ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
КАНАЛОВ ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЙ ФОРМЫ
ДИАЛОГА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
1 Теоретико-методологические основы исследования коммуникаций
1.1 Эволюция понятия и моделей коммуникации 8
1.2 Информационное общество и современные коммуникации 32
2 Онлайн-коммуникации в медиареальности и политико-управленческий процесс
2.1 Каналы онлайн-коммуникации между органами власти и обществом 39
2.2 Исследование практики внедрения системы мониторинга «Инцидент-менеджмент»
в работу информационного блока Администрации Томской области 50
2.3 Результаты исследования 62
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 70
Актуальность. Благодаря непрерывному научно-технологическому прогрессу в мире получили распространение новые технические инструменты и средства коммуникации, например, карманные персональные компьютеры (смартфоны), благодаря которым значительно увеличилось число информационных взаимодействий, а также их влияние на жизнедеятельность общественного организма , это актуализирует изучение практик использования современных инструментов коммуникации между различными субъектами коммуникационного процесса: клиентами и коммерческими компаниями, налогоплательщиками, общественными активистами, политиками и органами власти и т.д. Новые инструменты оказывают существенное влияние на структуру и форму политической коммуникации, которая в подавляющем большинстве случаев происходит не линейно и однонаправленно - «сверху вниз» или «снизу вверх» - а имеет более сложную сетевую, циклическую и интерактивную структуру. Развитие и проникновение во все сферы общества новых интернет-технологий, усложнение цифровых механизмов и информационных взаимодействий стимулирует изменения и в политической системе, которая подстраивается под новые тенденции: органы власти на всех уровнях начинают активно использовать современные технологии для того, чтобы повлиять на общественные настроения, так как значительное число граждан используют новые информационные платформы. Так, число пользователей всемирной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в России составляет более 118 миллионов человек, или 80,4% россиян . Вместе с этим наблюдается снижение популярности традиционных источников информации, представленных линейкой телевизионных и печатных средств массовой информации. По данным негосударственной исследовательской организации «Левада-Центр», за 10 лет четверть россиян перестали доверять телевидению; данный процесс происходит до сих пор и сопровождается массовым оттоком аудитории именно в сторону сети «Интернет». Поскольку значительное число граждан начинает получать информацию на интернет-площадках, то возрастает роль каналов онлайн-коммуникации в политико-управленческом процессе, который предполагает непрерывную и системную работу с пользователями, для чего используются принципиально новые инструменты, например, автоматизированные информационные системы.
Степень научной разработанности. Теоретическую основу научной работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, которые внесли свой вклад в развитие теории политических коммуникаций.
Понятие, функции, типологии коммуникации и политической коммуникации отражены в работах А.Э. Геворгяна, Е.И. Тихомировой, Н. Винера, Р.-Ж. Шварценберга, Н.Ф. Пономарева, В.В. Латынова, Л.С. Санистебана, К. Дойча, М.Н. Грачева, Н.Г. Щербининой,
A. И. Щербинина, А.И. Соловьева.
Изучение исторических этапов коммуникационного развития и эволюции средств массовой коммуникации, а также их влияния на общественно-политические процессы представлено в работах М.Л. ДеФлера, М. Кастельса и Г.М. Маклюэна.
Исследованием современного этапа развития средств массовой коммуникации и практики использования информационно-коммуникационных технологий посвящены труды Ф. Уэбстера, И.А. Хашевой, О.А. Подольского, Д.С. Попова, С.В. Бондаренко, О.И. Михеевой,
B. И. Сороковиковой, И.В. Шевцовой, О.Э. Башиной, М.А. Афанасьева, О.В. Староверовой, А.И. Уринцова, И.В. Павлековской, Г.В. Бестолкова, Н.В. Днепровской, Е.В. Дунаева, А.Г. Атаева, О.С. Морозовой, А.Ю. Красноперова.
Базовые концептуальные модели коммуникации представлены в работах Г. Лассуэлла, Р. Бреддока, К. Шенона, У. Уивера, Д. Берло, У. Шрамма, Ч. Осгуда, Г. Малецке, Д. Гербнера, Т.М. Ньюкомба, Д. и М. Райли и И.М. Дзялошинского.
Современные подходы к исследованию политических коммуникаций в рамках публичной сферы политики представлены работами Л.В. Сморгунова, О.Ф. Русаковой и Е.И. Шейгал.
...
Целью данной работы было выявить ключевые особенности каналов онлайн- коммуникации между органами власти и обществом, рассматривая данную коммуникацию как перспективную форму диалога. Достижение этой цели реализовывалось в несколько этапов. Мы определили термин «коммуникация», в самом широком смысле он означает определенный процесс обмена информацией - например, мыслями, знаниями, как процесс взаимного обогащения различными смыслами. В работе были рассмотрены различные типы коммуникации, более детально изучена массовая коммуникация, эволюция которой происходит благодаря появлению новых технических возможностей и средств коммуникации. Мы определили, что тип массовой коммуникации является наиболее подходящим для изучения современных каналов онлайн-коммуникаций между органами власти и обществом в медиареальности.
Далее был изучен термин «политическая коммуникация» и проведен анализ базовых моделей коммуникации от более ранних линейных (Г. Лассуэлла, Р. Брэддока, К. Шенона, У. Уивера, Д. Берло) к более современным и актуальным - циркулярным, интерактивным, транзактным, спиральным (У. Шрамм, Ч. Осгуд, Т. Ньюкомб, Г. Малецке, Д. Гербнера, Д. и М. Райли, И.М. Дзялошинского). В условиях увеличения объемов и количества потоков информации мы пришли к выводу, что следует классифицировать модели исключительно по структурным характеристикам, исходя из ориентации на субъект-объектные отношения в современных коммуникационных процессах. На основе анализа нескольких моделей коммуникации мы заключили, что метод коммуникативного моделирования имеет чрезвычайно большой потенциал: коммуникативные процессы постоянно усложняются, приобретая все более континуальный, интерактивный и билатеральный характер.
Мы определили, что современное общество пришло к новому этапу развития массовой коммуникации - цифровому, появление которого напрямую связанно с возникновением информационно-коммуникационной сети «Интернет», в которой массовые коммуникации представляют собой именно сетевые, континуальные и циклические коммуникации, включающие совокупность внутригрупповых, межгрупповых и межличностных информационных обменов, что подтверждает актуальность интерактивных, транзактных и других нелинейных интерпретаций коммуникационного процесса. В исследовании была отдельно отмечена важность технических средств коммуникации и процесса их развития, в частности современных цифровых средств, без которых коммуникационный процесс, в котором участвует большое число человек, был бы физически невозможен. В исследовании нами был обозначен процесс технологической эволюции сети «Интернет», перехода от технологий Web 1.0 к Web 2.0, что сформировало пользователь-ориентированную парадигму всех информационных инструментов и изменило подход к коммуникационным практикам, которые теперь предполагают, что каждый индивид может выступать как отправителем, так и получателем сообщения. С технической стороны создание интерактивных информационных площадок стало возможным благодаря применению ориентированного на пользователя проектирования - стратегии, при которой потребностям и желаниям пользователя уделяется внимание на всех стадиях разработки программного продукта. Именно благодаря такому подходу в проектировании появился феномен пользовательских комментариев, что вызвало новый технологический переход: этот процесс мы можем наблюдать, например, анализируя влияние технологии AJAX.
Коммуникации с пользователями через официальные сообщества государственных органов в социальных сетях в сети «Интернет» с пользователями рассматриваются нами именно как политическая коммуникация; при ее изучении нам представилось возможным использовать коммуникативный подход О.Ф. Русаковой, который предполагает накопление социетального капитала, репрезентирующего социетальную власть, наличие которой является необходимым условием при формировании капитала общественного доверия, появляющегося после обретения позитивной репутации. Общественное доверие является социетальным ресурсом политической власти, который используется при управлении социально¬политическими коммуникациями, это актуализирует изучение влияния онлайн-коммуникаций на политико-управленческий процесс. Нами были выявлены некоторые закономерности, которые характеризуют скорее успешную коммуникационную практику: открытость, публичность, равноправный диалог, не допускающий подчиненные и иерархичные отношения. В работе была предпринята попытка спроецировать модели информационных
Бродвика и Б. ван Каама на коммуникационные процессы проходящие в официальных сообществах Администрации Томской области в социальных сетях. Это позволило выявить основные виды коммуникативных действий в официальных сообществах, к которым относятся: публикация, лайк, репост и комментирование; последнее мы определили как особый вид коммуникативного действия, ведь только он предполагает возможность творческого проявления пользователя и является пользовательским UGC-контентом, который создают сами пользователи, а организации используют его в целях формирования собственного позитивного имиджа.
В современных социальных медиа, таких как социальные сети, пользователи имеют возможность в интерактивной форме управлять содержанием онлайн-платформы из-за чего стираются различия между производителем и потребителем информации, возникает просьюмер - человек который одновременно и потребляет, и производит, информацию.
Статистические данные говорят о том, что в России формируется новая информационная реальность, которая является своеобразным «цифровым двойником», дополнением и продолжением взаимоотношений в реальном мире. Количественное и качественное развитие средств массовой коммуникации позволило масштабировать цифровые технологии, создавая на их основе новейшие многофункциональные интернет-сервисы и цифровые платформы, доступные и понятные широкому кругу пользователей. Вместе с этим, умение пользоваться новыми цифровыми инструментами и сервисами уже стало необходимым навыком для успешной коммуникации в современном обществе, что подтверждают последние события в мире, побудившие людей из разных стран перейти к дистанционным формам развлечения, обучения и осуществления трудовой деятельности.
...
1. Антонова Е., Дергачев В., Линделл Д. Как Кремль будет реагировать на жалобы в соцсетях [Электронный ресурс] // Информационное агентство РБК. - URL: https://www.rbc.ru/politics/23/07/2018/5b50d1579a7947c62c195e8b (дата обращения: 01.04.2020).
2. Барроуз М., Фингар Ч. Доклад Национального разведывательного совета США [Электронный ресурс] // «Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир», - 2015. - URL: http://www.classs.ru/library/node/3547 (дата обращения: 02.06.2020).
3. Галимова Н. Куратор интернета в Кремле займется платформами для жалоб граждан [Электронный ресурс] // Информационное агентство РБК. - URL: https://www.rbc.ru/politics/17/02/2020/5e497e629a794745b1afb5d1 (дата обращения: 23.04.2020).
4. Корягин М. «Инцидент менеджмент» и суровая реальность [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Актуальные комментарии». - URL: http://actualcomment.ru/intsident- menedzhment-i-surovaya-realnost-1807251531.html (дата обращения: 04.05.2020).
5. Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти
Томской области за 2018 год [Электронный ресурс] // Департамент экономики Администрации Томской области. - 214 с. - URL:
https://depeconom.tomsk.gov.ru/files/front/download/id/193842 (дата обращения: 18.05.2020).
6. Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти
Томской области за 2019 год [Электронный ресурс] // Департамент экономики Администрации Томской области. - 210 с. - URL:
https://depeconom.tomsk.gov.ru/files/front/download/id/242561 (дата обращения: 08.06.2020).
7. Постановление Губернатора Томской области от 04.12.2013 г. № 152 «Об утверждении
положения о Департаменте информационной политики Администрации Томской области» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Электрон. дан. - URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW091;n=131611#05067 711787282931 (дата обращения: 03.06.2020)
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184 (дата обращения: 02.02.2020).
9. Распоряжение Губернатора Томской области от 28.02.2020 г. № 40-р «Об утверждении Положения об организации работы Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области с сообщениями из открытых источников» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/467959902 (дата обращения: 04.04.2020).
10. Распоряжение Администрации Томской области от 28.02.2020 г. № 125-ра «Об утверждении Порядка обеспечения создания и ведения аккаунтов Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области в социальных сетях» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/467960233 (дата обращения: 05.04.2020).
11. Соловьев В. «Инцидент-менеджмент»: что за зверь и с чем его едят [Электронный ресурс] // Общественно-политическая газета «Северная звезда». - URL: http://севзвезда.рф/news/media/2018/10/22/intsident-menedzhment-chto-za-zver-i-s-chem- ego-edyat (дата обращения: 26.05.2020).
12. Социальные сети и возраст [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения
общественного мнения. Электрон. дан. - 2018. - URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 29.05.2020).
13. Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602 (дата обращения: 02.06.2020).
14. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999 (дата обращения: 01.06.2020).
15. Digital 2020: The Russian Federation [Электронный ресурс] // datareportal.com, 2020. - URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-russian-federation (дата обращения: 27.05.2020).
... всего 50 источников