ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки и факторы развития российско-иранских отношений 12
1.1 Россия и Иран как акторы международных отношений 12
1.2 Исторические аспекты межгосударственных отношений России и Ирана
15
1.3 Основные сферы взаимодействия России и Ирана в 2013-2017 гг. 24
2 Анализ развития политических отношений России и Ирана 2013-2017гг. 38
2.1 Сотрудничество России и Ирана в сфере региональной безопасности 38
2.2 Военно-техническое сотрудничество России и Ирана 44
2.3 Сотрудничество России и Ирана в сфере энергетики 48
2.4 Экономические отношения России и Ирана 54
2.5 Гуманитарное сотрудничество России и Ирана 61
3 Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы 66
3.1 Проблемы развития отношений России и Ирана 66
3.2 Перспективы сотрудничества России и Ирана 74
3.3 Тенденции и приоритеты развития межгосударственных отношений
России и Ирана 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100
Российско-иранские политические, экономические и культурные отношения (ранее русско- персидские) насчитывают около пятисот лет, во время которых наблюдались диаметральные тенденции: как активное и продуктивное сотрудничество, так и конфронтация, и конфликты.
Исламская Республика Иран (далее - Иран, ИРИ, Исламская Республика, Республика) имеет особое военно-стратегическое положение, являясь одновременно и средневосточным, и кавказским, и центральноазиатским, и прикаспийским государством.
Стратегическое партнерство России и Ирана, как географически близко расположенных крупных государств, играет важную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности, а также создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства.
Также, стоит отметить, что на современном этапе в Ближневосточном регионе происходят процессы, которые могут привести к серьезным геополитическим изменениям в мире. В результате завершившихся в Вене 14 июля 2015 г. многолетних переговоров «шестерки» международных посредников (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия) с иранской стороной и достижения договоренности по иранской ядерной программе на мировой арене появился новый «старый игрок» - Исламская Республика Иран, который в перспективе может стать серьезным конкурентом для большинства развитых государств мира и внести ощутимые изменения в систему региональных и международных отношений в целом.
Особую актуальность рассмотрению обозначенного вопроса придают недавние события, развернувшиеся на мировой арене связанные с заявлением США о выходе из ядерного соглашения с Ираном. Важность этого решения состоит в повышении рисков войны в регионе, непредсказуемой динамике цен на нефть или углублении раскола между Вашингтоном и его ключевыми
европейскими союзниками, а также в дальнейшем разрушении институтов безопасности в современном мире. Действия США ознаменовали новую волну санкций против Ирана и необходимость организации нового дипломатического диалога между всеми сторонами соглашения, а также поставили новые вопросы перед международным сообществом.
Целью работы является выявление особенностей политических взаимоотношений России и Ирана на современном этапе, проблем и перспектив их развития.
Объектом исследования является межгосударственные отношения России и Ирана . Предметом являются особенности взаимоотношений России и Ирана на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие предпосылки и основные факторы политических отношений России и Ирана;
- проанализировать основные направления развития межгосударственного сотрудничества России и Ирана (экономическое, военно¬техническое, в энергетической сфере и т.д.) за 2013-2017 гг.;
- выявить основные проблемы развития взаимоотношений России и Ирана;
- сформулировать перспективы развития сотрудничества России и Ирана;
- охарактеризовать тенденции и приоритеты развития политических отношений России и Ирана.
Хронологические рамки исследования охватывают охватывают период 2013-2017 гг. Данный период начинается с конца срока полномочий иранского президента М. Ахмадинежада в 2013 году и начала первого президентства президента Ирана Хасана Рухани до следующих президентских выборов в Иране 2017 года. Также в 2013 году Иран и «шестерка» после десятилетних переговоров пришли к соглашению по иранской ядерной программе, что ознаменовало принципиально новый формат отношений с Ираном на 4
международной арене и конец периода его изоляции.
Источники представлены следующими основными комплексами на русском и английском языках:
1. межгосударственные договоры и соглашения;
2. документы международных организаций;
3. нормативно-правовые акты России и Ирана
4. внешнеполитические инициативы и заявления государства
5. идейно-политическое наследие высших руководителей и идеологов Ирана;
6. статистика.
Рассмотрим поподробнее каждый из комплексов источников.
Идейно-политическое наследие иранских деятелей в политической сфере имеет важное значение, так как позволяет понять ключевые идеологические концепты иранского государства. В первую очередь можно сказать о работах первого рахбара ИРИ имама Р. М. Хомейни. Среди них можно выделить трактат «Исламская власть. Правление факиха» , «Завещание» , а также изданную при жизни деятеля серию из 21 книги - тематических сборников текстов выступлений и заявлений Р. М. Хомейни за 20 лет с 1963 г.
Труды второго рахбара ИРИ А. Хаменеи собраны в книге «Свет исламской революции» и в сборнике его ответов-консультаций как рахбара ИРИ на вопросы граждан. Широко использовались документы и материалы, в том числе текущего архива на официальных сайтах, рахбара ИРИ А. Хаменеи и президента ИРИ М. Ахмадинежада. М. Хатами принадлежит ряд монографий, в том числе «Ислам, диалог и гражданское общество» и др.
Источником, имеющим принципиальное значение для аналитического осмысления внешнеполитической деятельности Исламской Республики Иран являетсяКонституция ИРИ . Для достижения поставленных целей исследования нами были проанализированы части Конституции Ирана как в сфере межгосударственной деятельности, так и с точки зрения идеологических положений и приоритетов во внешней политике страны и государственного устройства в целом.
Кроме того первоисточниками достоверной информации являются и другие нормативные правовые акты, как международного, так и государственного (нормативные акты Российской Федерации и ИРИ) уровня, среди которых можно выделить Рештский договор (1703г.), Гянджинский трактат (1735г.), Гюлистанский мирный договор (1813г.), Туркманчайский мирный договор (1828г.), Договор между РСФСР и Персией (советско- иранский договор о дружбе 1921г.), договор о торговле и мореплавание между союзом советских социалистических республик и Ираном (1940г.), соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о торговом и экономическом сотрудничестве (1997 г.) и т.д. в хронологическом порядке.
Источниками, имеющими существенное значения также являются материалы, публикации и издания, представленные на официальных Интернет- сайтах Министерства иностранных дел Исламской Республики Иран (далее - МИД ИРИ) , а также - Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее -МИД России) ; в опубликованных в центральной иранской прессе материалах Совета безопасности ИРИ, текстах выступлений иранского руководства и официальных документах ИРИ.
Официальные документы и материалы ООН, включая резолюции Генеральной Ассамблеи, заявления, выступления и доклады Генерального секретаря ООН и представителей ИРИ в ООН - это также существенные источники, послужившие достижению целей нашего исследования.
Также нами был изучен ряд материалов информационных агентств ИТАР-ТАСС, The Associated Press (АР), Agence France-Presse (AFP), Islamic Republic News Agency (IRNA), Российского Информационного Агентства (РИА) Новости, информационного агентства IRAN NEWS.
Средства массовой информации и периодическая печать - источники информации по различным аспектам изучаемой темы, которые позволили получить оперативные данные о текущей ситуации. Среди органов печати стран Ближнего и Среднего Востока следует выделить такие авторитетные издания, как «Эттелаат», «Tehran Times» . Среди западноевропейских и американских газет и журналов оказались значимыми «The Washington Post», «New-York Times» .
Что касается степени разработанности исследуемого вопроса, то, мы можем говорить о том, что межгосударственное сотрудничество России и Ирана в рамках выбранного нами для исследования хронологического периода (2013-2017 гг.) не получило достаточного теоретико-научного осмысления.
Среди российских авторов, занимающихся анализом современных российско-иранских отношений, стоит отметить таких исследователей, как В. И. Юртаев, Е.В. Дунаева, Н. М. Мамедова, М. Х. Махдиян, С. Б. Дружиловски, Л.М. Кулагина и др.
Для анализа и понимания процессов, происходящих на Ближнем Востоке и в Каспийском регионе, а также общих вопросов международных отношений автор обращался к трудам таких авторов, как Е. М. Примаков, A. A. Корнилов, Д. B. Стрельцов, A. Д. Богатуров, П.А. Цыганкова и др. Особо интересны исследования иранских авторов, таких как Карами ДЖ., Санаи М., Кулаи Э., Фалсафи Н., Шамим А. А., Махдави А.Х. и др.
Среди наиболее важных для нашего исследования работ мы отметили следующие публикации.
Сборник статей «Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы», который подготовлен на основе материалов международной конференции «Российско-иранское сотрудничество: состояние и перспективы», проведенной Институтом востоковедения РАН совместно с посольством ИРИ в РФ в марте 2014 года . Российскими и иранскими авторами оценивается современное состояние российско-иранского сотрудничества в сфере политики, экономики и культуры, анализируются проблемы, стоящие на пути его развития, и возможности для углубления взаимодействия двух стран. Книга адресована востоковедам, политологам, экспертам практических организаций, студентам, а также всем интересующимся международными связями РФ со странами Ближнего и Среднего Востока и проблематикой ИРИ.
Исследование профессора Тегеранского университета Дж. Карами «Отношениямежду Ираном и Российской Федерацией (новая эра сотрудничества)» , в котором он изучает взаимоотношения между Ираном и Россией. Дж. Карами попытался проанализировать это сотрудничество на двустороннем и региональном уровнях, чтобы прояснить, как эти две страны взаимодействуют друг с другом в течение последних двадцати лет. Автор считает, что при анализе отношений Ирана и России нужно обратить внимание на негативные мысли иранцев, которые возникли из-за произошедших исторических событий.
Диссертационное исследование Руми Фаршада «Политические проблемы российско-иранских отношений: региональные и глобальные аспекты (1991¬2013 гг.)» . Данный исследователь анализирует факторы внутреннего и внешнего характера, оказавшие воздействие на течение российско-иранских отношений в конце 20 - начале 21 вв. Автор предлагает собственный подход к проблеме недоверия в российско-иранских отношениях, обусловленной особенностями исторического контекста, анализирует приоритеты и интересы обоих государств, прогнозирует возможные направления развития этих отношений, а также раскрывает и дополняет концепцию многополярности современного мира.
Диссертационное исследование Хабиби Рудсари Роджа «Динамика российско-иранских отношений на рубеже ХХ и XXI вв.» , в котором он выявляет основные сферы взаимодействия, рассматривает влияние на динамику развития отношений России и Ирана последствий распада Советского Союза и образования новых постсоветских государств, граничащих с Ираном, раскрывает особенности, основные направления, проблемы и перспективы развития взаимоотношений России и Ирана в обозначенный период.
Сборник Карами Дж. и Санаи М. «Отношения Ирана и России» , включающий в себя 17 статей российских и иранских экспертов об Иране и России. В книге рассматриваются экономические, культурно-гуманитарные, политические и военно-технические взаимоотношения ИРИ и Российской Федерации на современном этапе. Целью книги было изучение культурных, экономических, политических и военных связей Ирана и России, особенно в последние два десятилетия.
Хафизова Э. И. в своей статье «Торгово-экономическое сотрудничество России и Ирана в 2013-2016 гг.» достаточно подробно освещает сотрудничество России и ИРИ в экономической сфере в период первого президента Ирана Хасана Рухани с 2013 г. по 2017 г. В статье анализируется динамика торогово-экономических отношений в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной и иных сферах деятельности .
Доклад «Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития» подготовленный под редакцией И.С. Иванова. Доклад подготовлен Российским советом по международным делам (РСМД) в партнерстве с Центром по изучению Ирана и Евразии (IRAS, Тегеран) в рамках проекта «Российско-иранские отношения на современном этапе». Цель издания - представить взгляды российских и иранских экспертов на ключевые аспекты российско-иранского партнерства, обозначить сходства и различия в видении общих вызовов и угроз. Издание отражает подходы экспертов России и Ирана к проблемам глобального управления и роли великих держав, вопросам сотрудничества в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Афганистана, двусторонним торгово-экономическим отношениям, региональным транспортным проектам и взаимодействию в рамках многосторонних организаций и инициатив (ШОС, ЕАЭС, ЭПШП и др.) .
Анализируется развитие торгово-экономических связей между сторонами в таких областях, как пищевая промышленность, сельскохозяйственное сырье, машинное оборудование, транспортная промышленность.
В целом, литература по различным аспектам межгосударственных отношений России и Ирана в интересующий нас период представлена в большей степени статьями в сборниках, выпущенных научными центрами или материалами научно-практических конференций, публикациями периодической печати.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Геополитические интересы России в сотрудничестве с Исламской республикой Иран в основном связаны с обеспечением региональной безопасности и сотрудничеством в военно-технологической сфере с экономической подоплекой.
История российско-иранских отношений насыщена различными по своему характеру событиями. Государства часто изменяли свой внешнеполитический курс, что в результате препятствовало построению последовательного диалога и эффективного сотрудничества.
У двух стран имеется целый ряд очень близких или совпадающих интересов как на региональном геополитическом уровне, так и в сфере двухсторонних отношений. Геостратегическое положение обоих государств позволяет им осуществить ряд совместных проектов (коммуникации, перевозки, взаимодополняемые производства и др.), значение которых может выйти далеко за рамки двухстороннего сотрудничества. Россия и Иран имеют общий интерес в том, чтобы совместными усилиями противостоять попыткам ограничить их участие в каспийских нефтяных проектах и вопреки всему сохранить свое влияние на развитие общей ситуации в зоне Каспия. Однако, мы можем говорить о том, что существует и ряд барьеров и факторов, которые препятствуют развитию сотрудничества.
Межгосударственное взаимодействие между Россией и Ираном осуществляется по следующим направлениям: военно-промышленное, социокультурное, экономическое, энергетическое и в сфере региональной безопасности, включая союзничество на сирийском фронте.
Наиболее активно на текущем этапе развивается взаимодействие между Россией и Ираном в военно-технической, энергетической сферах, а также в сфере региональной безопасности. Именно в данных областях правительства государств готовы предпринимать конкретные меры и действия для взаимовыгодного эффективного сотрудничества. Экономическая и социокультурная направленность является в свою очередь побочной.
Военно-техническое направление является исторически основопологающим, стержневым направлением сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Однако оно развивалось непоследовательно, прерываясь и возобновляясь в зависимости от международных санкций, внешнеполитической обстановки, и т.д. На современном этапе, мы считаем, потенциал взаимодействия в данной сфере практически не реализован и несмотря на рестарт в 2015 году, и мы можем констатировать достаточно умеренную динамику развития отношениий.
В настоящее время Россия на Ближнем Востоке имеет прочные позиции. Москва установила и сохраняет отношения практически со всеми игроками, включая тех, которые находятся в состоянии острого конфликта и противостояния. Такое уникальное на данный момент положение России не означает отсутствие сложностей. Кризис в Сирии затягивается, противоречия сохраняются и даже могут обостриться. Многие государства на Ближнем Востоке настроены против режима Б. Асада и перспективы укрепления позиций Ирана. Это может поставить Россию перед необходимостью поиска нелегких компромиссов. Однако говорить об ослаблении российских позиций нет оснований. В военно-политическом плане они достаточно сильны — Россия заявила о себе как об активном игроке, успешно продемонстрировав свои военные возможности, что всегда очень ценилось в регионе, а также готовность продвигать политическое урегулирование. Вместе с тем серьезные вызовы остаются, что потребует от Москвы сохранения особого внимания к Ближнему Востоку.
Что касается экономических взаимоотношений Российской Федерации и Ирана, то после принятия плана по урегулированию ситуации по вопросу ядерной программы ИРИ, осуществляется поступательная активизация сотрудничества по этому направлению. Отмена санкционных ограничений облегчила межбанковские расчеты и оживила двустороннюю торговлю. Наблюдается рост торгового оборота и активная деятельность МПК. Однако, Иран интересен России в большей степени качестве потенциального рынка сбыта.
Торгово-экономические связи с Ираном осуществляются по следующим основным направлениям: нефтегазовая промышленность, региональное сотрудничество, связь и космос, электроэнергетика, межбанковское сотрудничество, транспорт, гражданская авиационная техника, поставки сырья, материалов, машин и разрозненного оборудования, атомная энергетика.
После решения иранской ядерной проблемы 14 июля 2015 г. и начала процесса снятия санкций Иран стал важнейшим игроком на мировой и региональной политической арене и серьезным субъектом глобального рынка.
Россия заинтересована в развитии прочных партнерских отношений с Ираном. Цель России - установить в кратчайшие сроки и на длительный период надежные связи, которые не были бы подвержены влиянию как внутриполитической, так и внешнеполитической конъюнктуры.
Возможности конкурентной борьбы России на иранском рынке ограничены не в последнюю очередь в силу серьезных кризисных явлений, которые имеют место в российской экономике.
Наряду с позитивными сторонами российско-иранского сотрудничества, которые выражаются в общих или близких интересах, существуют и негативные. Одна из них - явная тенденция к повороту постсанкционного Ирана в сторону Запада.
Кроме того, попытки российского руководства придать новый импульс отношениям с Ираном в 2013-20176 гг. показали, что экономическое взаимодействие пока не может создать необходимый фундамент для диалога вследствие явной ограниченности базы сотрудничества в данной сфере. В связи с этим приходится рассчитывать только на общность политических интересов в регионе как на возможную привязку Ирана к Москве. Таким образом, Россия заинтересована в использовании региональной проблематики для укрепления отношений с ИРИ.
Недопущение крупного военного столкновения Ирана с его региональными (Саудовская Аравия, Израиль) или внерегиональными (США) противниками становится задачей российской внешнедипломатической деятельности. Продвижение идеи коллективной безопасности в зоне Персидского залива, сохранение и укрепление дружественных отношений с основными государствами региона - как арабскими, так и другими. Борьба с угрозами распространения в регионе оружия массового уничтожения, против превращения региона в плацдарм подготовки и экспорта международного терроризма. В отношении сирийского конфликта главной задачей России станет сохранение политических позиций в Сирии в условиях перехода от военной операции к постконфликтным программам социально-экономического восстановления страны. В решении этой задачи особое значение приобретает поиск направлений и механизмов эффективного взаимодействия России и Европейского союза.
В связи с изменением внутриполитической обстановки в России и в Иране, изменилась и ситуация вокруг этих стран. Налаживание партнерских, доверительных отношений между Москвой и Тегераном, проводящим более реалистичную, прагматическую политику внутри страны, в регионе и мире, будет способствовать всестороннему развитию политических, торгово¬экономических, научных и культурных связей и установлению основ безопасности на южном и восточном стратегических направлениях.
Иран и Россия как два государства, граничащие с Центральной Азией, издавна развивали связи в различных сферах со странами этого региона и сегодня реализуют стратегии, в которых экономика и безопасность являются двумя ключевыми элементами. Хотя условия исторического развития и характер взаимодействия Тегерана и Москвы со странами региона имели существенные отличия, в настоящее время в каждой из областей существуют общие элементы, которые могут создать предпосылки для сотрудничества двух стран в Центральной Азии. Несмотря на различия в приоритетах Ирана и России в сфере экономического взаимодействия в регионе, по большей части атмосфера конкуренции между ними сохраняется, однако можно отметить определенное единство в вопросах безопасности в Центральной Азии, что является благоприятной почвой для регионального сотрудничества. Таким образом, развитие взаимодействия в данной области зависит, с одной стороны, от намерений и стратегий обеих стран, и с другой - от их способности привлечь другие государства региона
Учитывая политические, идеологические, психологические, торгово-экономические и даже философские факторы, влияющие на двусторонние связи, представляется идентифицировать нынешнее состояние российско- иранских отношений как прагматическое партнерство.
По мнению автора, межгосударственные отношения России и Ирана базирутся на довольно неустойчивом фундаменте, как и история их развития. Так, что касается торгово-экономического сотрудничества, то оно ограничено и не особо эффективно. На правительственом уровне взаимного непререкаемого доверия не сформировано. При этом, стоит подчеркнуть также большое количество поводов для ухудшения отношений в дипломатическом плане. Так и в ближневосточной геопполитике и при разделе Каспийского моря, а также при вопросах экспорта природного газа и нефти.
На современном этапе Россия и Иран нуждаются друг в друге для решения как собственных, так и более широких, региональных задач. Несмотря на потенциально возможные проблемы при развитии сотрудничества, мы можем утверждать, что в настоящее время идет взаимная активизация межгосударственных взаимодействий России и Ирана, что иллюстрирует увеличение торгового обмена между Ираном и Россией, рост взаимных инвестиций, развития сотрудничества в сфере транспорта и энергетики.
Двустороннее сотрудничество в гуманитарной, культурной, научной, религиозной и других сферах является неотъемлемой и необходимой частью взаимоотношений России и Ирана, дополняя их, содействуя развитию взаимодействия в иных областях. Подписание министерствами иностранных дел двух стран соглашения об упрощении выдачи виз, рост туризма между Ираном и Россией, увеличение количества авиарейсов между двумя странами, переговоры, ведущиеся относительно отмены виз для туристических групп - все это является надежной основой для этого направления работы. Формирование Высшей комиссии по научно- техническому сотрудничеству между Ираном и Россией, форум с участием крупнейших иранских и российских университетов являются основой для укрепления и развития университетского и научного взаимодействия двух стран. Сотрудничество в сфере культуры также претерпело серьезные изменения по сравнению с прошлым периодом, в настоящий момент оно охватывает такие направления, как содействие взаимному обучению фарси и русскому языку, участие в культурных событиях, издательство и публикацию книг, изучение архивных материалов, мероприятия и программы в области музыки, кинематографии, обмен информацией и экспозициями между музеями. Однако, социокультурное сотрудничество несомненно затрудняется историческим опытом коммуникаций, а также различиями в менталитете, социальном строе и образе жизни населения этих государств.
1. Резолюция № 2254, принятая Советом Безопасности на его 7588-м заседании от 18 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N15/443/37/PDF/N1544337.pdf?OpenElement (дата обращения: 15.02.2018).
2. Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию
ситуации вокруг иранской ядерной программы от 14 июля 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ. - URL:
http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/1595858 (дата обращения: 15.02.2018).
3. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 12 марта 2001г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2001/03/135098.shtml(дата обращения: 15.02.2018).
4. О подписании Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и в сооружении в Иране атомной электростанции: постановление Правительства РФ от 17.08.1992 № 592 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 540.
5. Заключительное коммюнике «Группы действий» по Сирии от 30 июня
2012 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ. - URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/sy/-/asset publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/150810(дата обращения: 15.02.2018).
научнотехнического сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Исламской Республикой Иран, на период до 2000 года от 22 июня 1989 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Исследовательского центра Исламской Республики - URL: Режим доступа: http://rc.majlis.ir/fa/law/show/92184(дата обращения: 15.02.2018).
7. Совместное заявление России и США о прекращении боевых действий в Сирии // Российская газета. - 2016. - № 80. - С. 3.
8. Совместное заявление Ирана и России в конце визита Владимира Путина в Тегеран [Электронный ресурс]. - 17 ноября 2007. - URL: http://www.president.ir/fa/6957(дата обращения: 15.02.2018).
9. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 01.02.2018).
10. Конституция Исламской Республики Иран от 15 ноября 1979 г.
[Электронный ресурс] // URL:
http://www.cis-emo.net/sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf(дата обращения: 15.02.2018).
11. Исламская Республика Иран (справочная информация) [Электронный ресурс]. - Официальный сайт МИД РФ. - URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/928b5a e321a06833c325756d002e8ae7!OpenDocument (дата обращения: 16.02.2018).
12. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в
связи с визитом Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Иран [Электронный ресурс]. - 9 декабря 2013. - URL:
http://www.mid.ru/maps/ir//asset publisher/HUPBmpXjn4Ob/content/id/84674(дата обращения: 16.02.2018).
13. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с подписанием в Тегеране «Совместного заявления Ирана и МАГАТЭ об основах сотрудничества [Электронный ресурс]. - 14 ноября 2013. - URL: http://www.mid.rU/maps/ir//asset publisher/HUPBmpXjn4Ob/content/id/87910(дата обращения: 16.02.2018).
14. Выступление и ответы Министра иностранных дел России
С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Ирана А.А.Салехи [Электронный ресурс]. - Тегеран. 13 июня 2012 г. // URL:http://archive.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf/ 1083b7937ae580ae432569e70 04199c2/c32577ca0017458644257a1d001fe148!
OpenDocument (дата обращения: 16.02.2018).
15. Интервью заместителя Министра иностранных дел России С.А.Рябкова главному редактору журнала «Индекс Безопасности» В.Орлову «Санкции против Ирана: ресурс исчерпан [Электронный ресурс]. - URL : http://archive.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/c32577ca00174586442579a50045a520! OpenDocument(дата обращения: 16.02.2018).
16. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в
связи с введением Европейским союзом новых санкций в отношении Ирана [Электронный ресурс]. -
URL:http:// archive.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf/1083b7937ae580ae432 569e7004199c2/c32577ca001745864425798e005323a7!OpenDocument (дата обращения: 16.02.2018).
17. Заявление Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон от имени министров иностранных дел стран «шестерки» по иранской ядерной программе [Электронный ресурс]. - НьюЙорк. 22 сентября 2010 г. // URL: http://archive.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985fc32577a7002b867b! OpenDocument(дата обращения: 16.02.2018).
18. Совместное заявление министров иностранных дел «шестерки» в связи с принятием Советом Безопасности ООН резолюции №1929(2010) по Ирану, 9 июня 2010 г. [Электронный ресурс]. - Нью-Йорк. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf71083b7937ae580ae432(дата обращения: 01.02.2018).569e7004199c2/432569d80021985fc325773d005db2c8!OpenDocument (дата обращения: 01.02.2018).
19. Решение ЕС о снятии санкций с Ирана окончательно вступило в
силу // РИА Новости. - 17.01.2016. URL:
http://ria.ru/world/20160117/1360787872.html(дата обращения: 14.04.2016).
20. Стенограмма выступления Министра иностранных дел России
С.В.Лаврова на открытии 25-го заседания Специальной рабочей группы по определению правового статуса Каспийского моря [Электронный ресурс]. - М. 14 апреля 2009 г. -
URL:http://archive.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/ 432569d80021985fc3257598004d6175!OpenDocument (дата обращения: 15.02.2018).
21. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года /Министерство Энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - M. 2010. - URL:www.energystrategy.ru/projects/docs/ES-2030(Eng).pdf(дата обращения: 15.02.2018).
22. Iranian Armenian presidents open gas pipeline [Электронный ресурс]. - 19 March 2007. - Islamic Republic of Iran's Presidency Website. - // URL: http://president.ir/en/3595(дата обращения: 15.02.2018).
23. Rouhani, H. in a meeting with a group of managers and senior editors from International media organizations in New York: Full implementation of nuclear agreement a big test of confidence/Iran sees the agreement executed before the due time/Russia to play a more effective role in war on terrorism/Iran sees no barrier for participation of American investors [Электронный ресурс]. - 26 Sept, 2015 // URL: http://president.ir/fa/89572/printable(дата обращения: 15.02.2018).
24. Ahmadinejad, М. said on Thursday that the era of bullying and imposing sanctions is now over and the Islamic Republic of Iran can meet its requirements independently [Электронный ресурс]. - 18 Nov, 2010 // URL: http://president.ir/en/25461(дата обращения: 15.02.2018).
25. Ahmadinejad, М. President in his speech to the third summit of Caspian Sea littoral states: Alien forces should be barred from entering Caspian Sea [Электронный ресурс] // Islamic Republic of Iran's Presidency Website. - URL:http://www.president.ir/en/ 25464 (дата обращения: 15.02.2018).
26. Ahmadinejad, М. said on Monday that the Islamic Republic of Iran is ready to help resolve regional issues [Электронный ресурс]. - 22 Oct, 2007. - URL: http://president.ir/en/ 7028 (дата обращения: 15.02.2018).
27. In a joint press conference with his Russian counterpart; President: Iran,
Russia determined to develop ties in peaceful nuclear activity, 24 November 2015 [Электронныйресурс] // URL: http://president.ir/fa/90618/printable(дата
обращения: 15.02.2018).
28. Iran, Russia presidents discuss on Gaza: Presidents of Iran and Russia in a telephone conversation underlined the necessity of stopping military actions in the Gaza strip, 18 July 2014 [Электронный ресурс] // URL:http://president.ir/en/search(дата обращения: 15.02.2018).
29. Iran, Russia presidents review bilateral cooperation: on the sidelines of a summit of leaders of Caspian Sea littoral states in Astrakhan [Электронный ресурс]. - Islamic Republic of Iran's Presidency Website. -29 sept, 2014. - URL: http://president.ir/fa/81567/printable(дата обращения: 17.02.2018).
30. Iranian President H. Rohani: President Explains the Aims and
Achievements of the Iranian Delegation at the SCO Электронный ресурс] // 14 sept, 2013. - URL:http://en.mfa.ir/index.aspx?siteid=3&pageid=2014&newsview=
10417&pro=nobak (дата обращения: 15.02.2018).
31. Iranian and Russian foreign ministers met on the sidelines of the 68th UN General Assembly annual meeting in New York // Iran, Russia FMs Express Satisfaction with Preventing War in Syria [Электронный ресурс].- 25 sept, 2013.- URL: http ://en.mfa.ir/ index. aspx?
siteid=3&pageid=2026&newsview=11990&pro=nobak (дата обращения: 15.02.2018).
32. Iranian, Russian Foreign Ministers Agree on Comprehensive, Long Term Ties [Электронный ресурс]. - 11 dec, 2013. - URL: http://en.mfa.ir/index.aspx? siteid=3&pageid=2026&newsview= 270742&pro=nobak (дата обращения: 15.02.2018).
33. Iranian Foreign Minister Mohammad Javd Zarif: Iran, Russia Constantly Consulting on Various Issues [Электронный ресурс]. - 22 apr, 2014. - URL: http://en.mfa.ir/index.aspx?siteid=3&pageid=2027&newsvie w=287368&pro=nobak (дата обращения: 18.02.2018).
34. Iranian Foreign Minister said on Russia and Peace in Syria // interview with New Yorker weekly magazine. - The residence of Iran’s U.N. ambassador [Электронный ресурс]. - .07 now, 2015. - URL: http://en.mfa.ir/index.aspx? siteid=3&pageid=2027 &newsview=361256&pro=nobak (дата обращения: 18.02.2018).
35. Presidents of Iran and Russia, on the side-lines of the GECF Summit:
Iran, Russia stress expanding Tehran-Moscow ties [Электронный ресурс]. - 24 nov, 2015. - URL: http://en.mfa.ir/index.aspx?siteid=3&pageid=2014&newsview=
367976&pro=nobak (дата обращения: 20.02.2018).
36. Rouhani, H. In a meeting with Iranians residing in the Republic of Azerbaijan: North-south transit line to finalise throug h Iran-Azerbaijan coop. Iran, Russia and Azerbaijan to begin trilateral ties, 7 Aug, 2016 [Электронный ресурс] // URL:http://president.ir/fa/94590/printable(дата обращения: 15.02.2018).
37. Rouhani, H. In a telephone conversation with his Russian counterpart: Only Syrian people can decide on Syria, future of the political system/Iran-Russia coordination, collaboration necessary for stabilising bases of peace- tranquillity in Syria, 2015 [Электронныйресурс] // URL:http://president.ir/fa/92728/printable(дата обращения: 15.02.2018).
38. Rouhani, H. Iran-Russia presidents confer on nuclear talks, regional events and bilateral ties [Электронный ресурс]. - 26 March, 2015. -Islamic Republic of Iran's Presidency Website. -URL:http://president.ir/fa/85681/printable(дата обращения: 15.02.2018).
39. Rouhani, H. Rouhani in a phone call with Putin: Strategic occasions between Iran and Russia lead to the establishment of stability and sustainable security in the region [Электронный ресурс].- 9 Jan, 2014.- URL: http://president.ir/fa/73768/printable(gaTaобращения: 20.02.2018).
40. Rouhani, H. in a meeting with his Russian counterpart: Iran-Russia cooperation will help create safe region [Электронный ресурс]. - 21 May 2014. - URL:http://president.ir/fa/77729/printable(дата обращения: 20.02.2018).
41. Rouhani, H. on the sidelines of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) summit: Presidents of Iran-Russia call for enhanced Tehran-Moscow political ties [Электронный ресурс]. - 12 Sept, 2014. - Режим доступа: http://president.ir/fa/ 80818/printable
42. Rouhani, H. in a meeting with Russian deputy PM: President calls for boosting relations with Russia [Электронный ресурс]. - 23 Nov, 2013. - Islamic Republic of Iran's Presidency Website. - URL:http://president.ir/en/search(дата обращения: 20.02.2018).
43. President Ahmadinejad and President Medvedev emphasized: Iran, Russia keen on expansion of ties [Электронный ресурс]. - 06 Feb, 2012. - URL:http://en.mfa.ir/index.aspx?siteid=3&pageid=2014&newsview=23237&pro=nobak(дата обращения: 20.02.2018).
44. President in an Interview with the NPR: We Will Not Accept Any Limitation in Our Defence Area [Электронный ресурс]. - 05 Oct, 2015. - URL: http://en.mfa.ir/index.aspx?siteid=3&pageid=2014&newsview=360983&pro=n obak (дата обращения: 20.02.2018).
45. The Iranian Minister of Foreign Affairs Ali-Akbar Salehi: Iranian, Russian leaders' will good incentive for expansion of ties, 12 dec. 2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://en.mfa.ir/index.aspx?siteid=3&pageid=2027&newsview=24498&pro=nobak (дата обращения: 20.02.2018).
46. Wallander, Celeste A.Russian Tran imperialism and its Implications / Celeste A.Wallander. - In Global Powers in the 21st Century: Strategies and Relations/ ed. by T.J. Lennon, A. & Kozlowski, A. (Eds.). - Cambridge: the MIT press. - 2008 .- 220P.
47. Zarif highlights Iranian, Russian determination to fight terrorism /
Ministry of Foreign Affairs, Islamic Republic of IRAN [Official website] 28.10.2016. - URL: http://en.mfa.ir/index.aspx?
fkeyid=&siteid=3&pageid=1997&newsview=420174(accessed: 08.12.2017).
48. Хаменеи, А. Свет исламской революции. Речи и выступления Руководителя. Исламской Республики Иран. / А. Хаменеи // Серия «Вожди народов - XX век». - М., 2000.- С. 258.
49. Хомейни, Р. М. Исламская власть. Правление факиха / Р.М. Хомейни. -М.: Б.м., 1971. - С.149.
50. Хомейни, Р. М. Религиозное и политическое завещание/ Р. М. Хомейни - М., 1999.
51. Население стран ШОС (Государства члены и Государстванаблюдатели) [Электронный ресурс] / Шанхайской организации сотрудничества. - URL:http://www.sectsco.org/RU123/(дата обращения: 20.02.2018).
52. Обзор внешнеполитической деятельности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ. - URL: http://www.mid.ru/ru/activity/review(дата обращения: 15.02.2018).
53. Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран [Электронный ресурс] // URL:www.ecpnpmy.^Россия(дата обращения: 17.04. 2017).
54. Товарооборот между Россией и Ираном // Федеральная служба
государственной статистики [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_12/IssWWW.exe/stg/d02/26-06.htm (дата
обращения: 17.04. 2018).
55. Обзор внешней торговли России и Ирана [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. -
Электрон. дан. - URL:
http://russian-trade.com/statistics/by-country/iran/ export/2017/ (дата обращения: 17.04. 2018).
56. World Bank. The share of fuels and mining products in total exports and import of countries [Электронный ресурс]. -URL:http://www.wto.org/english/res e/booksp e/anrep e/trade prof iles12 e.pdf(дата обращения: 17.04. 2018).
Список литературы
1. Арбатов, А. А. Как спасти систему контроля над ядерным оружием [Электронный ресурс] // РБК, 2018. - № 032 (2756). - Электрон. дан. - URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/02/21/5a8bf1389a79474081914794
2. Барабанов, М. С. Новые военно-промышленные державы / под ред. Р.Н. Пухова. - М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2016. - 168 с.
3. Белобров, Ю. Я. Современные российско-иранские отношения: вызовы и возможности / [Белобров Ю. Я. и др. ; гл. ред. И. С. Иванов]; [Российский совет по междунар. делам]. - М.: Спецкнига, 2014. - 72 с.
4. Богатуров, А.Д. Очерки теории и политического анализа международных отношений / А.Д. Богатуров, Н.А. Косолапов М.А. Хрусталев: мат-лы научно-образоват. форума по междунар. отношениям. - М., 2002. - 360 с.
5. Бурова, Н. А. Факторы и динамика поддержки исламского режима в Иране / Н. А. Бурова С. А.Ходунов // Власть. - 2014. - № 12. - С. 56 - 60.
6. Внешнеполитический процесс в странах Востока / Под ред. Д.В. Стрельцова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 345 с.
7. Гайказов, М. Р. Россия и Иран: из истории взаимоотношений / М. Р. Гайказов // Россия и мусульманский мир. - 2004. - № 5. - С. 119.
8. Ганиев, Т. А. Теория национальной и региональной безопасности: монография / Т. А. Ганиев. - М.: ВУ, 2014.- 619с.
9. Ганиев, Т. А. Специальное страноведение. Исламская Республика Иран: учебник / Т. А. Ганиев, С. М. Бондарь, С. Г. Толмачев, О. Г. Чернета. - М.:ВУ. - 2015. - 356с.
10. Геворгян, А. О. Взаимодействие России с государствами ираноязычного мира в контексте укрепления международной безопасности / А. О. Геворгян // Вестник Таджикского государственного университета права,бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2016. - №9 (1). - С.22-36.
11. Дружиловский, С.Б. Исламская Республика Иран: на рубеже 80-90-х гг. / С.Б. Дружиловский. - М.: МГИМО, 1992.
12. Дунаева, Е. В. О развитии культурных контактов ИРИ и России в конце 20 - начале 21 вв. Россия и Иран: особенности развития и проблемы межкультурной коммуникации / Е. В. Дунаева // Обсерватория культуры. - №5. - 2014. -с.137-138.
13. Дунаева, Е.В. Граница России с Ираном (история формирования): коллект. моногр.; изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. Н.М. Мамедова / Е.В. Дунаева, Л.М. Кулагина. - М.: Ин-т востоковед. РАН; ИСАА МГУ, 2007.
14. Ивашенцов, Г. А. Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии: совместный документ российских и южнокорейских экспертов: рабочая тетр. № 25/2015 / [Г. А. Ивашенцов (рук.) и др.; Б.-Ш. Шин (рук.) и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спец книга, 2015. - 28 с.
15. Корнилов, А.А. Безопасность превыше всего. Концепции внешней политики и национальной безопасности государства Израиль / А.А. Корнилов: моногр. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 2005. - 567 с.
16. Кулаи, Э. Иран и Россия в период правления Хатами / Э. Кулаи // Внешняя политика. - Тегеран, 2005. - № 1. - С. 25-47.
17. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пос. для вузов / Под ред. П.А. Цыганкова. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. - 265 с.
18. Наумкин, В. В Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / В. В. Наумкин. - М.: Спецкнига, 2013. - 64 с.
19. Каменева, М. С. Россия и Иран: история и современность / М. С. Камнева // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2009.
- № 4. - С. 160.
20. Каменева, М. С. Личность и взгляды Имама Хомейни. Восток / М. С. Камнева // Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2010. - № 4.
- С. 151.
21. Карами, Д. Отношения между Ираном и Российской Федерацией (новая эра сотрудничества) / Д. Карами. - Тегеран, 2010. - С. 250.
22. Катона, В. В. Нефть и газ Каспийского моря: между Европой и Азией: Рабочая тетрадь 39/2017 / В. В. Катона. — М.: НП РСМД, 2017. — 68 с.
23. Клепиков, С. С. Перспективы развития отношений России и Ирана в контексте современной международной ситуации / С. С. Клепиков // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - №1/1. - С 54 - 60.
24. Кортунов, А. В. Внешняя политика России: взгляд в 2018 год: прогноз. докл. Российского совета по междунар. делам: доклад № 36/2017 / А. В. Кортунов, И. Н. Тимофеев - М.: НП РСМД, 2017. - 28 с.
25. Кулагина, Л. М. Россия и Иран (XIX-начало XX века) / Л. М. Кулагина;. Российская акад. наук, Ин-т Востоковедения. - М.: Ключ-С, 2010. - 271 с.
26. Материалы международной конференции «Ядерное оружие и международная безопасность в XXI веке» / [гл. ред. И. С. Иванов]. - М.: Спецкнига, 2013. - 128 с.
27. Махдиян, М. Х. История межгосударственных отношений Ирана и России (XIX — начало XXI века) / Отв. ред. Н.М. Мамедова // М.: Центр стратегической конъюнктуры, ИВ РАН, 2014. — 228 с.
28. Мамедова, М. Н. Вероятные сценарии развития Ирана до 2050 г. / М.Н. Мамедова// Восточная аналитика. - №2/14. - С.85-96.
29. Мамедова, М. Н. Взаимные интересы России и Ирана и их эволюция / Н.М. Мамедова // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2013. - № 4. - С. 130.
30. Небречнин, С. М. Иран в евразийской политике России / С. М. Небренчин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - №8. - С. 100-106.
31. Преодоление разногласий в вопросах безопасности в 2015 году. Российская, американская, европейская позиции. № 21/2015 / [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД) / Пер. с англ. - М.: Спецкнига, 2015. - 54 с.
32. Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. Доклад № 29/2017 / [Б. Амирахмадиан, Х. Азизи, С.В. Демиденко, Е.В. Дунаева, В.В. Евсеев, П.В. Зюзин, И.С. Иванов, Дж. Карами, А.В. Кортунов, Д.Киани, А.А. Князев, Н.А. Кожанов, Г.В. Лукьянов, Н.М. Мамедова, Р. Мусави, Ф. Паранд, М.К. Саджадпур, Ж. Шакиби, М.Санаи, М. Шариатиниа, М. Шури, В.И. Сажин, М. Тишейар, П.В. Топычканов]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2017. - 184 с.
33. Протопопов, А. С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000). / Под ред. А. С. Протопопова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 144.
34. Примаков, Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX - начало XXI века) / Е.М. Примаков. - М.: Российская газета, 2006. - 384 с.
35. Россия и большой Ближний Восток / Под ред. И. С. Иванова. — М.: Спецкнига, 2013. — 52 с.
36. Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы / Под ред. Е. В. Дунаевой, В. И. Сажина. — М.: ИВ РАН, 2015. — 260 с.
37. Россия и Иран в одном шаге от взаиморасчетов в нацвалютах.
16.06.2016 / Интернет-издание Правда.ру. URL:
http://www.pravda.ru/news/economics/16-06-2016/1303937-nazvaluta-0/ (дата
обращения 05.11.2016)
38. Руми, Ф. Политические проблемы российско-иранских отношений: региональные и глобальные аспекты (1991-2013 гг.): автореферат дис. ... кандидата политических наук / Ф. Руми - Нижний Новгород, 2017. - 27 с.
39. Руми, Ф. Концептуальные подходы к изучению двусторонних российско-иранских связей / Ф. Руми, А. С. Матвеев // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2016.- № 3. - С. 209-216.
40. Санаи, М. Отношения Ирана и России / М. Санаи, Д. Карами. - Тегеран: Ирас, 2009.- С.365.
41. Сухоруков. С. А. Иран: между Британией и Россией. От политики до экономики / С. А. Сухоруков. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 74.
42. Топороков, А. Владимир Путин договорился, что «Газпром» построит трубу из Ирана в Индию [Электронный ресурс]// Ведомости, 2017. - URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/02/740288-gazprom-trubu-irana-indiyu?utm campaign(дата обращения 01.02.2018)
43. Трофимов, А. Военно-техническое сотрудничество Исламской Республики Иран с зарубежными странами: политические, экономические и военные аспекты / А. Трофимов // Институт изучения Израиля и Ближнего Вос-тока. - URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/03-10-03.htm (дата обращения 20.11.2016).
44. Фалсафи Н., Шамим A. A. Тарих-е мофассал-е кешвар-е Иран ва тарих-е омуми (Полная история Ирана и общая история). - Тегеран, 1940. - С. 185.
45. Хабиби, Р. Р. Российско-иранские отношения в Каспийском регионе / Р. Р. Хабиби // Политекс. - № 3. - 2014. С. 101-112.
46. Хабиби, Р. Р. Динамика российско-иранских отношений на рубеже XX и XXI вв. : автореферат дис. ... кандидата политических наук / Р.Р. Хабиби. - Санкт-Петербург, 2013. - 21 с.
47. Хафизова, Э. И. Торгово-экономическое сотрудничество Ирана и России в 2013-2017 гг. / Э.И. Хафизова // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №5. - С. 25-30.
48. Хатами, М. Ислам, диалог и гражданское общество / М. Хатами. - М., 2001. - С. 242.
49. Чикризова, О.С. Дихотомия «обездоленные — высокомерные» в шиитском восприятии международных отношений / О.С. Чиркизова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. - Т. 17. - № 2. - С. 279—289.
50. Шаров, А. В. Нефтехимия Исламской Республики Иран. Пути взаимодействия / А.В. Шаров // НефтеГазоХимия. - 2015. - №2. - С 21 - 25.
51. Шарипов, У. З. Концепция «Большого Ближнего Востока» в действии / У.З. Шарипов - М.: Институт востоковедения РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - 376 с.
52. Шкваря, Л. В. Развитие сотрудничества Ирана и России в условиях санкций / Л.В. Шкваря // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - №6. - С. 1-21.
53. Юлдашева, Г. А. Иран в центральноазиатской политике Российской Федерации / Г. А. Юлдашева// Центральная Азия и Кавказ. - 2015. - №4. С.128-134.
54. Юртаев, В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.) / В.И. Юртаев. - М.: Росс.ун-т дружбы народов, 2012.
55. Abbas Maleki. Notes on Future Relations between Iran and Russia // Iran Review. 30.01.2016. URL: http://www.iranreview.org/content/Documents/Notes-on- Future-Relations-between-Iran-and-Russia.htm(дата обращения: 05.11.2016.)
56. The Arkenstone - jy—^N // Blogspot.ru. 20.02.2015. URL: http://thearkenstone.blogspot.ru/2015/02/irans-ministry-of-defense-and-rmed.html(дата обращения: 17.11.2016).
57. Tehran, Moscow discuss developments in Syrian [Electronic resource] //
Tehran Times [Official website]. - January 7, 2016 - URL:
http://www.tehrantimes.com/news/252038/Tehran-Moscow-discuss-developments-in-Syrian(accessed: 01.02.2018).
58. Iran Calls on Syria to Recognize Citizens’ Demands. Официальный сайт газеты New York Times. - URL: http://www.nytimes. com/2011/08/28/ world/ middleeast/ 28syria.html?_r=0 (дата обращения: 01.12.2018).