РОССИЙСКО - ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2013 - 2017 гг.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки и факторы развития российско-иранских отношений 12
1.1 Россия и Иран как акторы международных отношений 12
1.2 Исторические аспекты межгосударственных отношений России и Ирана
15
1.3 Основные сферы взаимодействия России и Ирана в 2013-2017 гг. 24
2 Анализ развития политических отношений России и Ирана 2013-2017гг. 38
2.1 Сотрудничество России и Ирана в сфере региональной безопасности 38
2.2 Военно-техническое сотрудничество России и Ирана 44
2.3 Сотрудничество России и Ирана в сфере энергетики 48
2.4 Экономические отношения России и Ирана 54
2.5 Гуманитарное сотрудничество России и Ирана 61
3 Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы 66
3.1 Проблемы развития отношений России и Ирана 66
3.2 Перспективы сотрудничества России и Ирана 74
3.3 Тенденции и приоритеты развития межгосударственных отношений
России и Ирана 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100
1 Предпосылки и факторы развития российско-иранских отношений 12
1.1 Россия и Иран как акторы международных отношений 12
1.2 Исторические аспекты межгосударственных отношений России и Ирана
15
1.3 Основные сферы взаимодействия России и Ирана в 2013-2017 гг. 24
2 Анализ развития политических отношений России и Ирана 2013-2017гг. 38
2.1 Сотрудничество России и Ирана в сфере региональной безопасности 38
2.2 Военно-техническое сотрудничество России и Ирана 44
2.3 Сотрудничество России и Ирана в сфере энергетики 48
2.4 Экономические отношения России и Ирана 54
2.5 Гуманитарное сотрудничество России и Ирана 61
3 Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы 66
3.1 Проблемы развития отношений России и Ирана 66
3.2 Перспективы сотрудничества России и Ирана 74
3.3 Тенденции и приоритеты развития межгосударственных отношений
России и Ирана 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100
Российско-иранские политические, экономические и культурные отношения (ранее русско- персидские) насчитывают около пятисот лет, во время которых наблюдались диаметральные тенденции: как активное и продуктивное сотрудничество, так и конфронтация, и конфликты.
Исламская Республика Иран (далее - Иран, ИРИ, Исламская Республика, Республика) имеет особое военно-стратегическое положение, являясь одновременно и средневосточным, и кавказским, и центральноазиатским, и прикаспийским государством.
Стратегическое партнерство России и Ирана, как географически близко расположенных крупных государств, играет важную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности, а также создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства.
Также, стоит отметить, что на современном этапе в Ближневосточном регионе происходят процессы, которые могут привести к серьезным геополитическим изменениям в мире. В результате завершившихся в Вене 14 июля 2015 г. многолетних переговоров «шестерки» международных посредников (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия) с иранской стороной и достижения договоренности по иранской ядерной программе на мировой арене появился новый «старый игрок» - Исламская Республика Иран, который в перспективе может стать серьезным конкурентом для большинства развитых государств мира и внести ощутимые изменения в систему региональных и международных отношений в целом.
Особую актуальность рассмотрению обозначенного вопроса придают недавние события, развернувшиеся на мировой арене связанные с заявлением США о выходе из ядерного соглашения с Ираном. Важность этого решения состоит в повышении рисков войны в регионе, непредсказуемой динамике цен на нефть или углублении раскола между Вашингтоном и его ключевыми
европейскими союзниками, а также в дальнейшем разрушении институтов безопасности в современном мире. Действия США ознаменовали новую волну санкций против Ирана и необходимость организации нового дипломатического диалога между всеми сторонами соглашения, а также поставили новые вопросы перед международным сообществом.
Целью работы является выявление особенностей политических взаимоотношений России и Ирана на современном этапе, проблем и перспектив их развития.
Объектом исследования является межгосударственные отношения России и Ирана . Предметом являются особенности взаимоотношений России и Ирана на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие предпосылки и основные факторы политических отношений России и Ирана;
- проанализировать основные направления развития межгосударственного сотрудничества России и Ирана (экономическое, военно¬техническое, в энергетической сфере и т.д.) за 2013-2017 гг.;
- выявить основные проблемы развития взаимоотношений России и Ирана;
- сформулировать перспективы развития сотрудничества России и Ирана;
- охарактеризовать тенденции и приоритеты развития политических отношений России и Ирана.
Хронологические рамки исследования охватывают охватывают период 2013-2017 гг. Данный период начинается с конца срока полномочий иранского президента М. Ахмадинежада в 2013 году и начала первого президентства президента Ирана Хасана Рухани до следующих президентских выборов в Иране 2017 года. Также в 2013 году Иран и «шестерка» после десятилетних переговоров пришли к соглашению по иранской ядерной программе, что ознаменовало принципиально новый формат отношений с Ираном на 4
международной арене и конец периода его изоляции.
Источники представлены следующими основными комплексами на русском и английском языках:
1. межгосударственные договоры и соглашения;
2. документы международных организаций;
3. нормативно-правовые акты России и Ирана
4. внешнеполитические инициативы и заявления государства
5. идейно-политическое наследие высших руководителей и идеологов Ирана;
6. статистика.
Рассмотрим поподробнее каждый из комплексов источников.
Идейно-политическое наследие иранских деятелей в политической сфере имеет важное значение, так как позволяет понять ключевые идеологические концепты иранского государства. В первую очередь можно сказать о работах первого рахбара ИРИ имама Р. М. Хомейни. Среди них можно выделить трактат «Исламская власть. Правление факиха» , «Завещание» , а также изданную при жизни деятеля серию из 21 книги - тематических сборников текстов выступлений и заявлений Р. М. Хомейни за 20 лет с 1963 г.
Труды второго рахбара ИРИ А. Хаменеи собраны в книге «Свет исламской революции» и в сборнике его ответов-консультаций как рахбара ИРИ на вопросы граждан. Широко использовались документы и материалы, в том числе текущего архива на официальных сайтах, рахбара ИРИ А. Хаменеи и президента ИРИ М. Ахмадинежада. М. Хатами принадлежит ряд монографий, в том числе «Ислам, диалог и гражданское общество» и др.
Источником, имеющим принципиальное значение для аналитического осмысления внешнеполитической деятельности Исламской Республики Иран являетсяКонституция ИРИ . Для достижения поставленных целей исследования нами были проанализированы части Конституции Ирана как в сфере межгосударственной деятельности, так и с точки зрения идеологических положений и приоритетов во внешней политике страны и государственного устройства в целом.
Кроме того первоисточниками достоверной информации являются и другие нормативные правовые акты, как международного, так и государственного (нормативные акты Российской Федерации и ИРИ) уровня, среди которых можно выделить Рештский договор (1703г.), Гянджинский трактат (1735г.), Гюлистанский мирный договор (1813г.), Туркманчайский мирный договор (1828г.), Договор между РСФСР и Персией (советско- иранский договор о дружбе 1921г.), договор о торговле и мореплавание между союзом советских социалистических республик и Ираном (1940г.), соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о торговом и экономическом сотрудничестве (1997 г.) и т.д. в хронологическом порядке.
Источниками, имеющими существенное значения также являются материалы, публикации и издания, представленные на официальных Интернет- сайтах Министерства иностранных дел Исламской Республики Иран (далее - МИД ИРИ) , а также - Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее -МИД России) ; в опубликованных в центральной иранской прессе материалах Совета безопасности ИРИ, текстах выступлений иранского руководства и официальных документах ИРИ.
Официальные документы и материалы ООН, включая резолюции Генеральной Ассамблеи, заявления, выступления и доклады Генерального секретаря ООН и представителей ИРИ в ООН - это также существенные источники, послужившие достижению целей нашего исследования.
Также нами был изучен ряд материалов информационных агентств ИТАР-ТАСС, The Associated Press (АР), Agence France-Presse (AFP), Islamic Republic News Agency (IRNA), Российского Информационного Агентства (РИА) Новости, информационного агентства IRAN NEWS.
Средства массовой информации и периодическая печать - источники информации по различным аспектам изучаемой темы, которые позволили получить оперативные данные о текущей ситуации. Среди органов печати стран Ближнего и Среднего Востока следует выделить такие авторитетные издания, как «Эттелаат», «Tehran Times» . Среди западноевропейских и американских газет и журналов оказались значимыми «The Washington Post», «New-York Times» .
Что касается степени разработанности исследуемого вопроса, то, мы можем говорить о том, что межгосударственное сотрудничество России и Ирана в рамках выбранного нами для исследования хронологического периода (2013-2017 гг.) не получило достаточного теоретико-научного осмысления.
Среди российских авторов, занимающихся анализом современных российско-иранских отношений, стоит отметить таких исследователей, как В. И. Юртаев, Е.В. Дунаева, Н. М. Мамедова, М. Х. Махдиян, С. Б. Дружиловски, Л.М. Кулагина и др.
Для анализа и понимания процессов, происходящих на Ближнем Востоке и в Каспийском регионе, а также общих вопросов международных отношений автор обращался к трудам таких авторов, как Е. М. Примаков, A. A. Корнилов, Д. B. Стрельцов, A. Д. Богатуров, П.А. Цыганкова и др. Особо интересны исследования иранских авторов, таких как Карами ДЖ., Санаи М., Кулаи Э., Фалсафи Н., Шамим А. А., Махдави А.Х. и др.
Среди наиболее важных для нашего исследования работ мы отметили следующие публикации.
Сборник статей «Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы», который подготовлен на основе материалов международной конференции «Российско-иранское сотрудничество: состояние и перспективы», проведенной Институтом востоковедения РАН совместно с посольством ИРИ в РФ в марте 2014 года . Российскими и иранскими авторами оценивается современное состояние российско-иранского сотрудничества в сфере политики, экономики и культуры, анализируются проблемы, стоящие на пути его развития, и возможности для углубления взаимодействия двух стран. Книга адресована востоковедам, политологам, экспертам практических организаций, студентам, а также всем интересующимся международными связями РФ со странами Ближнего и Среднего Востока и проблематикой ИРИ.
Исследование профессора Тегеранского университета Дж. Карами «Отношениямежду Ираном и Российской Федерацией (новая эра сотрудничества)» , в котором он изучает взаимоотношения между Ираном и Россией. Дж. Карами попытался проанализировать это сотрудничество на двустороннем и региональном уровнях, чтобы прояснить, как эти две страны взаимодействуют друг с другом в течение последних двадцати лет. Автор считает, что при анализе отношений Ирана и России нужно обратить внимание на негативные мысли иранцев, которые возникли из-за произошедших исторических событий.
Диссертационное исследование Руми Фаршада «Политические проблемы российско-иранских отношений: региональные и глобальные аспекты (1991¬2013 гг.)» . Данный исследователь анализирует факторы внутреннего и внешнего характера, оказавшие воздействие на течение российско-иранских отношений в конце 20 - начале 21 вв. Автор предлагает собственный подход к проблеме недоверия в российско-иранских отношениях, обусловленной особенностями исторического контекста, анализирует приоритеты и интересы обоих государств, прогнозирует возможные направления развития этих отношений, а также раскрывает и дополняет концепцию многополярности современного мира.
Диссертационное исследование Хабиби Рудсари Роджа «Динамика российско-иранских отношений на рубеже ХХ и XXI вв.» , в котором он выявляет основные сферы взаимодействия, рассматривает влияние на динамику развития отношений России и Ирана последствий распада Советского Союза и образования новых постсоветских государств, граничащих с Ираном, раскрывает особенности, основные направления, проблемы и перспективы развития взаимоотношений России и Ирана в обозначенный период.
Сборник Карами Дж. и Санаи М. «Отношения Ирана и России» , включающий в себя 17 статей российских и иранских экспертов об Иране и России. В книге рассматриваются экономические, культурно-гуманитарные, политические и военно-технические взаимоотношения ИРИ и Российской Федерации на современном этапе. Целью книги было изучение культурных, экономических, политических и военных связей Ирана и России, особенно в последние два десятилетия.
Хафизова Э. И. в своей статье «Торгово-экономическое сотрудничество России и Ирана в 2013-2016 гг.» достаточно подробно освещает сотрудничество России и ИРИ в экономической сфере в период первого президента Ирана Хасана Рухани с 2013 г. по 2017 г. В статье анализируется динамика торогово-экономических отношений в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной и иных сферах деятельности .
Доклад «Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития» подготовленный под редакцией И.С. Иванова. Доклад подготовлен Российским советом по международным делам (РСМД) в партнерстве с Центром по изучению Ирана и Евразии (IRAS, Тегеран) в рамках проекта «Российско-иранские отношения на современном этапе». Цель издания - представить взгляды российских и иранских экспертов на ключевые аспекты российско-иранского партнерства, обозначить сходства и различия в видении общих вызовов и угроз. Издание отражает подходы экспертов России и Ирана к проблемам глобального управления и роли великих держав, вопросам сотрудничества в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Афганистана, двусторонним торгово-экономическим отношениям, региональным транспортным проектам и взаимодействию в рамках многосторонних организаций и инициатив (ШОС, ЕАЭС, ЭПШП и др.) .
Анализируется развитие торгово-экономических связей между сторонами в таких областях, как пищевая промышленность, сельскохозяйственное сырье, машинное оборудование, транспортная промышленность.
В целом, литература по различным аспектам межгосударственных отношений России и Ирана в интересующий нас период представлена в большей степени статьями в сборниках, выпущенных научными центрами или материалами научно-практических конференций, публикациями периодической печати.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Исламская Республика Иран (далее - Иран, ИРИ, Исламская Республика, Республика) имеет особое военно-стратегическое положение, являясь одновременно и средневосточным, и кавказским, и центральноазиатским, и прикаспийским государством.
Стратегическое партнерство России и Ирана, как географически близко расположенных крупных государств, играет важную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности, а также создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства.
Также, стоит отметить, что на современном этапе в Ближневосточном регионе происходят процессы, которые могут привести к серьезным геополитическим изменениям в мире. В результате завершившихся в Вене 14 июля 2015 г. многолетних переговоров «шестерки» международных посредников (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия) с иранской стороной и достижения договоренности по иранской ядерной программе на мировой арене появился новый «старый игрок» - Исламская Республика Иран, который в перспективе может стать серьезным конкурентом для большинства развитых государств мира и внести ощутимые изменения в систему региональных и международных отношений в целом.
Особую актуальность рассмотрению обозначенного вопроса придают недавние события, развернувшиеся на мировой арене связанные с заявлением США о выходе из ядерного соглашения с Ираном. Важность этого решения состоит в повышении рисков войны в регионе, непредсказуемой динамике цен на нефть или углублении раскола между Вашингтоном и его ключевыми
европейскими союзниками, а также в дальнейшем разрушении институтов безопасности в современном мире. Действия США ознаменовали новую волну санкций против Ирана и необходимость организации нового дипломатического диалога между всеми сторонами соглашения, а также поставили новые вопросы перед международным сообществом.
Целью работы является выявление особенностей политических взаимоотношений России и Ирана на современном этапе, проблем и перспектив их развития.
Объектом исследования является межгосударственные отношения России и Ирана . Предметом являются особенности взаимоотношений России и Ирана на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие предпосылки и основные факторы политических отношений России и Ирана;
- проанализировать основные направления развития межгосударственного сотрудничества России и Ирана (экономическое, военно¬техническое, в энергетической сфере и т.д.) за 2013-2017 гг.;
- выявить основные проблемы развития взаимоотношений России и Ирана;
- сформулировать перспективы развития сотрудничества России и Ирана;
- охарактеризовать тенденции и приоритеты развития политических отношений России и Ирана.
Хронологические рамки исследования охватывают охватывают период 2013-2017 гг. Данный период начинается с конца срока полномочий иранского президента М. Ахмадинежада в 2013 году и начала первого президентства президента Ирана Хасана Рухани до следующих президентских выборов в Иране 2017 года. Также в 2013 году Иран и «шестерка» после десятилетних переговоров пришли к соглашению по иранской ядерной программе, что ознаменовало принципиально новый формат отношений с Ираном на 4
международной арене и конец периода его изоляции.
Источники представлены следующими основными комплексами на русском и английском языках:
1. межгосударственные договоры и соглашения;
2. документы международных организаций;
3. нормативно-правовые акты России и Ирана
4. внешнеполитические инициативы и заявления государства
5. идейно-политическое наследие высших руководителей и идеологов Ирана;
6. статистика.
Рассмотрим поподробнее каждый из комплексов источников.
Идейно-политическое наследие иранских деятелей в политической сфере имеет важное значение, так как позволяет понять ключевые идеологические концепты иранского государства. В первую очередь можно сказать о работах первого рахбара ИРИ имама Р. М. Хомейни. Среди них можно выделить трактат «Исламская власть. Правление факиха» , «Завещание» , а также изданную при жизни деятеля серию из 21 книги - тематических сборников текстов выступлений и заявлений Р. М. Хомейни за 20 лет с 1963 г.
Труды второго рахбара ИРИ А. Хаменеи собраны в книге «Свет исламской революции» и в сборнике его ответов-консультаций как рахбара ИРИ на вопросы граждан. Широко использовались документы и материалы, в том числе текущего архива на официальных сайтах, рахбара ИРИ А. Хаменеи и президента ИРИ М. Ахмадинежада. М. Хатами принадлежит ряд монографий, в том числе «Ислам, диалог и гражданское общество» и др.
Источником, имеющим принципиальное значение для аналитического осмысления внешнеполитической деятельности Исламской Республики Иран являетсяКонституция ИРИ . Для достижения поставленных целей исследования нами были проанализированы части Конституции Ирана как в сфере межгосударственной деятельности, так и с точки зрения идеологических положений и приоритетов во внешней политике страны и государственного устройства в целом.
Кроме того первоисточниками достоверной информации являются и другие нормативные правовые акты, как международного, так и государственного (нормативные акты Российской Федерации и ИРИ) уровня, среди которых можно выделить Рештский договор (1703г.), Гянджинский трактат (1735г.), Гюлистанский мирный договор (1813г.), Туркманчайский мирный договор (1828г.), Договор между РСФСР и Персией (советско- иранский договор о дружбе 1921г.), договор о торговле и мореплавание между союзом советских социалистических республик и Ираном (1940г.), соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о торговом и экономическом сотрудничестве (1997 г.) и т.д. в хронологическом порядке.
Источниками, имеющими существенное значения также являются материалы, публикации и издания, представленные на официальных Интернет- сайтах Министерства иностранных дел Исламской Республики Иран (далее - МИД ИРИ) , а также - Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее -МИД России) ; в опубликованных в центральной иранской прессе материалах Совета безопасности ИРИ, текстах выступлений иранского руководства и официальных документах ИРИ.
Официальные документы и материалы ООН, включая резолюции Генеральной Ассамблеи, заявления, выступления и доклады Генерального секретаря ООН и представителей ИРИ в ООН - это также существенные источники, послужившие достижению целей нашего исследования.
Также нами был изучен ряд материалов информационных агентств ИТАР-ТАСС, The Associated Press (АР), Agence France-Presse (AFP), Islamic Republic News Agency (IRNA), Российского Информационного Агентства (РИА) Новости, информационного агентства IRAN NEWS.
Средства массовой информации и периодическая печать - источники информации по различным аспектам изучаемой темы, которые позволили получить оперативные данные о текущей ситуации. Среди органов печати стран Ближнего и Среднего Востока следует выделить такие авторитетные издания, как «Эттелаат», «Tehran Times» . Среди западноевропейских и американских газет и журналов оказались значимыми «The Washington Post», «New-York Times» .
Что касается степени разработанности исследуемого вопроса, то, мы можем говорить о том, что межгосударственное сотрудничество России и Ирана в рамках выбранного нами для исследования хронологического периода (2013-2017 гг.) не получило достаточного теоретико-научного осмысления.
Среди российских авторов, занимающихся анализом современных российско-иранских отношений, стоит отметить таких исследователей, как В. И. Юртаев, Е.В. Дунаева, Н. М. Мамедова, М. Х. Махдиян, С. Б. Дружиловски, Л.М. Кулагина и др.
Для анализа и понимания процессов, происходящих на Ближнем Востоке и в Каспийском регионе, а также общих вопросов международных отношений автор обращался к трудам таких авторов, как Е. М. Примаков, A. A. Корнилов, Д. B. Стрельцов, A. Д. Богатуров, П.А. Цыганкова и др. Особо интересны исследования иранских авторов, таких как Карами ДЖ., Санаи М., Кулаи Э., Фалсафи Н., Шамим А. А., Махдави А.Х. и др.
Среди наиболее важных для нашего исследования работ мы отметили следующие публикации.
Сборник статей «Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы», который подготовлен на основе материалов международной конференции «Российско-иранское сотрудничество: состояние и перспективы», проведенной Институтом востоковедения РАН совместно с посольством ИРИ в РФ в марте 2014 года . Российскими и иранскими авторами оценивается современное состояние российско-иранского сотрудничества в сфере политики, экономики и культуры, анализируются проблемы, стоящие на пути его развития, и возможности для углубления взаимодействия двух стран. Книга адресована востоковедам, политологам, экспертам практических организаций, студентам, а также всем интересующимся международными связями РФ со странами Ближнего и Среднего Востока и проблематикой ИРИ.
Исследование профессора Тегеранского университета Дж. Карами «Отношениямежду Ираном и Российской Федерацией (новая эра сотрудничества)» , в котором он изучает взаимоотношения между Ираном и Россией. Дж. Карами попытался проанализировать это сотрудничество на двустороннем и региональном уровнях, чтобы прояснить, как эти две страны взаимодействуют друг с другом в течение последних двадцати лет. Автор считает, что при анализе отношений Ирана и России нужно обратить внимание на негативные мысли иранцев, которые возникли из-за произошедших исторических событий.
Диссертационное исследование Руми Фаршада «Политические проблемы российско-иранских отношений: региональные и глобальные аспекты (1991¬2013 гг.)» . Данный исследователь анализирует факторы внутреннего и внешнего характера, оказавшие воздействие на течение российско-иранских отношений в конце 20 - начале 21 вв. Автор предлагает собственный подход к проблеме недоверия в российско-иранских отношениях, обусловленной особенностями исторического контекста, анализирует приоритеты и интересы обоих государств, прогнозирует возможные направления развития этих отношений, а также раскрывает и дополняет концепцию многополярности современного мира.
Диссертационное исследование Хабиби Рудсари Роджа «Динамика российско-иранских отношений на рубеже ХХ и XXI вв.» , в котором он выявляет основные сферы взаимодействия, рассматривает влияние на динамику развития отношений России и Ирана последствий распада Советского Союза и образования новых постсоветских государств, граничащих с Ираном, раскрывает особенности, основные направления, проблемы и перспективы развития взаимоотношений России и Ирана в обозначенный период.
Сборник Карами Дж. и Санаи М. «Отношения Ирана и России» , включающий в себя 17 статей российских и иранских экспертов об Иране и России. В книге рассматриваются экономические, культурно-гуманитарные, политические и военно-технические взаимоотношения ИРИ и Российской Федерации на современном этапе. Целью книги было изучение культурных, экономических, политических и военных связей Ирана и России, особенно в последние два десятилетия.
Хафизова Э. И. в своей статье «Торгово-экономическое сотрудничество России и Ирана в 2013-2016 гг.» достаточно подробно освещает сотрудничество России и ИРИ в экономической сфере в период первого президента Ирана Хасана Рухани с 2013 г. по 2017 г. В статье анализируется динамика торогово-экономических отношений в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной и иных сферах деятельности .
Доклад «Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития» подготовленный под редакцией И.С. Иванова. Доклад подготовлен Российским советом по международным делам (РСМД) в партнерстве с Центром по изучению Ирана и Евразии (IRAS, Тегеран) в рамках проекта «Российско-иранские отношения на современном этапе». Цель издания - представить взгляды российских и иранских экспертов на ключевые аспекты российско-иранского партнерства, обозначить сходства и различия в видении общих вызовов и угроз. Издание отражает подходы экспертов России и Ирана к проблемам глобального управления и роли великих держав, вопросам сотрудничества в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Афганистана, двусторонним торгово-экономическим отношениям, региональным транспортным проектам и взаимодействию в рамках многосторонних организаций и инициатив (ШОС, ЕАЭС, ЭПШП и др.) .
Анализируется развитие торгово-экономических связей между сторонами в таких областях, как пищевая промышленность, сельскохозяйственное сырье, машинное оборудование, транспортная промышленность.
В целом, литература по различным аспектам межгосударственных отношений России и Ирана в интересующий нас период представлена в большей степени статьями в сборниках, выпущенных научными центрами или материалами научно-практических конференций, публикациями периодической печати.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Геополитические интересы России в сотрудничестве с Исламской республикой Иран в основном связаны с обеспечением региональной безопасности и сотрудничеством в военно-технологической сфере с экономической подоплекой.
История российско-иранских отношений насыщена различными по своему характеру событиями. Государства часто изменяли свой внешнеполитический курс, что в результате препятствовало построению последовательного диалога и эффективного сотрудничества.
У двух стран имеется целый ряд очень близких или совпадающих интересов как на региональном геополитическом уровне, так и в сфере двухсторонних отношений. Геостратегическое положение обоих государств позволяет им осуществить ряд совместных проектов (коммуникации, перевозки, взаимодополняемые производства и др.), значение которых может выйти далеко за рамки двухстороннего сотрудничества. Россия и Иран имеют общий интерес в том, чтобы совместными усилиями противостоять попыткам ограничить их участие в каспийских нефтяных проектах и вопреки всему сохранить свое влияние на развитие общей ситуации в зоне Каспия. Однако, мы можем говорить о том, что существует и ряд барьеров и факторов, которые препятствуют развитию сотрудничества.
Межгосударственное взаимодействие между Россией и Ираном осуществляется по следующим направлениям: военно-промышленное, социокультурное, экономическое, энергетическое и в сфере региональной безопасности, включая союзничество на сирийском фронте.
Наиболее активно на текущем этапе развивается взаимодействие между Россией и Ираном в военно-технической, энергетической сферах, а также в сфере региональной безопасности. Именно в данных областях правительства государств готовы предпринимать конкретные меры и действия для взаимовыгодного эффективного сотрудничества. Экономическая и социокультурная направленность является в свою очередь побочной.
Военно-техническое направление является исторически основопологающим, стержневым направлением сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Однако оно развивалось непоследовательно, прерываясь и возобновляясь в зависимости от международных санкций, внешнеполитической обстановки, и т.д. На современном этапе, мы считаем, потенциал взаимодействия в данной сфере практически не реализован и несмотря на рестарт в 2015 году, и мы можем констатировать достаточно умеренную динамику развития отношениий.
В настоящее время Россия на Ближнем Востоке имеет прочные позиции. Москва установила и сохраняет отношения практически со всеми игроками, включая тех, которые находятся в состоянии острого конфликта и противостояния. Такое уникальное на данный момент положение России не означает отсутствие сложностей. Кризис в Сирии затягивается, противоречия сохраняются и даже могут обостриться. Многие государства на Ближнем Востоке настроены против режима Б. Асада и перспективы укрепления позиций Ирана. Это может поставить Россию перед необходимостью поиска нелегких компромиссов. Однако говорить об ослаблении российских позиций нет оснований. В военно-политическом плане они достаточно сильны — Россия заявила о себе как об активном игроке, успешно продемонстрировав свои военные возможности, что всегда очень ценилось в регионе, а также готовность продвигать политическое урегулирование. Вместе с тем серьезные вызовы остаются, что потребует от Москвы сохранения особого внимания к Ближнему Востоку.
Что касается экономических взаимоотношений Российской Федерации и Ирана, то после принятия плана по урегулированию ситуации по вопросу ядерной программы ИРИ, осуществляется поступательная активизация сотрудничества по этому направлению. Отмена санкционных ограничений облегчила межбанковские расчеты и оживила двустороннюю торговлю. Наблюдается рост торгового оборота и активная деятельность МПК. Однако, Иран интересен России в большей степени качестве потенциального рынка сбыта.
Торгово-экономические связи с Ираном осуществляются по следующим основным направлениям: нефтегазовая промышленность, региональное сотрудничество, связь и космос, электроэнергетика, межбанковское сотрудничество, транспорт, гражданская авиационная техника, поставки сырья, материалов, машин и разрозненного оборудования, атомная энергетика.
После решения иранской ядерной проблемы 14 июля 2015 г. и начала процесса снятия санкций Иран стал важнейшим игроком на мировой и региональной политической арене и серьезным субъектом глобального рынка.
Россия заинтересована в развитии прочных партнерских отношений с Ираном. Цель России - установить в кратчайшие сроки и на длительный период надежные связи, которые не были бы подвержены влиянию как внутриполитической, так и внешнеполитической конъюнктуры.
Возможности конкурентной борьбы России на иранском рынке ограничены не в последнюю очередь в силу серьезных кризисных явлений, которые имеют место в российской экономике.
Наряду с позитивными сторонами российско-иранского сотрудничества, которые выражаются в общих или близких интересах, существуют и негативные. Одна из них - явная тенденция к повороту постсанкционного Ирана в сторону Запада.
Кроме того, попытки российского руководства придать новый импульс отношениям с Ираном в 2013-20176 гг. показали, что экономическое взаимодействие пока не может создать необходимый фундамент для диалога вследствие явной ограниченности базы сотрудничества в данной сфере. В связи с этим приходится рассчитывать только на общность политических интересов в регионе как на возможную привязку Ирана к Москве. Таким образом, Россия заинтересована в использовании региональной проблематики для укрепления отношений с ИРИ.
Недопущение крупного военного столкновения Ирана с его региональными (Саудовская Аравия, Израиль) или внерегиональными (США) противниками становится задачей российской внешнедипломатической деятельности. Продвижение идеи коллективной безопасности в зоне Персидского залива, сохранение и укрепление дружественных отношений с основными государствами региона - как арабскими, так и другими. Борьба с угрозами распространения в регионе оружия массового уничтожения, против превращения региона в плацдарм подготовки и экспорта международного терроризма. В отношении сирийского конфликта главной задачей России станет сохранение политических позиций в Сирии в условиях перехода от военной операции к постконфликтным программам социально-экономического восстановления страны. В решении этой задачи особое значение приобретает поиск направлений и механизмов эффективного взаимодействия России и Европейского союза.
В связи с изменением внутриполитической обстановки в России и в Иране, изменилась и ситуация вокруг этих стран. Налаживание партнерских, доверительных отношений между Москвой и Тегераном, проводящим более реалистичную, прагматическую политику внутри страны, в регионе и мире, будет способствовать всестороннему развитию политических, торгово¬экономических, научных и культурных связей и установлению основ безопасности на южном и восточном стратегических направлениях.
Иран и Россия как два государства, граничащие с Центральной Азией, издавна развивали связи в различных сферах со странами этого региона и сегодня реализуют стратегии, в которых экономика и безопасность являются двумя ключевыми элементами. Хотя условия исторического развития и характер взаимодействия Тегерана и Москвы со странами региона имели существенные отличия, в настоящее время в каждой из областей существуют общие элементы, которые могут создать предпосылки для сотрудничества двух стран в Центральной Азии. Несмотря на различия в приоритетах Ирана и России в сфере экономического взаимодействия в регионе, по большей части атмосфера конкуренции между ними сохраняется, однако можно отметить определенное единство в вопросах безопасности в Центральной Азии, что является благоприятной почвой для регионального сотрудничества. Таким образом, развитие взаимодействия в данной области зависит, с одной стороны, от намерений и стратегий обеих стран, и с другой - от их способности привлечь другие государства региона
Учитывая политические, идеологические, психологические, торгово-экономические и даже философские факторы, влияющие на двусторонние связи, представляется идентифицировать нынешнее состояние российско- иранских отношений как прагматическое партнерство.
По мнению автора, межгосударственные отношения России и Ирана базирутся на довольно неустойчивом фундаменте, как и история их развития. Так, что касается торгово-экономического сотрудничества, то оно ограничено и не особо эффективно. На правительственом уровне взаимного непререкаемого доверия не сформировано. При этом, стоит подчеркнуть также большое количество поводов для ухудшения отношений в дипломатическом плане. Так и в ближневосточной геопполитике и при разделе Каспийского моря, а также при вопросах экспорта природного газа и нефти.
На современном этапе Россия и Иран нуждаются друг в друге для решения как собственных, так и более широких, региональных задач. Несмотря на потенциально возможные проблемы при развитии сотрудничества, мы можем утверждать, что в настоящее время идет взаимная активизация межгосударственных взаимодействий России и Ирана, что иллюстрирует увеличение торгового обмена между Ираном и Россией, рост взаимных инвестиций, развития сотрудничества в сфере транспорта и энергетики.
Двустороннее сотрудничество в гуманитарной, культурной, научной, религиозной и других сферах является неотъемлемой и необходимой частью взаимоотношений России и Ирана, дополняя их, содействуя развитию взаимодействия в иных областях. Подписание министерствами иностранных дел двух стран соглашения об упрощении выдачи виз, рост туризма между Ираном и Россией, увеличение количества авиарейсов между двумя странами, переговоры, ведущиеся относительно отмены виз для туристических групп - все это является надежной основой для этого направления работы. Формирование Высшей комиссии по научно- техническому сотрудничеству между Ираном и Россией, форум с участием крупнейших иранских и российских университетов являются основой для укрепления и развития университетского и научного взаимодействия двух стран. Сотрудничество в сфере культуры также претерпело серьезные изменения по сравнению с прошлым периодом, в настоящий момент оно охватывает такие направления, как содействие взаимному обучению фарси и русскому языку, участие в культурных событиях, издательство и публикацию книг, изучение архивных материалов, мероприятия и программы в области музыки, кинематографии, обмен информацией и экспозициями между музеями. Однако, социокультурное сотрудничество несомненно затрудняется историческим опытом коммуникаций, а также различиями в менталитете, социальном строе и образе жизни населения этих государств.
История российско-иранских отношений насыщена различными по своему характеру событиями. Государства часто изменяли свой внешнеполитический курс, что в результате препятствовало построению последовательного диалога и эффективного сотрудничества.
У двух стран имеется целый ряд очень близких или совпадающих интересов как на региональном геополитическом уровне, так и в сфере двухсторонних отношений. Геостратегическое положение обоих государств позволяет им осуществить ряд совместных проектов (коммуникации, перевозки, взаимодополняемые производства и др.), значение которых может выйти далеко за рамки двухстороннего сотрудничества. Россия и Иран имеют общий интерес в том, чтобы совместными усилиями противостоять попыткам ограничить их участие в каспийских нефтяных проектах и вопреки всему сохранить свое влияние на развитие общей ситуации в зоне Каспия. Однако, мы можем говорить о том, что существует и ряд барьеров и факторов, которые препятствуют развитию сотрудничества.
Межгосударственное взаимодействие между Россией и Ираном осуществляется по следующим направлениям: военно-промышленное, социокультурное, экономическое, энергетическое и в сфере региональной безопасности, включая союзничество на сирийском фронте.
Наиболее активно на текущем этапе развивается взаимодействие между Россией и Ираном в военно-технической, энергетической сферах, а также в сфере региональной безопасности. Именно в данных областях правительства государств готовы предпринимать конкретные меры и действия для взаимовыгодного эффективного сотрудничества. Экономическая и социокультурная направленность является в свою очередь побочной.
Военно-техническое направление является исторически основопологающим, стержневым направлением сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Однако оно развивалось непоследовательно, прерываясь и возобновляясь в зависимости от международных санкций, внешнеполитической обстановки, и т.д. На современном этапе, мы считаем, потенциал взаимодействия в данной сфере практически не реализован и несмотря на рестарт в 2015 году, и мы можем констатировать достаточно умеренную динамику развития отношениий.
В настоящее время Россия на Ближнем Востоке имеет прочные позиции. Москва установила и сохраняет отношения практически со всеми игроками, включая тех, которые находятся в состоянии острого конфликта и противостояния. Такое уникальное на данный момент положение России не означает отсутствие сложностей. Кризис в Сирии затягивается, противоречия сохраняются и даже могут обостриться. Многие государства на Ближнем Востоке настроены против режима Б. Асада и перспективы укрепления позиций Ирана. Это может поставить Россию перед необходимостью поиска нелегких компромиссов. Однако говорить об ослаблении российских позиций нет оснований. В военно-политическом плане они достаточно сильны — Россия заявила о себе как об активном игроке, успешно продемонстрировав свои военные возможности, что всегда очень ценилось в регионе, а также готовность продвигать политическое урегулирование. Вместе с тем серьезные вызовы остаются, что потребует от Москвы сохранения особого внимания к Ближнему Востоку.
Что касается экономических взаимоотношений Российской Федерации и Ирана, то после принятия плана по урегулированию ситуации по вопросу ядерной программы ИРИ, осуществляется поступательная активизация сотрудничества по этому направлению. Отмена санкционных ограничений облегчила межбанковские расчеты и оживила двустороннюю торговлю. Наблюдается рост торгового оборота и активная деятельность МПК. Однако, Иран интересен России в большей степени качестве потенциального рынка сбыта.
Торгово-экономические связи с Ираном осуществляются по следующим основным направлениям: нефтегазовая промышленность, региональное сотрудничество, связь и космос, электроэнергетика, межбанковское сотрудничество, транспорт, гражданская авиационная техника, поставки сырья, материалов, машин и разрозненного оборудования, атомная энергетика.
После решения иранской ядерной проблемы 14 июля 2015 г. и начала процесса снятия санкций Иран стал важнейшим игроком на мировой и региональной политической арене и серьезным субъектом глобального рынка.
Россия заинтересована в развитии прочных партнерских отношений с Ираном. Цель России - установить в кратчайшие сроки и на длительный период надежные связи, которые не были бы подвержены влиянию как внутриполитической, так и внешнеполитической конъюнктуры.
Возможности конкурентной борьбы России на иранском рынке ограничены не в последнюю очередь в силу серьезных кризисных явлений, которые имеют место в российской экономике.
Наряду с позитивными сторонами российско-иранского сотрудничества, которые выражаются в общих или близких интересах, существуют и негативные. Одна из них - явная тенденция к повороту постсанкционного Ирана в сторону Запада.
Кроме того, попытки российского руководства придать новый импульс отношениям с Ираном в 2013-20176 гг. показали, что экономическое взаимодействие пока не может создать необходимый фундамент для диалога вследствие явной ограниченности базы сотрудничества в данной сфере. В связи с этим приходится рассчитывать только на общность политических интересов в регионе как на возможную привязку Ирана к Москве. Таким образом, Россия заинтересована в использовании региональной проблематики для укрепления отношений с ИРИ.
Недопущение крупного военного столкновения Ирана с его региональными (Саудовская Аравия, Израиль) или внерегиональными (США) противниками становится задачей российской внешнедипломатической деятельности. Продвижение идеи коллективной безопасности в зоне Персидского залива, сохранение и укрепление дружественных отношений с основными государствами региона - как арабскими, так и другими. Борьба с угрозами распространения в регионе оружия массового уничтожения, против превращения региона в плацдарм подготовки и экспорта международного терроризма. В отношении сирийского конфликта главной задачей России станет сохранение политических позиций в Сирии в условиях перехода от военной операции к постконфликтным программам социально-экономического восстановления страны. В решении этой задачи особое значение приобретает поиск направлений и механизмов эффективного взаимодействия России и Европейского союза.
В связи с изменением внутриполитической обстановки в России и в Иране, изменилась и ситуация вокруг этих стран. Налаживание партнерских, доверительных отношений между Москвой и Тегераном, проводящим более реалистичную, прагматическую политику внутри страны, в регионе и мире, будет способствовать всестороннему развитию политических, торгово¬экономических, научных и культурных связей и установлению основ безопасности на южном и восточном стратегических направлениях.
Иран и Россия как два государства, граничащие с Центральной Азией, издавна развивали связи в различных сферах со странами этого региона и сегодня реализуют стратегии, в которых экономика и безопасность являются двумя ключевыми элементами. Хотя условия исторического развития и характер взаимодействия Тегерана и Москвы со странами региона имели существенные отличия, в настоящее время в каждой из областей существуют общие элементы, которые могут создать предпосылки для сотрудничества двух стран в Центральной Азии. Несмотря на различия в приоритетах Ирана и России в сфере экономического взаимодействия в регионе, по большей части атмосфера конкуренции между ними сохраняется, однако можно отметить определенное единство в вопросах безопасности в Центральной Азии, что является благоприятной почвой для регионального сотрудничества. Таким образом, развитие взаимодействия в данной области зависит, с одной стороны, от намерений и стратегий обеих стран, и с другой - от их способности привлечь другие государства региона
Учитывая политические, идеологические, психологические, торгово-экономические и даже философские факторы, влияющие на двусторонние связи, представляется идентифицировать нынешнее состояние российско- иранских отношений как прагматическое партнерство.
По мнению автора, межгосударственные отношения России и Ирана базирутся на довольно неустойчивом фундаменте, как и история их развития. Так, что касается торгово-экономического сотрудничества, то оно ограничено и не особо эффективно. На правительственом уровне взаимного непререкаемого доверия не сформировано. При этом, стоит подчеркнуть также большое количество поводов для ухудшения отношений в дипломатическом плане. Так и в ближневосточной геопполитике и при разделе Каспийского моря, а также при вопросах экспорта природного газа и нефти.
На современном этапе Россия и Иран нуждаются друг в друге для решения как собственных, так и более широких, региональных задач. Несмотря на потенциально возможные проблемы при развитии сотрудничества, мы можем утверждать, что в настоящее время идет взаимная активизация межгосударственных взаимодействий России и Ирана, что иллюстрирует увеличение торгового обмена между Ираном и Россией, рост взаимных инвестиций, развития сотрудничества в сфере транспорта и энергетики.
Двустороннее сотрудничество в гуманитарной, культурной, научной, религиозной и других сферах является неотъемлемой и необходимой частью взаимоотношений России и Ирана, дополняя их, содействуя развитию взаимодействия в иных областях. Подписание министерствами иностранных дел двух стран соглашения об упрощении выдачи виз, рост туризма между Ираном и Россией, увеличение количества авиарейсов между двумя странами, переговоры, ведущиеся относительно отмены виз для туристических групп - все это является надежной основой для этого направления работы. Формирование Высшей комиссии по научно- техническому сотрудничеству между Ираном и Россией, форум с участием крупнейших иранских и российских университетов являются основой для укрепления и развития университетского и научного взаимодействия двух стран. Сотрудничество в сфере культуры также претерпело серьезные изменения по сравнению с прошлым периодом, в настоящий момент оно охватывает такие направления, как содействие взаимному обучению фарси и русскому языку, участие в культурных событиях, издательство и публикацию книг, изучение архивных материалов, мероприятия и программы в области музыки, кинематографии, обмен информацией и экспозициями между музеями. Однако, социокультурное сотрудничество несомненно затрудняется историческим опытом коммуникаций, а также различиями в менталитете, социальном строе и образе жизни населения этих государств.
Подобные работы
- Российско-иранские отношения в 2000-2017 гг.: военно-политическое сотрудничество
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Российско-иранские международные отношения на современном этапе:
перспективы и риски
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Российско-американские отношения в ХХI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В ЕВРОПЕ КАК ФАКТОР РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Российско-германские отношения на современном этапе (2000-2018 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Российско-иранское сотрудничество в контексте региональной
безопасности Ближнего Востока
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В XXI СТОЛЕТИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ядерная проблема Ирана: история, перспективы, вызовы
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



