залами, бассейнами, а также залы аэробики [12].
Аэробика доступна практически всем. Движения, выполняемые на занятиях, естественны. В одной группе могут заниматься люди с разным уровнем физической подготовленности, при этом физическая нагрузка для каждого занимающегося подбирается индивидуально [9]. Отличительной особенностью является то, что занятия аэробикой воздействуют на организм комплексно, развивают все мышечные группы [17].
На современном этапе развития различных видов аэробики значительно увеличивается объем двигательной деятельности, который требует от занимающихся проявления координационных способностей, таких как: ориентация в пространстве, статическое и динамическое равновесие, согласованность движений и чувство ритма [1, 18]. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику [4].
Дальнейшее изучение методических особенностей развития координационных способностей средствами аэробики обуславливает актуальность данной работы.
Цель: разработать комплексы средств степ - аэробики, направленные на развитие координационных способностей студенток и оценить эффективность их применения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты развития координационных способностей.
2. Разработать комплексы средств и методические особенности степ - аэробики, направленные на развитие координационных способностей студенток.
3. Проверить эффективность внедрения разработанных комплексов средств степ - аэробики, направленных на развитие координационных способностей студенток.
Объект исследования: учебно - тренировочный процесс студенток НИ ТГУ занимающихся аэробикой.
Предмет исследования: средства степ - аэробики, направленные на развитие координационных способностей студенток.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение комплексов средств степ - аэробики, разработанных на основе научно-методической литературы и педагогических наблюдений в учебно - тренировочном процессе по аэробике повысит уровень координационных способностей студенток.
Е Анализ научно-методической литературы по вопросам учебно-тренировочного процесса студенток показал, что на современном этапе развития оздоровительной аэробики значительно увеличивается объем двигательной деятельности, требующий от занимающихся проявления координационных способностей.
2. В ходе исследования были разработаны и внедрены в учебно - тренировочный процесс экспериментальной группы семь комплексов средств степ - аэробики, направленные на развитие координационных способностей студенток. Комплексы средств степ - аэробики разучивались поэтапно, методом сложения, упражнения выполнялись непрерывно, без отдыха, изменялись только интенсивность и объем выполненной работы. Проведение занятий осуществлялись с использованием организационно-методической формы, при которой комплексы упражнений демонстрировал преподаватель стоя спиной к группе. Экспериментальные комплексы применялись в течение шести месяцев.
3. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность применения разработанных комплексов средств степ - аэробики, направленных на развитие координационных способностей студенток. Сравнительный анализ показателей координационных способностей студенток экспериментальной и контрольной групп позволил выявить достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в тестах, оценивающих ориентацию в пространстве, статическое и динамическое равновесие, согласованность движений и чувства ритма занимающихся.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник.М.: Просвещение, 1990. 287 с.
2. Байсова П.С. Иноземцева Е.С. Аэробика как средство совершенствования координационных способностей. В сборнике: Физическая культура, здравоохранение и образование Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. Под редакцией В.Г. Шилько. 2016. С. 58-60.
3. Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-27.
4. Берштейн И. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 228 с.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. 193 с.
6. Зайцева Г.А., Медведева О.А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях: методическое пособие. -М.: ФиС, 2007. - с.104
7. Землякова З.С., Шилько В.Г. Влияние занятий слайд-аэробикой на функциональное состояние и физическое развитие студенток. Теория и практика физической культуры. 2017. № 10. С. 86-88.
8. Землякова З.С., Шилько В.Г. Слайд-аэробика в физическом воспитании студентов. Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С. 90-93.
9. Зефирова Е.В., Платонова В.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика / Учебно-методическое пособие - СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. - с.4-5, 18-20.
10. Иноземцева Е.С. Влияние занятий оздоровительной аэробикой и тренинга с биологической обратной связью на вегетативный баланс и физическую подготовленность студенток. - Томск.: физиология, 2006г. - 60-64с.
11. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 146с.
12. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий/ Учебно-методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001. - с.64
13. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т. I. Теория и методика. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - с. 19 - 22, 28.
14. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т. II. Частные методики. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - с. 13-26, 30-43, 80-82, 102-107.
15. Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе [Электронный ресурс]: журнал «Спорт в школе» №19/2009. URL: http://spo.l september.ru/vi ew_article.php?id=200901906...28