Введение 3
1. История становления жанра утопии 9
1.1. От мифа о «золотом веке» к учению о государстве Платона 9
1.2. Рождение жанра утопии в трудах мыслителей Возрождения: гуманистический идеал
общества 14
1.3. Проблема идеального государства в культуре Нового времени: торжество разума и
справедливости 19
2. Трансформация утопии в антиутопию в культуре современности 31
2.1. Закат утопии и ее возрождение в новой ипостаси 31
2.2. Антиутопии XX века: кризис надежды 34
2.3. Антиутопии XXI столетия: смешение жанров 44
Заключение 55
Литература 57
Обращаясь к богатому культурному наследию человечества - литературе, можно увидеть большое разнообразие жанров. Появление литературного жанра в культуре всегда не случайно, в каждом из них присутствуют свои особенности, которые позволяют передавать культурные смыслы эпохи посредством литературно-образного языка. Рассматривая эволюцию литературных жанров, можно предположить, что каждый из них заключил в себе атмосферу эпохи, в которой он создавался под пером мыслителей и писателей. Еще с древнейших времен, когда люди были далеки от письменности, существовала своя система образов, оформившиеся в мифологии и легендах, которая передавала культурные смыслы от поколения к поколению. Уже тогда в наивной форме стали формироваться первые представления о счастливой, желаемой жизни.
Так, в античной мифологии существовал миф о «золотом веке», благодаря которому люди могли вспомнить прекрасное прошлое. Согласно этому мифу, люди когда-то жили долго и благополучно, не знали проблем, голода, болезней, существовали в гармонии с природой и богами. Казалось бы, что еще нужно для своего существования, когда вокруг тебя гармоничная жизнь и рай земной? Но этот рай в свое время был утрачен. В мифологии и литературе разных времен и народов можно встретить большое количество текстов, которые посвящены утрате рая. Но объединяет эти тексты одно - это неправильное поведение людей. Для каждой эпохи свойственны свои ошибки, которые подрывают устоявшиеся традиции, и одной из таких было - неподчинение богам. Обращаясь к библейской мифологии, можно привести пример изгнания из рая людей, совершивших грехопадение, в результате которого они утратили свою беспечную и счастливую жизнь. В шумерском мифе о «золотом веке» можно также встретить упоминание об утраченном счастливом времени, когда люди захотели сравняться с богами. Такое желание привело к подавлению человеческого рода и появлению совершенно нового поколения людей. В результате утраты рая у людей появлялось ощущение тоски о нем, они начинали мечтать о возвращении его в будущем. Таким образом, в представлении человека древности счастливое будущее воспринималось как возвращение прошлого, в духе циклического времени мифа.
В дальнейшем представление об идеальном мире усложнялось. Каждый отрезок времени дополнялся своими историческими потрясениями, новым опытом и новыми культурными смыслами. С появлением первых цивилизаций происходит усложнение общественных процессов, и в жизни людей начинают проявляться новые ценности. Представления об идеальном обществе теперь включали и понимание о правильном устройстве государства. Во все времена люди мечтали о лучшей жизни, при этом не только вспоминали об утраченном прекрасном прошлом, но и пытались представить счастливое будущее. Особенно оживают эти мечты во времена серьезных кризисов, которые разрушают упорядоченное существование общества, угрожают благополучию и жизни людей. Именно тогда вспоминаются древние мифы, и появляются концепции идеального общества, понимаемого теперь как идеальное государство. Они постепенно оформлялись в философские, научные и художественно-литературные тексты. Исторические условия дают базу для размышления, и появляются утопические проекты, научные трактаты, авторы которых пытаются осмыслить серьезные социальные программы и поднять проблемы, которые мешают счастливому существованию общества. В литературе в XVI веке рождается жанр утопии. Утопия - дословно, обозначает место, которого нет. Термин предложил английский писатель и философ Томас Мор, и именно он стал основателем нового жанра. Утопия начала существовать философско-литературный жанр, и как мышление, которое отражает несбыточные мечты.
Утопия отражает мечту людей о счастливой жизни, которая воплощается в образе идеального государства. Мечта эта оформляется, обретает конкретные черты в контексте существующих социально-политических, экономических, правовых, мировоззренческих проблем определенной исторической эпохи. Размышляя глобально о кризисах в жизни общества своего времени, многие мыслители, начиная с Древней Греции (Платон), эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон), Нового времени (Ж.-Ж. Руссо, У. Годвин, А. Сумароков, В. Чернышевский), стремились к его совершенствованию и выдвигали свои системы альтернативных ценностей, создавали концепции новой социальной реальности. Появление идеи такой реальности может характеризоваться и как смутная мечта об утраченном «золотом веке» («сатурновом»), и как подробная разработка модели будущего идеального государства, в котором, без нарастающих проблем настоящего и прошлого, представлено новое поведение человека и реализованы лучшие потенциалы социального организма.
Актуальность: Еще в Античности поднималась тема «золотого века», хотя не существовало идеи утопии как таковой, люди лишь верили в миф о существовании лучшего времени и мечтали о его возвращении. Эта потребность в возвращении рая или обретения идеальной жизни существует до сих пор, но проблема состоит в том, как выстроить модель этого счастливого общества и найти нужный вектор его развития. Проектов утопий в прошлом было большое количество, а современность и ее литература представляют нам совершенно по-другому образ будущего. Если ранее к таким проектам обращались многие мыслители, да и сама эпоха способствовала появлению этого жанра и его распространению, в современности жанр утопии переживает кризис и перерождается в антиутопию.
Жанр антиутопии является по своей сути противоположностью утопии. Часто можно встретить синонимичные слова «дистопия» или «какотопия», которые буквально можно перевести как «плохое место». Они имеют одно значение, т.к. направлены на отражение нежелательной будущей действительности. Сам термин был употреблен еще в XIX веке Д.С. Миллем, как жанр антиутопия была определена Г. Негли и М. Патриком в 1952 г. Появление антиутопии в свою очередь является отражением кризиса культуры и современного сознания, которое сегодня не предлагает утопических проектов идеального государства. Обращаясь же к проблемам современной эпохи, которые поднимаются современными исследователями (гедонизм, утилитаризм, потребительство), можно проследить, как меняются жизнь, культурное развитие и духовно-нравственные ценности человека и всего человечества.
На сегодняшний день политики, идеологи, интеллигенция размышляют о том, какое нужно строить общество, но при этом существует трудность разработки концепции идеального будущего, на пути к нему стоят глобальные экономические и социальные кризисы, проблемы взаимоотношений между странами, людьми, опасности технократических и экологических катастроф. Разочарование в ведущих социальных моделях - социализме и капитализме - приводит к растерянности человечества перед будущим. Эту растерянность усугубляют стремительные цивилизационные и
мировоззренческие процессы, кризисы гуманизма и рационализма, исторические катаклизмы, мировые войны и революции. Начинается переоценка старых ценностей, которые когда-то ориентировали в жизни. На смену утопическому взгляду приходят антиутопические тенденции, которые вызваны крушением веры в возможность построения идеального общества. Литература и искусство чутко улавливают и отражают сложные процессы нашей эпохи. И в этом плане история жанра утопии и его трансформация в антиутопию ярко демонстрируют кардинальные изменения современного мира. Что стало с проектами идеального будущего сегодня? И существуют ли как таковые вообще в наше время, и может ли литературный жанр, представляющий картины будущего, как-то компенсировать кризис социального проектирования?
Как эволюционировал жанр утопии, пройдя долгий путь и, как он проявил себя в современной литературе? Как он изменился, трансформируясь в антиутопию? Эти вопросы являются актуальными в наше время, в связи с развитием в XX-XXI вв. и большой популярностью антиутопической литературы (А. Гарленд «Пляж», С. Кинг «Бегущий человек», С. Коллинз «Голодные игры», Л. Оливер «Делириум», Д. Глуховский «Будущее»), в которой в живой и яркой форме демонстрируются разные перспективы нашего будущего и исход человечества.
Объект исследования: утопия как мечта человечества о счастливом будущем.
Предмет исследования: эволюция жанра утопии в антиутопию в литературе от эпохи Возрождения к современности.
Проблема: Осмысление причин перерождения жанра утопии в антиутопию, что в свою очередь определяет ситуацию в современной культуре, для которой становится неорганичной модель идеального будущего.
Цель: Проанализировать особенности эволюции жанра утопии в антиутопию в соответствующих произведениях разных эпох как отражение культурных парадигм и порождаемых ими разных моделей идеального общества.
Задачи: 1. Исследовать миф о «золотом веке» от античности до утопических проектов эпохи Возрождения и Нового Времени.
2. Выделить основные критерии, на которых строится идеальное будущее в утопической литературе прошлого.
3. Исследовать путь перерождения утопии в антиутопию в культуре современности.
4. Рассмотреть судьбу жанра утопии и его трансформации в литературе ХХ-ХХ1 веков.
История вопроса: Тема утопии пустила глубокие корни в общественном сознании, ведь образ идеального будущего всегда интересовал людей. Истоки жанра и само понятие «утопия» появилось лишь в XVI веке, когда начали господствовать идеи гуманизма и антропоцентризма. К теме идеального будущего обращались многие мыслители прошлого: Платон, Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Ж. Руссо и Н. Чернышевский.
В гуманитарном знании XX века выделилось такое направление, как «утопиеведение». Начался процесс изучения и анализ жанра утопии, самыми известными исследователями утопий являются Дж.О. Герцлер и Л. Мамфорд. В общественных науках также можно зачастую встретить понятие «утопический бум», который произошел в США и Западной Европе в 60-е годы XX столетия, так возникла новая научная дисциплина «социология утопии». В рамках данной дисциплины начали появляться новые исследования и монографии: В.А. Гуторов «Античная социальная утопия» и Л.С. Чиколини «Социальная утопия в Италии». Среди исследователей XX века можно выделить следующих: Е.Н. Трубецкой, В.Ф. Асмус, О.Ф. Кудрявцев, В.П. Шестаков, Б.Ф. Ковтун, Дж. Франкл.
Для раскрытия данной темы были использованы также труды исследователей, которые рассматривали утопизм, как общественное сознание: философ и социолог С.С.
Сизов, К. Мангейм («Идеология и утопия»), книга «Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы» (под редакцией В.А. Чаликова). Работа Т.В. Артемьевой «От славного прошлого к светлому будущему», где рассмотрены основные этапы развития утопического мышления в России в эпоху Просвещения, которые в свою очередь развивались под влиянием французских просветителей - Вольтера и Ж. Руссо.
С появлением термина антиутопии, как литературного жанра, который ввели Гленн Негли и Макс Патрик, начинается его активное распространение в литературе разных стран. К этому жанру обращалось большое количество писателей: О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Е. Замятин и другие, которые были обеспокоены негативными тенденциями социальной действительности и стремились предостеречь от них в своих произведениях.
Вокруг этих произведений возникло большое количество исследовательской литературы, монографий и статей. Для раскрытия характеристики современной антиутопии была использована исследовательская литература в области утопизма-антиутопизма: исследование В.Ф. Семенова, в котором раскрываются черты английской утопии, ее влияние в будущем на литературу последующих эпох. Также рассмотрены критические очерки о немарксистских концепциях будущего с точки зрения социолога Г.Ф. Шахназарова («Куда идет человечество»). Среди других теоретиков стоит выделить М. И Шадурского, А. Зверева, Б.А. Ланина, А.Н. Воробьеву, известнейшего историка Юлия Кагарлицкого.
Новизна подхода к данной теме состоит в попытке ответить на вопросы, которые связаны с трансформацией жанра утопии сегодня. Проекты утопий прошлого являются неорганичными, так как для современной культуры стала актуальна ситуация антиутопической модели общества. В связи с этим, опираясь на литературу прошлых столетий, следует проследить эволюцию утопии, и её перевоплощение в современной литературе XXI века.
Методы исследования:
• Исторический, в рамках которого исследуется возникновение утопического мышления, а также жанра утопии и его трансформация в литературе разных исторических эпох.
• Компаративный, который используется для сравнения утопических и
антиутопических проектов и выявления каких-либо закономерностей, на основе которых возможно их объединение в представлении о будущем.
• Парадигмальный подход, в рамках которого рассматриваются пути развития современных антиутопических моделей будущего.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современности жанр утопии переживает кризис и перерождается в антиутопию.
2. Актуальность жанра антиутопии связана с современной ситуацией в культуре, для которой идеальные проекты будущего стали неорганичны.
3. Современная антиутопия, отталкиваясь от жанровой схемы утопии, вышла на новый уровень в представлении социокультурной реальности через осмысление тенденций ее развития и глобальных проблем человечества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе исследуется содержание представлений античной культуры о «золотом веке» и возникновение первых утопических концепций в эпоху Возрождения, их эволюция в культуре Нового времени во Франции, Англии и России. Вторая глава посвящена исследованию трансформации утопии в антиутопию и обзору ключевой антиутопической литературы XX столетия, также рассмотрены произведения современной литературы XXI века, которые предлагают свои варианты развития будущего.
Материал, на который опирается исследование. В рамках работы рассматриваются мифы Древней Греции и Рима о «золотом веке» и литературно-философские произведения Античности и эпохи Возрождения, освещающие утопические идеи об идеальном устройстве государства (Платон «Государство», Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелла «Город Солнца», Фрэнсис Бэкон «Новая Атлантида» и Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»). Предметом анализа также стали черты утопии во французском романе XVIII века в творчестве Жан Жака Руссо, в английском романе XVIII - XIX в.в. - В. Годвина, П. Шелли. Был рассмотрен утопический социализм в России на примере творчества А.П. Сумарокова (повесть «Сон “Счастливое общество”) и Н.Г. Чернышевского (роман «Что делать?»). Рассматривается творчество английского писателя Герберта Уэллса, его научно - фантастическая литература: «Война миров», «Машина времени». В рамках антиутопической литературы в XX веке, представлены основные авторы своего времени: О. Хаксли («О дивный мир»), Дж. Оруэлл («1984»), Е. Замятин («Мы»), братья Аркадий и Борис Стругацкие («Трудно быть Богом»). В литературе конца XX и начала XXI столетия стоит отметить отражение культурного кризиса и новые ценностно-смысловые установки современного общества в его представлении о будущем, которые рассмотрены в произведениях: А. Гарленд «Пляж», С. Кинг «Бегущий человек», С. Коллинз «Голодные игры», Л. Оливер «Делириум», Д. Глуховский «Будущее».
На сегодняшний день в культуре существуют два родственных жанра - «утопия» и «антиутопия». На протяжении всего существования человечества оба жанра предлагают свои концепции действительности, только с разных сторон. Общая их черта состоит в том, что их цель направлена на создание благополучной картины мира и на избежание проблем в будущем. Многие исследователи считают утопию и антиутопию одним жанром, и воспринимают антиутопию как исторический этап в эволюции утопии. Исследуя же утопические взгляды, начиная с античной литературы и заканчивая литературой Нового времени, стоит сказать, что утопия представляется как некий миф, к которому нужно стремиться, но которому тяжело воплотиться в реальной жизни. Антиутопия же имеет противоположную цель: она раскрывает все существующие проблемы в социальной действительности, обличает их и приводит к рефлексии о путях развития и судьбах человечества.
Утопия в современном мире начинает терять свою актуальность, так как исторический процесс приводит к усложнению форм жизни, культуры и сознания человека. Научно - технический прогресс не только изменяет социокультурное пространство, но и дает новый мыслительный опыт. Теперь человеку уже трудно некритически, с легкой верой воспринимать утопические идеи. Начинается научная проработка вероятных социальных проектов. Это приводит к кризису традиционного жанра утопии, который начинается еще с XIX столетия. Революция в утопическом мышлении способствовала актуализации антиутопического. Процесс был неизбежен, так как новая культурная среда подразумевала победу «вычисляющего» мышления над «осмысляющим» (Н. Бердяев), а новый взгляд на человека, его потребности и технологии вышли на первый план в развитии цивилизаций. Происходящая индустриализация разрушила все традиционные отношения людей, пришла новая эпоха, где человек теряет свою индивидуальность и становится заложником массы, техники, производственных отношений и не верит больше в свою способность легко построить и осуществить счастливое будущее. Утопия становится неорганичной для культуры современности и заменяется антиутопией.
Рубеж XX-XXI веков представляет человека, который обладает новыми знаниями и технологиями. Появляются новые формы взаимодействия людей, сетизация общества, тотальная информатизация и коммерциализация всех сторон жизни. Стремительно меняющаяся социальная реальность порождает новые проблемы, и это делает по-прежнему актуальным жанр антиутопии, которая предостерегает людей от возможных катастроф, которые могут произойти, теперь уже связанных с эпохой глобализации (перенаселенность 55
планеты, технократические катастрофы, издержки информатизации, утрата культурно идентичности, восстание роботов и т.п.). Вместе с этим, появляются новые исследования, научные знания и концепции, которые отражают опасения и неизбежность потери духовного и сакрального начала в человеке. Отсутствие человеческого, зависимость от новых возможностей технологий, ведет к этической проблеме - «смерти субъекта». Раньше это можно было преодолеть через согласованность с самим собой и, отвечая на вопросы своего бытия - все это приводило к относительной устойчивости мира, в том числе и утопического (Р. Гвардини).
В современном социокультурном контексте антиутопия продолжает развиваться и набирает все большую популярность, выходят все новые книги, снимаются фильмы. Антиутопия привлекает способностью говорить в живой, яркой, захватывающе занимательной форме и, в то же время, доступным языком об острых проблемах современности, которые касаются всех. В зависимости от глубины проникновения в их и уровня художественности этот жанр балансирует между массовой и серьезной литературой. Благодаря интеграции с другими жанрами, современные антиутопии становятся более разнообразными и всеобъемлющими.
И все-таки нельзя, наверное, полностью забыть об утопии. Как литературный жанр она ушла из современной культуры, но не может полностью исчезнуть утопическое мышление, хотя бы его элементы, присущее каждому человеку, мечта о счастливом будущем. в котором будут жить прекрасные люди. В этом смысле антиутопия, при всем ее скепсисе и негативизме, является прямой наследницей утопии. Ведь она тоже, через отрицание зла, пытается напомнить о добре, о человеческих отношениях, о назначении человека и смысле его жизни, т.е. в ней, как ни парадоксально, в ее пафосе отрицания сохраняется гуманизм.
Английский исследователь Л.А. Мортон отмечает: «сегодня миллионы людей убеждены в том, что Утопия - не в виде какого-то совершенного, а потому неизменного общества, а в виде живого общества, двигающегося все к новым победам, - будет достигнута, если люди будут готовы за нее бороться» .
1. Аничков Е. В. Шелли Перси Биши [Электронный ресурс]. - Москва : Лань, 2017. - URL: https://e.lanbook.com/book/95897 (дата обращения: 10.12.2018).
2. Антиутопии XX века : [Сборник] / В. Т. Бабенко, Э. Геворкян, А. Зверев. - Москва : Книжная палата, 1989. - 349 с.
3. Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему : философия истории и утопия в России эпохи Просвещения / Татьяна Артемьева. - СПб. : Алетейя, 2005.
- 494 с.
4. Асмус В. Ф. Платон. - М. : Мысль, 1969. - 247 с.
5. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и
политические. Пер. с англ. М.: Изд. Ан СССР, 1954. - 243 с.: ил.
6. Вергилий Марон М. П. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий. - М. :
Художественная литература, 1979. - 549 с.
7. Виндельбанд В. Платон. - Киев : Зовшшторгвидав Украши, 1993. - 176 с.
8. Галанопулос А. Г. Атлантида. За легендой - истина / А. Г. Галанопулос, Э.
Бэкон; Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения. - М. : Наука, 1983. - 177 с.
9. Гарленд А. Пляж /Алекс Гарленд, Е. Смирнов. - М. : Эксмо, 2004. - 459 с.
10. Глуховский Дмитрий Алексеевич. Будущее : роман-утопия / Дмитрий
Глуховский. - М. : АСТ, 2013. - 478 с.
11. Гуторов В. А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории / ЛГУ.
- Л. : ЛГУ, 1989. - 389 с.
12. Замятин Е. И. Избранные произведения / Евгений Замятин, Е. Б. Скороспелова.
- М. : Советская Россия, 1990. - 538 с.
13. Кампанелла Т. Город Солнца / Ф. А. Петровский, М. Л. Абрамсон, В. П. Волгина. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1954. - 228 с.
14. Каплан А. Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века: Анализ современной французской исторической литературы : [О Ж. Мелье и Ж. - Ж. Руссо] / В. В. Галкин; АН СССР, ИНИОН. - М. : Наука, 1989. - 188 с.
15. Карева В. В. Судьба "Утопии" Томаса Мора во Франции (XVI-XVIII вв.) / Рос. АН, Ин-т всеобщей истории. - М. : Памятники исторической мысли, 1996. - 222 с.
...56